Меню
Поиск



рефераты скачать Формирование кредитной кооперации - политики сельского хозяйства России в условиях перехода к рыночн...

На первом этапе реализации Программы финансовой дирекцией Фонда в 1999 г. была проведена оценка деятельности сельских кредитных кооперативов, подавших заявки на участие в Программе. С работой более 40 кредитных кооперативов в течение года знакомились как российские эксперты, так и американские специалисты в области кредитной кооперации.

На втором этапе была проведена аккредитация участников пилотного этапа программы. Из 25-ти кредитных кооперативов, подавших заявки, первоначально Наблюдательным советом Фонда было допущено к участию в Программе 7 кооперативов из 6-ти регионов Российской Федерации. Одним из главных критериев здесь выступал показатель финансового состояния кооператива и практический опыт его работы. Данные кооперативы имели опыт работы более года, удовлетворительное финансовое состояние. К настоящему времени аккредитовано 34 кредитных кооператива из 15-ти регионов России

На третьем этапе была проведена оценка кредитоспособности индивидуальных заемщиков — членов кооператива на основе стандартных процедур, разработанных с участием американских специалистов.

На четвертом этапе были определены схемы финансового обслуживания сельских товаропроизводителей с участием кредитных кооперативов и заключены соглашения о сотрудничестве в рамках целевой Российско-Американской  программы развития кредитной кооперации.

На пятом этапе  наблюдательный совет Фонда рассмотрел и утвердил реестр индивидуальных заемщиков.

Два года работы Фонда в рамках Российско-Американской программы показали, что целевое финансирование на возвратной основе частных сельскохозяйственных товаропроизводителей является надежным инструментом, который может быть эффективно использован при реформировании кредитно-финансовой системы АПК.

Важным направлением деятельности Фонда является обучение фермеров и подготовка специалистов-менеджеров и бухгалтеров сельских кредитных кооперативов. В процессе подготовки к семинарам специалистами Фонда были разработаны программы обучения, сформирован преподавательский состав, заключены соглашения по проведению семинаров с институтами повышения квалификации кадров в регионах, подготовлен и размножен необходимый методический материал. В 1998-2001 гг. Фонд участвовал в проведении ряда обучающих семинаров в Тюменской, Ленинградской, Тверской, Волгоградской, Ярославской областях, с общим числом слушателей более 200 человек.

Фонд ведет большую работу по совершенствованию действующего законодательства в области сельской кредитной кооперации. В частности он принимает активное участие в разработке Федерального закона «О кредитной кооперации», защищает интересы действующих сельских кредитных кооперативов, пропагандируя на всех представительных форумах, конференциях, заседаниях необходимость принятия такого закона. Важным аспектом деятельности Фонда является научно-методическая работа.

Проведенная Фондом работа за годы его деятельности позволила осуществить реальные шаги по развитию сельской кредитной кооперации в России. В настоящее время созданы и действуют около 150 кредитных кооперативов в более чем 40 регионах страны.

Важным этапом в развитии сельской кредитной кооперации в России явилось создание в августе 1997 г. Союза сельских кредитных кооперативов - негосударственной, некоммерческой организации, целью деятельности которой является содействие развитию сельской кредитной кооперации.

Учредителями Союза выступили 12 действующих сельскохозяйственных кооперативов из различных регионов страны (Волгоградская, Саратовская, Ростовская, Ленинградская, Пензенская, Калужская области, Республика Дагестан), а также АККОР, Фонд развития сельской кредитной кооперации.

На учредительной конференции Союза присутствовали представители из регионов России, которые уже ведут работу по созданию сельских кредитных кооперативов, в ней участвовали также и зарубежные специалисты.

Участие в Союзе сельских кредитных кооперативов, порядок принятия в Союз и выхода из него определяются его уставом. Союз открыт для вступления новых участников. Участниками Союза могут быть: кредитные кооперативы, кредитные союзы, кооперативные банки, другие финансовые организации, строящие свою деятельность на принципах кооперации и обслуживающие по преимуществу сельских товаропроизводителей: жителей села, предприятия и организации в сельской местности, представительские и иные организации, чьи интересы совпадают с интересами Союза. Прием участников является прерогативой Совета Союза с последующим подтверждением членства в нем на конференции.

В настоящее время Союз включают 21 сельский кредитный кооператив (СКК), Волгоградский областной сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив «Содружество» и Северо-западную ассоциацию кредитных союзов, в которую входят 9 сельских кредитных кооперативов и кредитных союзов. в общей сложности Союз объединяет 42 кредитных кооператива и кредитных союза (более 1000 фермерских хозяйств) из 12 регионов России.

Создание Союза сельских кредитных кооперативов позволяет по-новому взглянуть на проблемы кредитования села, в частности на позиции тех коммерческих банков, которые понимают, что проще кредитовать более крупные структурные единицы, какими являются сельские кредитные кооперативы, чем отдельные фермерские хозяйства.

Важным аспектом деятельности Союза сельских кредитных кооперативов являются представительские функции. Союз в качестве учредителя вступил в общенациональную ассоциацию кооперативных организаций Российской Федерации, которая образована в июне 1998 г. В нее, помимо Союза сельских кредитных кооперативов, вошли: Центросоюз, некоммерческое партнерство объединенных производственных кооперативов, АК-КОР, Союз жилищно-строительных кооперативов, Союз старателей России, Агропромсоюз, Лига кредитных союзов. Основные цели этого альянса - совершенствование нормативно- правовой базы кооперации, создание государственной программы развития кооперации в России, представление интересов кооперативных организаций.

Активная деятельность Союза совместно с АККОР и Фондом развития сельской кредитной кооперации в значительной степени способствует начавшемуся процессу формирования сети сельских кредитных кооперативов в ряде регионов России - Ярославской, Тверской, Липецкой, Воронежской, Рязанской, Томской, Орловской, Тульской, Тюменской областях, Краснодарском и Алтайском краях.

Сегодня в условиях финансового кризиса, когда большая часть населения не доверяет коммерческим банкам, формирование сельских кредитных кооперативов позволит привлечь свободные денежные средства на селе для развития сельского хозяйства, малого сельского предпринимательства, а следовательно, поможет в решении экономических и социальных задач села.

Вопрос о необходимости принятия федерального закона «О сельских кредитных кооперативах» был основным на научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития сельской кредитной кооперации в России» и 2-й конференции представителей участников Союза сельских кредитных кооперативов, происходивших в рамках ярмарки «Российский фермер» в августе 1998 г. в С - IIeтepбypгe.

В резолюциях, принятых на конференциях, было предложено считать первоочередной задачей принятие федерального закона о сельских кредитных кооперативах, в котором необходимо предусмотреть:

функционирование системы сельской кредитной кооперации как независимой, самостоятельной, демократической, действующей в интересах сельских фермеров, всех мелких и других товаропроизводителей, сельского населения в целом, основанной на международных принципах кооперации;

формирование системы сельской кредитной кооперации с учетом интересов кредитных кооперативов и по инициативе снизу;

обеспечение правовых, организационных и экономических условий вовлечения в систему кредитной кооперации денежных средств сельского населения;

исключение возможности проникновения капитала коммерческих банков, а также какого-либо иного влияния коммерческих банков на деятельность сельских кредитных кооперативов;

возможность создания кооперативного банка (банков) на региональном или федеральном уровне. Деятельность этого банка (банков) должна регулироваться не законом о банках и банковской деятельности, а специальным законом о кооперативном банке (банках);

обеспечение особого режима лицензирования сельских кредитных кооперативов, не препятствующего широкому развитию системы сельской кредитной кооперации;

нормативные показатели деятельности сельских кредитных кооперативов с учетом того, что их паевой капитал является небольшим по сравнению с акционерным капиталом коммерческих банков;

установление льготного режима налогообложения и кредитования сельских кредитных кооперативов.


















Заключение

Оценивая состояние кредитной кооперации в России в целом, можно констатировать, что развитие ее пока еще находится в начальной стадии.

К факторам, сдерживающим развитие кооперативных кредитных организаций, и, прежде всего, сельских кредитных кооперативов, в первую очередь относятся:

• слабый предпринимательский потенциал сельского населения;

• слабая законодательная и нормативная база; • недостаток финансовых средств;

• низкий уровень знаний о принципах кооперативных форм деятельности;

• нехватка квалифицированных кадров для работы в кооперативе и отсутствие системы их подготовки;

• отсутствие методической литературы и необходимой информации

Для успешного развития сельской кредитной кооперации необходима продуманная система мер государственной поддержки равно как на федеральном, так и региональном уровнях, которая включала бы в себя:

·          принятие специального федерального закона о сельских кредитных кооперативах, а до этого, при необходимости, принятие такого закона на региональном уровне;

·          оказание материальной поддержки кредитным кооперативам путем предоставления им на льготных условиях долгосрочных займов на пополнение их кредитных ресурсов, главным образом, за счет региональных и муниципальных бюджетов;

·          введение системы льготного налогообложения кредитных кооперативов как некоммерческих кредитных организаций и предоставление им права наряду с другими некоммерческими организациями и банками пользоваться расчетно-кассовыми центрами, чтобы избежать весьма существенных затрат на выплату коммерческим банкам комиссионных, связанных с расчетно-кассовым обслуживанием кооперативов;

·          создание системы подготовки кадров, консультирования персонала и членов кооператива, распространения информации о сущности, принципах деятельности и преимуществах кредитных кооперативов как организаций мелкого кредита;

·          создание и оказание содействия структурам, занимающимся вопросами сельской кредитной кооперации с учетом местной специфики в каждом регионе РФ.

По мнению специалистов государство могло бы содействовать созданию кредитных кооперативов в сельской местности:

·          во-первых, предоставлением долгосрочных займов на формирование стартового капитала,

·           во-вторых, взяв на себя подготовку кадров, консультирование персонала и членов кооперативов, распространение информации о преимуществах кредитной кооперации,

·           в-третьих, обеспечив создание нормативно-законодательной базы и контроль за ее соблюдением,

·          в-четвертых, путем введения системы государственных гарантий возврата ссуд, что позволило бы коммерческим банкам более активно кредитовать кредитные кооперативы. Кроме того, в период становления сельской кредитной кооперации следовало бы ввести льготное налогообложение сельских кредитных кооперативов.

Система гарантий части коммерческих рисков, предоставляемых сельским кредитным кооперативам, для государства имеет ряд преимуществ:

·          во-первых, ограниченные средства государственного бюджета будут использоваться только на возмещение коммерческих рисков, которые при благоприятных условиях могут и не возникнуть;

·          во-вторых, на каждый рубль государственных средств будут привлечены дополнительные средства из других источников;

·           в-третьих, рыночные агенты привыкнут работать напрямую с кредитными кооперативами, что приведет к сокращению рисков.

Такой механизм, по мнению специалистов, позволил бы использовать лимитированные средства на поддержку сельского хозяйства из средств государственного бюджета на конкурсной основе более эффективно.

Сегодня, когда сельские производители не имеют достаточного объема ресурсов для создания мобильной системы кредитования, возможность использования государственных займов позволит быстро нарастить оборотный капитал. Такая система поддержки фермерских хозяйств помогла бы более эффективно использовать бюджетные средства, выделенные аграрному сектору.




















Список использованной литературы.


Нормативные документы:

1.Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 и 2. – М.,1995.

Федеральный закон « О сельскохозяйственной кооперации» - М.:СЗРФ,1999. №8

2.Федеральный закон « О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» ( в ред.федеральных законов от 11.07.1997 №97 –ФЗ от 28.04.2000 №54-ФЗ)

3.Федеральный закон « О кредитных потребительских кооперативах граждан» от 7 августа 2001. №117-ФЗ.

Монографии

4.Серова.Е.В. Аграрная экономика: Учебник. М.: ВШЭ, 1999.- 480с.

5.Тарасевич Л.С.,Гальперин В.М. и др. Макроэкономика: Учебник СПб, Изд-во СПбГУЭФ,1999.-656с.

Периодические издания

6. Елкина Л.С. Страхование сельскохозяйственных рисков. Финансовые услуги. №№ 3-4,2001, стрю16-18, 23-25.

7. Пастушенко Е.К  К вопросу о кредитной кооперации. Журнал «Хозяйство и право» №8 стр. 24-27

8. Серова Е.В. Храмова И.Г. Структура и функции агропродовольственных рынков в России.: Вопросы экономики №7,2000 стр. 45-46

9. Храмова И.Г. Верхайм П. Рыночные структуры продовольственного комплекса России в условиях переходной экономики: Вопросы экономики, №8, стр. 112-124.

Другие источники

 10. Боев В.Р. Приоритетность как метод повышения эффективности АПК. в кн.     Организационно-экономические основы аграрного рынка. Москва-Минск, 1997.

11. Быков А. Активизация  инвестиционного процесса на сельсхоз предприятиях. // АПК: экономика и управление. – 2003г. №2

12. Барук Н.Ф. Особенности инвестиционной политики в интегрированных агроформированиях. // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. – 2002г. №11

13. Варианты реорганизации сельскохозяйственных предприятий. М., 1997.

14. Концепция аграрной политики России в 1997-2000 годах. М., 1997.

15. Костяев А. Социально-экономическая ситуация на селе: тенденции и оценка их последствий. Ж. АПК: экономика, управление, № 8, 1997.

 16. Методические рекомендации по планированию финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий в условиях рыночной экономики. Ростов-на-Дону, 1996.

17. Масленникова Е. Государственное регулирование агропромышленного производства в странах ЕС. Ж. Экономист, № 8, 1998.

18. Многоукладная экономика АПК России. Вопросы теории и практики. М., Колос, 1998.

19. Сельскохозяйственная кооперация: теория, мировой опыт, проблемы возрождения в России. М. Наука, 1997.

20. Фокин Ю. Корректировка экономических реформ - объективная необходимость. Ж. Экономист, № 3, 1998.

21. Шутьков А. Системы ведения агропромышленного производства регионов. Ж. АПК: экономика, управление. № 11, 1997.

22. Шкляр М.Ф. Кредитная кооперация: Учебное пособие.- М.:Изд-во «Маркетинг»,2002.-188с.








Центросоюз РФ

Образовательное учреждение

« Московский Университет Потребительской Кооперации»



Кафедра Экономики и кооперации



Курсовая работа
по дисциплине: Кредитная Кооперация

На тему:

«Формирование кредитной кооперации - политики

сельского хозяйства

России в условиях перехода к рыночным отношениям»




Выполнил: студентка 5 кура


                                                               Группа:   

Проверил:   к.и.н. доцент

 Соловьёва. З.И

                                         Владимир 2004
 

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.