Финансовые отношения организаций
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Владивостокский государственный
университет
экономики и сервиса
Институт заочного и дистанционного
обучения
кафедра буа
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управление и планирование финансов
организации»
Тема: Финансовые отношения организаций
Выполнил студент: Швыдко А.А.
Шифр:
ДБУ-03-3313
Адрес: 690065, ул. Сипягина, 31, кв.15.
Владивосток 2006
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Финансы, их роль в хозяйственной деятельности
организации………………....4
1.1.Роль и функции финансов в хозяйственной
деятельности организации………4
1.2.Основные принципы организации финансов………………………………...….6
1.3.Финансовые отношения организации с
банками, бюджетом,
социальными фондами и страховыми
организациями…………………….…...8
1.3.1 Финансовые отношения организации с
коммерческими банками……...…….8
1.3.2 Финансовые отношения организации с
бюджетом и внебюджетными
фондами………………………………………………………………………......11
1.3.3 Страхование………………………………………………………………...…….14
Глава 2.Оценка финансово-хозяйственной деятельности организации…………………...19
2.1. Проблемы и методы оценки финансового
состояния предприятия……...…….19
2.2. Содержание финансового анализа………………………………………………..21
2.2.1. Задачи анализа и данные, используемые
при анализе……………….………..23
Заключение…………………………………………………………………..…………………27
Список использованной литературы………………………………………………………….28
Введение
Рыночная экономика предполагает становление и
развитие предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на
разных видах частной собственности, появление новых собственников - как
отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такой вид
экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная
деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией
продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров,
необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых,
свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в
принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых,
ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот вид
деятельности не исключает риска, убытков и банкротств. Наконец,
предпринимательство четко ориентировано на получение прибыли, чем в условиях
развитой конкуренции достигается и удовлетворение общественных потребностей.
Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово
- хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не
только от предоставленной предприятиям самостоятельности и необходимости
финансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от той доли
прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов.
Кроме того, необходимо создать такую экономическую среду, в условиях которой
выгодно производить товары, получать прибыль, снижать издержки.
Под финансированием предприятия понимают
привлечение необходимого для приобретения основных и оборотных фондов
предприятия капитала, иными словами, покрытие потребности в капитале.
Финансовые отношения предприятия возникают тогда,
когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия,
его доходов, привлечение заемных источников финансирования хозяйственной
деятельности, распределение доходов, образующихся в результате этой деятельности,
их использование на цели развития предприятия.
Глава 1.
Финансы, их роль в хозяйственной деятельности организации.
1.1. Роль и функции финансов в хозяйственной
деятельности организации.
В соответствии с Законом “О предприятиях и
предпринимательской деятельности в РСФСР” от 25 декабря 1990г. предприятие -
это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения
хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и
удовлетворения общественных потребностей.
Как правило, предприятие выступает юридическим
лицом, что определяется совокупностью признаков: обособленностью имущества,
ответственностью по обязательствам этим имуществом, наличием расчетного счета
в банке, выступлением от своего имени. Обособленность имущества выражается
наличием самостоятельного бухгалтерского баланса, на котором числится
имущество предприятия.
Организация хозяйственной деятельности требует
соответствующего финансового обеспечения, т. е. первоначального капитала,
который образуется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму
уставного капитала. Это важнейший источник формирования имущества любого
предприятия.
Конкретные способы образования уставного капитала
зависят от организационно - правовой формы предприятия.
При создании предприятия уставной капитал
направляется на приобретение основных фондов и формирование оборотных
средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно -
хозяйственной деятельности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов,
ноу-хау, использование которых является важным доходообразующим фактором.
Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производство, в процессе
которого создается стоимость, выражаемая ценой реализованной продукции. После
реализации продукции она принимает денежную форму - форму выручки от
реализации произведенных товаров, которая поступает на расчетный счет
предприятия.
Выручка - это еще не доход, но источник
возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования
денежных фондов и финансовых резервов предприятия. В результате использования
выручки из нее выделяются качественно разные составные части созданной стоимости.
Прежде всего, это связано с формированием
амортизационного фонда, который образуется в виде амортизационных отчислений
после того, как износ основных производственных фондов и нематериальных
активов примет денежную форму. Обязательным условием образования амортизационного
фонда является продажа произведенных товаров потребителю и поступление
выручки.
Поскольку материальную основу создаваемого товара
составляют сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты,
их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом основных
производственных фондов, заработной платой работников составляют издержки
предприятия по производству продукции, принимающие форму себестоимости. До
поступления выручки эти издержки финансируются за счет оборотных средств
предприятия, которые не расходуются, а авансируются в производство. После
поступления выручки от реализации товаров оборотные средства
восстанавливаются, а понесенные предприятием издержки по производству
продукции возмещаются.
Обособление издержек в виде себестоимости дает
возможность сопоставить полученную от реализации продукции выручку и
произведенные затраты. Смысл инвестирования средств в производство продукции
состоит в получении чистого дохода, и если выручка превышает себестоимость,
то предприятие получает его в виде прибыли.
Прибыль и амортизационные отчисления являются
результатом кругооборота средств, вложенных в производство, и относятся к
собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми они распоряжаются самостоятельно.
Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому
назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной
основе.
Назначение амортизационных отчислений -
обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов и
нематериальных активов.
В отличие от амортизационных отчислений, прибыль
не остается полностью в распоряжении предприятия, ее значительная часть в
виде налогов поступает в бюджет, что определяет еще одну сферу финансовых
отношений, которые возникают между предприятием и государством по поводу
распределения созданного чистого дохода.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия -
это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные направления
ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции
распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы
развития предприятия.
Амортизационные отчисления и часть прибыли,
направляемая на накопление, составляют денежные ресурсы предприятия,
используемые на его производственное и научно - техническое развитие,
формирование финансовых активов - приобретение ценных бумаг, вклады в
уставной капитал других предприятий и т. п. Другая часть прибыли,
используемая на накопление, направляется на социальное развитие предприятия.
Часть прибыли используется на потребление, в результате чего возникают финансовые
отношения между предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми на предприятии.
В современных условиях хозяйствования
распределение и использование амортизационных отчислений и прибыли на
предприятиях не всегда сопровождается созданием обособленных денежных фондов.
Амортизационный фонд как таковой не формируется, а решение вопроса о распределении
прибыли в фонды специального назначения оставлено в компетенции предприятия,
но это не меняет сущности распределительных процессов, отражающих
использование финансовых ресурсов предприятия.
1.2. Основные принципы организации финансов.
Поскольку финансы предприятия как отношения
являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной
деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной
деятельности предприятий.
Исходя из вышесказанного, принципы организации
финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятельность в области
финансовой деятельности, самофинансирование, заинтересованность в итогах
финансово-хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты,
контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Хозяйственная деятельность предприятия
неразрывно связана с его финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно
финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными
планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая их в
производство продукции в целях получении прибыли. Самостоятельность в
использовании собственных и приравненных к ним средств обеспечивает необходимую
маневренность ресурсов, которая в свою очередь позволяет концентрировать
финансовые ресурсы на нужных направлениях хозяйственной и других видов
деятельности предприятия.
Самофинансирование - обязательное условие
успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики.
Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции
и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что
каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет
собственных источников. При временной недостаточности в средствах потребность
в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого
кредита, если речь идет о текущих затратах, и долгосрочных банковских
кредитов, используемых на капитальные вложения.
Финансовые ресурсы предприятия, направляемые на
его развитие, формируются за счет:
амортизационных отчислений;
прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и
финансовой деятельности;
дополнительных паевых взносов участников в
товариществах;
средств, получаемых от выпуска облигаций;
средств, мобилизуемых с помощью выпуска и размещения
акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов;
долгосрочного кредита банка и других кредиторов (кроме
облигационных взносов предприятий, организаций, граждан).
Финансовый результат на предприятии является
качественным показателем деятельности как руководства предприятия, так и всего
коллектива предприятия. Ответственность возникает по поводу всех тех
рисков, которые принимает на себя предприятие в условиях рынка. Принцип
ответственности предприятий за результаты своей финансовой деятельности
реализуется в случае образования убытков, неспособности предприятия
удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров, работ, услуг и
обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлении
банкротства предприятия. Последнее является естественным и целесообразным в
условиях развитой рыночной экономики.
Необходимость контроля за финансово-хозяйственной
деятельностью предприятия очевидна и определена самой сущностью финансов как
денежных отношений.
Финансово-хозяйственная деятельность предприятий
связана с формированием и расходованием денежных средств, то есть затрагивает
интересы государства, работников предприятия, акционеров и т.д.
Контроль проявляется через анализ финансовых
показателей деятельности предприятия и проводится специальными органами.
Государственный контроль осуществляет Контрольно-ревизионное управление
Министерства финансов РФ по отношению к государственным предприятиям. Органы
Министерства РФ по налогам и сборам в пределах своей компетенции проводят
проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятий
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, контролируют
своевременность и полноту уплаты налогов.
1.3. Финансовые отношения организации с банками,
бюджетом, социальными фондами и страховыми организациями.
1.3.1.Финансовые отношения организаций и
коммерческих банков.
В современных экономических условиях, коммерческие банки становятся
важным элементом рыночной инфраструктуры.
Поскольку коммерческие банки создаются и
функционируют в форме товариществ с ограниченной ответственностью или
акционерных обществ, их деятельность возможна только при условии получения
собственной прибыли. Таким образом, взаимоотношения предприятий и банков
строятся с учетом взаимных интересов и должны приносить пользу обеим сторонам.
Отношения между организацией и банком возникают
по поводу расчетно-кассового и кредитного обслуживания, а так же в связи с
появлением новых услуг, характерных для рыночной экономики. Важной особенностью
этих отношений является их договорной характер. Инициатива заключения договоров
исходит от предприятия, которое самостоятельно выбирает банк для своего
расчетно-кассового и кредитного обслуживания.
Для расчетного обслуживания предприятие заключает
с банком договор банковского счета, что является необходимым для организации
безналичных расчетов. В соответствии с договором банк открывает предприятию как
клиенту расчетный и другие счета, зачисляет на них денежные средства,
поступающие как от предприятия, так и предприятию, списывает со счета
предприятия по его поручению суммы на счета поставщиков, кредиторов,
соответствующих бюджетных и внебюджетных фондов. Кроме этого, банк обязуется
принимать от предприятия-клиента и выдавать ему или по его поручению наличные
деньги, выплачивать проценты за хранение денег на счетах.
Основной счет предприятия как юридического лица –
расчетный счет. Предприятие вправе открыть несколько расчетных счетов в разных
банках. На расчетный счет зачисляется выручка от реализации продукции (работ,
услуг), по нему осуществляются расчеты по обязательствам предприятия. Другие
счета – текущий, ссудный, валютный – организация вправе открыть в любом
количестве в разных банках.[1]
Расчетный субсчет открывается предприятию,
которое имеет отдельные структурные подразделения вне места своего нахождения.
По месту их расположения в банках открываются счета на имя предприятия.
Поскольку расчетный субсчет имеет подсобное значение, на нем аккумулируется
выручка от подразделения для последующего перечисления на основной расчетный
счет предприятия.
Страницы: 1, 2, 3
|