Но несмотря на то, что изучение ассортимента
товаров – очень важная проблема, до сих пор нет стандартов, регламентирующих
его показатели. Специалисты и научные работники торговли еще не пришли к
единому взгляду на номенклатуру и сущность показателей ассортимента товаров.
Считается, что в розничной торговле формирование
ассортимента является прерогативой самого торгового предприятия. В основу
действующих в магазинах ассортиментных перечней положен
производственно-технический признак ассортимента товаров, который не позволяет
с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимную дополняемость
товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.
Для характеристики ассортимента розничного
предприятия и определения результативности ассортиментной политики, анализ
структуры ассортимента, его широта и частично глубина позволяют
охарактеризовать лишь фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах,
так как сведений о предпочтительном ассортименте работники не имеют, а изучение
спроса сводится в основном к элементарному учету реализации, причем чаще по
групповому ассортименту на предприятиях розничной торговли анализ ассортимента
товаров не проводится.
Фактическая полнота ассортимента и ее динамика
могут служить свидетельством грамотной ассортиментной политики. Полнота
ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, объемов
товарооборота. Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента являются
финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке товаров и услуг.
Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины которые принимают
товар крупными партиями, своевременно производят расчеты, имеют высокую степень
надежности.
Для повышения социального уровня торгового
обслуживания торгово-оперативные работники магазинов должны уделять особое
внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель
существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой –
свидетельствует о ритмичности поставок. Устойчивость ассортимента – главный
ориентир для покупателя.
Для характеристики эффективности коммерческой
деятельности розничного предприятия наиболее важным показателем является
степень обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми
продуктами и изделиями. Этот показатель может быть определен как коэффициент
обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными
товарами.
Расчеты устойчивости ассортимента позволяют
судить об отсутствии перебоев в продаже отдельных товаров. Анализ стабильности
реализации товара с колеблющимся, неравномерным качеством покупок в течение
дня, поможет не только проанализировать эффективность организации
товароснабжения, но и определить рациональность ассортиментной структуры и
эффективность ассортиментной политики розничного предприятия.
Анализ широты и устойчивости ассортимента
необходимо проводить на базе оперативных данных о состоянии текущих запасов,
выделяя товары с замедленной товарооборачиваемостью.
2.2. Совершенствование формирования
ассортимента товаров розничного торгового предприятия
Рост объемов реализации товаров является
наиболее перспективным и надежным средством обеспечения устойчивости торгового
предприятия.
Увеличение массы продаваемых товаров
невозможно без выполнения некоторых мероприятий, в числе которых изучение
потребительского рынка и оценка спроса населения в той местности, в которой
функционирует торговое предприятие. Для потребительской кооперации это очень
существенный вопрос, так как обслуживаемое сельское население имеет меньшую
степень градации по уровню предъявляемого спроса, и просчеты в этой области
могут привести к сокращению количества продаваемых товаров по причине
невостребованности некоторых из них. Научная оценка спроса и конъюнктуры рынка
и формирование на их основе товарного предложения не менее важны, чем многие
другие стороны коммерческой деятельности. Выбор верного пути в формировании
товарного предложения требует определения контингента покупателей и
особенностей их запросов, а также знания природно-климатических особенностей
территории обслуживаемого рынка.
Объем товарной массы неразрывно связан с ее
внутренним содержанием или ассортиментом.
Чем более качественно подобран ассортимент
товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена.
Ассортиментная политика торгового предприятия – это целенаправленная
деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном
планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса
потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения
рентабельности всей деятельности.
Ассортиментная политика торгового предприятия
имеет комплексный характер. Игнорирование одного из направлений деятельности
может свести к нулю все остальные усилия. Ассортиментная политика, проводимая
розничной торговой организацией, не должна иметь застойных тенденций. Расширение
и упорядочение ассортимента товаров необходимо перевести под пристальное
внимание коммерческих работников. Расширение ассортимента подразумевает
внедрение в продажу новых товарных групп, видов, моделей, которое
сопровождается предварительным просчетом необходимости и эффективности этого
внедрения.
В условиях рыночной экономики, когда
предложение превышает спрос, значительно повышается значение процесса
формирования ассортимента.
В розничной торговле рассматривается, в первую
очередь, торговый ассортимент, который объединяет номенклатуру товаров
нескольких отраслей промышленности и сельского хозяйства, исходя из
специализации розничного торгового предприятия, его мощности и других факторов.
Номенклатуру каждой отрасли удобно делить на товарные группы, подгруппы, виды,
типы, сорта, размеры, марки, артикулы и т.д.
Формирование товарного ассортимента является
одновременно и средством и методом управления ассортиментом. С целью достижения
максимальной прибыли при полном удовлетворении потребностей покупателей коммерческие
работники розничной торговли потребительской кооперации обязаны учитывать
множество общих и специфических факторов, влияющих на формирование и
поддержание торгового ассортимента и объединенных в две большие группы. К общим
факторам относятся: социальные, экономические, демографические,
национально-бытовые, природно-климатические. Специфические факторы включают в
себя: тип магазина, его материально-техническую базу, объем его деятельности,
район деятельности, условия снабжения товарами, специфику сельского расселения,
численность и состав обслуживаемого населения, транспортные связи в районе,
наличие конкурентов.
В условиях рыночной экономики нет четкого
мнения, каков должен быть ассортимент товаров, чтобы наилучшим образом
удовлетворить спрос покупателей, обеспечить получение необходимых прибылей и
решить другие коммерческие задачи. Каждое торговое предприятие ищет свою нишу
на рынке, исходя из сложившихся конъюнктурных условий. Поэтому коммерческие
работники потребительской кооперации должны четко представлять, на каких
покупателей они рассчитывают, в какой конкурентной обстановке предстоит вести
работу и др. Для этого считается возможным использовать широко применяемый в
рыночной экономике метод АВС-анализа.
Данный метод позволяет определить оптимальное
соотношение групп и видов товаров в розничном торговом предприятии с учетом
основных требований для достижения поставленной цели. Метод предусматривает
многоступенчатое деление всего торгового ассортимента по нескольким критериям
на три категории по каждому критерию. К категории "А" относятся
товары, составляющие около 70% значения критерия. К категории "В"
относятся товары, составляющие около 25% значения критерия, а к категории
"С" – около 5%. Причем, в первую категорию рекомендуется включать
примерно 15% наименований товаров от общего количества, во вторую группу 35%, а
в третью 50% (рис. 3).
Рис. 3. Графическое представление распределения товаров на
области А, В, С
В качестве критериев оценки выбраны прибыль,
розничный товарооборот, издержки обращения.
Деление торгового ассортимента основывается на
ранжировании товарных групп по выбранному критерию и определении категорий
"А", "В", "С" в соответствии с условиями
АВС-анализа.
Анализ результатов можно произвести в
следующей последовательности. Расположите товарные группы в порядке убывания
прибыли. В категорию "А" включите товарные группы, которые в сумме
дают около 70% прибыли, в категорию "В" – 25% прибыли, в категорию
"С" – 5% прибыли. Для каждой категории подсчитайте общее количество
входящих в нее ассортиментных позиций и определите их долю в номенклатуре
торгового ассортимента. В соответствии с этим можно сделать вывод о
достаточности количества ассортиментных позиций в каждой категории.
В дальнейшем, с каждой отдельно взятой
категорией, произведите подобные действия по другому критерию – товарообороту,
а каждые сформированные категории по товарообороту, в свою очередь,
проранжируйте и разбейте на категории по издержкам.
В то же время следует предусмотреть, что
торговый ассортимент должен содержать не только высокодоходные товары,
приносящие максимум прибыли, но и товары с меньшими показателями прибыльности,
для того, чтобы достичь максимального результата по привлечению покупателей и
наиболее полному удовлетворению их спроса. Это требование обусловлено также
тем, что потребительская кооперация является социально ориентированной системой
и поэтому должна торговать товарами первой необходимости и социально значимыми
товарами везде.
При установлении целесообразности нахождения
товара определенного наименования в торговом ассортименте, следует учитывать, в
каком периоде жизненного цикла он находится.
Из графика видно, что наибольшую прибыль
розничная торговля получает в промежутке времени A'-A", когда в
ассортименте преобладают товары, находящиеся в стадии роста и зрелости, однако,
при этом в наличии имеются новые товары, только завоевывающие свое место на
рынке, а также товары, спрос на которые падает (рис.4).
Рис. 4. График зависимости объемов продаж от
структуры торгового ассортимента при различных положениях товаров в жизненном
цикле
Из графика видно, что наибольшую прибыль
розничная торговля получает в промежутке времени A'-A", когда в
ассортименте преобладают товары, находящиеся в стадии роста и зрелости, однако,
при этом в наличии имеются новые товары, только завоевывающие свое место на
рынке, а также товары, спрос на которые падает.
Такой подход должен быть одним из факторов,
влияющим на формирование оптимального ассортимента.
Наличие товара определенного вида в
ассортименте желательно до тех пор, пока объем продаж не минует так называемую
"точку безубыточности".
АВС-анализ проводится на основе статистических
данных по торговому предприятию за год, полугодие, квартал. Организация
необходимых расчетов требует от коммерческих работников наличия
производительных вычислительных ресурсов с возможностью как табличного, так и
графического представления результатов. Следует отметить, что АВС-анализ
является инструментом совершениствования ассортимента товаров, а не
формирования его изначально.
При разделении всех товарных групп, подгрупп,
видов товаров по методу АВС-анализа составляются таблицы, характеризующие
степень вклада каждого оцениваемого вида или подгруппы товаров в результат
деятельности (критерий).
2.3. Содержание торгово-технологических
процессов розничного торгового предприятия
Основной
из инновационных функций торговой фирмы является управление технологическими
процессами в магазине. Под этими процессами понимается совокупность
последовательных, взаимосвязанных операций, выполняемых персоналом магазина,
направленных на доведение товаров до покупателей с минимальными затратами
трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Торгово-технологические процессы,
осуществляемые в магазинах, условно подразделяют на основные и вспомогательные.
К основным торгово-технологическим процессам относятся: продажа товаров и
обслуживание покупателей, включающие в себя организацию покупательских потоков
в торговом зале; выкладку товаров на оборудование, обеспечивающую покупателям
оптимальные условия их осмотра и отбора; организацию расчетов за отобранные покупателями
товары; оказание покупателям дополнительных торговых услуг и другие подобные им
технологические операции. [24]
К вспомогательным торгово-технологическим
процессам относятся: приемка товаров от поставщиков; доставка их на места
хранения; обеспечение необходимых условий хранения товаров; подготовка товаров
к продаже; их транспортирование в торговый зал; организация хранения и сдачи
тары.
Содержание
основных и вспомогательных торгово-технологических процессов магазинов
различных типов имеет определенные особенности, вызываемые формой их товарной
специализации, методами продажи товаров, а также размерами. Эти особенности
определяют специфику отдельных технологических операций, осуществляемых в
рамках основных и вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине.
Для примера рассмотрим структуру и последовательность операций
торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания.
Можно сказать, что в соответствии с характером
торгово-технологических процессов формируется структура помещений магазина и
организуется их технологическая планировка. Состав конкретных помещений
магазина и их размеры определяются его типом и существенно дифференцируются в
зависимости от ассортимента реализуемых товаров, методов их продажи и видов
дополнительных торговых услуг, оказываемых покупателям. Тем не менее, выделяют
в каждом магазине следующие группы помещений, обеспечивающие осуществление
торгово-технологических процессов: торговые помещения; помещения для приемки,
хранения и подготовки товаров к продаже; подсобные помещения;
административно-бытовые помещения; технические помещения.[4]
Рис. 5. Структура и последовательность операций
торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания
Структура площадей различных видов помещений
зависит в первую очередь от применяемых методов продажи товаров, определяющих
соотношение площадей, отводимых для осуществления основных и вспомогательных
торгово-технологических процессов. В магазинах с индивидуальным обслуживанием
покупателей удельный вес торговой площади в общей площади магазина колеблется в
пределах 45-46%, то в магазинах самообслуживания он возрастает до 55-65%, а в
магазинах реализующих товары по образцам и каталогам - до 65-75%. Кроме того,
специалисты по торговле обращают внимания на то, что существенное влияние на
структуру площадей оказывает форма товарной специализации магазинов, это можно
проследить по данным таблицы 2.
Рассматривая рекомендации, изложенные в
таблице 2, следует обратить внимание на то, что в настоящее время структура
площадей многих магазинов самообслуживания не соответствует этому методу
продажи. Как правило, в непродовольственных магазинах основная масса товарных
запасов, находящихся в магазине перемещается непосредственно в торговый зал.
Так, если в магазинах с обычными методами продажи непродовольственных товаров
доля запасов, находящихся в торговом зале составляет 20-25%, то в магазинах
самообслуживания она доходит до 40-60%, что создает предпосылки для
существенного распределения площадей между торговым залом и складским
помещением. За счет повышения доли торговой площади в общей площади на 1%
товарооборот магазинов самообслуживания увеличивается на 0,2-0,4%
В связи с этим, можно сделать вывод, что
торговые фирмы должны ориентироваться на повышение доли торговой площади
магазинов самообслуживания, организуемых в ранее действовавших магазинах с
индивидуальным обслуживанием покупателей, в первую очередь за счет сокращения
площади других помещений, примыкающих непосредственно к торговому залу.
Таблица 2
Рекомендуемая
структура площадей различных видов помещений в магазинах самообслуживания
|