Внедрение ГИФО
является значительным шагом на пути к нормированию средств, выделяемых на
профессиональное обеспечение. Однако в современных условиях трудно обеспечить
реальный выбор места учёбы, поскольку номинальная стоимость данной ценной
бумаги будет значительно ниже реальных затрат на обучение одного студента.
Новый способ финансирования предполагает отказ от системы постатейного
планирования расходов на содержание вузов. Стоимость ГИФО будет
дифференцироваться в зависимости от категории сертификата, выдаваемого
выпускникам школ по результатам аттестации. В программных документах говорится,
что указанная система нормативов найдёт отражение в федеральном бюджете. При
этом объём расходов бюджета, предусмотренных на цели высшего и среднего
профессионального образования останется без изменения.
Рассмотрение
отдельных элементов расходов по трём типам учреждений образования показывает
многогранность проблем отрасли, значительное число которых связанно с
несоответствием правового обеспечения и реальной практики выделения средств.
Независимо от применяемых при планировании методик жёсткая бюджетная политика
предопределяет необходимость учитывать при формировании бюджетов не только
потребность, целесообразность, актуальность расходов, но и финансовые
возможности государства по их осуществлению.
2.2. Сравнительный
анализ финансирования расходов на
образование в
2005 году.
Далее
представлен анализ финансирования расходов на образование в 2005 году и его
сравнение с финансированием образования в 2004 году. Поводом для детального
сравнительного анализа послужило изменение бюджетной классификации ввиду разграничения
полномочий бюджетов разных уровней. При этом из сферы бюджетного регулирования
собирались исключить ряд статей и видов расходов, а именно: стипендии
студентов, аспирантов и докторантов, зарплата работников бюджетных учреждений,
в системе образования и науки, затраты на питание.
Расходы на
образование из федерального бюджета в 2005 году составили 154 456,6 млн.
рублей. По консолидированному бюджету эти расходы составили 762,1 млрд. рублей
(в 2004 году – 531,2 млрд. рублей). Доля расходов на образование в общих
расходах федерального бюджета составила 5,1% против 5,9% в 2004 году. Снижение
этого показателя коренится в передаче финансирования большей части учреждений
начального и среднего профессионального образования (в объёме 24,8 млрд.
рублей) в регионы. Проект бюджета-2005 увеличение зарплат работникам
федеральных бюджетных учреждений с 1 января в 1,2 раза. На реализацию этих
проектов было выделено 19,8 млрд. рублей.
Бюджет 2005
года по отрасли образования (консолидированные расходы и бюджетов региональных,
и бюджета федерального) весьма серьёзно отличались от того, что было в 2004
году. По расчётом Минфина и правительства общие расходы на образование возросли
до 40%. То есть с 531 млрд. до 762 млрд. рублей. Если брать только федеральный
бюджет, то там есть две величины, которые тоже можно сравнить: общие расходы
бюджета и расходы на образование. Так, общие расходы в федеральном бюджете
возросли на 14,6% по сравнению с расходами в 2004 году, и расчёты показали, что
расходы на образование из федерального бюджета были увеличены на 20%. Сравнив
эти две величины можно заметить, что рост расходов на образование обогнал рост
расходов по всем отраслям в целом.
Из внутренней
структуры бюджета видно, что по ряду направлений рост финансирования
значительно превысил рост в среднем по отрасли и федерального бюджета вообще. В
качестве положительной черты можно отметить, что с 1 2004 года сентября был
увеличен почти в пять раз стипендиальный фонд, рассчитанный на поддержку
студентов (с 5% до 25 %), и та же сумма была заложена в бюджет-2005.
2.3. Расходы
на образование в 2006 году.
Соответствующие
расходы сформированы в размере 201408,9 млн. рублей с приростом против 2005
года, в том числе на оплату работающих в системе образования – 98853,5 млн.
рублей (приложение 1).
Расходы на
национальные проекты в области образования в размере 4,9 млрд. рублей по
разделу «Межбюджетные трансферты». В январе 2006 года расходы по разделу
«Образование» дополнительно увеличены за счёт перераспределения некоторых
доходов бюджета в 2005 году.
В 2006 увеличен
размер стипендий учащихся и студентов образовательных учреждений начального и
среднего профессионального образования со 140 до 210 рублей, а стипендий
аспирантов и докторантов государственных образовательный учреждений высшего
профессионального образования и научных организаций – соответственно до 1500
рублей и 3000 рублей. Также повышены стипендии правительства РФ для аспирантов
до 3000 рублей, для студентов высших учебных заведений – до 1200 рублей, для
студентов среднеспециальных учебных заведений – до 700 рублей. Дополнительно из
средств федерального бюджета для выплаты указанных специальных стипендий потребовалось
19 млн. рублей в год. Из средств федерального бюджета для выплаты стипендий
президента РФ потребовалось 14,2 млн. рублей, чтобы повысить соответствующие
стипендии для студентов – до 1600 рублей, для аспирантов – до 3000 рублей.
На обеспечение
деятельности образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги
в сфере национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной
деятельности, предусмотрено 43263,8 млн. рублей (прирост против 2005 г. – на
6311,9 млн. рублей, или 17,1%), в том числе на оплату труда работников с учётом
индексации денежного довольствия военнослужащих, приравненных к ним лиц и
государственных служащих – 32174,9 млн. рублей (включая начисление)).
В составе
расходов на образование ассигнования на содержание работников центральных
аппаратов отдельных федеральных органов исполнительной власти в сфере
образования учтены в размере 539 млн. рублей, что больше, чем в 2005 году, на
23,6%.
Эти расходы
определены с учётом дополнительных ассигнований, необходимых на финансирование
проектируемого увеличения численности работников центрального аппарата
Федерального агентства по образованию, в связи с передачей в их ведение от
федеральных органов исполнительной власти 650 учебных заведений.
Индексация
(повышение) оплаты труда работников федеральных государственных учреждений в
2006 году будет осуществляется в рамках решения задачи, поставленной в Послании
президента РФ Федеральному собранию РФ на 2005 год (приложение 2).
В целом фонд
оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, оплачиваемых по
ЕТС, возрос по сравнению с 2005 г. На 43,3 млрд. рублей и составил 242,1 млрд.
рублей. На повышение оплаты труда федеральных государственных учреждений в 2006
году потребовалось дополнительно 29,1 млрд. рублей, без учёта досчёта условий,
сопоставимых с 2005 годом. Уровень реальной заработной платы в 2006 году
увеличивается на 11,1%, что позволяет удвоить за 2005-2007 гг. заработную плату
в номинальном выражении. В реальном выражении заработная плата за указанный
период возрастает в 1,52 раза.
Глава 3.
Проблемы бюджетного финансирования образования.
3.1. Основные
проблемы бюджетного финансирования
образования.
1. Характерной
особенностью современного состояния бюджетного финансирования образования
является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования
бюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь
основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются
даже те расходы, которые предусмотрены законами «Об образовании» и «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании». Приоритеты при финансировании
конкретных статей расходов определяются таким образом:
- оплата труда;
- стипендия;
- трансферты;
- оплата
коммунальных услуг;
- остальные
виды расходов.
Такая оценка
значимости расходов связана с тем, что действующее законодательство установило
достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение
определённого уровня финансирования образования:
- выделение на
нужды развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на
высшее профессиональное образование – не менее 3% расходной части федерального
бюджета;
- установление
уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда
в промышленности;
- введение
социальных доплат, надбавок для работников образования.
Выполнение всех
обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на
образование из федерального бюджета по разным оценкам в 2-4 раза, что,
очевидно, невыполнимо.
2. Действующий
порядок бюджетного финансирования, установленный БК РФ, характеризуется наличием
противоречий с действующим законодательством об образовании, а также внутренних
противоречий, недостатков и неясностей, усугубляющихся практикой его
применения. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит
к значительным трансакционным издержкам.
3.
Нормативно-методическая база бюджетного финансирования образования в основном
опирается на документы и материалы, разработанные для условий
планово-директивной экономики и отсутствия выраженного дефицита бюджетных
средств. В современных условиях это порождает ряд проблем, решить которые не
удаётся.
4. В
законодательной базе, определяющей процедуру бюджетного финансирования
образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать
возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным
критерием – целями, на достижение которых направляются бюджетные средства.
Такое положение обусловлено принятой в настоящее время трактовкой определения
целевого характера использования бюджетных средств, не связанного ни с
образовательным процессом, ни с его результатами, а основанного исключительно
на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной
классификации.
5. Возможности
маневрирования ресурсами носят ограниченный характер, связанный с
необходимостью строгого соблюдения установленных бюджетных процедур.
Всё это
позволяет предположить, что бюджетная (финансовая, экономическая) политика
государства (точнее, финансовых органов) направлена в первую очередь на учёт и
контроль бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы образования.
3.2.
Конкретные проблемы бюджетного финансирования в рамках
основных
проблем.
1. В настоящее
время практически отсутствует современная нормативно-методическая база
бюджетного планирования и финансирования:
- не принят
закон о минимальных социальных стандартах;
- не
разработаны нормативы государственных затрат на оказание государственных
образовательных услуг;
- не существует
единых методологических основ расчёта минимальной бюджетной обеспеченности;
- не
разработаны необходимые методические материалы по расчёту и обоснованию
потребности в бюджетном финансировании;
- отсутствуют
единые по России и ведомственные методики распределения финансовых ресурсов
между бюджетополучателями.
Вместе с тем
государство несмотря на утверждённый закон – Бюджетный кодекс РФ, решает в
каждые данный момент времени (финансовый год), какой именно механизм бюджетного
финансирования применять в текущем году.
2. Организация
бюджетного процесса основана на установленных Бюджетным кодексом РФ таких
временных рамках подготовки, согласования, утверждения, представления
документов, которые не учитывают следующие объективные факторы:
-
образовательные учреждения расположены на всей территории России, при этом
далеко не все из них имеют доступ к современным средствам связи и коммуникации
(факс, электронная почта, Интернет); почтовая связь не обеспечивает получение и
предоставление необходимой информации в установленные сроки. В связи с этим
часто возникают ситуации, когда на исполнение поступают документы, датированные
прошедшим периодом;
- главный
распорядитель бюджетных средств не только доводит уведомления о бюджетных
обязательствах, но и формирует и утверждает их, что делает весьма
проблематичным получение уведомлений на местах в установленные сроки;
- главный
распорядитель бюджетных средств (министерство в Москве) утверждает сметы
доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений. В течение одного
рабочего дня с момента утверждения их сметы должны быть представлены в
казначейство, что нереально, учитывая территорию России;
-
финансирование начислений на оплату труда (ЕСН) представляет собой
дополнительную «петлю» в движении бюджетных средств: по существу деньги следуют
из бюджета через бюджетные учреждения обратно в бюджет. Единственное
достоинство такого процесса состоит в том, что при использовании регрессивной
шкалы часть ЕСН можно направить на другие виды расходов и тем самым как бы
дополнить собственный бюджет учреждения по статьям, не предусмотренным сметой
доходов и расходов.
3. Серьёзную
проблему представляет собой действующий механизм использования внебюджетных
средств:
- внебюджетные
доходы в образовательное учреждение поступают неравномерно в течение года, что
затрудняет не только их годовое планирование, но и планирование их расходов.
Средства, поступившие в конце отчётного периода (квартала), могут остаться на
счёте и будут рассматриваться как прибыль (и соответственно облагаться
налогами). При этом расходы по этим средствам могут быть произведены только в
следующем квартале. Это снижает эффективность использования средств, выдвигая
на первый план не рационализацию расходов и экономию средств, а скорость их
расходования часто в ущерб эффективности и результативности;
- необходимость
расходования поступающих доходов немедленно по их получении не позволяет
накапливать средства для решения проблем, например, ремонта;
- доплаты за
счёт внебюджетных средств сотрудникам, зачисленным на бюджетные ставки, можно
выплачивать только из прибыли, в противном случае в соответствии с Налоговым
кодексом РФ учреждению будет предъявлено обвинение в нецелевом использовании
теперь уже внебюджетных средств. Существует только один выход: оформлять
трудовые договоры с работниками и в них указывать объём работы сотрудника во
внебюджетной сфере учреждения. В этом случае считается, что оформлены трудовые
отношения, и понятие нецелевого использования применено не будет.
4. Бюджетный
кодекс, предусматривая правила учёта остатков бюджетных средств на лицевых
счетах бюджетополучателей и изъятие их без возврата в доход соответствующего
уровня бюджета, не учитывает реального положения дел:
- средства
бюджета не всегда могут быть использованы до окончания финансового года по
причине невыполнения договоров подрядчиками и исполнителями. В этом случае
бюджетные средства, предусмотренные для оплаты договоров, должны сохраняться за
бюджетным учреждением;
- поставщиками
коммунальных услуг выставляются счета по оплате по итогу за прошедший период,
средства же на оплату планируются на текущий период, что создаёт проблемы по
оплате услуг, предоставленных в декабре;
- система
выплаты трансфертов не предусматривает их получения населением в конкретный
момент времени, что создаёт предпосылку для накапливания неполученных денег на
счетах бюджетополучателей. Изъятие этих средств как неиспользованных
недопустимо. Аналогичное положение складывается и со средствами на оплату
труда, фактически начисленные, но неполученные по объективным причинам
работниками (депоненты), и с единым социальным налогом.
3.3.
Предложения по решению проблем бюджетного
финансирования.
1. Необходимо
упорядочить бюджетное законодательство, в частности внести уточнения в
Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие:
- передачу
права утверждения сводной сметы доходов и расходов учреждения, в том числе
образовательного, руководителю этого учреждения;
- включение
бюджетополучателей в процедуру разработки бюджета. Это обусловлено тем, что
действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное законодательством
требование перехода к нормативам финансирования должны предусматривать
объективно сложившиеся особенности отдельных бюджетных учреждений,
образовательных, связанных с их профилем, материальной базой, территориальным
расположением и др. факторами, которые не могут быть в полной мере учтены
главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;
- пересмотр
срока доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях до бюджетных учреждений и
его увеличение до 30 дней с момента утверждения сводной бюджетной росписи
расходов независимо от уровня бюджета;
- доведение
уведомлений о бюджетных ассигнованиях, объёмах доходов и расходов и лимитов
бюджетных обязательств одной строкой;
-
предоставление права бюджетополучателям осуществлять расходование средств
бюджета в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно определяя их
распределение по статьям экономической классификации. При этом финансирование
также должно осуществляться одной строкой, а не постатейно, как это делается
сейчас;
- корректировку
росписи расходов бюджета на основе фактически произведённых расходов в
соответствии с кодами бюджетной классификации, предоставленными в бухгалтерском
отчёте за конкретный отчётный период;
- передачу
утверждённой сметы доходов и расходов в течение одного дня со дня её получения
бюджетным учреждением или со дня её утверждения руководителем организации (если
такое право ему будет предоставлено);
- компенсацию
по решению судебных органов морального и материального ущерба бюджетному учреждению
казначейством в размере, превышающем размер недофинансирования, повлекшего
указанный ущерб;
- сохранение за
бюджетным учреждением остатка средств, обоснованно образовавшегося по состоянию
на 31 декабря текущего года на счёте бюджетного учреждения; наделение
руководителя бюджетного учреждения правом на установление порядка, сроков и
целевого назначения расходования этого остатка, включая составление учреждением
отдельной сметы расходования этих средств.
2. Необходимо
при определении объёмов бюджетного финансирования образования на очередной
финансовый год руководствоваться следующими принципами:
- общий объём
бюджетного финансирования образования должен быть увеличен в соответствии с
положениями Национальной доктрины развития образования и программными
документами Правительства РФ, предусматривающими опережающий рост бюджетных
ассигнований в эту сферу деятельности;
- в качестве
приоритетных статей экономической классификации, по которым должно быть
предусмотрено увеличение по обоснованным расчётам, необходимо выделить оплату
труда, трансферты, расходы на обеспечение учебного процесса, комплектование
библиотек, проведение учебно-производственных практик, проведение
учебно-научных студенческих семинаров и конференций, обеспечение учебными
материалами и пособиями и т.п., приобретение учебного и научного и учебно-производственного
оборудования, капитальный и, особенно, текущий ремонт. Необходимо также
предусмотреть увеличение расходов на оплату коммунальных услуг. При этом
финансирование должно выделяться одной строкой.
3.
Целесообразно изменить подходы к бюджетному финансированию капитального ремонта
и приобретения оборудования для образовательных учреждений, переведя эти
расходы из раздела 14 «Образование» функциональной классификации в федеральную
адресную инвестиционную программу или формируемый в составе бюджета бюджетный
фонда развития образования. Это позволит:
- обеспечить
концентрацию финансовых ресурсов на действительно важных направлениях,
требующих значительных инвестиций;
- повысить обоснованность
проводимых работ, осуществляемых закупок и т.д. вследствие применения
отработанных процедур реализации инвестиционных проектов и использования опыта
специалистов в этой области;
- обеспечить
правила взаимодополнения бюджетных и внебюджетных ресурсов при решении единых
инвестиционных задач без нанесения финансового урона учреждению.
4. Необходимо
отказаться от практики централизованного планирования структурных и
организационных преобразований в сфере образования, сделав основной упор на постепенный
запуск механизмов саморегулирования.
5. При переводе
стипендий в разряд адресных социальных выплат следует сохранить порядок их
назначения через образовательные учреждения, т.е. через места фактического
нахождения учащихся, а не места их проживания.
6.
Целесообразно отменить регрессию единого социального налога для образовательных
учреждений, установив вместо этого сниженную ставку данного налога.
7. Необходимо
предусмотреть возможность отмены финансирования начислений на оплату труда
(единого социального налога) и прямого перечисления этих средств со счёта
бюджета.
8. Необходимо
освободить бюджетные учреждения от уплаты налогов с бюджетных средств, к
которым отнесены все доходы бюджетного учреждения, в том числе от осуществления
соответствующей деятельности с использованием государственного имущества,
переданного ему в оперативное управление.
Заключение.
В данной работе
даны общие характеристики системы образования, её понятие и источники
финансирования. Таким образом, в настоящее время под «системой образования»
понимается совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных
функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты;
образовательные программы; ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое,
материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями;
управление. Также перечислены основные проблемы финансирования образования и
предложены пути их решения.
Библиографический
список
1.
Гражданский
кодекс РФ: Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Гражданский кодекс РФ:
Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.
2.
Бюджетный
кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
3.
Федеральный
закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании».
4.
Федеральный
закон от 11 августа 1995 г. № 195-ФЗ «О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях».
5.
Федеральный
закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
6.
Попова
М.И. Бюджетная политика в системе управления социальной сферой (на примере
образования).
7.
Игнатов
В.Г. Экономика социальной сферы
8.
ЭКО № 11,
2004 г.
9.
ЭКО №11,
2005 г.
Приложение 1.
Объёмы
расходов по разделу «Образование»
в 2005-2006
гг., млн. руб.
Статья расходов
|
2005
|
2006
|
Закон от 23.12.
2004
№ 173 –
ФЗ
|
% ВВП 18720
млрд.
руб.
|
Уточнённая
роспись на 12.08.2005
|
%
ВВП
21000
млрд.
руб.
|
Проект
|
%
ВВП
24380
млрд.
руб.
|
Образование
|
155338
|
0,8
|
159104,6
|
0,8
|
201408,9
|
0,8
|
Дошкольное
Общее
Начальное
профессио-нальное
Среднее
профессио-
нальное
Подготовка и
повышение квалификации
Высшее про-
Фессиональное
Молодёжная
политика и оздоровление детей
Прикладные
научные
исследования в
области образования
Другие вопросы
в области образования
|
3812,3
1611,8
4167,5
19665
2271,5
108811,9
1818,1
1761,7
11418,2
|
0,0
0,0
0,0
0,1
0,0
0.6
0,0
0,0
0,1
|
1873,9
1978,1
5057,8
19449,6
2584,9
114150,1
509,4
1751,0
11749,8
|
0,0
0,0
0,0
0,1
0,0
0,5
0,0
0,0
0,1
|
2112,8
2974,4
7008,5
21840,8
3912,6
154711,4
445,2
868,5
7503,3
|
0,0
0,0
0,0
0,1
0,0
0,7
0,0
0,0
0,0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2.
Повышение
тарифных ставок (окладов) ЕТС в 2006г., руб.
Разряд
|
Тариф-
ные
коэффи-
циенты,
январь –
апрель
|
Тарифные ставки
(оклады)
|
Размер
повышения тарифных ставок (окладов),
Сентябрь к
январю
|
Январь –
февраль
|
Март – апрель
|
Май – август
|
Сентябрь -
декабрь
|
1-й
2-й
3-й
4-й
5-й
6-й
7-й
8-й
9-й
10-й
11-й
12-й
13-й
14-й
15-й
16-й
17-й
18-й
|
1,00
1,11
1,23
1,36
1,51
1,67
1,84
2,02
2,22
2,44
2,68
2,89
3,12
3,36
3,62
3,90
4,20
4,50
|
800
888
984
1088
1208
1336
1472
1616
1776
1952
2144
2312
2496
2688
2896
3120
3360
3600
|
864
959
1063
1175
1305
1443
1590
1745
1918
2108
2316
2497
2696
2903
3128
3370
3629
3888
|
1100
1144
1188
1254
1364
1507
1661
1826
2002
2200
2420
2607
2816
3036
3267
3520
3795
4950
|
1100
1188
1254
1309
1452
1606
1771
1947
2145
2354
2585
2794
3014
3245
3498
3795
4037
4950
|
1,375
1,338
1,274
1,203
1,202
1,202
1,203
1,205
1,208
1,206
1,206
1,208
1,208
1,207
1,208
1,216
1,201
1,375
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|