4.5. Фашистский режим
Фашистский
режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего
характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве
одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней
агрессивностью. Фашизм, как правило, основывается на националистической,
расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского
государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических,
социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии
такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и
обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна
нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в
мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации
или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации,
расы, они, в конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский
политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный
режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа. Но фашистские
режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных
расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные
общественно-политические движения, в которые внедряются националистические
идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п. Милитаризация,
поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец,
военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм
тоталитаризма
В
настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако
всплески фашистской идеологии можно видеть во многих странах. Фашистские
идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных слоев населения
активно борются за овладение государственным аппаратом либо, по крайней мере,
за участие в его работе.
4.6. Авторитарный режим
Авторитарный
режим может осуществляться в иных формах. Он может быть основан на праве,
моральных началах, но его нельзя все же отнести к режимам, где население
участвует в управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным способом.
Все
же при любой форме авторитаризма государственная власть не формируется и не
контролируется народом. Несмотря на то, что существуют представительные органы,
реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует
решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц
(хунтой, олигархией). Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой»
форме осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности,
единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В
авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно.
Решения центральной власти, не учитывающие зачастую экономические, национальные,
географические, бытовые, религиозные и другие особенности тех или иных групп
населения, исполняются отнюдь не добровольно. В случае отклонения людей от
“генеральной линии” применяется принуждение. Использование насилия становится
характерным для авторитарного режима. Вот почему авторитарное государство не
может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком
государстве – вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные
методы принуждения людей. Оппозиция при авторитаризме не допускается. В
политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии
должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном
случае они запрещаются, разгоняются. Особо следует отметить переходные и
чрезвычайные государственно-правовые режимы, которые, как правило, носят
временный характер.
4.7. Переходные режимы
Переходные
режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут
существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной
направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы,
устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в
центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.
Чрезвычайные
государственно-правые режимы устанавливаются при попытках государственных
переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных
катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному
функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на
всю территорию государства, так и на его отдельные регионы. Введение режима
чрезвычайного положения связанно с запрещением митингов, шествий, демонстраций,
ограничением свободы печати и других средств массовой информации,
приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения
транспортных средств, установлением комендантского часа и т. д.
Авторитарному
режиму противостоит демократический режим, прежде всего наиболее современная
форма последнего - либерально-демократический режим.
4.8. Либерально-демократический режим
Либерально-демократический
режим существует во многих странах. Его значение такого, что некоторые ученые
полагают: либеральный режим – это собственно не режим осуществления власти, а
условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже
финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации
общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним
утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция
политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический
режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от
экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения
государственной власти, например, все возрастает роль ООН, появляются
международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами
человека и наций, народов и т.п.
В
теории государства и права либеральными называются также политические методы и
способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее
демократических и гуманистических принципов. Эти принципы, прежде всего,
характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При
либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и
свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически
самостоятельным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется за
личностью и т.п. При либерализме государственная власть формируется путем
выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей
тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Осуществление
государственного управления производится на основе принципа разделения властей.
Система “сдержек и противовесов” способствует уменьшению возможностей для
злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством
голосом. В государственном управлении используется децентрализация: центральная
власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить
местная власть.
Либеральный
режим имеет и свои проблемы, главные среди них - социальная защита некоторых
категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых
возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эффективно становится
возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и
социального развития. Население должно обладать достаточно высоким
политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой.
Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является
наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств.
Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает
из собственно демократического режима.
4.9. Демократический режим
Собственно
демократический режим (democratia - в переводе с греческого - народовластие) -
это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании
принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении
государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы,
демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е.
формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них
социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих
прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а
не только формальными.
В
демократическом государстве народ является источником власти. И это становится
не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и
должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но
меняются. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган
являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти -
отличительный признак государства, в котором существует демократический
политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и
моральные начала, гуманизм.
Демократическое
общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях
общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический
плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения,
ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по
различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют
развитию государственности и свободы личности. Референдумы, плебисциты,
народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся
необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют в
управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах
создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют
в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за
исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами
общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев
- профессионалов и прямое участие в решении общественных дел (самоуправление,
саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое
общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.
Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с
учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем
голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений.
Разумеется,
и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение
общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство
большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению
власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой
создает условие для существования разрушительных, экстремистских,
сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима
намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.
Заключение
Форма государства
может быть понята лишь в единстве трех составляющих элементов: формы правления,
формы государственного устройства и формы государственного режима. Несмотря на
имеющиеся различия, форма всех существующих государств имеет общие признаки,
что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Форма правления
отвечает на вопрос о том, кто и как правит, как устроены органы государства.
Форма
национально-государственного устройства и административно-территориального
устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории,
связь этого населения с государством в целом.
Политический
режим характеризует – как, каким способом осуществляется государственная власть
в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет
свое социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный
порядок и другие свои функции.
Наиболее
распространенной формой государства на нашей планете в настоящее время
является демократическая республика, которая представляет собой продукт
наиболее прогрессивных представлений человечества об устройстве современного
общества. Однако по мнению многих ученых это не исключает появления в будущем
принципиально новых элементов формы государства.
Список
использованной литературы
1.
Бабаев
В.К. Теория государства и права/В.К. Бабаев.- М.: Юрист, 2002.
2.
Бутенко
А.П. «От коммунистического тоталитаризма к формированию открытого общества в
России», М., «Магистр». 1997.
3.
Добрынин
Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы/Н.М. Добрынин//Государство и
право.-2003 - № 11.
4.
Иванов
В.В. Новые подходы к теории территориального устройства и федеративная система
России/В.В. Иванов// Правоведение.-2002.-№ 3.
5.
Ковачев
Д.А. Федерация в зарубежных странах: актуальные аспекты// Журнал российского
права.-1998 г. № 7.
6.
Комаров
С.А. «Общая теория государства и права», М., «Юрайт», 1998
7.
Крашенинников
Н.А., Житков О.А. «История государства и права зарубежных стран», М.
Норма-Инфра, 1998.
8.
Крылов
Б.С. Федерализм и его будущее// Журнал российского права.-1999 г.- № 1
9.
Кудрявцев
Ю.А. Политические режимы / Ю.А. Кудрявцев //Правовоедение. 2002. -№ 1.
10.
МарченкоМ.Н.
Теория государства и права в вопросах и ответах/ М.Н. Марченко. – М. – Проспект,
2004.
11.
Теория
государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф.
В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003.
12.
Цыганков
А.П. Политический режим// Социально-политический журнал.-2006 г.- № 2
13.
Чиркин
В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма//
Государство и право.- 1997г. - № 1
14.
Чиркин
В.Е. «Пути развития современного парламента: минипарламенты»//Правоведение.-
2002 г. - № 2
15.
Хропанюк
В.Н. Теория государства и права/ В.Н. Хропанюк. – М.: Омега-Л, 2004 г.
14.01.2008 г. _________________ Рукосуев
А.Г.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|