Этот счет по отношению к балансу активный. На дебет е отражают наличие
молодняка и скота на откорме на начало года, поступление их в течение года, а
также дооценку молодняка и откормочного поголовья вследствие прироста живой
массы.
По кредиту счета учитывают уменьшения животных в связи с переводом
молодняка в основное стадо и выбытием из хозяйства по разным причинам (продажа,
забой и т.п.). операции по переводу молодняка из одной возрастной группы в
другую отражают на дебете и кредите этого счета. Аналитический учет по счету
11 «Животные на выращивании и откорме» в хозяйстве ведут по субсчетам:
11-1 «Молодняк животных»
11-2 «Животные на откорме»
11-3 «Молодняк животных переданный гражданам на выращивание по договорам»
11-4 «Скот, принятый от населения для реализации»
На основании всех первичных документов по движению животных на ферме
ведут книгу учета движения животных и птицы. На основании данных книги
ежемесячно составляют отчет о движении скота и птицы (приложение №19). В
отчете по каждой группе приводят данные о наличии животных на начало и конец
месяца; их вес, о поступлении животных и выбытии по всем направлениям.
На основании отчетов о движении животных и первичных документов
составляют ведомость аналитического учета животных и журнал-ордер №14. В
ведомости по каждой половозрастной группе приводятся данные в натуральном и
стоимостном выражении о наличии животных на начало месяца, о поступлении
животных, выбытии и наличии на конец месяца. В журнале-ордере отражен кредит 11
счета, т.е. выбытие животных по всем направлениям в корреспонденции со счетами:
1)
Д08 при
переводе животных в основное молочное стадо
2)
Д20-3 при
забое животного на мясо в хозяйстве
3)
Д90 при
продаже животных живым весом на мясокомбинат
4)
Д91 при
падеже животных в результате болезней или недоедания
5)
Д99 при
гибели животных в виде чрезвычайных обстоятельств
Кредитовый оборот счета 11 из журнала-ордера №14 переносят в Главную
книгу: общая сумма – в кредит счета 11, а ее составляющие частные суммы – в
дебет соответствующих корреспондирующих счетов.
Схема 2.1.
Схема документооборота по счету 11 «Животные на выращивании и
откорме»
Первичные документы
Книга учета движения животных и птицы
Отчет о движении скота и
птицы на ферме
Ведомость аналитического учета
Журнал-ордер № 14
Главная книга
2.6. Денежные
средства ОПХ «Целинное»
Денежные средства являются одним из необходимых условий нормального
процесса расширения воспроизводства.
Расчеты представляют собой систему организации и регулирование платежей
по денежным требованиям и обязательствам. Они возникают у хозяйства с
поставщиками за приобретенные у них товарно-материальные ценности; подрядчиками
за выполненные для организации работы и оказанные услуги; покупателями за
реализованную им продукцию и выполненные для них работы; страховыми компаниями
за страхование имущества; банками по поводу расчетно-кассового и кредитного
обслуживания предприятий; при выполнении обязательств перед финансово-кредитной
системой, с рабочими и служащими по поводу оплаты труда и т.д.
Для расчетов такого рода хозяйству необходимы денежные средства. Они
находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в
банках, в аккредитивах и т.д.
Платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных
расчетов.
Наличные расчеты – это расчеты наличными денежными средствами.
ЦБ РФ устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ
между юридическими лицами по одному платежу (в настоящее время 10 тыс. руб.).
Расчеты на сумму, превышающую установленную, должны производиться только в
безналичном порядке.
Безналичные расчеты производятся путем перечисления средств со счета
плательщика на счет получателя в кредитной организации (банке).
Хозяйство обязано хранить свои денежные средства на расчетных,
специальных счетах, а в своей кассе могут иметь наличные денежные средства
только в пределах лимитов, которые установлены учреждениями банков по
согласованию с руководителем хозяйства.
Основными задачами учета денежных средств являются:
- своевременное и полное отражение в учете операций с денежными
средствами при неукоснительном соблюдении требований действующего
законодательства;
- правильное документальное оформление операций с денежными средствами в
соответствии с установленными правилами ведения кассовых операций;
- контроль за сохранностью денежных средств, документов в кассе и их
целевым использованием;
- бесперебойное удовлетворение денежной наличностью неотложных нужд
хозяйства;
- своевременное проведение инвентаризации денежных средств в кассе,
выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.
2.7. Учет
наличных и безналичных расчетов
Все сводные денежные средства ОПХ «Целинное» хранятся в
Сберегательном банке на расчетном счете. Необходимые для текущей хозяйственной
деятельности суммы наличных денег находятся в кассе. В кассе разрешается иметь
минимальные суммы денежных средств на удовлетворение неотложных хозяйственных
нужд. Для этого Сберегательный банк установил лимит остатка средств в кассе.
Превышение лимита допускается только в дни выдачи заработной платы от трех до
пяти дней. Неиспользованные в течение этих дней суммы подлежат сдаче в банк на
расчетный счет.
Прием наличных денег в кассу оформляют приходным кассовым ордером
(приложение №20), в котором указывают: от кого поступают деньги, на какие цели
или за что их вносят, сумму, дату. Приходный кассовый ордер заполняется в
бухгалтерии, и поступает в кассу при оформлении приема денег. После приема
денег в кассу плательщику выдают квитанцию за подписью главного бухгалтера и
кассира. Квитанция удостоверяет, что деньги действительно внесены в кассу. При
получении денег из банка квитанцию к ордеру не выписывают.
Выдачу наличных денег из кассы оформляют расходным кассовым ордером
(приложение №21). В нем указывают кому, на какие цели или за что выданы деньги,
сумму, дату.
В отличие от приходного в расходном кассовом ордере должна быть
разрешительная подпись руководителя хозяйства. При выдаче денег кассир
тщательно проверяет правильность оформления РКО: наличие подписей руководителя
и главного бухгалтера, наличие перечисленных в документе приложений.
Лицо, получившее деньги ставит в РКО полученную сумму прописью, дату получения
и подпись. Если деньги выдаются лицу, не работающему в хозяйстве, ниже
проставляется паспортные данные.
Все приходные и расходные кассовые ордера регистрируются в бухгалтерии в
специальном журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Журнал
открывают раздельно на приходные и расходные кассовые документы. При небольшом
числе кассовых операций регистрируют ордера в одном журнале, выделяют
самостоятельные разделы для приходных и расходных ордеров. Журнал используют
несколько лет, но порядковые номера для кассовых ордеров устанавливают с начала
года.
Движение денег в кассе кассир учитывает в кассовой книге
(приложение №22) типовой формы. В ней ежедневно регистрируются все операции по
поступлению и расходованию денег. Записи делаются через копирку. В конце
рабочего дня кассир подсчитывает в книге приход и расход денег и выводит
остаток. Затем половина листа отрывается и вместе с документами по приходу и
расходу сдаются в бухгалтерию, как отчет кассира.
Для учета операций по кассе используется счет 50 «Касса». По Д50
отражается поступление денежных средств. По К50 отражается выплата денежных
средств из кассы.
Для учета кассовых операций главный бухгалтер заполняет журнал-ордер
№1 и ведомость №1 (приложение №23). В журнале-ордере отражается расход
денег из кассы за месяц, т.е. К50, в ведомости отражается приход, т.е. Д50.
Записи в журнале-ордере и ведомости делаются на основании отчетов кассира и
приложенных к ним документов. Остаток средств в кассе показывается в ведомости
на начало и на конец месяца. Итоги кредитовых оборотов из журнала-ордера №1
ежемесячно переносятся в Главную книгу.
Схема 2.2.
Схема документооборота по счету 50 «Касса»
Расходные и приходные
кассовые ордера
Журнал регистрации расходных
и приходных кассовых ордеров
Кассовая книга
Журнал-ордер №1 и ведомость
№1
Главная книга
Безналичными называют расчеты, осуществляемые путем перечисления сумм со
счетов плательщика на счет получателя или путем зачета взаимных отчетов.
Обязательным участком расчетов в безналичной форме является Сбербанк.
Оформлением безналичных денежных операций является платежное поручение
(приложение №24). Она заполняется на печатной машинке или компьютере в трех
экземплярах, без помарок с указанием всех необходимых реквизитов плательщика и
получателя средств с расшифровкой назначения платежа. Лица ответственные в
хозяйстве за совершение банковских операций расписываются на первом экземпляре
платежного поручения, здесь же ставится печать хозяйства. Бухгалтер хозяйства
отдает платежное поручение в банк. Платежное поручение действует в течение 10
дней.
Учет движения средств в бухгалтерии ОПХ «Целинное» ведется на активном
счете 51 «Расчетные счета». По дебету отражается поступление денежных средств
на расчетный счет в банке. В зависимости от источников поступления денег
корреспондирующими могут быть счет 50 «Касса», счета учета расчетов, счета
учета кредита банка и т.д.
По кредиту счета 51 отражаются суммы, полученные из банка или
перечисленные на другие счета или другим организациям. В зависимости от того,
куда перечислены деньги, корреспондирующими счетами могут быть: счета учета
расчетов по кредитам банка; счета учета прочих денежных средств в банке; счета
учета расчетов с разными организациями; счет 50 «Касса» и др.
Основанием для бухгалтерских записей по счету 51 «Расчетные счета»
являются выписки банка с приложенными документами (приложение №25).
В выписке текст закодирован, поскольку в банке лицевые счета клиентов
обрабатываются на вычислительных машинах.
Полученные выписки бухгалтерия хозяйства тщательно проверяет по
соответствующим документам, являющимся основанием для платежей.
После тщательной проверки выписок на основании приложенных документов
делается бухгалтерская разметка сумм, прошедших по счету. Для этого против
каждой суммы в выписке ставится номер корреспондирующего счета.
На основании выписки и приложенных документов главный бухгалтер заполняет
журнал-ордер №2 и ведомость №2 (приложение №26).
Оборот по кредиту счета 51 из журнала-ордера заносят в Главную книгу по
счету 51 общей суммой в графу «Оборот по кредиту». Одновременно все суммы,
составившие этот оборот, записывают в дебет соответствующих корреспондирующих
счетов в Главной книге в раздел «Обороты по дебету» в графу «С кредита счета 51
по журналу-ордеру №2-АПК». На последней странице журнала-ордера №2-АПК
указывают ежемесячно дату совершения записей в журнале-ордере и дату переноса
оборотов в Главную книгу.
Схема 2.3.
Схема документооборота по счету 51 «Расчетные счета»
Первичные документы
Выписка банка
Журнал-ордер №2 и ведомость
№2
Главная книга
2.8. Учет
расчетов с дебиторами
Расчеты за отгруженную покупателем продукцию, товары, выполненные работы
и оказанные услуги могут производиться наличными денежными средствами в
пределах установленного лимита, полной или частичной предоплатой (авансом),
безналично через счета в банках, бартером.
При отгрузке готовой продукции, товаров покупателям без полной предоплаты
возникает дебиторская задолженность. По ней установлен предельный срок
исполнения обязательств – 4 месяца, по истечении которого дебиторская
задолженность списывается на убытки без уменьшения налогооблагаемой прибыли.
Списанная в убыток дебиторская задолженность не аннулируется, а
отражается за балансом в течение 5 лет для возможности взыскания с
неплатежеспособного дебитора-покупателя возникшей задолженности.
Для учета расчетов с покупателями используется счет 62 «Расчеты с
покупателями и заказчиками». Счет активно-пассивный. Начальное сальдо по дебету
отражает размер задолженности покупателей за отгруженную продукцию, работы,
услуги на начало отчетного периода. Начальное сальдо по кредиту отражает
величину задолженности покупателям и заказчикам по полученным авансам на начало
отчетного периода.
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
ведется по каждому предъявленному покупателем (заказчиком) счету, а расчетов
плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику.
При таком построении аналитического учета должна обеспечиваться
возможность получения данных:
- по покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным
документам;
- авансом полученным.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками по группам взаимосвязанных
организаций, о деятельности которых составляется сводная бухгалтерская
отчетность, ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
обособленно.
Подотчетными называют лица, получившие в кассе хозяйства аванс на
хозяйственные, командировочные расходы.
Подотчетная сумма – денежные авансы, выдаваемые работникам хозяйства на
указанные цели.
В практике работы хозяйства постоянно возникают ситуации, когда нужно
производить расчеты наличными деньгами. В хозяйстве есть список подотчетных
лиц, т.е. тех которым разрешено брать деньги в подотчет из кассы. Подотчетное лицо,
получив деньги, производит расходы на основании правильно оформленных
документов. Составляется авансовый отчет (приложение №27) в течение трех
дней, к нему прикладываются оправдательные документы (товарный и кассовый чеки
или счет-фактура и квитанция к ПКО). Не использованный остаток подотчета
возвращается в кассу или удерживается из заработной платы подотчетного лица.
Запрещается выдавать в подотчет деньги тому лицу, которое неотчиталось по
предыдущему подотчету.
В деятельности хозяйства часто возникают ситуации, которые требуют выезда
работника за пределы населенного пункта на какое-то время для решения возникшей
проблемы, т.е. съездить в командировку. В командировку направляются только
работники ОПХ «Целинное». Перед поездкой работник получает в кассе денежные
средства на оплату проезда, проживание и питание. По возвращении из
командировки в течение трех дней работник составляет авансовый отчет и командировочное
удостоверение (приложение №28). К авансовому отчету прикладываются все
оправдательные документы (билеты, квитанции и гостиницы и др.). За командировку
сохраняется место работы, и дни командировки оплачиваются по среднему
заработку.
Для учета операций по расчетам с подотчетными лицами используют счет 71
«Расчеты с подотчетными лицами». По Д71 отражают получение денег в подотчет. По
К71 отражают произведенные расходы, полученные товарно-материальные ценности.
Учет операций по счету 71 ведется в журнале-ордере №7 (приложение
№29). В этом журнале по каждому подотчетному лицу приводятся данные о
задолженности на начало месяца, суммы, полученные в подотчет за месяц, суммы
утвержденного расхода и остаток задолженности за подотчетным лицом на конец
месяца.
К разным дебиторам и кредиторам относятся: организации некоммерческого
характера (учебные заведения, научные организации и т.п.), депоненты по суммам
заработной платы, премий и других аналогичных выплат; транспортные организации
(ж/д и водные), с которыми ведут расчеты за услуги; организации и лица, в
пользу которых производятся удержания на основании заявлений работников или
исполнительных документов; съемщики квартир и лица, проживающие в общежитиях;
арендаторы нежилых помещений; родители детей, принятых в детские учреждения;
граждане, выращивающие скот и птицу по договорам; предприятия и организации,
купившие или продавшие основные средства; посредники по исполнению обязательств
по продаже готовой продукции или покупке товаров; организации по имущественному
и личному страхованию; по претензиям; по лизинговым операциям и другие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|