Формирование кредитной кооперации - политики сельского хозяйства России в условиях перехода к рыночн...
Введение
Россия
имеет большой исторический опыт развития сельской кредитной кооперации. Идея
создания сельских кредитных кооперативов была заимствована русскими помещиками
из опыта германских кредитных кооперативов. Первый кооператив мелкого кредита
(ссудосберегательное товарищество) возник в 1865 г. в Костромской губерний. В
1871 г. при Московском обществе сельского хозяйства был образован специальный
Комитет сельских ссудосберегательных и промышленных товариществ, а затем его
Петербургское отделение, которое популяризировало ссудосберегательные
товарищества. После принятия в 1885 г. Положения о мелком кредите начался рост
кредитных кооперативов и товариществ. Особенно бурное развитие кредитная
кооперация получила в годы столыпинской реформы в сельском хозяйстве;
товарищества создавались на основе типовых уставов, разработанных Комитетом и
Министерством финансов. Если в 1890 г. в России насчитывалось 783 кредитных
товарищества, то в 1917 г. — уже 16,5 тыс. с более чем 10,5 млн. пайщиков.
Кредитные кооперативы существовали и в первые годы Советской власти, но в связи
с коллективизацией сельского хозяйства, индустриализацией страны и
централизацией финансовых, кредитных и страховых институтов была ликвидирована
основа для их деятельности.
Кредитная
политика практически служит общей предпосылкой, своеобразной политической
платформой в формировании и функционировании правового механизма кредитования
сельского хозяйства в условиях рынка.
Актуальность
выбранной мною темы на лицо, на мой взгляд, Земля не должна пустовать из-за
того, что кто-то не смог решить свои экономические проблемы, ей не нужны
отчёты, справки, балансы и даже деньги. Ей нужны солнце, вода, заботливые руки
тружеников и полновесные семена. А уж она не подведет.
В своей работе я
хочу выяснить, чем же объясняется низкая эффективность действующей кредитной
политики и правового механизма кредитования сельского хозяйства России? Почему
в настоящее время, с одной стороны, коммерческие банки не заинтересованы, да и
не готовы работать с мелкими заемщиками, какими являются отдельные фермерские
хозяйства; с другой, - фермеры не стремятся получить кредиты в банках? Что
служит причиной, по которой фермеры избегают обращаться в банки за кредитами и
является ли сложность оформления кредита, ответом на поставленный вопрос?
Каковы правовые нормы кредитных отношений в зависимости от видов
предоставляемых кредитов и почему государственные кредиты, выделенные на
развитие сельского хозяйства, практически не доходят до фермеров, а налоговое
бремя не дает возможности фермерам осуществлять расширенное воспроизводство.
Концепция
кредитной политики и правовой механизм кредитования сельского хозяйства в
переходной экономике.
Кредитная
политика по своей сущности представляет собой целенаправленную деятельность
государства и его компетентных органов по определению экономически обоснованных
принципов, концепции развития кредитных отношений, установлению приоритетных
направлений инвестиций с учетом сложившегося уровня развития многоукладных
агроэкономических отношений и тех конкретных задач и целей, которые ставятся
перед сельским хозяйством.
Правовой механизм
кредитования, служит действенным правовым средством, инструментом реализации в
процессе деятельности коммерческих сельскохозяйственных банков и иных кредитных
организаций и сельскохозяйственных предприятий.
Существенное
влияние на формирование кредитной политики в данный период оказывает ряд
факторов:
1. коренное
преобразование структуры банковской системы России;
2. переход от
административно-командной системы управления экономикой к рыночным отношениям;
3. возрождение в
условиях России рыночной сущности самой банковской деятельности;
4. сохранение
тяжелого бремени социалистической психологии иждивенчества в сфере
агроинвестиционной деятельности.
Коммерческие
банки вправе разработать и реализовать собственную стратегию деловыми
партнерами. Однако это должно осуществляться в рамках действующего
законодательства. В этом плане уместно привести высказывание Н.Х. Бунге о
банковской политике: "Банковская свобода плодотворна только там, где масса
населения в состоянии составить себе правильное суждение о деятельности
банков". "Банки суть такие учреждения, которые втягивают в свою сферу
интересы не единичных лиц, но целых групп населения и даже всего общества. Вот
почему в деле банковом нельзя ограничить роль государства невмешательством; вот
почему нельзя обойтись без законодательства, устанавливающего известные границы
для деятельности кредитных учреждений".
В современных
условиях банковская политика, прежде всего, проявляется в реальных
кредитных правоотношениях, в которые банк вступает со своими клиентами. В
процессе осуществления определенной кредитной деятельности банк придерживается,
реализует приемлемую для него кредитную политику.
В экономической
литературе имеет место "две позиции относительно содержания кредитной
политики коммерческого банка" - пишет Г.С. Панова:
"Во-первых,
кредитная политика на макроэкономическом уровне обычно понимается как
банковская политика.
Во-вторых,
кредитная политика на микроэкономическом уровне рассматривается, как правило,
как политика конкретного банка в области управления кредитным процессом".
Банковская деятельность осуществлялась исключительно
государственными банками, поэтому государственная политика в этой сфере внешне
представлялась как политика, проводимая самими банками.
В условиях отсутствия коммерческих банков,
как субъектов кредитных правоотношений, не было и необходимости в разработке
концепции кредитной политики на микроэкономическом уровне. В частности,
кредитная политика относительно сельского хозяйства осуществлялась на
государственном уровне и реализовалась она через Государственный банк СССР.
Хотя формально сельскохозяйственные
предприятия в условиях советской экономики тоже заключали договоры кредитования
с местными учреждениями Госбанка СССР. Но тем не менее они не могли проводить
самостоятельную кредитную политику в своих регионах, так как кредитование
хозяйств осуществлялось на основе кредитных планов (лимитов), утверждаемых для
каждой области, края, республики самим Госбанком СССР. Все было подчинено
единому государственному плану и регулировалось в централизованном порядке.
Поэтому и
кредитная политика трактовалась как "составная часть экономической
политики, представляющая собой систему мер в области кредитования народного
хозяйства и населения, проводимых социалистическим государством для решения
социально-экономических задач, укрепления денежного обращения.
Кредитная
политика включает разработку научно-обоснованной концепции организации
кредитных отношений, постановку задач в области кредитования народного
хозяйства и населения и проведение практических мер по их осуществлению. Низкая
эффективность действующей кредитной политики и правового механизма кредитования
сельского хозяйства России подтверждается и статистическими данными. Так,
например, на начало 1995 года кредиторская задолженность сельских
товаропроизводителей составляла 21 трлн. рублей, в том числе по кредитам банков
11,7 трлн. рублей, а на начло 1996 года - соответственно 58,1 и 27,8
рублей.
Действующая
система коммерческого кредитования в основном сориентирована на те отрасли
хозяйствования, которые обладают относительно высокой оборачиваемостью капитала,
следовательно, могут иметь и соответствующий уровень рентабельности и
доходности. А сельское хозяйство в силу своих технологических особенностей
производства и других субъективных и объективных причин не относится к
высокодоходным отраслям.
Кроме того,
высокий уровень процентных ставок за кредиты и условия их погашения (отсутствие
ипотеки недвижимости, в том числе земли) препятствуют сельскохозяйственным
товаропроизводителям в их участии на равных началах на рынке кредитных
ресурсов.
При этом необходимо
отметить, что во всех странах с развитой экономикой функционирует
специализированная система сельскохозяйственного кредита, учитывающая
особенности этой отрасли производства в условиях рынка.
В этих же целях в
специфических экономических условиях России под высокие учетные ставки
Центрального банка Российской Федерации было введено в 1993 - 1994 г.г.
централизованное кредитование сельского хозяйства.
Практически это
означало замену ранее действовавших льготных форм кредитования на
централизованную товарную форму кредитования, что фактически привело к
трансформации кредитных правоотношений в безвозвратные финансовые отношения.
Так как были нарушены основные классические принципы кредитования и,
следовательно, обязательственный характер кредитных правоотношений.
В условиях
сложившейся системы кредитования банки практически превратились в обычных, как
это было в условиях административно-командной системы управления сельским
хозяйством, уполномоченных по распределению кредитных ресурсов.
При этом, краткосрочные
кредиты под сезонные затраты (товарные кредиты: горюче-смазочные, посадочные
материалы и другие) предоставляются в спешном порядке и нередко без каких-либо
надлежащих экономических и правовых обоснований. Поэтому и банки, и заемщики не
могут нести реальной имущественной ответственности за действия (бездействия),
вытекающие из подобных кредитных правоотношений.
В силу отмеченных
обстоятельств стала закономерной и обоснованной отмена централизованных
кредитов. Однако сельскохозяйственным товаропроизводителям не были предложены
какие-либо приемлемые варианты форм предоставления кредитов под процентные
ставки, соизмеримые с их доходами. В то же время широко практикуемые товарные
кредиты и робко внедряемый в агроэкономическую жизнь лизинг не могут кардинально
решить назревшие проблемы на современном этапе развития кредитных отношений в
сельском хозяйстве России.
Основная цель концепции государственной
сельскохозяйственной кредитной политики заключается в определении приемлемых
форм кредитных отношений в условиях многоукладных форм хозяйствования в системе
агропромышленного комплекса России.
Правовые формы
кредитных отношений в зависимости от видов предоставляемых кредитов могут быть
различными: краткосрочными,
среднесрочными и долгосрочными.
Краткосрочные
кредиты под льготные проценты, как один из составных элементов концепции государственной
сельскохозяйственной кредитной политики, могут быть предоставлены коммерческими
банками сельскохозяйственным товаропроизводителям на основе заключаемых между
ними кредитных договоров. Однако правом заключения таких договоров должны
обладать только те производители АПК, которые приобрели такое право на
кредитных аукционах, торгах на конкурсной основе.
Исключительным
правом на преимущество на конкурсах могут обладать сельскохозяйственные
товаропроизводители, имеющие более благополучное финансовое положение и
материальное обеспечение кредитных обязательств, а также широкие
технико-технологические возможности соблюдения законом предъявляемых
экологических требований в процессе осуществления ими хозяйственной
деятельности. Уровень процентных ставок по льготным кредитам, как один из
существенных условий кредитного договора, может определяться сторонами этого
двустороннего соглашения, но с учетом форм и способов обеспечения кредитных
обязательств заемщика: залог недвижимости, будущего урожая,
сельскохозяйственной продукции, другие объекты и материальные ценности.
Среднесрочные
кредиты на льготной основе, в рамках концепции государственной сельскохозяйственной
кредитной политики, следует предоставлять для приобретения технологических
линий, машин, оборудования, реконструкции основных фондов, рефинансирования
долгов сельскохозяйственных коммерческих организаций и предприятий. Наиболее
типичный, объективно приемлемый срок для среднесрочных кредитов является пять,
но не более семи лет. Потребности в среднесрочных кредитах возникают не только
в условиях неустойчивых агроэкономических отношений, но и при весьма стабильном
функционировании агропромышленного производства. В частности, такие потребности
возникают в связи с текущим и капитальным ремонтом и обновлением
машинно-тракторного парка, пополнением основного стада за счет приобретения
породного скота и на другие цели.
В отличие от
краткосрочных ссуд, среднесрочные должны погашаться по специально разработанной
шкале погашения кредитов регулярными периодическими взносами (месячными,
поквартальными) на основе данных анализа предстоящих доходов,
платежеспособности заемщика. Условия погашения таких кредитов также должны
оформляться соответствующими кредитными договорами, в которых обязательства
сторон следует закрепить более четко и определенно, чем в краткосрочных
кредитах. Думается, что такой подход к правовому оформлению отношений сторон по
среднесрочным кредитам необходим с целью обеспечения защиты экономических
интересов, как банка- кредитора, так и заемщика. Это особенно важно в условиях
неустойчивой переходной агроэкономики, в которой основными субъектами кредитных
правоотношений выступают сельскохозяйственные коммерческие организации,
предприятия. Присущая этой отрасли высокая капиталоемкость и относительно
низкая фондоотдача, несовпадение по срокам периода затрат и получение
доходов, - все это требует специфических форм кредитной помощи банков
сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Кроме того,
среднесрочные кредитные правоотношения складываются по поводу значительных
финансовых и на довольно продолжительные сроки, хотя и под определенное
материальное обеспечение кредитных обязательств. Но тем не менее, последнее
обстоятельство тоже требует специального подхода к оформлению регистрации
недвижимости, предоставляемой в качестве обеспечения кредитных обязательств, в
установленном законом порядке.
Значительное
место в финансовом обеспечении устойчивости сельскохозяйственного производства
занимают долгосрочные ссуды. Так как практически они
предназначены для авансирования воспроизводства основных фондов, без которых
невозможны организация и ритмичное ведение производственно-хозяйственной
деятельности.
В плане рассматриваемой концепции кредитной
политики долгосрочные ссуды могут быть использованы в строительстве новых и
реконструкции действующих организаций и предприятий при наличии для этого
достаточных технико-экономических обоснований. Такой реалистичный подход в
условиях рынка должен стать основополагающим принципом в реализации
государственной концепции кредитной политики в сфере долгосрочных кредитных
инвестиций.
Продолжительность
предоставляемых долгосрочных кредитов непосредственно должна быть увязана не
только со сроками окупаемости финансовых затрат на данный объект, но и от
способов обеспечения кредитных обязательств заемщиков по долгосрочным кредитам.
В условиях российской экономики долгосрочные кредиты предоставляются на срок до
20 лет, а в США до 40 лет.
Такой подход, на
мой взгляд, в определенной степени позволит уменьшить риски невозврата банкам
вложенных ими долгосрочных кредитов в сельском хозяйстве.
Правовой формой
выражения этих правоотношений могут служить генеральные кредитные договоры и
дополнительные к ним соглашения, призванные отразить существенные изменения,
возникшие после заключения между сторонами генерального кредитного договора.
В то же время
необходимо учесть, что для сельского хозяйства, в силу его зависимости от
природно-климатических условий функционирования и продолжительности
технологических циклов производства, важны стабильность долгосрочных кредитных
правоотношений. В обеспечении стабильности долгосрочных кредитных
правоотношений значительное содействие призваны оказывать правовые гарантии реализации
принципа возвратности кредитов. Практическая реализация этого принципа
непосредственно связана с теми способами обеспечения обязательств, которые
закреплены в действующем законодательстве и могут вполне широко применяться в
сельском хозяйстве. Одним из таких правовых средств обеспечения обязательств,
как известно, является залог недвижимости (п.2 ст.334 ГК РФ). Более приемлемым
видом недвижимости в сельском хозяйстве безусловно является земля. Ибо земля в
данном случае как средство обеспечения кредитных обязательств имеет
существенные достоинства. Она почти не теряет своей стоимости, но вполне может
расти в цене в зависимости от спроса и предложения. Если будет сформирован
надлежащий цивилизованный рынок земли.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|