Учет готовой продукции и анализ реализации продукции на производственных предприятиях
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА
ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ 4
1.1 Понятие готовой
продукции, ее оценка …………..…………………...…...4
1.2 Задачи учета и
анализа готовой продукции, источники информации для анализа 5
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ.. 7
2.1 Документальное
оформление и учет выпуска готовой продукции. 7
2.2 Документальное
оформление и учет реализации готовой продукции. 12
2.3 Отчетность
материально ответственных лиц. 18
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОДУКЦИИ.. 21
3.1 Анализ динамики и
выполнения плана производства и реализации продукции 21
3.2 Анализ
ассортимента и структуры продукции. 25
3.3 Анализ качества
продукции. 27
3.4 Анализ положения
товаров на рынках сбыта. 29
3.5 Анализ
конкурентоспособности продукции. 31
3.6 Анализ
ритмичности работы предприятия. 32
3.7 Анализ факторов изменения объемов выпуска и
реализации продукции. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 38
ВВЕДЕНИЕ
Готовая продукция
является частью материально-производственных запасов, предназначенных для
продажи.
Движение
готовой продукции в организации состоит из двух основных стадий:
– поступление готовой
продукции на склад;
– отгрузки (отпуска)
готовой продукции покупателям (заказчикам) в порядке реализации (продажи) или
при ином ее выбытии.
Объем производства и объем реализации
продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных
возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства
продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и
усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот,
возможный объем продаж является основой разработки производственной программы.
Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно
может реализовать.
Темпы роста объема производства и
реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину
издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому учет готовой продукции
и анализ производства и реализации готовой продукции является актуальным.
Целью данной курсовой
работы является изучение теоретических основ, методики организации учета
выпуска и реализации готовой продукции и анализа ее основных показателей,
развитие аналитического мышления, систематизации, закрепления и расширения
теоретических знаний по специальности «Бухгалтерский учет» и «Анализ
финансово-хозяйственной деятельности».
Для достижения целей
курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
– изучить
теоретические аспекты учета и анализа готовой продукции;
– исследовать
существующий порядок документального оформления и учета выпуска и реализации
готовой продукции;
– изучить отчетность
материально-ответственных лиц;
– осуществить анализ
производства и реализации готовой продукции.
Информационной базой
для написания данной курсовой работы послужили нормативная и законодательная
база, научная, специальная и справочная литература.
ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Готовая продукция – это изделия и
продукты, прошедшие все стадии технологической обработки, соответствующие
действующим стандартам, утвержденным техническим условиям, принятые техническим
контролем организации и отвечающие требованиям заказчика.
Готовая продукция, как правило, должна
сдаваться на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные
изделия, сыпучие и жидкие продукты, которые не могут быть сданы на склад по
техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их
изготовления, комплектации и сборки.
Продукция, подлежащая сдаче заказчику на
месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства
и в состав готовой продукции не включается. В продукцию промышленного
производства не могут быть включены отходы производства даже в том случае,
когда их продают на сторону.
К готовой продукции относят также работы и
услуги промышленного характера, выполненные на сторону, своему капитальному
строительству и другим непромышленным производствам и хозяйствам, стоимость
реализованных или предназначенных для реализации полуфабрикатов своего
производства.
Учет готовой продукции ведут в
натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Согласно Положению
о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, утвержденному приказом
Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н, готовая продукция должна отражаться в
балансе по фактической производственной себестоимости.
Фактическая производственная
себестоимость готовой продукции – это сумма всех затрат на ее изготовление.
Могут применяться и другие виды оценки:
·
по плановой
(нормативной) производственной себестоимости, когда отдельно учитывают
отклонения фактической производственной себестоимости готовой продукции за отчетный
месяц от плановой или нормативной себестоимости;
·
по неполной
(сокращенной) производственной себестоимости (метод «директ-костинг»),
исчисляемой по фактическим затратам без учета общехозяйственных расходов;
·
по продажным
ценам и тарифам (без налога на добавленную стоимость и налога с продажи) при
учете товаров, реализуемых через розничную сеть;
·
по продажным
ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога, добавленную стоимость, – при
выполнении единичных заказов и работ.
В конце месяца независимо от того, по
какой цене осуществляется текущий учет, оценка готовой продукции доводится до
фактической производственной себестоимости составлением специальных расчетов
распределения отклонений между фактической себестоимостью и учетной ценой.
1.2 Задачи
учета и анализа готовой продукции, источники
информации для анализа
Задачи учета готовой продукции:
Ø контроль за правильным и
своевременным документальным оформлением выпущенных из производства и
отгруженных (проданных) изделий и продуктов;
Ø контроль за сохранностью готовой
продукции на складах организации или в местах хранения;
Ø получение точных сведений о
количестве и стоимости готовой продукции, находящейся на складах, и контроль за
соответствием фактических запасов ценностей установленным нормативам;
Ø своевременное выявление
сверхнормативных и излишних остатков готовой продукции, подлежащих реализации в
порядке мобилизации внутренних ресурсов;
Ø систематический контроль за уровнем
расходов на продажу;
Ø контроль за выполнением договоров
поставки по объему и ассортименту;
Ø контроль за своевременным
поступлением платежей за продажу готовой продукции;
Ø выявление финансовых результатов
от продажи продукции.
Основные задачи анализа:
• оценка степени выполнения плана и
динамики производства и реализации продукции;
• определение
влияния факторов на изменение величины этих показателей;
• выявление внутрихозяйственных резервов
увеличения выпуска и реализации продукции;
• разработка
мероприятий по освоению выявленных резервов.
В
качестве источников информации для учета и анализа готовой продукции используются:
«Отчет о прибылях и убытках», месячные, квартальные и годовые отчеты организации
о выпуске продукции, ведомость 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация»,
книга покупок и другие.
2.1
Документальное оформление и учет выпуска готовой
продукции
Сдача готовой продукции из производства на
склад организации оформляется приемосдаточными накладными, спецификациями,
приемными актами и др. В этих документах указываются номер (шифр) цеха,
сдающего готовую продукцию, номер склада-получателя, наименование и
номенклатурный номер изделия, количество. Приемосдаточные накладные обычно
выписывают в двух экземплярах: один предназначен сдатчику готовой продукции,
другой передается на склад. Приходуемые на склад изделия должны измеряться,
подсчитываться и взвешиваться (при необходимости).
Приемосдаточные накладные подписываются
представителями цеха-сдатчика, склада-получателя и службы технического
контроля. В условиях рыночной экономики и развития организаций малого бизнеса
важное значение приобретает подтверждение качества выпущенной продукции. В
соответствии с Федеральным законом «О сертификации продукции и услуг» качество
продукции подтверждается сертификатом или другими аналогичными документами.
При многократной сдаче изделий на склад в
течение смены рекомендуются разовые и однострочные документы заменять многострочными
накопительными документами (накладными, ведомостями, отчетами за смену,
сутки). Если приемосдаточная накладная составляется за несколько дней, она
подписывается перечисленными лицами за каждый день. Форма и содержание
накладной зависит от сложности, комплектности и периодичности сдачи готовой
продукции на склад-получатель.
Выпуск готовой
продукции из производства на склад можно оформлять также ведомостью сдачи
готовой продукции из цеха на склад, а при сдаче продукции заказчику (покупателю)
непосредственно из цеха (минуя склад) или при изготовлении сложных и многокомплектных
изделий вместо накладной целесообразно составлять акт приемки-сдачи.
Приемосдаточный акт имеет типовую форму, в которой отмечается, что готовые
изделия прошли все стадии технологической обработки, соответствуют техническим
условиям (требованиям заказчика) и другие натуральные и стоимостные показатели
выпущенной продукции.
Отгрузка (отпуск)
готовой продукции производится по соответствующим распорядительным документам:
это сертификат, накладная, приказ на отпуск (отгрузку) готовых изделий и др.
Отгрузка (отпуск) готовой продукции покупателям осуществляется в соответствии
с заключенными договорами поставки, в которых определено наименование и количество
по видам поставляемой продукции, способ отгрузки или самовывоз, размер партий,
цена, по которой реализуются отдельные изделия. В соответствии с договором поставки
организация-поставщик выписывает приказ-накладную, в которой объединяются два
документа: приказ складу на отгрузку продукции и накладная на ее отпуск со
склада. Данные приказа на отпуск заполняют менеджеры, занимающиеся сбытом
готовой продукции, а фактическое количество отпущенной продукции – материально
ответственное лицо, отпустившее продукцию. Подобранные партии готовой
продукции передаются экспедитору под расписку или сдаются на месте
представителю покупателя (при самовывозе). Отправка груза оформляется
транспортными накладными и квитанциями к ним. На основании этих документов
составляют накладную на отпуск готовых изделий. Железнодорожная накладная
(или накладная водного транспорта) передается станции железной дороги (или
пристани) вместе с грузом. Накладная сопровождает груз в пути следования и
вместе с ним выдается в пункте назначения грузополучателю. Железнодорожная
квитанция, выданная транспортной организацией в момент принятия груза к перевозке
и оплаты тарифа, выдается грузоотправителю и служит основанием для выписки
счета-фактуры и предъявления его к оплате покупателю.
При транспортировке готовой продукции
автомобильным транспортом поставщик выписывает товарно-транспортную накладную
в нескольких экземплярах. К товарно-транспортным накладным и приказам-накладным
прилагаются спецификации, в которых приводится подробный перечень отгруженной
продукции и дается ее характеристика, технические паспорта на конкретные
изделия, сертификаты качества и другие документы, обусловленные договором
поставки. Различают оперативный и бухгалтерский учет готовой продукции. Оперативный
учет осуществляют работники сбытовой, коммерческой или планово-диспетчерской
служб организации. Одновременно с целью усиления контроля за сохранностью и выпуском
изделий могут вести параллельный оперативный учет работники выпускающих цехов
Бухгалтерский учет ведут работники бухгалтерских служб.
Для учета наличия и движения готовой
продукции предназначен активный сч. 43 «Готовая продукция». Он используется
организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную
производственную деятельность.
Готовые изделия, приобретенные для
комплектации (стоимость которых не включается в себестоимость выпускаемой
продукции организации) или в качестве товаров для продажи, учитываются на сч.
41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сч. 43 «Готовая
продукция» не отражается, а фактические затраты по ним по мере продажи
списываются со счетов учета затрат на производство на сч. 90 «Продажи».
Принятие к бухгалтерскому учету готовой
продукции, изготовленной для продажи, в том числе и продукции, частично
предназначенной для собственных нужд организации, отражается по дебету сч. 43
«Готовая продукция» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство
или сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Если готовая продукция предназначена
для использования в самой организации, то она, минуя сч. 43 «Готовая
продукция», может учитываться на сч. 10 «Материалы» и других аналогичных
счетах в зависимости от назначения этой продукции.
При признании в бухгалтерском учете
выручки от продажи готовой продукции ее стоимость списывается со сч. 43
«Готовая продукция» в дебет сч. 90 «Продажи». Если выручка от продажи отгруженной
продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете
(например, при экспорте продукции), то до момента признания выручки эта
продукция учитывается на сч. 45 «Товары отгруженные». При ее фактической
отгрузке делается запись по кредиту сч. 43 «Готовая продукция» в
корреспонденции со сч. 45 «Товары отгруженные».
При учете готовой продукции на сч. 43
«Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости в
аналитическом учете движение ее отдельных наименований возможно отражать по
учетным ценам (плановой себестоимости, отпускным ценам и т. д) с выделением
отклонений фактической производственной себестоимости изделий от их стоимости
по учетным ценам.
При списании готовой продукции со сч. 43
«Готовая продукция» относящаяся к этой продукции сумма отклонений фактической
производственной себестоимости от стоимости по ценам, принятым в аналитическом
учете, определяется по проценту, исчисленному исходя из отношения отклонений
на остаток готовой продукции на начало отчетного периода и отклонений по
продукции, поступившей на склад в течение отчетного месяца, к стоимости этой
продукции по учетным ценам.
Суммы отклонений фактической
производственной себестоимости готовой продукции от ее стоимости по учетным
ценам, относящиеся к отгруженной и проданной продукции, отражаются по кредиту
сч. 43 «Готовая продукция» и дебету соответствующих счетов дополнительной или
сторнировочной записью в зависимости от того, представляют они перерасход или
экономию.
Аналитический учет по сч. 43 «Готовая
продукция» ведется по видам готовой продукции и по местам хранения.
Аналитический учет отдельных видов готовой продукции ведут по учетным ценам с
выделением отклонений фактической себестоимости от стоимости готовой продукции
по учетным ценам.
Готовая продукция, передаваемая из
основного (вспомогательного) производства на склад по учетным ценам, в течение
месяца оформляется бухгалтерской записью:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|