Меню
Поиск



рефераты скачать Форма (устройство) государства

Форма (устройство) государства

ПЛАН


Введение

1. Понятие формы (устройства) государства, ее структура и факторы,                                                                                                                                                               влияющие на ее изменение

2. Форма правления

2.1. Монархия

2.2. Республика

3. Государственное устройство: понятие и виды

3.1. Унитаризм

3.2. Федерация

3.3. Конфедерация

3.4. Содружество

3.5. Сообщество

3.6. Союз

3.7. Империя

3.8. Фузия и инкорпорация

Автономия

4. Политический режим. Виды режимов и их признаки

4.1. Виды политических режимов

4.2. Деспотический режим

4.3. Тиранический режим

4.4. Тоталитарный режим

4.5. Фашистский режим

4.6. Авторитарный режим

4.7. Переходные режимы

4.8. Либеральный режим

4.9. Демократический режим

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Для постижения такого сложного социального института как государство в теории государства и права особое внимание уделяется изучению формы государства. Изучать государство с точки зрения его формы означает изучение в первую очередь его строения, его основных составных частей, внутренней структуры, основных методов осуществления власти.

В настоящее время вопрос формы государства становится особенно актуальным для юридической науки в нашей стране. В обществе все чаще слышны заявления о формировании авторитарного государства в России, об усилении централизации власти и уменьшении роли местных властей, как результате пресловутой «укреплении вертикали власти». В связи с этим подробное рассмотрение вопроса формы государства, его всестороннее изучение и осмысление позволит сформировать наиболее достоверные выводы о тех процессах, происходящих в нашем обществе, свидетелями которых мы все стали.

Цель данной работы – показать сущность понятия «форма государства», раскрыть его составляющие, связь между ними и изучить их многообразие.

1. Понятие формы (устройства) государства, ее структура и факторы, влияющие на ее изменение


Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.

Традиционно в 60-70-х годах отечественная теория государства и права выделяла две составляющие формы государства: форму правления и форму государственного устройства. В более поздний период утвердилось мнение, согласно которому в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форма правления, форма национально-государственного и административно-территориального устройства и политический режим. И если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

Форма государства, в узком смысле форма правления, в широком смысле включает в себя также форму государственного устройства (унитарное государство, федерация, характер взаимоотношений между государством и его частями, между центральными и местными органами управления и др.) и политический режим, т. е. совокупность методов и приёмов осуществления государственной власти.

Учитывая вышеизложенное, форму государства можно определить как такое устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения.

Формы государства весьма разнообразны, причиной чему послужили следующие факторы:

1. Историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.

2. Исторические особенности становления самой национальной государственности. Например, принятие такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами.

3. Принятие той либо иной государственной формы объясняется также национальным  составом населения данной страны. Именно эти обстоятельства обусловили установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия.

4. Избрание той или иной государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Неудивительно, что во многих бывших колониях Великобритании (Тринидад и Тобаго, Ямайка, первоначально в Индии, Пакистане) после провозглашения независимости бала установлена монархическая форма правления, в то время как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками (Республика Верхняя Вольта, Габон, Дагомея, Исламская Республика Мавритания).

За всю историю развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порою весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.

Один из величайших мыслителей античности Платон исходил, например, из того, что идеальной формой правления "идеального государства" как государства "лучших и благородных" является "законная власть немногих" — аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась "законная монархия" — царская власть и "незаконная" — олигархия. Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и, соот­ветственно, в этом же направлении изменять свои формы.

Значительное внимание исследованию форм государства уде­ляется в современной отечественной и зарубежной литературе. Разумеется, среди авторов-современников, также как и среди их древних предшественников, нет единого взгляда и представления о понятии, видах и содержании форм государства. Высказываются разные точки зрения, различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

 

2. Форма правления

2.1. Монархия


Форма правления рассматривается как организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления. Во втором — республиканская.

В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем Мире, (Др.Израиль, Др.Египет, государства Эллады, Др.Рим и.т.д.) в период рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта форма нашла в Средние века, когда вместе с господс­твовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства (Англия, Франция, Польша, и др.). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения (Например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная монархия в России в XVII веке, и т.д.). В наше время на Земле существует несколько государств, сохранивших монархическую форму правления, причем не только конституционную, но и абсолютную ее разновидность.

Для абсолютистской монархии  -  характерно  полное  бесправие  народа, отсутствие  каких-либо  представительных  учреждений,  сосредоточение   всей государственной  власти  в  руках  монарха.  Он  издает  законы,   назначает чиновников, ведет  внешнюю  и  внутреннюю  политику,  собирает  и  расходует налоги, причем делает  это  самостоятельно  без  всякого  участия  народа  в законодательной   деятельности,   без   контроля   народа   за   управлением государством. Абсолютистские формы  монархии,  как  правило,  сопровождаются произволом, жестокой эксплуатацией народа, безудержным господством  классов, выразителем и защитником интересов которых и выступает чаще всего монарх. Так, в рабовладельческом  обществе  монархия  зачастую  выступает  как неограниченная  деспотия,  но  расцвет  абсолютистской  монархии  как  формы правления приходится в основном на  средневековье.  С  развитием  буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых государствах эволюционирует  в монархию  конституционную,  приспосабливаясь,  таким  образом,  к  интересам нового господствующего класса - буржуазии.

Ограниченная монархия может быть конституционной  или  дуалистической. В поздний период средневековой Европы наличие  монархии  уже  сопровождалось появлением парламентов - представительных  учреждений  «третьего  сословия». Возникала  своеобразная  двойственность  государственной   власти,   которая выражалась в том, что, хотя монарх юридически и фактически был независим  от парламента в сфере исполнительной власти,  вместе  с  тем  он  зачастую  был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он  назначал  правительством, которое   несло   ответственность   перед   ним,   но   деятельность   этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике  в  парламенте.  Монарх имел сильное влияние на парламент: мог наложить вето  на  его  законы,  имел право назначения депутатов  в  верхнюю  палату,  мог  распустить  парламент. Однако представительное  учреждение  при  монархии  приобретает  контрольные функции,  выступает  законосовещательным   органом,   с   которым   вынужден считаться монарх. В  современной  буржуазной  монархии  власть  монарха  ограничена  на основании конституции, т. е. законодательные  функции  переданы  парламенту, исполнительные  —   правительству.   В   конституционной   монархии   монарх юридически  считается  верховным  носителем  исполнительной  власти,  главой судебной системы, формально он назначает правительство,  смещает  министров, имеет право распоряжения военными и  полицейскими  силами,  издания  указов, запрещения принятых парламентом законов или отсрочки вступления их  в  силу, право  законодательной  инициативы,  роспуска  парламента  и  т.  п.  Однако фактически эти полномочия обычно полностью находятся в руках  правительства, а монарх «царствует, но не управляет».  

Конституционной  монархии  свойственно  юридическое,  законодательное ограничение  власти  монарха  как   в   области   законодательной,   так   и исполнительной деятельности. Несмотря на то, что монарх формально  назначает главу правительства и  министров,  правительство  несет  ответственность  не перед ним, а перед парламентом. Все исходящие от  монарха  акты  приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом,  основаны  на  конституции. Монарх в конституционной монархии играет  главным  образом  представительную роль,  является  своего  рода  символом,  декорумом,  представителем  нации, народа, государства. Он царствует, но не правит. Например, Бельгия — конституционная монархия.  Действующая  конституция принята в 1831 (одна из старейших в Европе).  Глава  государства  —  король, который  формально  наделён  широкими   полномочиями,   которые   фактически осуществляются  правительством:  назначает  и  увольняет  министров,  высших государственных  служащих,  высших  офицеров  армии  и  флота,  судей   всех инстанций, заключает  международные  договоры,  издаёт  указы  по  важнейшим вопросам, имеет право  помилования,  является  верховным  главнокомандующим. Законодательную власть осуществляет парламент, состоящий  из  двух  палат  — палаты представителей и сената, обладающих равными  правами.  Исполнительная власть  принадлежит  правительству,  которое  формально  ответственно  перед парламентом.

Дуалистическая монархия представляет  собой  форму  правления,  которая возникает в переходные периоды развития общества. В дуалистической  монархии парламент обладает законодательной властью. Кроме того, он принимает  законы по вопросам бюджета, налогов и сборов, финансового, кредитного,  таможенного регулирования. Исполнительная же  власть  сосредоточена  в  руках  монарха.  Монарх  и парламент являются двумя  самостоятельными различными ветвями власти.  Отсюда и название – дуалистическая монархия. В дуалистической  монархии  действует  двухпалатный  парламент.  Нижняя палата  формируется  выборным  путем  и  представляет  интересы   буржуазии. Верхняя  палата  состоит  из   феодалов,   назначаемых   в   неё   монархом. Правительство  подчиняется  монарху.  Он  по  своему  усмотрению  назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.  Монарх  обладает правом вето на применяемые парламентом законы. Поскольку дуалистическая монархия возникает на стыке двух  исторических эпох и представляет собой выражение и воплощение  политического  компромисса между феодалами и буржуазией, то в качестве примера  целесообразно  привести Германскую империю последней четверти 19 века, которая и явилась таковой.     Дуалистическая монархия в Германской империи была юридически  оформлена Конституцией 1871 года. Само же государство  представляло  собой  федерацию, состоявшую из 22 государств и трех вольных городов. Высшими органами Германской империи являлись: Император, Союзный  Совет и Рейхстаг. В дуалистической монархии центральной фигурой  во  властных  структурах государства остается монарх.

Парламентарная монархия, в отличие от дуалистической,  является  чисто буржуазной формой правления. Её  существование  обусловлено  не  буржуазными производственными  отношениями,  а  определенными  историческими   условиями (сила традиции, приверженность общества к старым обычаям). Образцом    парламентарной    монархии    буржуазного    типа    служит Великобритания. Королевская власть  является  пожизненной  и  передается  по наследству прямым  потомкам  монарха.  Монарх  формально  наделен  обширными полномочиями по управлению страной и  является источником  законодательной, исполнительной и судебной власти. Фактически же он  не  играет  значительной роли в проведении внутренней и внешней политике государства.

Монархию как  форму  правления  весьма  красноречиво  характеризуют  не только юридические, но и социально-психологические признаки.  Можно  указать на следующее.  Власть  монарха  воспринимается  как  нечто  божественное,  а монарх - как человек, осененный божьей  благодатью,  наделенный  властью  от бога.   Монархия   основана   и   держится   на   патриархальном   сознании, представлении, что  «каждый  за  себя,  один  царь  -  за  всех»,  признании неравенства людей, их ранжировании по имущественному  положению,  званию, месту в социальной иерархии. Монархическая власть сопровождается доверием  к монарху, провозглашением  верности  и  любви  к  нему,  надеждами  на  царя-

батюшку.  Вместе  с  тем  монархия  держится  и  на   принуждении,   жесткой дисциплине и субординации, наконец, монархическое сознание в целом  является консервативным. Ему свойственны  терпение,  желание  сохранять  существующие традиции, установившиеся нормы поведения. Таким образом, монархия как форма правления - это сложный  конгломерат власти,  юридических  основ  ее  организации  и  осуществления,   социально-

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.