Учет и аудит отгруженной и реализованной готовой продукции
Содержание
Введение
1.
Понятие отгруженной и реализованной готовой продукции
1.1. Готовая
продукция и задачи учета
1.2. Оценка готовой продукции
1.3. Документация по
движению готовой продукции, ее отгрузке и реализации
2. Учет отгруженной и
реализованной готовой продукции
2.1. Учет отгрузки
продукции
2.2. Учёт реализации
продукции
3. Аудит отгруженной
и реализованной готовой продукции
3.1. Методика
проведения аудита реализованной и отгруженной продукции
3.2.Аудит отгрузки и
реализации продукции (работ, услуг)
3.3. Типичные ошибки
в учёте отгрузки и реализации готовой продукции
Заключение
Библиографический
список литературы
Изделия, которые
прошли все стадии технической обработки и соответствуют установленным
стандартам или техническим условиям и сданы на склад, называются готовой
продукцией.
Реализация
выпущенной готовой продукции – конечная цель деятельности предприятия,
заключительный этап кругооборота ее средств, по завершении которого
определяются результаты хозяйствования, эффективность производства.
Реализация –
основной объемный показатель деятельности предприятия. Процессом реализации
является совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей
продукции. Планирование процесса реализации начинается с обеспечения
предприятия заказами. На их основе составляется план по номенклатуре,
являющийся основанием организации производственного выпуска соответствующих
видов продукции.
Заказы
согласовываются с заказчиками продукции и поставщиками материалов. С
покупателями заключаются договоры, в которых указывается ассортимент, сроки
отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчетов.
В настоящее время
основное значение придается реализации по договорам-поставкам — важнейшему
экономическому показателю работы, определяющим эффективность, целесообразность
хозяйственной деятельности предприятия. В объем реализации включается
отгруженная и отпущенная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж
на расчетный счет предприятия или получены векселя.
Актуальность темы
курсовой работы заключается в том, что процесс реализации завершает кругооборот
хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед
государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками
и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает
замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных
обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение
предприятия.
Наряду с объемом
реализации предприятие планирует сумму (объем) прибыли. Это возможно потому,
что при установлении продажных (договорных) цен на продукцию в состав ее включается
определенная сумма или процент прибыли (дохода). Если количество продукции,
подлежащей к реализации по плану, умножить на договорную цену, то получим ее
продажную стоимость по плану, а исходя из процента прибыли, рассчитывают
плановую сумму прибыли.
Фактическая сумма
прибыли определяется в бухгалтерии ежемесячно как разница между продажной
стоимостью реализованной продукции и ее полной фактической себестоимостью
(производственная себестоимость и расходы на сбыт продукции) за минусом суммы
НДС.
Основной целью
курсовой работы исследование организации учёта и аудита отгруженной и
реализованной продукции на предприятии.
В соответствии с данной целью в
курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Дать
определение понятию готовая продукция и раскрыть задачи её учета.
2. Рассмотреть
оценку готовой продукции.
3.
Охарактеризовать документацию по движению готовой продукции, ее отгрузке и
реализации.
4.
Проанализировать учет отгруженной и реализованной готовой продукции в
соответствии с нормативными документами.
5. Получить
навыки по методике проведения аудита реализованной и отгруженной продукции.
6. Выделить
типичные ошибки в учёте отгрузки и реализации готовой продукции.
Готовая продукция—конечный продукт
производственного процесса предприятия. Это изделия и продукты, полностью законченные
обработкой на данном предприятии, отвечающие требованиям стандартов и
техническим условиям, принятые отделом технического контроля и сданные на
склад готовой продукции или представителям заказчика.
Согласно ПБУ 5/01
«Учет материально-производственных запасов» под готовой продукцией понимается
«часть материально - производственных запасов организации, предназначенной для
продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса,
законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные
характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям других
документов, установленных законодательством» [1].
Готовая продукции принимается к бухгалтерскому учету по фактической
себестоимости.
Предприятия
изготовляют продукцию в строгом соответствии с разработанными плановыми
заданиями по ассортименту, количеству и качеству, постоянно уделяя большое внимание
вопросам увеличения объема выпускаемой продукции, расширения ее ассортимента и
улучшения качества.
Готовая
продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально
ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть
сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика
на месте их изготовления, комплектации и сборки.
Сдачу продукции
из производства на склад оформляют накладными, которые выписывают в цехах в
двух экземплярах. Один экземпляр передается кладовщику, а другой с распиской в
приемке продукции остается в цехе.
Планирование и
учет готовой продукции ведут в количественных и стоимостных показателях. В
бухгалтерии на основании сдаточных накладных ведут накопительные ведомости
выпуска готовой продукции за месяц.
В конце месяца в
ведомости подсчитывают количество выпущенной готовой продукции по видам изделий
и оценивают ее по плановой себестоимости. В этой оценке ведется аналитический
учет готовой продукции.
Количественный
учет готовой продукции по ее видам и местам хранения обычно осуществляется
аналогично учету материальных запасов. В последнее время многие предприятия
применяют бескарточный метод учета готовой продукции. При данном методе с помощью
персональных компьютеров ежедневно составляют оборотные ведомости учета выпуска
из производства и движения готовой продукции относительно складов (других мест
хранения). Остатки готовой продукции периодически инвентаризируют.
На
автоматизированных складах вместо карточек складского учета используют, как
правило, оперативные машинограммы и видеограммы остатков и движения готовой
продукции по каждому наименованию и виду.
Производственную
себестоимость готовой продукции по видам изделий или заказам определяют по
данным аналитического учета основного производства. Выявленные суммы себестоимости
каждого вида изделий (заказ) проставляют в ведомости выпуска готовой продукции,
а потом складывают все эти суммы и получают фактическую себестоимость всего
выпуска. После этого устанавливают суммы отклонений фактической себестоимости
от плановой (экономию или перерасход) как по видам продукции, так и по всему
выпуску в целом.
В качестве
учетных цен на готовую продукцию могут применяться:
а) фактическая
производственная себестоимость;
б) нормативная
себестоимость;
в) договорные
цены;
г) другие виды
цен.
Выбор конкретного
варианта учетной цены принадлежит организации.
Применение
варианта оценки готовой продукции по нормативной себестоимости целесообразно в
отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой
номенклатурой готовой продукции. Положительными сторонами применения
нормативной себестоимости в качестве учетной цены являются удобство при
осуществлении оперативного учета движения готовой продукции, стабильность
учетных цен и единство оценки при планировании и аналитическом учете.
Фактическая
производственная себестоимость в качестве учетной цены продукции применяется,
как правило, при единичном и мелкосерийном производствах, а также при выпуске
массовой продукции небольшой номенклатуры.
Договорные цены в
качестве учетных цен применяются преимущественно при стабильности таких цен.
Для обобщения
информации о наличии и движении готовой продукции предназначен счет 43 «Готовая
продукция». Этот счет используется организациями, осуществляющими промышленную,
сельскохозяйственную и иную производственную деятельность.
Готовые изделия,
приобретенные для комплектации (стоимость которых не включается в себестоимость
выпускаемой продукции) или в качестве товаров для продажи, учитываются на счете
41 «Товары». Принятие к бухгалтерскому учету готовой продукции, изготовленной
для продажи, в том числе и продукции, частично предназначенной для собственных
нужд организации, отражается по дебету счета 43 «Готовая продукция» в
корреспонденции со счетами учета затрат на производство или счета 40 «Выпуск
продукции (работ, услуг)». Если готовая продукция полностью направляется для
использования в самой организации, то она на счет 43 «Готовая продукция» может
не приходоваться, а учитывается на счете 10 «Материалы» и других аналогичных
счетах в зависимости от назначения этой продукции.
Верно учтенные
объемы реализованной продукции, своевременный и достоверный учет отгрузки и
оплаты продукций – это залог правильно сформированной выручки, а значит и
правильно рассчитанных налогов.
Готовая продукция
входит в состав оборотных средств предприятия и поэтому, согласно Положению о
бухгалтерском учете и отчетности, должна отражаться в балансе по фактической
производственной себестоимости.
Фактическую
себестоимость готовой продукции можно рассчитать только по окончании отчетного
периода (месяца). Движение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск,
отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка
продукции. Текущий, ежедневный учет движения готовой продукции ведется или по
плановой производственной себестоимости, или по договорным ценам предприятия,
или в розничных ценах.[2]
Плановая цена
единицы продукции разрабатывается предприятием и обязательно показывается в
плане, составляемом на год с разбивкой по кварталам. В конце месяца плановая
себестоимость должна быть доведена до фактической путем расчета сумм и
процентов отклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты отклонений
рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за
месяц. Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные
предприятием, и поэтому характеризуют результаты его работы в процессе
производства. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция,
и записываются сторно—экономия или обычной записью—перерасход. Процент отклонений
и плановая себестоимость отгруженной продукции позволяют рассчитать ее
фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца.
При использовании
в учете других оценок готовой продукции (договорной, оптовой или розничной
цен) суммы и проценты отклонений рассчитываются в таком же порядке.
Большое значение
для правильной организации учета движения готовой продукции имеет разработка
ее номенклатуры — перечня наименований видов изделий, вырабатываемых данным
предприятием. За основу его составления берется классификация готовых изделий
по определенным признакам, позволяющим отличать одно изделие от другого
(модель, класс точности, фасон, артикул, марка, сорт). Номенклатурный номер
может иметь разное количество цифр.
Номенклатурой
пользуются следующие службы предприятия:
диспетчерская —
для контроля за выполнением графика выпуска изделий;
цехи — для
контроля за ассортиментом выпуска и для выписки накладных при сдаче готовых
изделий на склад;
отдел сбыта — для
контроля за возможностью выполнения договорных поставок;
бухгалтерия — для
аналитического учета и составления сводок и отчетов.
Предприятие
разрабатывает годовой план выпуска готовой продукции и календарные квартальные,
месячные, дневные и почасовые графики выпуска готовых изделий. Диспетчерские
службы цехов ведут оперативный учет выполнения графиков, что необходимо для
определения ритмичности работы цехов, срывов в работе и их причин. Графики
взаимосвязаны со сроками отгрузки готовой продукции и позволяют контролировать
выполнение договорных обязательств перед покупателями. Выпущенная готовая
продукция переходит из сферы производства в сферу обращения. Этот процесс
фиксируется в первичных документах — приемо-сдаточных накладных, актах,
ведомостях, планах-картах и др.
Отпуск готовой
продукции покупателям (заказчикам) осуществляется в организациях на основании
соответствующих первичных учетных документов - накладных. В качестве типовой
формы накладной может использоваться форма N М-15 "Накладная на отпуск
материалов на сторону"[3].
Организации различных отраслей производства могут применять специализированные
формы (модификации) накладных и других первичных учетных документов,
оформляемых при отпуске готовой продукции. При этом указанные документы должны
содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом "О
бухгалтерском учете".[4]
Кроме того,
накладная должна содержать дополнительные показатели, такие как основные
характеристики отгружаемой (отпускаемой) продукции (товара), в т.ч. код
продукции (товара), сорт, размер, марку и т.д., наименование структурного
подразделения организации, отпускающего готовую продукцию, наименование
покупателя и основание для отпуска.
Основанием для
оформления накладной на отпуск готовой продукции на складе, в отдельных случаях
непосредственно в подразделениях организации (при отгрузке крупногабаритных
грузов, а также грузов, требующих особые условия транспортировки, по другим
причинам) является распоряжение руководителя организации или уполномоченного им
лица, а также договор с покупателем (заказчиком).
Накладная (либо
иной аналогичный первичный учетный документ) должна выписываться в количестве
экземпляров, достаточном для осуществления контроля за отгрузкой (вывозом)
готовой продукции. Для этой цели может быть использована (как один из
вариантов) следующая схема движения указанных первичных учетных документов
(применительно к крупным и средним организациям):
а) на складе
готовой продукции или в отделе сбыта (другом аналогичном подразделении
организации) выписывается 4 экземпляра накладной;
б) 4 экземпляра
накладной передаются в бухгалтерскую службу организации для регистрации в
журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным
бухгалтером или лицом, им на то уполномоченным;
в) бухгалтерской
службой подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта (другое аналогичное
подразделение организации), где один экземпляр остается у материально
ответственного лица (кладовщика) как оправдательный документ на отпуск готовой
продукции со склада, второй служит основанием для выписки счета - фактуры;
третий и четвертый экземпляры накладной передаются получателю (покупателю)
готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель (покупатель) обязан
поставить подпись, удостоверяющую факт передачи ему готовой продукции;
Страницы: 1, 2, 3
|