·
из
патентов на изобретения, промышленные образцы, коллекционные достижения, из
свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или
лицензионных договоров на их использование;
·
из прав
на "ноу-хау" и др.
Кроме
того, к нематериальным активам могут относиться организационные расходы (расходы,
связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с
учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный
(складочный) капитал), а также деловая репутация организации.
Стоимость объектов
нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение
установленного срока их полезного использования. По амортизируемым объектам
предприятие самостоятельно определяет сроки полезного использования. При этом
существенную роль играет вид объекта нематериального актива. Для лицензий,
патентов и им подобных активов можно установить сроки использования, исходя из
сроков их действия. Для прав использования, например, программных продуктов,
можно установить сроки использования в зависимости от ожидаемого времени морального
старения.
По объектам, по которым
производится погашение стоимости, амортизационные отчисления определяются
линейным способ исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока их
полезного использования.
По нематериальным активам, по
которым невозможно определить срок полезного использования, нормы
амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на десять лет (но не более
срока деятельности организации).
Начисление амортизации
нематериальных активов производится независимо от результатов деятельности
организации в отчетном периоде.
В положении по учетной
политике ОАО "Каустик" приведен список объектов нематериальных
активов с указанием сроков их полезного использования и выделением объектов, по
которым будет начисляться износ.
В зависимости от отнесения к
той или иной группе нематериальных активов амортизация отражается по-разному.
При этом износ может быть начислен по кредиту счета 05 «Износ нематериальных
активов», а также списан непосредственно со счета 04 «Нематериальные активы»,
например, разницу между аукционной и остаточной стоимостью имущества. Кроме
того, существует некоторые виды нематериальных активов, стоимость которых не
переносится на издержки обращения (к ним относятся товарные знаки, знаки
обслуживания, организационные расходы, права пользования квартирами).
Источниками списания данных активов служит прибыль, остающаяся в распоряжении
предприятия.
Учет заготовления
и приобретения материалов.
В соответствии с
Инструкцией по применению плана счетов на ОАО "Каустик" «Материалы учитываются
на счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения.
Фактическая себестоимость
приобретения (заготовления) материалов складывается из стоимости по ценам
приобретения (заготовления) и расходов по заготовке и доставке этих ценностей
на предприятие. Перечень расходов, включаемых в состав расходов по заготовке и
доставке материалов на ОАО "Каустик", регулируется соответствующими
нормативными актами.
Метод оценки
запасов.
Для того чтобы определить
фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), необходимо уметь оценить
материальные ресурсы, списываемые в производство.
В Положении о бухгалтерском
учете и отчетности зафиксировано: «Определение фактической себестоимости
материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить
одним из следующих методов оценки запасов:
· По средней себестоимости;
· По себестоимости первых по
времени закупок (ФИФО);
· По себестоимости последних по
времени закупок (ЛИФО).
Кроме этих трех методов
существует четвертый, самый детальный, по себестоимости единицы списанного
ресурса, который и применяется на ОАО "Каустик".
Чтобы определить, какой из
методов лучше подходит для использования на предприятии, необходимо учитывать
многие факты: стабильность рубля; есть ли потребность занижения себестоимости
или показа определенной суммы прибыли и др. Все расчеты необходимо делать
предварительно, так как выбрать метод можно только при формировании учетной
политики, а она, как известно, утверждается исходя из условий хозяйствования на
ряд лет. Учитывая все эти факты ОАО "Каустик" определение
фактической себестоимости материальных ресурсов, списанных в производство,
производится по себестоимости единицы закупаемых материалов.
Распределение
накладных расходов.
Накладные расходы во многих
случаях оказывают существенное влияние на себестоимость продукции (работ,
услуг).
Накладные расходы делятся на
общепроизводственные и общехозяйственные, которые группируются на одноименных
счетах 25 и 26 соответственно.
При распределении
накладных расходов возникает три вопроса:
1. В каких случаях надо распределять
накладные расходы между видами продукции и деятельности?
2. Как распределять?
3. Какие счета бухгалтерского учета
использовать при распределении?
В каких случаях
надо распределять накладные расходы между видами продукции и деятельности
Накладные расходы можно
списать, распределяя или не распределяя их по видам продукции (работ) и видам
деятельности. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета
предполагает данное распределение для всех типов предприятий.
С точки зрения налогового
учета все равно необходимо организовать учет по видам продукции и видам
деятельности, так как получение прибыли не исключает реализацию некоторых видов
продукции ниже себестоимости. В этом случае расчет налога на прибыль должен
учитывать конкретные затраты и отдельно прибыль (убыток).
Кроме того, некоторые виды
продукции (работ) могут иметь льготы по начислению налогов. Согласно Инструкции
Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. От 19.07.99) (приложение№)
«Организации (предприятия), реализующие товары (работы, услуги) как
освобождаемые от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые налогом,
имеют право на получение льготы только при наличии раздельного учета затрат по
производству и реализации таких товаров (работ, услуг)».
Как
распределять накладные расходы
В ПБУ «Учетная политика
предприятия» 1/98 определено, что при формировании учетной политики
организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского
учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых
законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по
конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения
бухгалтерскому учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка
организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по
бухгалтерского учету.
Существует несколько способов
распределения накладных расходов:
·
Пропорционально
выручке, полученной от продажи каждого вида продукции;
·
Пропорционально
общим прямым затратам на производство каждого вида продукции;
·
Пропорционально
прямым материальным затратам на производство каждого вида продукции;
·
Пропорционально
прямым расходам на оплату труда на производство каждого вида продукции.
Если от
конкретного вида продукции не зависят размеры налогов и льгот на налоги, то и
результаты деятельности не будут зависеть от способа распределения косвенных
налогов.
На ОАО
"Каустик" накладные расходы списываются не себестоимость с
распределением по видам продукции и видам деятельности пропорционально выручке
от реализации соответствующего вида продукции.
Рассмотрим тот же
пример с точки зрения налогового учета.
В п. 2.10 инструкции ГНС ФР №
37 сказано: «В целях правильного исчисления налога на прибыль плательщики
обязаны обеспечить раздельное ведение учета по видам деятельности, указанным в
пункте 2.9 настоящей Инструкции.
Общехозяйственные
и общепроизводственные расходы (например, содержание дирекции и охраны
предприятия, содержание зданий и их текущий ремонт, командировочные расходы,
расходы на оплату труда и т.п.) распределяются пропорционально размеру выручки,
полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки.
ОАО
"Каустик" многопрофильное предприятие и оно имеет несколько видов
деятельности, по которым установлены разные ставки, то исчисление налога
производится по прибыли от каждого вида деятельности по соответствующим ставкам
независимо от результатов деятельности в целом по предприятию.
Какие счета
бухгалтерского учета использовать при распределении накладных расходов.
Для предприятий
всех форм собственности и видов деятельности возможны два способа списания
накладных расходов: со счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 20
«Основное производство» и непосредственно в дебет счета 90 «Продажи».
Списание на счет
учета затрат – счет 20 является традиционным.
При применении
второго способа, по которому списание общехозяйственных затрат производится
непосредственно на счет по продаже счет 90.
1)
уменьшается
количество проводок, то есть упрощается учет;
2)
уменьшается
налогооблагаемая база для расчета налога на имущество (если есть незавершенное
производство), так как счет 20 участвует в расчете среднегодовой стоимости
имущества;
3)
«если
организация имеет стабильную достаточно большую прибыль и значительные остатки
незавершенного производства и (или) нереализованную продукцию, то при этом
методе относительно завышается себестоимость продукции, а значит, уменьшается
сумма платежей по налогу на прибыль в текущем периоде (уплата налога фактически
отодвигается по времени на более поздний период), что позволяет временно
сохранить денежные средства в обороте организации».
Затраты, учтенные на счете 25
«Общепроизводственные расходы», списываются в дебет счетов 20 «Основное
производство» или 23 «Вспомогательные производства» точно так же, как и затраты
со счета 26, с единственным отличием: с 25 счета нельзя списывать
непосредственно на счет 90.
Вне зависимости
от выбранного способа учета накладных затрат необходимо вести детальный учет
затрат по видам продукции и видам деятельности.
Учет готовой
продукции и ее выпуска.
В Положении о бухгалтерском
учете и отчетности сказано: «Готовая продукция отражается в балансе по
фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости,
включающей затраты связанные с использованием в процессе производства основных
средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие
затраты на производство продукции, либо по прямым статьям расходов».
Предприятие само должно
решить, будет ли оно использовать в учете счет 40 «Выпуск продукции (работ,
услуг)» или нет. В Плане счетов определено, что счет 40 используется по
необходимости. Такая необходимость может возникнуть при использовании
нормативного метода учета себестоимости.
На ОАО "Каустик"
готовая продукция отражается по фактической себестоимости. Учет по фактической
себестоимости – традиционный способ учета готовой продукции.
Учет и
отчетность операций по реализации продукции.
В ПБУ «Учетная политика
предприятия» 1/98 установлено: «факты хозяйственной деятельности организации
относятся к тому отчетному периоду ( и, следовательно, отражаются в
бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического
времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами
(допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).
Следовательно, учет
реализации в бухгалтерском учете должен производиться только «по отгрузке». В
то же время действует положение о составе затрат, согласно которому «для целей
налогообложения (кроме акцизов) выручка от реализации продукции (работ, услуг)
определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере
поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а
при расчетах наличными деньгами - по поступлению средств в кассу), либо по мере
отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю
(заказчику) расчетных документов. (в ред. Постановлений Правительства РФ от
01.07.95 N 661, от 06.09.98 N 1069).
На ОАО
"Каустик" существует два положения:
·
В
бухгалтерском учете факт реализации продукции (работ) признается по отгрузке
продукции (выполнению работ, оказанию услуг);
Для целей
налогообложения разрешен выбор момента реализации по факту получения денег за
отгруженную продукцию (кассовый метод).
Если же для целей
налогообложения фактом реализации признается момент получения средств, то
необходимо вести два учета (бухгалтерский и налоговый). По некоторым счетам
приходится делать либо дополнительные проводки, либо выделять дополнительные
субсчета.
Учет курсовых
валютных разниц.
Согласно Положения по
бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость
которых выражена в иностранной валюте (ПБУ 3/95):
·
Курсовые
разницы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к
которому относится дата расчета или за который составлена бухгалтерская
отчетность.
·
Курсовые
разницы подлежат зачислению в прибыль или убыток организации (кроме случаев,
предусмотренных пунктом 4.4 настоящего Положения).
·
Курсовые
разницы могут зачисляться в прибыль или убыток организации либо по мере их
принятия к бухгалтерскому учету, либо единовременно в конце отчетного года (в
виде сальдо).
·
Курсовые
разницы, связанные с формированием уставного капитала организации, подлежат
отнесению на ее добавочный капитал.
На ОАО
"Каустик" курсовые разницы подлежат зачислению в прибыль или убыток
по мере принятия их к бухгалтерскому учёту.
Под курсовой
разницей, связанной с формированием уставного капитала, признается разность
между рублевой оценкой задолженности учредителя (участника) по вкладу в
уставный капитал, оцененному в учредительных документах в иностранной валюте,
исчисленной по курсу, котируемому Центральным банком Российской Федерации на
дату поступления суммы вкладов, и рублевой оценкой этой задолженности,
исчисленной по курсу, котируемому Центральным банком Российской Федерации на
дату подписания учредительных документов.
Таким образом, если у
предприятия имеются (или предполагается иметь) такие объекты бухгалтерского
учета, как денежные средства в иностранной валюте, ценные бумаги с номиналом в
иностранной валюте, расчеты в иностранной валюте с иностранными дебиторами и
кредиторами, то необходимо выбрать один из двух способов учета:
-
отнесение
курсовых разниц непосредственно на счет 99 «Прибыли и убытки» (в дебет –
отрицательные, в кредит – положительные);
-
предварительное
(в течение года) накапливание на счет 98 «Доходы будущих периодов» и списание
их в конце года на счет 99.
Порядок создания
резервов.
Резерв по
сомнительным долгам.
В Положении о бухгалтерском
учете и отчетности определено: «Организация может создать резервы сомнительных
долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары и
услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации». Здесь
же определяется:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|