Общеобразовательные школы-интернаты создаются в целях оказания помощи семье в
воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной
защиты и всестороннего развития их творческих способностей. В эти учреждения
принимаются преимущественно дети, нуждающиеся в государственной поддержке, в
том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, одиноких матерей; дети,
находящиеся под опекой. Аналогично школам к этому типу учреждений относятся:
школа-интернат начального общего образования; школа-интернат основного общего
образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования;
школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением
отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; санаторно-лесная школа;
санаторная школа-интернат.
Основными
задачами образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, являются: создание благоприятных условий, приближенных к
домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию
воспитанников; обеспечение их медико-психолого-педагогической реабилитации и
социальной адаптации; охрана прав и интересов воспитанников. В соответствии с
индивидуальными особенностями детей (возраст, диагноз, заболевания) в системе
образования могут функционировать следующие виды учреждений: детский дом (для
детей раннего, дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа;
школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с
отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в
развитии. В этих видах учреждений содержание и обучение воспитанников
осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
Основу
формирования расходов на содержание учреждений общего и профессионального
образования составляют «производственные» показатели деятельности. Для школ
такими показателями являются число учащихся и классов; для учреждений
профессионального образования – госзаказ по приёму студентов на бесплатное
обучение. При финансовом планировании учитываются не только показатели на
начало и конец финансового года, но и среднегодовые, которые зависят от сроков
комплектования (приёма), выпуска, отсева в процессе обучения. Например, по
школам формула расчёта среднегодовых показателей имеет следующий вид:
Кср = К1М1 +
К2М2 /12
Где Кср –
среднегодовой контингент; К1 – контингент на начало планируемого года; М1 –
число месяцев функционирования учреждения с переходящим контингентом на начало
года; К2 – контингент планируемого года; М2 – число месяцев функционирования
учреждения с новым контингентом на конец года; 12 – число месяцев в году.
Расчёт
среднегодовых величин можно также производить путём суммирования показателей на
каждое первое число месяца и деление полученной суммы на 12. При расчёте
среднегодового числа воспитанников по дошкольным образовательным учреждениям
этот метод предпочтительнее, так как позволяет точно определить требуемый для
исчисления расходов контингент.
Производственные
показатели по школе определяются по группам классов: I – III (IV), V – IX, X – XI. Эти данные приводятся в смете на
две даты – на 1 января и на 1 сентября планируемого года, а также в
среднегодовом исчислении. Число учащихся на 1 января принимается по
фактическому состоянию на последнюю отчётную дату. Численность учащихся на 1
сентября планируемого года определяется в соответствии с планом приёма и
выпуска учащихся. Число детей, поступающих в планируемом году в первые классы,
устанавливается по данным специального учёта. Следует учитывать и такую
особенность комплектования школ: основная часть первоклассников осваивает
программу начальной школы в течение трёх лет и сразу переводятся в пятый класс;
четыре года учатся в начальной школе дети, начинающие обучение с шести лет.
Число учащихся в последующих классах обычно планируется на уровне выпуска
учащихся из предшествующих классов. Так, контингент учащихся пятых классов
планируется на уровне выпуска третьих (четвёртых) классов, шестых – на уровне
выпуска пятых и т.д. Исключение составляет планирование контингентов десятых
классов. При определении численности учащихся этих классов учитывается, что
часть выпускников девятых классов общеобразовательных школ продолжит
образование в других типах учебных заведений. В настоящее время предельная
наполняемость классов установлена в количестве 25 учащихся. В зависимости от
недостатков умственного или физического развития детей формируются отдельные
классы или открываются специальные школы с меньшей наполняемостью.
Важное значение
при планировании бюджетных средств как по школам, так и на содержание
учреждений профессионального образования имеет система стандартов.
Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных
образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников,
максимальный объём нагрузки обучающихся. Одним из элементов государственных
государственных образовательных стандартов является базисный учебный план
общеобразовательных учреждений РФ. В нём определено минимальное количество
часов на изучение образовательных областей, установлена максимальная учебная
нагрузка учащихся по классам. Этот учебный план позволяет сохранить единое
образовательное пространство в России. На его основе планируются расходы на
оплату труда учителей.
Ещё один
показатель, используемый в процессе планирования расходов общеобразовательных
школ, - количество педагогических ставок. Он рассчитывается на базе двух
показателей – числа часов учебных занятий и нормы учебной нагрузки учителей в
неделю. Базисный учебный план РФ устанавливает предельно допустимую нагрузку на
учащихся (в часах) при пятидневной и шестидневной учебных неделях. При
пятидневной она составляет в I – III классах – 22, в V – 28, в VI – 29, в VII – 31, в VIII – IX – 32, в X – XI - 33 часа. Норма учёбной нагрузки
учителя на ставку установлена для начальной школы 20 часов в неделю, для
старших классов -18 часов в неделю. Поэтому число педагогических ставок
определяется отдельно по группам классов. При определении числа оплачиваемых часов
следует иметь в виду, что в некоторых случаях занятия ведутся с классами,
разделёнными на две группы учащихся (иностранные языки, трудовое обучение,
физическая культура и др.). Общее число учебных занятий в неделю определяется
умножением количества классов на число часов для одного класса. Количество
педагогических ставок рассчитывается делением общего числа часов учебных
занятий в неделю по каждой группе классов на установочную норму учебной
нагрузки учителя в неделю.
Фонд оплаты
труда учителей определяется, исходя из количества педагогических ставок и
средней ставки учителя в месяц по тарификации. Тарификационные списки позволяют
определить общую сумму фонда заработной платы учителей за один месяц. Исходя из
этих данных и зная число классов по группам на 1 января и 1 сентября, нетрудно
рассчитать среднюю ставку учителя в месяц и фонд заработной платы за месяцы
текущего и нового учебного года, приходящиеся на планируемый финансовый год.
Для определения средней ставки учителя месячный фонд оплаты труда по каждой
группе классов, установленный на базе тарификационного списка, делится на
соответствующее этим группам классов количество педагогических ставок.
Фонда оплаты
труда учебно-вспомогательного и административно-хозяйтвенного персонала
определяется на основе штатного расписания и установленных должностных окладов.
Число штатных единиц зависит от количества классов в школе и её индивидуальных
особенностей. По учреждениям, реализующим образовательные программы повышенного
уровня (гимназия, лицеи), а также по школам с продлённым днём обучения в
штатное расписание вводятся дополнительные должности. В дореформенный период по
всем типам учреждений Министерством образования утверждались типовые штаты. В
настоящее время типовые штаты отменены, однако они всё ещё служат основой для
выделения средств на оплату труда. После согласования с учредителем объёма
финансирования на оплату труда учреждение самостоятельно определяет структуру
управления деятельностью, штатное расписание, распределение должностных обязанностей.
Расходы на
оплату труда планируются отдельно по педагогическому,
административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу. Этот фонда
зазывается тарифным. Кроме того, предусматривается надтарифный фонд заработной
платы заработной платы на установление за дополнительные виды работ (проверку
тетрадей, классное руководство и т.п.) и надбавок за высокое качество работы.
При исчислении надтарифного фонда оплаты труда применяется следующая методика:
тарифный фонда принимается за 75%, надтарифный по школам должен составлять не
более 25%. Следовательно, чтобы исчислить его объём, необходимо тарифный фонд
разделить на 75 и умножить на 25. Узаконенный норматив надтарифного фонда по
каждому типу учреждений различен. Например, по учреждениям дополнительного образования
он составляет 10%, по дошкольным учреждениям – 12%, по школам – 25%.
Следующей
экономической статьёй расхода по любому учреждению бюджетной сферы являются
начисления на фонд оплаты труда. Размер ассигнований определяется путём умножения
общего фонда оплаты труда на установленный правительством РФ норматив. В
настоящее время он составляет 35,8% от общего фонда оплаты труда.
При определении
необходимых средств на приобретение предметов снабжения и расходных материалов
рассчитываются в первую очередь расходы на питание школьников. Объём
ассигнований зависит от общего контингента учащихся, среднего числа дней
посещения школьных занятий в год одним ребёнком, установленной дневной нормы
питания. Кроме того, отдельно определяются расходы на питание учащихся,
посещающих группы продлённого дня. Действующая в настоящее время расчётная
норма расхода на бесплатные завтраки всех обучающихся составляет 1,5% от
минимального размера оплаты труда. По группам продлённого дня (ГПД) бесплатные
обеды предоставляются 10% контингента и льготные (половина размера стоимости
питания) – 15% контингента учащихся.
Методика
исчисления затрат по другим статьям расходов по всем типам образовательных
учреждений одинакова. Значительное место в затратах на содержание учреждений
занимают коммунальные платежи за отопление, освещение, водоснабжение и т.п. Расчётный
объём средств зависит от кубатуры и площади помещений, условий обеспечения
тепловыми и энергетическими ресурсами. В городских учреждениях, как правило,
коммунальное обслуживание учреждений осуществляется по договорам со
специализированными организациями. По учреждениям, расположенным в сельской
местности и имеющим собственное печное или паровое отопление, расчёт более
сложен. Расходы исчисляются по нормам расхода топлива, учитываются действующие
цены на него, продолжительность отопительного сезона. Как правило, расчётный
объём средств по прочим и коммунальным расходам определяется, исходя из
фактического расхода за ряд предшествующих лет. В последние годы из-за
недофинансирования коммунальных расходов у учреждений образования возникает
кредиторская задолженность поставщикам услуг. Эти суммы также следует учитывать
для планирования расходов на очередной финансовый год.
Расходы на
приобретение мягкого инвентаря планируются только по сельским школам, в которых
имеются интернаты для проживания учащихся, посещающих школы, расположенные на
значительном расстоянии от места их постоянного проживания. Более типичны эти
затраты дл дошкольных и интернатных учреждений. Планируемые суммы
осуществляются в зависимости от наличия постельных принадлежностей, одежды и
обуви, потребности в них, цены продукции. Аналогично планируются расходы на
оснащение учреждений учебным, хозяйственным и технологическим оборудованием и
инвентарём.
Исчисленные
учреждением объёмы необходимого бюджетного финансирования оформляются сметой
доходов и расходов. В смете указываются наименование и адрес учреждения,
соответствующие коды бюджетной классификации, приводится свод утверждённых
расходов по каждой экономической статье с поквартальным распределением.
Аналогично
школам планируются расходы на начальное, среднее и высшее профессиональное
образование. Учреждения начального профессионального образования имеют целью
подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем
направлениям общественно полезной деятельности. Главной задачей учреждений
этого типа является создание необходимых условий для получения гражданином конкретной
профессии (специализации) соответствующего уровня квалификации с возможностью
повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего
(полного) образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для
выполнения определённой работы. Виды учреждений начального профессионального образования:
профессиональное училище; профессиональный лицей; учебно-курсовой комбинат
(пункт); учебно-производственный центр; техническая школа; вечернее (сменное)
профессиональное училище. Профессиональна подготовка граждан может
осуществляться также в межшкольных учебных комбинатах; в образовательных
подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии; в порядке
индивидуальной подготовки у специалистов; в частных учебных заведениях.
Подготовку
квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием осуществляют
образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние
специальные учебные заведения). К ним относятся: техникумы (училища, школы),
колледжи, техникумы-предприятия. Отличительной особенностью колледжа является
то, что в нём обеспечивается повышенный уровень (по сравнению с техникумом)
квалификации обучающихся. В техникуме-предприятии осуществляется не только
образовательная, но и профессиональная деятельность в соответствии с профилем
подготовки учащихся.
Учреждения
высшего профессионального образования призваны обеспечить потребности личности
в приобретении высшего образования и квалификации в избранной области
профессиональной деятельности. Этот тип учреждений подразделяется на следующие
виды: университет – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена
на развитие образования, науки и культуры путём проведения фундаментальных
научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского
дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных,
гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры; академия;
институт. Академия в отличие от университета осуществляет подготовку
специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов
определённой отрасли (преимущественно одной из областей науки, техники,
культуры). Институтом называется самостоятельное высшее учебное заведение или
структурное подразделение университета (академии), реализующее профессиональные
образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры.
За истекшие 10
лет численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования
снизилась на 20%, в то время как число студентов вузов возросло почти в полтора
раза. Рост показателей по высшей шкале связан с развитием негосударственной
сети учреждений и расширением приёма в государственные вузы на основе полного
возмещения затрат на обучение.
Одним из важных
показателей для расчёта расходов на профессиональное образование служит число
студентов на одного преподавателя.
При определении
расходов на содержание учреждений профессионального образования шире, чем по
дошкольной и школьной сети, применяется нормативный способ расчёта расходов.
Однако при расчёте используются не реальные нормативы финансовых затрат, а
нормативы минимальной бюджетной обеспеченности.
Они
устанавливаются путём деления заранее определённой суммы бюджетных ресурсов на
контингент обучающихся за счёт бюджетных средств. Отличительной чертой
структуры расходов на профессиональное образование по сравнению с затратами на
общее образование является выделение средств на обеспечение студентов
стипендиями. В соответствии с законодательством учреждения среднего и высшего
профессионального образования самостоятельно формируют объём стипендиального
фонда и порядок его использования. Стипендии, как правило, подразделяются на
академические и социальные.
Реформа
образования и введение новых принципов его финансирования в большей степени
касаются высшего и среднего профессионального образования. В настоящее время
намечено проведение эксперимента по отработке финансового обеспечения системы
образования на основе финансовых именных финансовых обязательств (ГИФО). С
помощью системы ГИФО предполагается уравнять в правах на получение бюджетного
финансирования учебные заведения любой формы собственности. Считается, что
новая система финансирования позволит обеспечить доступ абитуриентов к наиболее
качественным и разнообразным услугам образования и повысить его доходность.
Если бы государственные финансовые нормативы покрывали реальные затраты
стандартного обучения, такая модель позволила бы увеличить общий объём
ресурсов, направляемых на подготовку кадров.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|