§
пиломатериал
обрезной;
§
круглый
лес;
§
услуги по
сдаче в аренду;
§
возвратные
отходы производства;
Основными потребителями продукции
Гаврнлов-Ямского льнокомбината являются:
§
оптовые торговцы
пиломатериалом;
§
леспромхозы;
§
другие организации;
§
местное население.
ООО”Терминал”
имеет опыт работы с зарубежными партнерами.
Для
организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии создана бухгалтерия,
которая ведет учет, составляет отчетность и ведет контроль за соблюдением
финансовой дисциплины. Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер. Структуру
бухгалтерии ООО”Терминал” можно изобразить в виде схемы.
Схема 3
Структура бухгалтерии
Бухгалтерия работает в тесной взаимосвязи с
ОМТС, отделом организации труда и заработной платы и с другими отделами,
получая от них необходимые данные и снабжая их учетной информацией.
Бухгалтерский учет ведется по
журнально-ордерному методу учета.
Учетная политика предприятия
сформирована согласно общепринятых правил и особенностей своей деятельности.
Совокупность выбранных методов, форм и организации бухгалтерского учета
обеспечивает соответствие основным требованиям, предъявленным к учетной
политике. При принятой организацией учетной политике утверждены:
§
рабочий
план счетов бухгалтерского учета;
§
порядок
проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
§
правила
документооборота и технология обработки учетной информации;
§
порядок
контроля за хозяйственными операциями.
Принятая
организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.
Предприятие
составляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном
законодательством РФ. Налоговые и другие государственные органы, на которые
законодательством РФ возложена проверка деятельности предприятия, осуществляют
ее в пределах своей компетенции. Результаты проверок сообщаются предприятию.
Источником формирования финансовых
ресурсов предприятия являются прибыль, доходы, полученные от реализации
продукции, работ, услуг, а также других видов хозяйственной деятельности.
Схема 13
Проверка обеспечения сохранности матералов
Глава 3
Совершенствование учета материалов в ООО “Терминал”
3.1 Усиление
контроля за движением и предупреждение хищений материалов в
ООО “Терминал”.
В целях осуществления контроля по
движению материалов и предупреждения хищений на ООО”Терминал” проверяют
своевременность оформления имеющихся у материально-ответственных работников
документов и записи в книге или карточках складского учета. Выясняют, нет ли на
складе неучтенных излишков материалов и сырья, которые могут возникать в
результате замены сырья при изготовлении готовой продукции, обвеса, обсчета,
оформления актов на потери материалов при их транспортировке или при их
хранении на складах.
При злоупотреблениях неучтенные
излишки материальных ресурсов обычно хранятся отдельно, поэтому при
обследовании склада можно их обнаружить. Для их выявления в процессе
обследования следует использовать данные складского учета. Часто, когда имеются
неучтенные излишки, в складском учете расход отдельных видов ценностей за
определенные периоды превышает их приход. Это перерасход перекрывается за счет
последующего поступления и оприходования материальных ценностей аналогичных
наименований и сортов. Такие излишки изымаются за счет последующих поступлений
или оформления бестоварных документов до проверки их фактического наличия при
последующей инвентаризацией.
Важным условием предупреждения
хищений материальных ресурсов, является организация пропускной системы на
территории их хранения. При контроле этого объекта проверяются книги
регистрации, пропусков, журналы взвешивания грузов на автомобильных весах,
сообщения охранников-контролеров и органов милиции о вывозе и выносе с
территории организации материальных ресурсов без должного оформления, приказы
(распоряжения) о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и др. После
проведения обследования склада аудиторы могут непосредственно осуществлять
контрольные проверки поступления материальных ресурсов и их вывоза, контрольные
инвентаризации отдельных видов материалов и сырья.
В организации важную роль в
обеспечении сохранности имущества имеет правильный подбор работников на
должности с материальной ответственностью. На эти должности нельзя назначать
лиц, не имеющих специальной подготовки и уволенных ранее с работы за хищения и
злоупотребления. По документам, находящимся в личном деле (трудовым книжкам,
документам об образовании, выпискам с приказов) проверяют, соблюдается ли
указанный порядок подбора кадров.
Сохранность материалов зависит от
условий хранения, поэтому следующим этапом контроля является проверка состояния
складского хозяйства. Проверяют соблюдение правил хранения с точки зрения
противопожарной безопасности и условий сохранности от порчи.
К организации работы складского
хозяйства предъявляются следующие требования:
·
Склады
предприятия должны быть специализированны, так как материалы различных физико-химических
свойств требуют разных режимов хранения;
·
Помещение
склада должно быть оборудовано спецстеллажами, полками, шкафами и ящиками для
хранения материалов;
·
На
материалы каждого вида должен быть выписан ярлык, где указывается наименование
материала, его номенклатурный номер, марка, размер, единица измерения. Ярлык
прикрепляется к месту хранения данного материала.
Все склады должны быть обеспечены
необходимыми приборами, мерной тарой и другими аналогичными приспособлениями.
Весоизмерительные приборы должны периодически проходить проверку в
специализированных лабораториях.
В целях осуществления
контроля по движению материалов и предупреждения хищений на ООО”Терминал”
имеется:
· Приказ об установлении
круга лиц, которым дано право затребовать материалы, разрешить их отпуск со
склада. Образцы подписей этих лиц должны находится на складе;
·
Разработан
на предприятии номенклатура-ценник. В первичных документах по движению
производственных запасов указывают номенклатурные номера, что облегчает их
группировку;
·
Назначены
приказом материально-ответственные лица (кладовщики, зав. складами), заключены
с ними договора о полной индивидуальной материальной ответственности;
·
Производится
приемка продукции производственно-технического назначения по количеству и
качеству, которая соответствует требованиям Инструкции о порядке приемки
продукции по количеству и качеству.
Проверка состояния складского
хозяйства и обеспечения сохранности материальных ценностей в сочетании с последующей
документальной проверкой дает возможность сделать обоснованные выводы о
целостности ресурсов.
Если говорить о «движении»
материалов, то в это понятие входит поступление, внутренние перемещения и
потребление или реализация материалов на сторону.
Основная
задача проверки операций по поступлению материалов – проверка полноты и
своевременности оприходования поступающих материальных ценностей.
Основные каналы поступления:
-
От поставщиков на основе
договора поставки
-
Приобретение за наличный расчет
через подотчетных лиц
-
Из собственного
производства
-
Безвозмездная передача
-
Приобретение от
физических лиц за наличный расчет
Проверка операций по поступление
ТМЦ включает:
1) Соблюдение порядка и отчетов по доверенностям
2) Проверка закупки материалов через подотчетных
лиц. Своевременность оприходования, достоверность оправдательных документов.
3) Оприходование от собственного производства.
Правильность их оценки.
4) Материалы в пути:
-
реальность их стоимости;
-
проверка утрат грузов, по
которым не были предъявлены претензии;
-
поступившие, но не
оприходованные.
Важен своевременный контроль
поступивших материалов по вышеизложенным параметрам. Для этого на предприятии
ООО”Терминал” регулярно проводится инструктаж материально-ответственных лиц,
занимающихся приемкой материалов от поставщиков с целью недопущения подписания
и приема материальных ценностей не соответствующих по своим параметрам тем
значениям, которые указаны в договоре на их поставку. Любые отклонения в
качественных параметрах принимаемых материалов должны немедленно фиксироваться
и передаваться в юридическую службу предприятия.
Для наглядности вышесказанного и
систематизации составим схему
Схема 10 Проверка операций по движению
ТМЦ
Нарушение порядка оприходования и
списания материалов приводит к хищению продукции, а также излишков сырья, из
которых затем изготавливают неучтенную продукцию или же реализуют их без
отражения операций в учете с целью присвоения полученных средств.
В этих целях на предприятии ООО
“Терминал” проверяется:
1) Правильность классификации запасов по
всероссийскому классификатору в зависимости от отрасли-производителя для
установления номенклатурного номера; правильность классификации по
экономическому содержанию, назначению и структуре.
2) Анализ расчетно-платежных документов,
подтверждающих поступление материалов от поставщиков: платежные
требования-поручения, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные с разного
рода приложениями (спецификациями, удостоверениями качества и т.д.).
3) Сопоставление данных первичных документов по
оплате поставщиков и данных документов на оприходование материалов, а также
проверка в наличии правильно оформленных договоров по этим сделкам.
4) Сопоставление данных первичных документов по
поступлению ценностей с данными складского учета (отчеты о движении материалов,
журналы-ордера, .).
5) Проверка правильности оценки (согласно
учетной политике) материалов при поступлении, приобретении.
6) Письменные запросы, устные опросы работников,
специалистов, «третьих» лиц.
7) Проверка правильности учета (выделение на
сч.19) и принятие к зачету (возмещению) НДС.
8) Проверка правильности корреспонденции счетов
– нет ли случаев, когда поступающие материалы не оприходованы, а отмечены на
другие счета (по учету затрат, расчетов, фондов).
Особое внимание следует обращать
на постановку контроля за неотфактурованными поставками. Поступление в отчетном
месяце неотфактурованных материалов, по которым поставщики не предъявили к
оплате счетов-фактур, отражаются в журнале-ордере 6 по условной оценке
раздельно по каждой поставке, причем вместо номера счета ставится буква «Н». В
следующем месяце, по поступлении счетов, эти записи сторнируются с
одновременным оприходованием материалов по фактической их себестоимости на
основании расчетных документов поставщиков.
Существенную роль играет контроль
за достоверным отражением в бухгалтерском учете и балансе стоимости материалов,
находящихся в пути, то есть оплаченных, но еще не прибывших к концу отчетного
года грузов. Этому вопросу уделяется достаточно внимания, так как иногда
допускаются случаи неправомерного отражения некоторыми организациями по статье
«материалы в пути» выявленных при приемке материалов недостач, различных
претензионных сумм по расчетам с поставщиками, дебиторской задолженности за
оплаченные и длительное время не оприходованные (а под час и похищенные)
ценности. Поэтому объектами контроля являются учетные записи в журнале-ордере №
6 в части расчетов за оплаченные материальные ценности, находящиеся в пути.
9) Проверка правильности списания материалов по
разным направлениям (реализация, безвозмездная передача, списание из-за
недостач, порчи, хищений). Для этих целей необходимо проанализировать
правильность оформления документов по расходу и внутрихозяйственному
перемещению материалов; правильность их учета в бухгалтерии.
10) Сопоставление (сверка) данных документов на
списание ценностей и соответствующих реестров бухгалтерского учета. Особое
уделяется списанию материалов на реализацию.
11)Проверка правильности оценки ТМЦ, списанных
на издержки производства и реализованных.
12)Проверка правильности корреспонденций счетов
по списанию ТМЦ со склада, расходу в производственной и непроизводственной
деятельности, реализации.
Стоит особое внимание
обратить на случаи злоупотреблений и хищений, связанных с товарно-материальными
ценностями, так как они могут существенно повлиять на финансовый результат
деятельности предприятия.
Виды злоупотреблений могут
быть представлены в следующей схеме.
Схема
10 Виды
злоупотреблений
Эти нарушения могут быть выявлены
в результате сверки документов на не поступившие грузы с ж/д .
Кроме того,
можно наглядно представить в виде схемы виды хищений на складе.
Схема
11 Виды хищений на складе
Следует также отметить, что:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|