Меню
Поиск



рефераты скачать Учет и отчетность в фермерском хозяйстве (на примере К(Ф)Х "Параллель")

Чтобы фермеры стали крупными товаропроизводителями, реализовали заложенные в этой форме хозяйствования преимущества, должны быть осуществлены наиболее перспективные меры по развитию рассматриваемых субъектов хозяйствования. В числе данных мер, исходя из имеющихся публикаций разных авторов /25, 28, 29/, можно выделить такие действия органов власти:

1.       Требуется государственное регулирование цен на продукцию сельского хозяйства. Такое регулирование происходит в странах ЕС и в США. Там до 75 % продукции продается при установлении минимально гарантированных государственных цен. Кто может продать дороже, пусть продает. Кто не может, продаст по гарантируемой цене, компенсирующей среднеотраслевые затраты и дающей некоторую прибыль. Но не так, как случилось в 2002 г., когда цены на зерно составляли 1 руб. за 1 килограмм.

2.       Требуются дотации или компенсации, устраняющие последствия диспаритета цен, складывающегося в условиях рыночных отношений. Цены на ресурсы для села часто растут быстрее в сравнении с ценами на сельхозпродукцию, так как многие производители ресурсов сохраняют монопольное положение. Государство может устранять такие перекосы с помощью компенсаций затрат фермеров и других сельхозпроизводителей, если эти затраты вызваны именно диспаритетом цен, а не плохим хозяйствованием.

3.       Надо поддерживать развитие кооперации фермеров как друг с другом, так и с другими сельхозпроизводителями, а также промышленными предприятиями, осуществляющими заготовку, переработку, хранение и реализацию сельхозпродукции, сервисное обслуживание. Не случайно в странах с рыночной экономикой каждый фермер является членом нескольких кооперативов.

Интересный опыт накоплен в организации так называемых "машинных рингов" (в частности в ФРГ). Суть его состоит во взаимопомощи одними фермерами принадлежащей им техникой при выполнении работ по возделыванию и уборке сельхозкультур, транспортированию грузов, внесению удобрений для других фермеров, у которых нет возможностей для приобретения тех или иных видов техники. Этот опыт было бы целесообразно применять и у нас.

4.       Целесообразно создавать районные организации по оказанию фермерам маркетинговых и консалтинговых услуг. Фермер, концентрируя усилия на выполнении производственных процессов, часто не в состоянии провести тщательный экономический анализ и выбор оптимальных коммерческих решений. Специалисты таких структур, изучая спрос и предложение на рынке, могут предлагать фермерам наиболее выгодные каналы реализации продукции и покупки необходимых средств производства. Они могут участвовать в рекламе фермерской продукции. Особое значение имеет пропаганда и внедрение достижений науки и техники. Немалый интерес представляет деятельность в области маркетинга - заключение торговых контрактов, ценообразование.

Изучение опыта фермерских хозяйств, в том числе обследованного хозяйства, показывает, что многие фермеры нуждаются в консалтинговых услугах: помощи в составлении и ведении бухгалтерской отчетности, исчислении налогов, разработке бизнес-планов, оформлении заявок на кредитные ресурсы, юридической защите экономических интересов фермеров.

3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТНО-ФИНАНСОВОЙ
РАБОТЫ В К(Ф)Х "ПАРАЛЛЕЛЬ"

 

3.1. Планирование, учет и анализ в обследованном хозяйстве

 

Любая правильно организованная предпринимательская деятельность, в том числе фермерское дело, начинается с планирования производства. Планирование - это непрерывный процесс. Планы должны пересматриваться в связи с изменяющимися ценами, затратами и другими внешними условиями. При этом требуется учитывать особенности технологии производства. Например, следует строго подходить к выделению земельных участков под посев подсолнечника. Эту культуру, согласно нормам агротехники, нельзя размещать на одном и том же поле ранее, чем через 8 лет после предыдущего посева, так как иначе не предотвратить заболеваний растений, снижения урожаев, ухудшения плодородия почвы.

Необходимо так планировать производство, чтобы обеспечить равномерную в течение года загрузку техники и имеющихся трудовых ресурсов, поменьше привлекать наемных работников и, наоборот, привлекать их, когда это обеспечит увеличение доходов. Короче, планирование - это путь к успеху фермерского хозяйства. Однако в обследованном К(Ф)Х каких-либо плановых документов пока не составлялось. Глава К(Ф)Х действовал на основе простых очевидных решений. Сумел взять в аренду 12 земельных долей - надо их засеять. Чем? Теми культурами, которые требуют меньше семян. Это кукуруза и подсолнечник. Правда, в хозяйстве нет пропашных сеялок. Есть только зерновые сеялки СЗС-3. Значит, К(Ф)Х будет обращаться за помощью к соседям. Тем более срок посева пропашных культур можно растянуть на целый месяц без особого риска для урожая.

Но все засеять пропашными невозможно. Вряд ли их удастся обработать и, тем более, убрать в нужные сроки. Придется посеять озимую пшеницу и яровой ячмень. Срок их посева не совпадает со сроками сева пропашных. Недостающую технику можно занять у соседей. Потом можно оплатить оказанную услугу предоставлением своей техники.

Правда, при таком "планировании" не всегда находится достаточно места для наиболее выгодной культуры - озимой пшеницы, обычно продаваемой по самой высокой цене. Однако в 2002 г. цены на пшеницу оказались низкими, а в 2003 г. - наоборот высокими. После кукурузы и подсолнечника поля освобождаются, когда сроки подготовки почвы и посева озимых проходят. После же ячменя пшеницу сеять очень рискованно. У обеих культур одни и те же вредители и болезни. Вот и получается, что в погоне за сегодняшним урожаем приходится терять часть урожая завтрашнего дня. И вряд ли может быть иное решение, если четыре пятых земли - арендованная пашня. Аренда через год-два закончится и еще неизвестно, кому захотят арендовать свою пашню собственники земельных долей. Значит, пока срок аренды не прошел, надо взять от арендованной пашни побольше, а ей дать - поменьше.

Опыт обследованного хозяйства и общение с другими фермерами свидетельствуют о том, что примерно так, как описано, рассуждают многие главы К(Ф)Х. В нашем хозяйстве есть два трактора. На один трактор приходится по 62 га земли. Это нормальная нагрузка. Имеющегося же зернокомбайна вполне хватает на то, чтобы вовремя обмолотить зерновые культуры, а через полтора-два месяца - подсолнечник. То же относится к кукурузе (если снабдить зернокомбайн специальной приставкой, а она имеется). В крайнем случае, кукурузу можно убрать вручную, что и происходило в дождливую осень 2002 г. Срок уборки вполне позволяет это сделать. Со сборщиками кукурузы можно рассчитаться натурой, т.е. частью убранного кукурузного зерна или початков. Для этого вполне достаточно показать в итоговой ведомости урожай, оставшийся после ручной уборки. Какой он был на самом деле, установить не так-то легко. Да и пока никто этого делать не хочет, так как никакого интереса в этом нет.

Так получается, что первый этап бизнес-планирования в обследованном хозяйстве, если и присутствует, то на крайне примитивном уровне. Ни о каких вариантах плановых расчетов речь даже не идет. Думать о завтрашнем дне некогда и незачем. Лишь бы выжить сегодня, а там время подскажет.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что при создании необходимых условий (стабильность хозяйствования на земле, помощь специалистов в составлении бизнес-планов) эффективность обследованного фермерского хозяйства могла бы существенно возрасти.

Можно было бы внедрить рациональный севооборот. Уже одно это, во-первых, увеличило бы урожайность возделываемых культур, а во-вторых, позволило бы производить наиболее выгодную с позиции рыночной конъюнктуры набор культур. Но это, по имеющимся оценкам /19/, могло бы без дополнительных производственных затрат увеличить размеры получаемого дохода (выручки) на 10-15 %. Применительно к К(Ф)Х "Параллель" это означало бы дополнительное получение выручки примерно 70-75 тыс.руб., т.е. прибыль 2003 г. могла бы быть удвоена. Это минимум, который мог бы быть достигнут при более тщательном планировании землепользования и выполнения полевых работ. При более глубокой переработке продукции (пшеницы - в муку, семян подсолнечника - в растительное масло) конечный результат деятельности хозяйства был бы еще выше.

 

3.2. Бухгалтерская документация К(Ф)Х "Параллель"

 

Бухгалтерский учет в обследованном хозяйстве организован на предельно простом уровне. Из учетных регистров применяются лишь следующие документы, установленные законодательством /12, 13/:

1)      книга учета доходов и расходов;

2)      платежно-расчетные ведомости по выдаче оплаты труда наемным работникам;

3)      ведомости выдачи натуральной продукции арендодателям, т.е. собственникам земельных долей, передавшим свои участки в пользование К(Ф)Х.

В книге учета доходов и расходов в хронологической последовательности на основе поступающих в хозяйство или составляемых в самом хозяйстве первичных документов позиционным способом отражаются хозяйственные операции, осуществляемых в отчетном периоде. При этом такие элементы бухгалтерского учета, как двойная запись и баланс, пока не применялись. Фрагмент книги учета доходов и расходов показан в таблице 13.

Таблица 13 - Фрагмент книги доходов и расходов К(Ф)Х "Параллель" за сентябрь 2003 г.


Регистрация

Сумма, руб.

Дата и номер первичного документа

Содержание
операции

доходы всего

в т.ч. заемные и т.п. средства (стр.04)

расходы всего

в т.ч. не относимые на издержки

1.

12.0919

Поступила выручка за подсолнечник

38500

-

-

-

2.

13.0929

Оплачено и оприходовано дизтопливо

-

-

14000

-

3.

14.093

Оплачены и оприходованы канцтовары

-

-

186

-

4.

14.09
расчетно-плат. ведомость

Начислен аванс наемным работникам

-

-

160

-

5.

14.09

Начисления в социальные фонды

-

-

520

-

6.

15.09
п/п № 34

Оплачены, оприходованы запчасти

-

-

2608

-

7.

17.0935

Поступила выручка за подсолнечник

26140

-

-

-

8.

20.0938

Перечислен НДС за II квартал

-

-

12250

-

9.

23.09 чек №

Оплачен автобензин

-

-

660

-

 


Итого за месяц

64640

-

31824

-

 


Всего за год

512142

-

486163

-

 

Книга учета доходов и расходов открывается на один календарный год. Ее прошнуровывают и пронумеровывают. На последней странице записано число содержащихся в книге страниц. Оно заверено подписью главы К(Ф)Х и оттиском печати Целинской ИМНС.

Из приведенного в таблице 13 фрагмента видно, что в графе 2 отражаются даты и номер первичных документов, на основе которых в графу 3 заносится краткое описание отражаемой хозяйственной операции. Документами могут быть: квитанции приходных (расходных) ордеров (при расчетах наличными деньгами); платежно-расчетные ведомости по начислению оплаты труда наемным работникам; чеки автозаправочных станций и т.п.

В графе 4 "Доходы" отражаются все поступления хозяйству - выручка, полученная от реализации товаров; внереализационные доходы. Здесь же могут быть показаны заемные средства, дотации из государственного бюджета и внебюджетных фондов, страховые возмещения, безвозмездные взносы, пожертвования, если какая-либо из этих операций произойдет. Такие поступления не включаются в состав доходов хозяйства, подлежащих по итогам года налогообложению (за вычетом расходов). Прочие поступления впоследствии должны будут отразиться по строке 04 ведомости финансовых результатов деятельности К(Ф)Х. В приведенном фрагменте книги учета доходов и расходов подобные операции отсутствовали. Поэтому в соответствующих строках проставлены прочерки.

В графе 6 "Расходы" отражаются затраты К(Ф)Х, связанные с производством и реализацией продукции, а также другие расходы (например, строительство зданий и сооружений, приобретение машин, оборудования, взрослого рабочего или продуктивного скота и другие капитальные вложения). Понятно, что если таких расходов не было, то в графе 7 ставится прочерк. В сентябре 2003 г., как видно из фрагмента книги учета доходов и расходов, таких затрат хозяйство не осуществляло. Если же они бы имели место, то по итогам года их бы требовалось отразить в строке ведомости финансовых результатов. При этом данные расходы нельзя было бы учитывать при уменьшении полученных доходов в целях их обложения налогом на доходы физических лиц и исчисления взносов в фонды социального назначения.

Из валового дохода (выручки) в целях налогообложения можно вычесть лишь те статьи, которые отражаются в строках 05-15 Ведомости финансовых результатов. Это следующие виды расходов:

·         стоимость материальных ценностей;

·         оплата услуг сторонних организаций по ремонту принадлежащих хозяйству основных средств;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.