В зарубежных странах серьезным источником
информации являются базы данных различных торговых ассоциаций, а также все
более развивающиеся компьютерные сети, в том числе системы приема заказов
через компьютеры. Ранее такие общедоступные системы облегчали лишь жизнь
авиакомпаний. Теперь во всем мире благодаря компьютеризации бурно развивается
система электронных продаж, когда клиент ведет все переговоры о покупке через
виртуальный магазин, созданный фирмой на своей странице в Интернете.
Конечно, сбор информации на постоянной основе
требует затрат, но уклоняться от них нерационально — они приносят большую
пользу, повышая точность ценовых решений и снижая опасность быть втянутыми в
ценовую войну.
Решению последней задачи очень способствует
селективное раскрытие информации о возможностях и планах фирмы для ее
конкурентов. Выше мы уже упоминали об одном из такого рода ходов (объявление о
снижении цен вместе с публикацией информации о новых производственных
возможностях). Но это не единственный из целесообразных ходов такого рода, хотя
предложение о раскрытии информации нередко встречается высшим менеджментом фирм
с крайним сомнением. Но полная закрытость часто бессмысленна и даже невыгодна
фирме, что хорошо видно на приведенном ниже примере.
Это подводит нас к обсуждению того, какая именно
внутренняя информация фирмы и каким образом может быть открыта для сведения
конкурентов.
Информация о намечаемых повышениях цен. Необходимость в
правильном раскрытии информации особенно важна в том случае, когда фирма
(полагая, что состояние рынка это позволяет) планирует повышение цен. Такой
шаг может быть в интересах всех фирм-продавцов, давая им возможность сделать
то же самое и увеличить в результате уровень прибыльности.
И тем не менее он — с той же вероятностью — может
оказаться и неудачным, если другие фирмы его не поддержат и попытаются
перехватить клиентов за счет более позднего повышения собственных цен. Чтобы
предотвратить такое развитие событий, лучше предварить повышение цен публикациями
в специальной прессе. Они должны доказывать полезность и неизбежность общего
роста цен на данном рынке, а также информировать о намечаемом повышении цен
данной фирмой, осознавшей эту неизбежность. При этом такие публикации должны
быть осуществлены задолго до намечаемой даты повышения цен.
Подобного рода информационная кампания решает
двоякую задачу:
1) предупреждает конкурентов о намечаемом
повышении цен и дает им возможность и время проанализировать — а не пойти ли и
им на такое повышение, если ситуация на рынке такова, что покупатели будут
вынуждены его принять;
2) позволяет фирме, «не теряя лица», отказаться
от повышения цен, если станет ясно, что большинство конкурентов его не
поддержат.
При этом вовсе не обязательно действительно
повышать цену в ранее объявленный момент. Если станет ясно, что ряд крупных поставщиков
не поддержат такой шаг, то можно воздержаться от изменения цен, а затем
повторить весь маневр еще и еще раз, пока не удастся переубедить даже самых
упрямых из главных игроков данного рынка. Кроме того, благодаря таким
публикациям и инициированной ими дискуссии можно попытаться определить: не
слишком ли большое повышение цен предложено фирмой-лидером и не стоит ли
уменьшить его масштабы, чтобы легче было добиться аналогичных шагов и от
конкурентов?
Информация об «оборонительных возможностях» фирмы.
Ощутив
угрозу нападения со стороны конкурентов, фирма может предостеречь их от такого
шага, если организует публикацию
информации о своих возможностях выстоять и
победить в намечающейся схватке.
Иногда в качестве средства информационного
воздействия на конкурента могут быть использованы сами цены. Причем такой шаг
может помочь даже после начала атаки со стороны конкурента.
Классическим примером тому может послужить
ценовой маневр американской авиационной компании «Норфвест». В свое время ее
конкурент — авиакомпания «Америка Вест Эйрлайнс» попыталась осуществить
50-долларовое снижение цены на авиабилет по маршруту Миннеаполис —
Лос-Анджелес, где «Норфвест» имела очень большой пассажиропоток.
Казалось бы, в такой ситуации «Норфвест» должна
была бы ответить на ценовую атаку аналогичным снижением цен и на свои рейсы,
чтобы удержать пассажиров. Но менеджеры «Норфвест» поступили более
изобретательно. Они знали, что
наиболее выгодным для «Америка Вест Эйрлайнс» был
маршрут Феникс — Нью-Йорк. И именно здесь «Норфвест» осуществил точно такое же
50-долларовое снижение цен. Причем объявлено это было как временный шаг «с
целью изучения спроса на перевозки».
Тем самым менеджеры «Норфвест» недвусмысленно
довели до сведения менеджеров «Америка Вест Эйрлайнс» информацию двоякого
рода:
1) мы не заинтересованы в таком снижении цен ни
на одном из маршрутов;
2) пониженные тарифы для маршрута Феникс —
Нью-Йорк, отвлекающие пассажиров от рейсов «Америка Вест Эйрлайнс», будут
сохранены до тех пор, пока «Америка Вест Эйрлайнс» не отменит снижение цен на
свои рейсы по маршруту Миннеаполис — Лос-Анджелес.
И этот информационно-ценовой маневр возымел успех
— конкуренты отказались от пониженных тарифов на перевозки по столь важному для
«Норфвест» маршруту.
5. Ценовые факторы выбора
конкурентной стратегии
Выше было достаточно много сказано о полезности
для большинства фирм уклонения от ценовой конкуренции. В коммерческой
практике известно вместе с тем немало примеров успешного развития фирм,
которые побеждали своих конкурентов именно с помощью снижения цен в ходе
ценовых войн. Это требует от нас рассмотреть те условия, при которых подобная
ценовая стратегия может стать элементом успешной коммерческой стратегии фирмы
в целом. Таких условий можно выделить четыре.
1. Политика снижения цен окупается в том случае,
если она позволяет в большей мере использовать эффект масштаба, чем это
доступно конкурентам. Напомним, что эффект масштаба связан с сокращением
удельных затрат на единицу товара (услуги) при росте объемов производства
(деятельности). Основой возникновения эффекта масштаба является сокращение
величины постоянных затрат, приходящихся на каждую единицу произведенных
товаров (услуг).
Эффект масштаба — сокращение удельных
затрат на производство единицы товара при росте объемов производства за счет
уменьшения величины постоянных затрат, приходящейся на каждую произведенную
единицу.
Именно подобная экономическая основа позволяет
идти на снижение цен таким производителям массовой продукции, как «ИБМ», «Форд»
или крупным торговым фирмам с большим числом магазинов («Уол-Март» в США или
«Си энд Эй» в Европе). Огромные масштабы операций обеспечивают им существенное
преимущество перед мелкими конкурентами по уровню постоянных затрат либо по
величине скидок за размер закупки товаров (либо ресурсов и комплектующих
деталей) у производителей и позволяют получать большую массу прибыли и при
пониженном (по сравнению с конкурентами) уровне цены.
Наличие большой общей массы прибыли, в свою
очередь, дает таким фирмам возможность дифференцировать размеры удельного
выигрыша в ценах отдельных видов продаваемых товаров не в строгом соответствии
с реальными затратами на их производство (закупку), а так, как это наиболее
выгодно для победы над конкурентами. Это означает, что подобная стратегия не
может быть отнесена к ценовым играм с отрицательной суммой выигрыша и
представляет собой обычное и закономерное перераспределение рынка в пользу
наиболее эффективного конкурента.
2. Политика снижения цен окупается в том случае,
если она адресована столь узкой группе покупателей, что может и не вызвать
ответной реакции конкурентов. Речь идет о фирмах, действующих на сильно
дифференцированных рынках. Если, соответственно, снижение цен может увеличить
продажи лишь в узком сегменте рынка, то весьма вероятно, что другие фирмы и не
отреагируют. Ведь такая реакция потребует от них либо общего снижения цен для
куда более широкой группы покупателей (в чем нет прямой необходимости), либо
увеличения степени ценовой дискриминации, что опять-таки может породить
ненужные проблемы с распространением информации о выборочном снижении цен среди
остальных покупателей этих фирм.
3. Политика снижения цен окупается в том случае,
если речь идет о товаре, являющемся «убыточным лидером продаж». Такой товар
фирма может продавать без прибыли или даже с убытком ради того, чтобы завоевать
новую группу покупателей, которые в дальнейшем будут готовы или даже вынуждены
приобретать и другие товары фирмы.
Убыточный лидер продаж — товар,
продаваемый фирмой с минимальной прибылью или даже без нее ради привлечения
покупателей к покупке и других ее товаров.
Можно привести немало примеров такой политики.
Именно ее, например, придерживаются фирмы, производящие бритвенные станки
(«Жиллетт», «Вилкинсон» и др.). Они могут себе позволить идти на снижение цен
по отношению к станкам (и действительно сейчас продают эти станки крайне
дешево). Но зато покупатель, который приобрел такой станок, далее обречен
покупать к нему сменные лезвия (в цене которых доля прибыли достаточно велика),
специальные кремы и т.д.
Аналогичную политику проводила в свое время и
фирма «Майкрософт», когда она начала продажи первых версий операционной
системы «Windows» по крайне
низким ценам. Расчет был прост: купив такую операционную систему, владелец компьютера
будет далее склонен (и даже вынужден) покупать прикладные программы, которые
работают на базе этой операционной системы. Соответственно, на продаже таких
программ (прежде всего уже упоминавшихся выше «Word» и «Excel») «Майкрософт» и зарабатывал прибыль.
4. Политика снижения цен окупается в том случае,
если речь идет о вновь формирующемся или стагнирующем рынке, где падение цен
способно существенно расширить его границы. В этом случае все фирмы,
вовлеченные в ценовую войну, могут в итоге все же выиграть, поскольку объемы
продаж возрастут настолько, что и при более низких ценах общая масса прибыли
увеличится (или, по крайней мере, не упадет). '
Именно эту картину мы можем наблюдать сегодня на
вновь формирующемся рынке мультимедийных компьютеров. А раньше она была
характерна для стагнировавшего рынка микрокалькуляторов. Резкое падение здесь
цен в результате ценовой войны многих производителей привело к расширению рынка
за счет совершенно новой группы покупателей — школьников и домохозяек.
Во всех остальных ситуациях конкурентной борьбы
снижение цен следует рассматривать как неудачное решение, которое могут
принять только близорукие менеджеры, живущие днем сегодняшним и не думающие о
долгосрочном развитии своей фирмы. Такие менеджеры обычно оправдывают свою
ценовую политику необходимостью «борьбы за увеличение рыночной доли».
Однако подобная коммерческая стратегия интересна
всем фирмам — участницам рынка, и если все они начинают ее реализовывать с
помощью ценовых войн, то мы и получаем ту игру с отрицательной суммой выигрыша,
о которой мы говорили выше и которая снижает прибыльность всех ее участников.
Поэтому специалисты по ценообразованию обязаны рекомендовать менеджерам своих
фирм иные конкурентные стратегии — те, которые относятся к категории игр с положительной
суммой выигрыша.
Основой стратегий такого типа является
деятельность, направленная на повышение ценности товаров или эффективности
обслуживания клиентов. Однако такая деятельность должна удовлетворять
определенным требованиям, и вот самое главное из них: прирост цены в меру роста
ценности товара для покупателей должен опережать прирост затрат, необходимый
для обеспечения такого роста ценности. Иной вариант — снижение затрат на
производство или обслуживание не должно приводить к снижению ранее достигнутого
уровня ценности товаров или услуг для клиентов. Последний подход можно
проиллюстрировать следующим примером.
Этот и другие подобные примеры доказывают, что
наилучший способ создания себе устойчивого конкурентного преимущества и ухода
от прямых столкновений с конкурентами — это сосредоточение на наилучшем
удовлетворении запросов покупателей в определенных сегментах рынка. Когда
конкуренты расходятся по различным сегментам рынка, то каждый развивает свою
деятельность так, что работает в этом сегменте все лучше и лучше, теряя
одновременно возможность столь же эффективно работать в других сегментах.
Итогом такой сег-ментарной специализации становится повышение прибыльности при
снижении ценовой конкуренции, поскольку, производя однородные товары, фирмы
реально не борются за одних и тех же покупателей.
К сожалению, многие фирмы не осознают этой логики
разумной конкуренции и пытаются удовлетворить запросы клиентов из всех
сегментов рынка, надеясь, что это даст им возможность максимально увеличить
захваченную долю рынка. Между тем современная теория конкуренции, развитая
усилиями известного американского ученого Майкла Портера (его книга
«Международная конкуренция» издана и в России), полностью подтверждает старую
русскую пословицу «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».
Фирма может не думать о фокусировке на
определенном сегменте рынка лишь в одном случае — если ее преимущество перед
конкурентами опирается на обладание уникальными ресурсами или технологиями,
защищенными патентами. Во всех остальных случаях она скоро обнаружит, что ее
теснят конкуренты, которые предлагают покупателям либо более высокое качество
товаров (услуг) при тех же ценах, либо то же качество, что и у нее, но по более
низким ценам. В обоих случаях фирме, не выработавшей собственной разумной
конкурентной стратегии, придется столкнуться с сокращением объема цродаж и
падением прибыльности. А если она еще и попытается встать на с путь ценовой
конкуренции, то ее будущее вообще станет проблематичным.
Если избежать конкурентной схватки с агрессивным
соперником все же не удастся, то выбор ответных действий должен опираться на
несколько принципов.
1. Не следует вступать в ценовые войны, если нет
твердой уверенности в том, что выигрыш превысит затраты, которых потребует
участие в такой войне.
2. Не следует принимать решения о снижении цен в
ответ на действия конкурентов, если нет уверенности в том, что полученный в
итоге краткосрочный выигрыш окупит те изменения в ситуации на рынке, которые
явятся следствием долгосрочной ответной реакции конкурентов.
3. Не следует менять цены и иные элементы своей
маркетинговой политики до тех пор, пока расчетами не доказано, что это
обойдется дешевле, чем принятие новых уровней цен, предложенных рынку
конкурентом.
Заключение.
Очень важно, формулируя политику цен, увязать ее
с остальными элементами коммерческой политики фирмы. А также увязать
стратегический план ценообразования с стратегическим маркетинговым планом.
Исходя
из вышесказанного следует отметить, что:
-
Первое стратегическое правило ценообразования может быть
сформулировано следующим образом: Никогда не следует принимать ценовое
решение лишь для привлечения еще одного покупателя или обеспечения немедленного
роста продаж. Такое решение должно всегда подчиняться задаче обеспечения фирме
возможности прибыльно вести дела в длительной перспективе;
-
ценообразование — игра с отрицательной суммой выигрыша, тогда как
большинство менеджеров обладают навыками игр с положительной суммой выигрыша;
-
Игра с положительной суммой выигрыша — вид состязательной
деятельности, при которой само соревнование создает пользу для всех участников.
Для игр с отрицательной суммой выигрыша характерна иная логика;
-
Игра с отрицательной суммой выигрыша — вид состязательной
деятельности, при которой соревнование влечет за собой необходимость для всех
участников нести затраты, но даже победитель может получить выигрыш меньший,
чем его затраты;
-
прежде чем вступить на путь ценовой конкуренции, необходимо
отказаться от навыков спортивных состязаний и заставить себя посмотреть на
предполагаемое сражение с позиций игрока, который обречен понести потери даже в
случае победы;
-
Принимая решения в области ценообразования, менеджерам приходится
постоянно делать выбор между вступлением в ценовую конкуренцию и
маркетинговыми маневрами с целью обеспечения длительной прибыльности продаж.
Для облегчения такого выбора полезно разрабатывать стратегический план ценообразования
как элемент общего маркетингового плана фирмы;
-
коммерческая стратегия фирмы относится к категории закрытой
информации и потому не каждый менеджер низшего и даже среднего звена должен
быть посвящен во все ее элементы;
-
более разумным способом реализации стратегии «долгосрочного
успеха» в данном случае будет введение политики фиксированных цен. Она лишает
торговых агентов фирмы возможности добиваться роста продаж за счет ценовых
уступок, а инженерно-технический персонал — надежды на то, что при более низких
ценах покупатели не будут особенно требовательными;
-
менеджер вынужден постоянно заниматься оценкой информации о
действиях конкурентов и, интерпретируя эту информацию, вырабатывать
представления о том, каковы будут эти действия в дальнейшем и как ему ответить
на них наилучшим образом. Поэтому то значение, которое конкуренты склонны
придать определенным шагам вашей фирмы, нередко оказывается куда важнее самих
этих шагов. Отсюда следует важность не только правильного выбора мер реализации
коммерческой стратегии фирмы, но и их правильной информационной подачи;
-
В коммерческой практике известно немало примеров успешного
развития фирм, которые побеждали своих конкурентов именно с помощью снижения
цен в ходе ценовых войн, хотя и говорят о полезности для большинства фирм
уклонения от ценовой конкуренции.
Список литературы.
1.
Булатова
А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под
редакцией кандидата экономических наук, доцента. Издательство БЕК. Москва 2004
2.
Гальперин
В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. – СПб.,1998 г.
3.
Казаков А.П.
- Минаева Н.В. Экономика. М.: 2000
4.
Котлер Ф.
- Основы маркетинга – М.: "Ростинтер", 2000
5.
Липсиц
И.В. Коммерческое ценообразование – М.: БЕК, 386 с.
6.
Цацулин
А.Н. – Цены и ценообразование в системе маркетинга, М.:
«Филин», 1998
7.
Шуляк М.
– Ценообразование (учебно-практическое пособие), М.: Издательский дом «Дашков и
К», 2004
Страницы: 1, 2, 3
|