ПРОДУКЦИИ
3.1
Анализ динамики и выполнения плана производства и
реализации
продукции
Объем производства и объем реализации
продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных
возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства
продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и
усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот,
возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.
Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно
может реализовать.
Темпы роста объема
производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно
влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому
анализ данных показателей имеет большое значение.
Основные задачи анализа:
• оценка степени выполнения плана и
динамики производства и реализации продукции;
• определение влияния факторов на
изменение величины этих показателей;
• выявление внутрихозяйственных резервов
увеличения выпуска и реализации продукции;
• разработка мероприятий по освоению
выявленных резервов.
Объем производства и реализации продукции
может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных
измерителях. Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают с
помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции
покупателям, или по оплате; может выражаться в сопоставимых, плановых и
текущих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает
первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее
на рынке, зависит и объем ее производства.
Немаловажное значение для оценки
выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов
производства и реализации продукции {штуки, метры, тонны и т.д.). Их
используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным
видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются
для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например на
консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок, на
ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов и т.д.
Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной
оценки объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях
многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его
объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска
и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. При
этом объемы производства и реализации продукции должны быть выражены в
сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного периода.
Базисные темпы роста определяются отношением каждого
следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные – к
предыдущему.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации
продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической
взвешенной.
Тпр = Твп – 100
где Твп – темп роста выпуска
продукции;
Тпр – темп прироста.
Оперативный
анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в
котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке
продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца,
а также отклонение от плана.
Анализ реализации
продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по
поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия
оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме
того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции,
что повлечет за собой спад производства.
Недопоставка продукции отрицательно влияет
не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых
организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При
анализе реализации продукции особое внимание следует обращать на выполнение
обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
В процессе анализа производства и
реализации продукции необходимо оценить также риск невостребованной продукции,
который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется
величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного
этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то
часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий
невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с
целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
Внутренние
причины: неправильно составленный прогноз спроса на продукцию
служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынках
сбыта; снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества
сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала;
неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.
Внешние причины: неплатежеспособность покупателей;
повышение процентных ставок по вкладам; демографические,
социально-экономические, политические и другие причины.
Риск невостребованной продукции можно
подразделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения
его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений,
направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на
дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку
производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они
нецелесообразны и риск, следовательно, является непреодолимым,) и
наоборот.
Риск невостребованной
продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и
послепроизводственной стадиях. Если риск обнаружен на предпроизводственной
стадии, то экономический ущерб будет меньшим – это только расходы на исследование
рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции
обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может
серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия: в сумму ущерба кроме указанных
расходов войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт
продукции.
В зависимости от
стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения
могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не
приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на
производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн,
конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на
послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что
невостребованная продукция — это прямой убыток для предприятия. Каждый товар
должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на
него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.
Чтобы оценить риск невостребованной
продукции, нужно проанализировать обеспеченность продукции контрактами или заявками
на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, их долю в
общем объеме продаж.
Важным обобщающим показателем,
используемым для характеристики скорости реализации продукции, является
продолжительность ее нахождения на стадии реализации. Для расчета данного
показателя необходимо средние остатки готовой продукции разделить на
однодневный объем продаж. Рост его уровня свидетельствует о трудностях сбыта и
повышении риска невостребованной продукции.
3.2
Анализ ассортимента и структуры продукции
Большое влияние на
результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и
структура производства и реализации продукции.
Своевременное обновление ассортимента
продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших
индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.
При формировании ассортимента и структуры
выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные
виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых,
сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся
в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:
• определение текущих и перспективных
потребностей покупателей;
• оценку уровня конкурентоспособности
выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
• изучение жизненного цикла изделий на
рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов
продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и
экономически неэффективных изделий;
• оценку экономической эффективности и
степени риска изменений в ассортименте продукции.
Обобщающая
характеристика изменений ассортимента продукции дает одноименный
коэффициент, уровень которого определяется следующим образом:
В расчет данного коэффициента принимается
фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового.
Увеличение объема производства
(реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к
изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а
других – уменьшается.
Изменение структуры производства оказывает
большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке,
материалоемкость, затратоемкость продукции, прибыль, рентабельность. Если
увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в
стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером
прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при
уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на
уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки,
который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры
продукции:
ВПусл1 = Σ(VВПобщ1
× Удi1 × Цi0);
ВПусл2 = Σ(VВПобщ1
× Удi0 × Цi0);
ΔВПстр = ВПусл1
– ВПусл2,
где ВП – стоимость валового выпуска
продукции;
VВПобщ – общий объем
выпуска продукции в натуральном или условно-
натуральном
выражении;
Удi – удельный вес i-ro вида продукции в общем объеме производства;
Цi – цена i-ro
вида продукции.
Расчет влияния структуры производства на
уровень перечисленных показателей можно получить и более простым способом – способом
процентных разностей. Для этого разность между индексами объема
производства продукции, рассчитанными на основании стоимостных (Iст)
и условно-натуральных объемов выпуска (можно в нормочасах) (Iн), умножим
на выпуск продукции базового периода в стоимостном выражении (ВП0):
ΔВПстр = (Iст – Iн) × ВП0 .
Аналогичным образом определяется влияние
структуры реализованной продукции на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость,
общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели,
что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и
структурной политики предприятия.
3.3
Анализ качества продукции
Важным показателем деятельности
промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение – одна из
форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий
уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и
увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких
цен.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей
произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем
ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей
категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности
(отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого
сорта);
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной
продукции;
е) удельный вес сертифицированной
продукции;
ж) удельный вес продукции,
соответствующей мировым стандартам;
з) удельный вес экспортируемой продукции,
в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют
одно из ее свойств:
а) полезность (жирность молока, зольность
угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);
б) надежность (долговечность,
безотказность в работе);
в) технологичность, т.е. эффективность
конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию,
объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую
поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.
Первая задача анализа – изучить динамику перечисленных показателей,
выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы
предприятия по достигнутому уровню качества продукции.
Вторая задача анализа – определение влияния качества продукции на
стоимостные показатели работы предприятия: стоимость выпущенной продукции
(ΔВП), выручку от реализации продукции (ΔВ) и прибыль (ΔП).
Расчет производится следующим образом:
ΔВП = (Ц1 – Ц0)
× VВП1;
ΔВ = (Ц1 – Ц0)
× VРП1;
ΔП = [(Ц1 – Ц0)
× VРП1] – [(С1 – С0) × VРП1],
где Ц0 и Ц1 – соответственно
цена изделия до и после изменения
качества;
С0 и С1 – соответственно
уровень себестоимости изделия до и после из-
менения качества;
VВП1 – объем
произведенной продукции повышенного качества;
VРП1 – объем реализации
продукции повышенного качества.
Если предприятие
выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то
вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и
средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше
алгоритмам определить влияние сортового состава на стоимость произведенной
продукции, выручку и прибыль от ее реализации.
Расчет влияния сортового состава продукции
на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести способом абсолютных
разниц: изменение удельного
веса по каждому сорту (ΔУдi)
нужно умножить на цену соответствующего сорта (Цi), результаты сложить и умножить на общий
фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении (VВПобщ1):
ΔВПсорт = Σ(ΔУдi × Цi0) × VВПобщ1
Аналогичным образом определяют изменение
среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава.
После этого можно определить влияние
изменения сортового состава на сумму прибыли:
ΔПсорт = (ΔЦсорт
– ΔСсорт) × VРПобщ1,
где ΔЦсорт – изменение
среднего уровня цены за счет сортового состава;
ΔСсорт – изменение
среднего уровня себестоимости изделия за счет сор-
тового состава;
VРПобщ1 – общий объем выпуска продукции в
натуральном выражении
отчетного периода.
Подобные расчеты делают по всем видам
продукции, по которым установлены сорта, и результаты обобщают.
3.4
Анализ положения товаров на рынках сбыта
От рынков сбыта зависят объем продаж,
средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли
и т.д. В первую очередь нужно изучить динамику каждого вида продукции на
рынках сбыта за последние 3-5 лет.
Основываясь на
результатах анализа, выделяют четыре категории товаров:
«звезды», которые приносят основную
прибыль предприятию и способствуют экономическому росту;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|