Чтобы фермеры стали крупными товаропроизводителями,
реализовали заложенные в этой форме хозяйствования преимущества, должны быть
осуществлены наиболее перспективные меры по развитию рассматриваемых субъектов
хозяйствования. В числе данных мер, исходя из имеющихся публикаций разных
авторов /25, 28, 29/, можно выделить такие действия органов власти: 
1.      
Требуется государственное регулирование цен на
продукцию сельского хозяйства. Такое регулирование происходит в странах ЕС и в
США. Там до 75 % продукции продается при установлении минимально
гарантированных государственных цен. Кто может продать дороже, пусть продает.
Кто не может, продаст по гарантируемой цене, компенсирующей среднеотраслевые затраты и дающей некоторую прибыль. Но не так,
как случилось в 2002 г., когда цены на зерно составляли 1 руб. за 1
килограмм. 
2.      
Требуются дотации или компенсации, устраняющие
последствия диспаритета цен, складывающегося в условиях рыночных отношений.
Цены на ресурсы для села часто растут быстрее в сравнении с ценами на
сельхозпродукцию, так как многие производители ресурсов сохраняют монопольное
положение. Государство может устранять такие перекосы с помощью компенсаций
затрат фермеров и других сельхозпроизводителей, если эти затраты вызваны именно
диспаритетом цен, а не плохим хозяйствованием. 
3.      
Надо поддерживать развитие кооперации фермеров как
друг с другом, так и с другими сельхозпроизводителями, а также промышленными
предприятиями, осуществляющими заготовку, переработку, хранение и реализацию
сельхозпродукции, сервисное обслуживание. Не случайно в странах с рыночной
экономикой каждый фермер является членом нескольких кооперативов. 
Интересный опыт накоплен в организации так называемых
"машинных рингов" (в частности в ФРГ). Суть его состоит во
взаимопомощи одними фермерами принадлежащей им техникой при выполнении работ по
возделыванию и уборке сельхозкультур, транспортированию грузов, внесению
удобрений для других фермеров, у которых нет возможностей для приобретения тех
или иных видов техники. Этот опыт было бы целесообразно применять и у нас. 
4.      
Целесообразно создавать районные организации по
оказанию фермерам маркетинговых и консалтинговых услуг. Фермер, концентрируя
усилия на выполнении производственных процессов, часто не в состоянии провести
тщательный экономический анализ и выбор оптимальных коммерческих решений.
Специалисты таких структур, изучая спрос и предложение на рынке, могут
предлагать фермерам наиболее выгодные каналы реализации продукции и покупки
необходимых средств производства. Они могут участвовать в рекламе фермерской
продукции. Особое значение имеет пропаганда и внедрение достижений науки и
техники. Немалый интерес представляет деятельность в области маркетинга -
заключение торговых контрактов, ценообразование. 
Изучение опыта фермерских хозяйств, в том числе
обследованного хозяйства, показывает, что многие фермеры нуждаются в
консалтинговых услугах: помощи в составлении и ведении бухгалтерской
отчетности, исчислении налогов, разработке бизнес-планов, оформлении заявок на
кредитные ресурсы, юридической защите экономических интересов фермеров. 
3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТНО-ФИНАНСОВОЙ 
РАБОТЫ В К(Ф)Х "ПАРАЛЛЕЛЬ" 
  
3.1. Планирование, учет и анализ в
обследованном хозяйстве 
  
Любая правильно организованная предпринимательская
деятельность, в том числе фермерское дело, начинается с планирования
производства. Планирование - это непрерывный процесс. Планы должны
пересматриваться в связи с изменяющимися ценами, затратами и другими внешними
условиями. При этом требуется учитывать особенности технологии производства.
Например, следует строго подходить к выделению земельных участков под посев
подсолнечника. Эту культуру, согласно нормам агротехники, нельзя размещать на
одном и том же поле ранее, чем через 8 лет после предыдущего посева, так как
иначе не предотвратить заболеваний растений, снижения урожаев, ухудшения
плодородия почвы. 
Необходимо так планировать производство, чтобы обеспечить
равномерную в течение года загрузку техники и имеющихся трудовых ресурсов,
поменьше привлекать наемных работников и, наоборот, привлекать их, когда это
обеспечит увеличение доходов. Короче, планирование - это путь к успеху фермерского
хозяйства. Однако в обследованном К(Ф)Х каких-либо плановых документов пока не
составлялось. Глава К(Ф)Х действовал на основе простых очевидных решений. Сумел
взять в аренду 12 земельных долей - надо их засеять. Чем? Теми культурами,
которые требуют меньше семян. Это кукуруза и подсолнечник. Правда, в хозяйстве
нет пропашных сеялок. Есть только зерновые сеялки СЗС-3. Значит, К(Ф)Х будет
обращаться за помощью к соседям. Тем более срок посева пропашных культур можно
растянуть на целый месяц без особого риска для урожая. 
Но все засеять пропашными невозможно. Вряд ли их удастся
обработать и, тем более, убрать в нужные сроки. Придется посеять озимую пшеницу
и яровой ячмень. Срок их посева не совпадает со сроками сева пропашных.
Недостающую технику можно занять у соседей. Потом можно оплатить оказанную
услугу предоставлением своей техники. 
Правда, при таком "планировании" не всегда
находится достаточно места для наиболее выгодной культуры - озимой пшеницы,
обычно продаваемой по самой высокой цене. Однако в 2002 г. цены на пшеницу
оказались низкими, а в 2003 г. - наоборот высокими. После кукурузы и
подсолнечника поля освобождаются, когда сроки подготовки почвы и посева озимых
проходят. После же ячменя пшеницу сеять очень рискованно. У обеих культур одни
и те же вредители и болезни. Вот и получается, что в погоне за сегодняшним
урожаем приходится терять часть урожая завтрашнего дня. И вряд ли может быть
иное решение, если четыре пятых земли - арендованная пашня. Аренда через год-два
закончится и еще неизвестно, кому захотят арендовать свою пашню собственники
земельных долей. Значит, пока срок аренды не прошел, надо взять от арендованной
пашни побольше, а ей дать - поменьше. 
Опыт обследованного хозяйства и общение с другими фермерами
свидетельствуют о том, что примерно так, как описано, рассуждают многие главы
К(Ф)Х. В нашем хозяйстве есть два трактора. На один трактор приходится по 62 га
земли. Это нормальная нагрузка. Имеющегося же зернокомбайна вполне хватает на
то, чтобы вовремя обмолотить зерновые культуры, а через полтора-два месяца -
подсолнечник. То же относится к кукурузе (если снабдить зернокомбайн
специальной приставкой, а она имеется). В крайнем случае, кукурузу можно убрать
вручную, что и происходило в дождливую осень 2002 г. Срок уборки вполне
позволяет это сделать. Со сборщиками кукурузы можно рассчитаться натурой, т.е.
частью убранного кукурузного зерна или початков. Для этого вполне достаточно
показать в итоговой ведомости урожай, оставшийся после ручной уборки. Какой он
был на самом деле, установить не так-то легко. Да и пока никто этого делать не
хочет, так как никакого интереса в этом нет. 
Так получается, что первый этап бизнес-планирования в
обследованном хозяйстве, если и присутствует, то на крайне примитивном уровне.
Ни о каких вариантах плановых расчетов речь даже не идет. Думать о завтрашнем
дне некогда и незачем. Лишь бы выжить сегодня, а там время подскажет. 
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что при создании
необходимых условий (стабильность хозяйствования на земле, помощь специалистов
в составлении бизнес-планов) эффективность обследованного фермерского хозяйства
могла бы существенно возрасти. 
Можно было бы внедрить рациональный севооборот. Уже одно
это, во-первых, увеличило бы урожайность возделываемых культур, а во-вторых,
позволило бы производить наиболее выгодную с позиции рыночной конъюнктуры набор
культур. Но это, по имеющимся оценкам /19/, могло бы без дополнительных
производственных затрат увеличить размеры получаемого дохода (выручки) на 10-15
%. Применительно к К(Ф)Х "Параллель" это означало бы дополнительное
получение выручки примерно 70-75 тыс.руб., т.е. прибыль 2003 г. могла бы быть
удвоена. Это минимум, который мог бы быть достигнут при более тщательном
планировании землепользования и выполнения
полевых работ. При более глубокой переработке продукции (пшеницы - в
муку, семян подсолнечника - в растительное масло) конечный результат
деятельности хозяйства был бы еще выше. 
  
3.2. Бухгалтерская документация К(Ф)Х
"Параллель" 
  
Бухгалтерский учет в обследованном хозяйстве организован на
предельно простом уровне. Из учетных регистров применяются лишь следующие
документы, установленные законодательством /12, 13/: 
1)     
книга учета доходов и расходов; 
2)     
платежно-расчетные ведомости по выдаче оплаты труда
наемным работникам; 
3)     
ведомости выдачи натуральной продукции
арендодателям, т.е. собственникам земельных долей, передавшим свои участки в
пользование К(Ф)Х. 
В книге учета доходов и расходов в хронологической
последовательности на основе поступающих в хозяйство или составляемых в самом
хозяйстве первичных документов позиционным способом отражаются хозяйственные
операции, осуществляемых в отчетном периоде. При этом такие элементы
бухгалтерского учета, как двойная запись и баланс, пока не применялись. Фрагмент
книги учета доходов и расходов показан в таблице 13. 
Таблица
13 - Фрагмент книги доходов и расходов К(Ф)Х "Параллель" за сентябрь
2003 г. 
 
 
  | 
   Регистрация 
   | 
  
   Сумма, руб. 
   | 
  
 
  | 
   № 
   | 
  
   Дата
  и номер первичного документа 
   | 
  
   Содержание 
  операции 
   | 
  
   доходы
  всего 
   | 
  
   в
  т.ч. заемные и т.п. средства (стр.04) 
   | 
  
   расходы
  всего 
   | 
  
   в
  т.ч. не относимые на издержки 
   | 
  
 
  | 
   1. 
   | 
  
   12.0919 
   | 
  
   Поступила выручка за подсолнечник 
   | 
  
   38500 
   | 
  
   - 
   | 
  
   - 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  | 
   2. 
   | 
  
   13.0929 
   | 
  
   Оплачено и оприходовано дизтопливо 
   | 
  
   - 
   | 
  
   - 
   | 
  
   14000 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  | 
   3. 
   | 
  
   14.093 
   | 
  
   Оплачены
  и оприходованы канцтовары 
   | 
  
   - 
   | 
  
   - 
   | 
  
   186 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  | 
   4. 
   | 
  
   14.09 
  расчетно-плат. ведомость 
   | 
  
   Начислен аванс наемным работникам 
   | 
  
   - 
   | 
  
   - 
   | 
  
   160 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  | 
   5. 
   | 
  
   14.09 
   | 
  
   Начисления
  в социальные фонды 
   | 
  
   - 
   | 
  
   - 
   | 
  
   520 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  | 
   6. 
   | 
  
   15.09 
  п/п № 34 
   | 
  
   Оплачены, оприходованы запчасти 
   | 
  
   - 
   | 
  
   - 
   | 
  
   2608 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  | 
   7. 
   | 
  
   17.0935 
   | 
  
   Поступила
  выручка за подсолнечник 
   | 
  
   26140 
   | 
  
   - 
   | 
  
   - 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  | 
   8. 
   | 
  
   20.0938 
   | 
  
   Перечислен НДС за II квартал 
   | 
  
   - 
   | 
  
   - 
   | 
  
   12250 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  | 
   9. 
   | 
  
   23.09 чек №  
   | 
  
   Оплачен
  автобензин 
   | 
  
   - 
   | 
  
   - 
   | 
  
   660 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  | 
     
   | 
  
   
   | 
  
   Итого за месяц 
   | 
  
   64640 
   | 
  
   - 
   | 
  
   31824 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  | 
     
   | 
  
   
   | 
  
   Всего
  за год 
   | 
  
   512142 
   | 
  
   - 
   | 
  
   486163 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  
Книга учета доходов и расходов открывается на один
календарный год. Ее прошнуровывают и пронумеровывают. На последней странице
записано число содержащихся в книге страниц. Оно заверено подписью главы К(Ф)Х
и оттиском печати Целинской ИМНС. 
Из приведенного в таблице 13 фрагмента видно, что в графе 2
отражаются даты и номер первичных документов, на основе которых в графу 3
заносится краткое описание отражаемой хозяйственной операции. Документами могут
быть: квитанции приходных (расходных) ордеров (при расчетах наличными
деньгами); платежно-расчетные ведомости по начислению оплаты труда наемным
работникам; чеки автозаправочных станций и т.п. 
В графе 4 "Доходы" отражаются все поступления
хозяйству - выручка, полученная от реализации товаров; внереализационные
доходы. Здесь же могут быть показаны заемные средства, дотации из
государственного бюджета и внебюджетных фондов, страховые возмещения,
безвозмездные взносы, пожертвования, если какая-либо из этих операций произойдет.
Такие поступления не включаются в состав доходов хозяйства, подлежащих по
итогам года налогообложению (за вычетом расходов). Прочие поступления впоследствии
должны будут отразиться по строке 04 ведомости финансовых результатов
деятельности К(Ф)Х. В приведенном фрагменте книги учета доходов и расходов
подобные операции отсутствовали. Поэтому в соответствующих строках проставлены
прочерки. 
В графе 6
"Расходы" отражаются затраты К(Ф)Х, связанные с производством и реализацией
продукции, а также другие расходы (например, строительство зданий и сооружений,
приобретение машин, оборудования, взрослого рабочего или продуктивного скота и
другие капитальные вложения). Понятно, что если таких расходов не было, то в
графе 7 ставится прочерк. В сентябре 2003 г., как видно из фрагмента книги
учета доходов и расходов, таких затрат хозяйство не осуществляло. Если же они
бы имели место, то по итогам года их бы требовалось отразить в строке ведомости
финансовых результатов. При этом данные расходы
нельзя было бы учитывать при уменьшении полученных доходов в целях их обложения
налогом на доходы физических лиц и исчисления взносов в фонды социального
назначения. 
Из
валового дохода (выручки) в целях налогообложения можно вычесть лишь те статьи,
которые отражаются в строках 05-15 Ведомости финансовых результатов. Это следующие
виды расходов: 
·        
стоимость материальных
ценностей; 
·        
оплата услуг сторонних
организаций по ремонту принадлежащих хозяйству основных средств; 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 
   
 |