Меню
Поиск



рефераты скачать Учет готовой продукции и анализ реализации продукции на производственных предприятиях

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОДУКЦИИ

 

3.1 Анализ динамики и выполнения плана производства и

реализации продукции


Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных про­изводственных возможностей и неограниченного спроса приори­тет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конку­ренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производ­ственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину из­держек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

Основные задачи анализа:

• оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

•  определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

• разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем производства и реализации продукции может выражать­ся в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности пред­приятия получают с помощью стоимостной оценки, для чего исполь­зуют сопоставимые или текущие цены.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке про­дукции покупателям, или по оплате; может выражаться в сопоста­вимых, плановых и текущих ценах. В условиях рыночной эконо­мики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

Немаловажное значение для оценки выполнения производ­ственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции {штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продук­ции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применя­ются для обобщенной характеристики объемов производства про­дукции, например на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предпри­ятиях – количество условных ремонтов и т.д.

Нормативные трудозатраты также используются для обобщен­ной оценки объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется воз­можным выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. При этом объемы производства и реализации продук­ции должны быть выражены в сопоставимых ценах, за основу ко­торых принимаются цены базисного периода.

Базисные темпы роста определяются отношением каждого сле­дующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные –  к предыдущему.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или сред­неарифметической взвешенной.

Тпр = Твп – 100

где Твп – темп роста выпуска продукции;

       Тпр – темп прироста.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуще­ствляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.            

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбы­та продукции, что повлечет за собой спад производства.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организа­ций и т.д. При анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, коопе­рированным поставкам и по экспорту продукции.

В процессе анализа производства и реализации продукции не­обходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он опреде­ляется величиной возможного материального и морального ущер­ба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции ока­жется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребо­ванности продукции, необходимо изучить факторы ее возникно­вения с целью поиска путей недопущения или минимизации по­терь.

Внутренние причины: неправильно составленный прогноз спро­са на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; снижение конкуренто­способности продукции в результате низкого качества сырья, обо­рудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала; неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продук­ции.

Внешние причины: неплатежеспособность покупателей; повыше­ние процентных ставок по вкладам; демографические, социально-экономические, политические и другие причины.

Риск невостребованной продукции можно подразделить на пре­одолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополни­тельные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превы­шают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны и риск, следовательно, является непреодолимым,) и наоборот.

Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной стадии, то экономический ущерб будет меньшим – это только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невос­требованной продукции обнаружен на производственной или пос­лепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме ука­занных расходов войдут издержки на подготовку, освоение, про­изводство и частично сбыт продукции.

В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными: на предпро­изводственной стадии можно не приступать к производству дан­ного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на ры­нок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция — это пря­мой убыток для предприятия. Каждый товар должен производить­ся лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.

Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заяв­ками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каж­дому виду, их долю в общем объеме продаж.

Важным обобщающим показателем, используемым для харак­теристики скорости реализации продукции, является продолжи­тельность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета дан­ного показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж. Рост его уровня свиде­тельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребован­ной продукции.

 

3.2 Анализ ассортимента и структуры продукции


Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важней­ших индикаторов деловой активности предприятия и его конку­рентоспособности.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продук­ции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное ис­пользование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

• определение текущих и перспективных потребностей покупа­телей;

• оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или пла­нируемой к выпуску продукции;

• изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие свое­временных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

• оценку экономической эффективности и степени риска изме­нений в ассортименте продукции.

Обобщающая характеристика изменений ассортимента продук­ции дает одноименный коэффициент, уровень которого определя­ется следующим образом:

В расчет данного коэффициента принимается фактический вы­пуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более ба­зового.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других – уменьшается.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, затратоемкость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечис­ленных показателей можно произвести способом цепной подста­новки, который позволяет абстрагироваться от всех фак­торов, кроме структуры продукции:

ВПусл1 = Σ(VВПобщ1 × Удi1 × Цi0);

ВПусл2 = Σ(VВПобщ1 × Удi0 × Цi0);

ΔВПстр = ВПусл1 – ВПусл2,

где ВП – стоимость валового выпуска продукции;

      VВПобщ – общий объем выпуска продукции в натуральном или условно-

                       натуральном выражении;

      Удi – удельный вес i-ro вида продукции в общем объеме производства;                           

     Цi – цена i-ro вида продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечис­ленных показателей можно получить и более простым спо­собом – способом процентных разностей. Для этого разность между индексами объема производства продукции, рассчитан­ными на основании стоимостных (Iст) и условно-натуральных объемов выпуска (можно в нормочасах) (Iн), умножим на выпуск продукции базо­вого периода в стоимостном выражении (ВП0):

ΔВПстр = (Iст – Iн) × ВП0 .

Аналогичным образом определяется влияние структуры реали­зованной продукции на сумму выручки, трудоемкость, материало­емкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

 

3.3 Анализ качества продукции


Важным показателем деятельности промышленных предпри­ятий является качество продукции. Его повышение – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произве­денной продукции независимо от ее вида и назначения:

а)  удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б)  удельный вес продукции высшей категории качества;

в)  средневзвешенный балл продукции;

г)  средний коэффициент сортности (отношение стоимости про­изведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

д)  удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

е)  удельный вес сертифицированной продукции;

ж)  удельный вес продукции, соответствующей мировым стан­дартам;

з)  удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

а)  полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);

б)  надежность (долговечность, безотказность в работе);

в)  технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г)  эстетичность изделий.

Косвенные показателиэто штрафы за некачественную про­дукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удель­ный вес продукции, на которую поступили претензии (реклама­ции) от покупателей, потери от брака и др.

Первая задача анализа изучить динамику перечисленных по­казателей, выполнение плана по их уровню, причины их измене­ния и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции.

Вторая задача анализа определение влияния качества продук­ции на стоимостные показатели работы предприятия: стоимость выпущенной продукции (ΔВП), выручку от реализации продукции (ΔВ) и прибыль (ΔП). Расчет производится следующим образом:

ΔВП = (Ц1 – Ц0) × VВП1;

ΔВ = (Ц1 – Ц0) × VРП1;

ΔП = [(Ц1 – Ц0) × VРП1] – [(С1 – С0) × VРП1],

где Ц0 и Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

      С0 и С1 – соответственно уровень себестоимости изделия до и после из-

                      менения качества;

      VВП1 –  объем произведенной продукции повышенного ка­чества;

      VРП1 –  объем реализации продукции повышенного каче­ства.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произо­шло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчи­тать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на стоимость произведенной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее произ­водства в стоимостном выражении можно произвести способом аб­солютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту (ΔУдi) нужно умножить на цену соответствующего сорта (Цi), ре­зультаты сложить и умножить на общий фактический выпуск дан­ного вида продукции в натуральном выражении (VВПобщ1):

ΔВПсорт = Σ(ΔУдi × Цi0) × VВПобщ1

Аналогичным образом определяют изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава.

После этого можно определить влияние изменения сортового состава на сумму прибыли:

ΔПсорт = (ΔЦсорт – ΔСсорт) × VРПобщ1,

где ΔЦсорт – изменение среднего уровня цены за счет сортового состава;

      ΔСсорт – изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет сор-

                    тового состава;

VРПобщ1 – общий объем выпуска продукции в натуральном выражении

                  отчетного периода.

Подобные расчеты делают по всем видам продукции, по кото­рым установлены сорта, и результаты обобщают.

 

3.4 Анализ положения товаров на рынках сбыта


От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д. В первую очередь нужно изучить динамику каждого вида про­дукции на рынках сбыта за последние 3-5 лет.

Основываясь на результатах анализа, выделяют четыре катего­рии товаров:

«звезды», которые приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту;

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.