Жизненная дезорганизация европейской культуры
и истории, утверждает Ортега, в значительной мере связана с пренебрежением
предшествующей культурной традицией, которая на первое место ставила мышление.
Если нет приумножения культурной традиции, то происходят существенные изменения
самого типа современного человека, которые делают из него носителя различных
импульсов, опасных для настоящего и будущего существования культуры. Это новый
тип человека самодовольного, заурядного, человека массы, проникнутого
ощущениями легкости современной жизни и низким моральным потенциалом, гуманисты
XX, как и XIX века, совершенно не приемлют. Этот тип человека не
соответствует тому пониманию свободы, которое отстаивали в своих трудах
классики немецкого идеализма и К.Маркс.
Попытался дать свою оценку современному
состоянию проблемы свободы и Карл
Ясперс. В своей трехтомной
работе: «Философия» автор на первый план в пограничной ситуации выводит
свободу. В способности
противостоять себе, своему телу и проявляется свобода человека. Экзистенция – это свобода,
утверждал Ясперс. «Сознавая свою свободу, человек хочет стать тем, чем он может
и должен быть. Он рисует идеал своей сущности». В структуру свободы, по Ясперсу, входит коммуникация, основанная на взаимной любви и доверии. Человек не может существовать просто как отдельный
индивид. Свобода личности может существовать только тогда, когда свободен другой. Разрыв коммуникации приводит к уничтожению свободы.
Человек должен почувствовать себя абсолютно свободным и абсолютно ответственным
за то, что с ним происходит. И только эти ощущения способны родить в нем его
истинное «Я».
Рассматривая вопрос о том, что означает
свобода для современного человека, почему и как он стремится избавиться от нее,
Э. Фромм пишет следующее: «Социальная история
человека, начинается с того, что он вырос из состояния единства с природой;
осознав себя как существо, отделенное от окружающего мира и от других людей».1
Процесс растущего обособления индивида от первоначальных связей Фромм называет
индивидуализацией. До тех пор пока и поскольку индивид не порвал пуповину,
связывающую его с внешним миром, он не свободен. Правда, эти узы дают ему
ощущение принадлежности к чему-то, как бы гарантируют безопасность за счет
корней в какой-то почве. Такого рода связи, существующие до того, как процесс
индивидуализации приводит к полному обособлению индивида, можно назвать
«первичными узами».2 По мере того как они рвутся у индивида,
возникает стремление к свободе и независимости. Однако данный процесс имеет два
аспекта. Первым аспектом является развитие личности, границы которого в
какой-то мере определяются и индивидуальными условиями, но в основном
социальными. Другой аспект индивидуализации - растущее одиночество, отделенность от мира, который в
сравнении с индивидуальным существом представляется громадным, мощным, а иногда
и опасным, угрожающим, что порождает чувство беззащитности и тревоги. Пока
человек был неотделимой частью мира, пока не осознавал ни возможностей, ни
последствий индивидуальных действий, ему не приходилось и бояться его. Но,
превратившись в индивидуума, он остается один на один с этим миром,
ошеломляющим и громадным. И тут-то возникает стремление «отказаться от своей
индивидуальности, побороть чувство одиночества и беспомощности. Подключить
механизмы избавления и бегства».1Согласно Э. Фромму, одной из основных потребностей человека выступает потребность в трансценденции, то есть выхода за пределы ограниченного существования.2
Каковы пути ее (то есть трансценденции)
удовлетворения? Творчество и
разрушение, любовь и ненависть
— это существующие инстинкты, которые являются ответами на одну и ту же
потребность в трансцендировании. Воля к разрушению должна возникать в
тот момент, когда стремление к творчеству не получает удовлетворения. В книге
«Пути из больного общества» Эрих Фромм раскрывает образ человека –в единстве
его мышления, чувства и жизненной практике, которые неразрывно связаны между
собой. Он не может быть свободен в своем мышлении, если он одновременно не
свободен и эмоционально; и он не может быть свободен эмоционально, если он
зависим и несвободен в своей жизненной практике, в своих экономических и
социальных отношениях. Желаемое общество должно быть таким, «в котором ни один
человек не становиться средством для другого, а всегда является самоцелью.
Следовательно, никто не должен быть использован или использовать себя ради
целей, не служащих развитию его собственных сил. В центре такого общества
находится человек, и цели его развития должна быть подчинена вся экономическая
и политическая деятельность».
Большое влияние на эволюцию экзистенциальных
представлений о свободе оказало творчество Ж. П. Сартра. Последний утверждает, что человек свободен всегда и
любые попытки отказа от свободы или подавления ее, в конечном счете, обречены
на провал. Это говорит о том, что свобода - это действительно фундаментальный принцип, и он пронизывает
всю нашу деятельность, все человеческие помыслы и надежды. По Сартру свобода выражает разрыв с необходимостью, человек не может
ссылаться на объективные обстоятельства, так как он сам выбирает свое будущее,
а значит, отвечает за себя, неся определенную ответственность. Свобода всегда
единична, для каждой конкретной ситуации. В поисках самого себя, в выборе
своего предметного мира человек свободен. А этот выбор экзистенциален, и
избежать его невозможно. Поэтому свобода – есть выбор своего бытия: человек таков, каким он себя выбирает, возможность
выбирать свое отношение к данной ситуации. И только разуверившийся человек, по
Сартру, свободен и может выбирать. При этом выбор свободы
приводит к конфликту с другими людьми, превращаясь в мучительную необходимость,
что приводит к страданию, страху; в этом и заключается экзистенциальное
мышление.
Человек «осужден быть свободным», утверждает
Сартр, и абсолютная свобода оборачивается ответственностью перед самим собой.
Сартр, рассуждая о свободе, связывает ее с любовью. Ведь любимый человек
требует от любящего отказа от своей свободы. Любовь – это не только покушение
на свободу другого, но и проект того, как сделать себя любимым. Любящий
вынужден пойти навстречу предмету своей любви и как бы раствориться в его
бытии, но если это происходит, он превращается в пассивный, неинтересный
предмет. Выбор свободы способствует конфликту с другими людьми, считал Сартр. А
это, приводит к страданию и страху, а сама свобода превращается в мучительную
необходимость. И в тоже время, человек не может быть абсолютно свободен, так
как это значит «стать богом», получить неограниченную творческую мощь. Но это
не возможно. Человеческое существование включает совместное бытие с другими
людьми. Это нашло свое выражение, в частности, в пьесе Сартра «Взаперти».
Только для человека, впавшего в отчаяние, в
апатию мир, по Сартру, становиться бесстрастным и бескачественным, ничего не
выражающим. Выйти из этого состояния можно только в том случае, если человек
отважиться на бунт, восстание против обстоятельств – мир оживет в акте
самоутверждения человека. История, события и факты реальности сами по себе не
могут принудить человека, вовлечь помимо его же собственной воли. Поэтому
человек ответственен за мир и за самого себя как определенный способ бытия;
вся тяжесть мира лежит на плечах человека. У Сартра индивид не имеет никакой
готовой конструкции, он должен сам конструировать себя, свою свободу.
Возможности, которые несет в себе человек, есть само предназначение человека.
Он строит из себя. И в этом, по мнению Сартра, состоит неизбежность личного
выбора.
Строго говоря, ни полноценная свобода, ни
свободная реализация влечений и желаний не могут существовать ни в какую
эпоху. Этой точки зрения придерживался и Г. Маркузе.
Машинный процесс в технологическом универсуме
разрушает внутреннюю личную свободу и объединяет «сексуальность и труд в
бессознательный, ритмический автоматизм».2 Несвобода - в смысле
подчинения человека аппарату производства - сегодня
усиливается, используя
технический прогресс как свой инструмент, в форме многочисленных свобод и
удобств. Техническая рациональность тем самым становится политической
рациональностью. Техника и наука функционируют в качестве идеологии, однозначным
образом укрепляя экономически и политически общественную систему, и пронизывают
все поры социального организма современного индустриального общества, достигают
сознания каждого индивида. Технический аппарат навязывает индивиду определенный
тип мышления и поведения, который Маркузе и называет «одномерным». С его
помощью общество примеряет внутренние противоположности, сглаживает присущие
ему социальные антагонизмы.
Маркузе выводит понятие «великий отказ» - протест
против репрессивности и тотальное отрицание существующего общества в
борьбе за высшую форму
свободы - «жизнь без страха», которая базируется на солидарности как
«естественной основе человеческих отношений». Она призвана обеспечить переход
от господствующей «анонимной рациональности» и «принципа реальности» к
принципам радости, удовольствия и «личному пространству» человека. Причина «неудовлетворенности»
современного человека коренится в разрыве между естественными человеческими
стремлениями и потребностями, сформированными в нем современным промышленным
производством. В современном обществе, по мнению Г. Маркузе, человек расстается
с внутренней свободой, потому, что в его психику вносятся влечения, требующие
репрессии, - потребности в наживе, конкуренции и т. п.
Общество постоянно воссоздает свойственные ему
стереотипы для своих членов. И если человек получит возможность следовать своим
естественным целям, при этом, не будет нанесен вред и самому себе – тогда
человек раскроется, и на смену механическому обществу с его отчуждением придет
«нерепрессивное общество», считал Г. Маркузе. В таком обществе, человек «не
растрачивает себя в коммерции», а реализуется в творчестве и помочь ему может
только регрессия , возвращающая его к исходной точке истории, откуда он сможет
идти дальше уже свободным. Если в обществе есть индивидуальная свобода, и нет
никакой необходимости, в политике единственным средством является регрессивная
терапия, то такое общество, по мысли Г. Маркузе и есть освобожденное общество.
Г. Маркузе в своем произведении «Эрос и
цивилизация», неоднократно отмечает, «В те эпохи социальной истории, которые
определяются производством, не существует никакой свободы, никакого свободного
удовлетворения влечений, но только полная неволя, почти полное подавление
влечений». То есть, его идея «Великого Отказа», уклонения от общественных
отношений и необходимых связей, начиная на политическом и социальном уровнях,
доходит до структуры витальных инстинктов и влечений. Эта идея должна «революционизировать»
эти структуры и обеспечить окончательную эмансипацию «принципа удовольствия»
(эроса) и «ликвидацию принципа реальности». Осуществление действительного
реального освобождения людей возложено на Эрос, который и будет тем гарантом
социальных, политических и экономических преобразований.
Неклассическая постановка и решение
проблемы свободы человека опирается на принцип нераздельности субъекта
и объекта и характеризуется двумя фундаментальными идеями - перехода от понятия субъекта к понятию
«экзистенция» и осознанием свободы как основы главного принципа
личностного бытия. Сущность этого подхода состоит в том, что человек в нем
выступает как точка схождения всех бытийных горизонтов. Категория «свободы» получившая философский статус, становится в экзистенциализме
одной из центральных категорий.
По мнению М.Хайдеггера, человек пытается уйти от главного - проблемы абсурда смерти - в повседневность обезличенного человека. Эта жизнь
есть «неподлинное» существование и человек оказывается всего лишь «сторожем
бытия». Мир человека представляет собой утонченные, замаскированные формы
абсурда существующего, «неподлинности» и «заброшенности» современного человека,
отсюда рождаются такие проявления существа человека как «страх», «забота»,
«вина», «тревога», «смерть». В современном обществе действует следующая
тенденция: чем более действителен созданный человеком мир, тем менее
действительным становится сам человек. Происходит растворение человека в мире,
утрата человеком собственного мира, а, следовательно, и свободы. Именно поэтому
на первый план выдвигается проблема сокровенных потаенных возможностей человеческого
бытия в противовес той действительности, где для человека не остается никакого
места. Все это значительно актуализирует идею борьбы за человеческое начало в
человеке, идею преодоления отчуждения и самоотчуждения человека, обретения
человеком самого себя, свободы человека. Всякое подлинное освобождение,
согласно Хайдеггеру, состоит в том, что на место достоверности спасения человек
полагает такую достоверность, в силу которой он сам удостоверяется в себе как
сущем, опирающимся таким путем на самого себя. Именно внушение идеи
индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим, а
также за его мысли и даже тайные помыслы являются наиболее ценным в рамках
философии не только Хайдеггера, но экзистенциализма вообще.
Мартин Хайдеггер, в своих поздних работах как
бы суммировал представления экзистенциально ориентированных философов о сущности свободы. Он приравнивает свободу к сущности истины. «Свобода – это не только то, что здравый
смысл охотно принимает за значение этого слова: появляющееся иногда желание
отказаться от выбора того или иного предложения. Свобода - это не
несвязанность действия или возможность не выполнить что-либо, но свобода это также
и не только лишь готовность выполнять требуемое и необходимое (и, таким
образом, в какой-то мере сущее). Свобода, предваряя все это («негативную» и
«позитивную» свободу), является частью раскрытия сущего как такового. Само
обнаружение дано в экзистентном участии, благодаря которому простота простого,
т.е. «наличие» (das «Da»), есть, то, что оно есть. В бытии последнего
человеку дана долгое время остающаяся необоснованной основа сущности, которая
позволяет ему эк-зистировать ( ek-sistieren). «Экзистенция» не означает здесь existentia в смысле события и «наличного бытия» сущего. «Экзистенция» - здесь также
и не «экзистенциальный» в смысле нравственных усилий человека, направленных на
самого себя и основанных на его телесной и психической структуре. Экзистенция, уходящая
своими корнями в истину, как
в свободу, представляет собой вход в обнаружение сущего
как такового».1
В жизненном и нравственном планах проблема
свободы давно решена: она есть постольку, поскольку должна быть; она явный
центр всякой идеальности, всякого творчества, всякой индивидуальности. Любое
«пленение» миром и его негативностями лишь обостряет жажду свободы и осуществляет
свободу внутреннюю - в мысли, в мечте,
любви, желании, фантазии, в памяти о прошлом, в способности прогнозировать
будущее… Философия должна теоретически развить, обосновать, доказать свободу
или ее отсутствие в реальности и прежде всего в человеческой реальности.
Различные теории свободы вполне возможны и
могут иметь ценность относительной истины, а также ценность регулятивного,
упорядочивающего формы рассудка, принципа. И все же общий результат всякой
теории свободы имеет значение гипотезы, а не доказательства. В определенном
смысле теория свободы как и всякая теория чего-угодно обречена на неуспех - в значении добычи абсолютного и целостного знания.
Фактически же, философия всегда претендует на такое абсолютное знание, хотя
никогда в этом и не сознается (философское знание - это знание предельной степени обобщенности). Но не
является ли такое самомнение философии условием ее свободы, свободы творческой
мысли, которая всегда стремится объять необъятное. С религиозной точки зрения
это гордыня, но все гуманное и ценное, что философия могла дать человечеству,
покоится именно на этом основании, без которого философия была бы обречена.
Необходимо признать, что, по большему счету, знанию легче обосновать отсутствие
свободы в мире и жизни человека, чем ее присутствие. Отсюда тем и ценнее
варианты философии, исходящие из идеала свободы и находящие свободу в
действительности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|