Как комплексная наука
эргономика возникла в 20-х годах прошлого
столетия. С развитием технического прогресса возникла проблема, как согласовать
использование все усложняющейся техники с физическими и психологическими
возможностями людей.
Эргономика занимается комплексным
изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий,
условий и процесса труда, а также профессионального мастерства.
Ее предметом является
трудовая деятельность, а объектом исследования - системы «человек - орудие
труда - предмет труда - производственная среда». Эргономика тесно связана с
физиологией труда, которая является специальным разделом физиологии,
посвященным изучению изменений функционального состояния организма человека под
влиянием его рабочей деятельности и физиологическому обоснованию научной
организации его трудового процесса, способствующей длительному поддержанию
работоспособности человека на высоком уровне. Эргономика использует данные
гигиены труда, которая является разделом гигиены, изучающей влияние производственной
среды и трудовой деятельности на организм человека и разрабатывающей
санитарно-гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда.
Эргономика по природе своей занимается профилактикой охраны труда, под которой
подразумевается комплекс правовых, организационных, технических, экономических
и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности
труда и сохранение здоровья работающих. Эргономика в обеспечении играет роль
деятельности, направленной на организацию безопасных и рациональных условий
труда, и является методом ограничения человека (коллектива) от опасностей в
системе «человек - орудие труда - предмет труда - производственная среда» [6,
с. 56-60].
Рассмотрим основные факторы,
формирующие условия и оказывающие влияние на деятельность научных работников.
2.1 Разделение и
кооперация труда
Важнейшими
составляющими научной организации труда являются разделение и кооперация труда.
Разделение труда – разграничение деятельности людей в процессе совместного труда.
Разделение труда на предприятии означает обособление отдельных частичных
трудовых процессов с целью сокращения производственного цикла за счет
одновременного выполнения различных работ и повышения производительности труда.
Последнее достигается за счет приобретения производственных навыков рабочими
благодаря специализации работ.
Следует отметить, что
организаторы производства на предприятиях стран с развитой рыночной экономикой
уделяют большое внимание сокращению времени производственного цикла. Это обусловлено
тем, что
сокращение
длительности производственного цикла является центральной задачей организации и
управления производством, одним из показателей эффективности управленческого
труда. Высокий уровень специализации свидетельствует о культуре производства.
Разделение труда
невозможно без его кооперации. Задачей кооперации является обеспечение
согласованности между действиями отдельных работников или групп работников,
выполняющих различные трудовые функции. Разделение и кооперация труда
составляют две взаимосвязанные и дополняющие друг друга стороны
производственного менеджмента.
Разделение труда
может быть технологическим, функциональным, профессионально-квалификационным
(рис.1)
Рис. 1 Классификация разделения труда
При технологическом
разделении труда производственный процесс расчленяется на отдельные фазы, виды
работ, операции.
Функциональное разделение труда предполагает деление выполняемых работ в зависимости
от роли и места различных групп работников в производственном процессе.
Например, персонал промышленного предприятия подразделяется на руководителей,
специалистов, служащих и рабочих, среди которых могут быть выделены основные и
вспомогательные.
Профессионально-квалификационное разделение труда связано с делением работающих по профессиям
(специальностям), по разрядам, категориям.
Разделение и
кооперация труда по-разному проявляются на производстве, поскольку зависят от
влияния ряда факторов, в частности технического уровня производства. Тип
производства также влияет на разделение и кооперацию труда. Имеют значение и
принцип организации участков (технологический, предметный), вспомогательных
служб (централизованный или децентрализованный); степень непрерывности
технологических процессов, трудоемкость изготовления продукции [4, с. 135-137].
На научной основе
должна базироваться организация коллективных трудовых процессов в организации.
Следует обратить
внимание на связь организации коллективных трудовых процессов с современными
задачами управленческого учета. Ведь управленческий учет представляет собой
часть информационной системы предприятия, а также деятельность, направленную на
обеспечение руководства информацией для принятия решений и планирования,
оперативного управления и контроля, стимулирования работников предприятия в
выполнении намеченных программ; оценки деятельности подразделений, аппарата
управления и отдельных сотрудников внутри организации.
Общими принципами
организации трудовых процессов являются обеспечение непрерывности и
естественности трудовых действий и приемов, рациональная загрузка работников.
Есть и специфические принципы, к которым обеспечение временных и
пространственных взаимосвязей производственных процессов, предупреждение
нарушений их нормального хода и др.
Разделение труда
имеет экономические, психофизиологические и социальные границы.
Экономические границы
определяются длительностью производственного цикла; психофизиологические –
степенью утомляемости рабочих в связи с монотонностью труда на однообразных
операциях (эта проблема решалась в экспериментах Э. Мэйо, о которых мы говорили
в первой главе). Социальные границы связаны с содержательностью труда.
Внедрение научной
организации труда требует следующих условий:
Ø
разработки плана внедрения;
Ø
установления подразделения или исполнителя,
отвечающего за эту работу (центр ответственности);
Ø
четкого определения обязанностей и контрольных
функций;
Ø
создание системы обучения и аттестации персонала;
Ø
создание системы материального и морального
стимулирования работ.
2.2 Использование
рабочего времени и режимы труда
Под рабочим
временем понимается продолжительность участия человека в организованном
трудовом процессе, в течение которого он должен выполнять свои производственные
или служебные обязанности. Оно измеряется длительностью рабочего дня, рабочей
недели, рабочего месяца, рабочего года и обычно регулируется национальным
законодательством, определяющим его предельную величину за календарный период,
каковым чаще всего является неделя. Время, затраченное сверх нормальной
величины, считается сверхурочным и должно оплачиваться по повышенным расценкам.
В научных
организациях, как известно, состав работников не однороден. Так, наряду с
научными работниками в этих организациях работают инженеры, а также техники и
лаборанты. Кроме того, и сам труд ученых не однороден по своему содержанию. Он
может включать оригинальные и типовые работы, а также работы организационного
характера, связанные с согласованием и контролем за деятельностью специалистов.
Разумеется, что и
расписание работы не может быть универсальным для всех категорий работников
научного подразделения и даже для специалистов одной категории. В связи с этим
выделяют неполное, гибкое или скользящее рабочее время, которое реализуется в
соответствующем подходе к организации рабочего дня или недели.
Так, неполный день
(неделя) охватывает лишь часть рабочего дня (недели) нормальной
продолжительности с соответствующим понижением их отплаты. Оставшуюся часть
времени при этом может быть занят другой человек.
В качестве новых
типов рабочего графика обычно называют: гибкий график, сжатую рабочую неделю
(суммированный рабочий день), частичную занятость.
Под гибким рабочим
графиком понимается расписание работы, при котором работник может выбрать время
прихода-ухода в определенных пределах, которые устанавливаются руководством.
Сжатая рабочая неделя
представляет собой график работы, в котором происходит обмен между количеством
часов, отрабатываемых ежедневно, и количеством рабочих дней в течение недели.
Так, обычное число часов может отрабатываться не за пять дней, а за четыре (по
десять часов ежедневно) или за три дня (по двенадцать часов ежедневно).
Частичная занятость
(частичный найм) – это работа с выполнением тех же обязанностей, но в течение
меньшего времени.
Наибольшее
распространение в научных организациях приобрел гибкий график (гибкое время,
гибкие рабочие часы).
Он строится разными
способами:
1. Ежедневный выбор
времени начала и окончания работы;
2. Переменная
продолжительность рабочего дня;
3. Выделение общего
(присутственного) времени (т.е. времени, устанавливаемого руководителем, когда
все служащие должны быть на работе).
В зависимости от
степени гибкости, можно выделить различные типы расписаний. Рассмотрим их в
направлении от наименее к наиболее гибким. Все они используются на практике.
Гибкий цикл требует
от работников выбора определенного времени начала и окончания работы, а также
работы по этому расписанию в течение определенного периода (например, недели).
Скользящий график
разрешает менять время начала и окончания работы, но при этом необходимо
работать полный рабочий день – 8 часов.
Переменный день
разрешает менять продолжительность рабочего дня (например, работать один день
10 часов, а другой – 6 часов, но так, чтобы в итоге в конце недели получилось
всего 40 часов или за месяц 160 часов).
Скользящий график и
переменный день наиболее эффективны в отраслевой науке. За рубежом аналогом ему
являются лаборатории промышленных фирм и частного малого бизнеса.
Очень гибкий график
требует присутствия работников в общее время (например, с 10 часов утра до 2
часов дня, но лишь в понедельник и пятницу).
Гибкое размещение
позволяет менять не только часы, но и расположение работы – можно работать
дома, в филиалах и т. п.
Эти виды расписания
работы (очень гибкий график и гибкое размещение) наиболее характерны для
учреждений РАН.
За рубежом они
рассматриваются как перспективные, особенно в условиях, когда работник связан с
помощью электронного устройства с главным офисом.
Между тем в некоторых
исследованиях обращается внимание на то, что некоторые люди, работающие на
дому, испытывают неудовлетворенность в связи с отсутствием, например, привычных
социальных контактов и т.д.
Гибкий график нельзя
использовать в том случае, если период работы зависит от работы какого-либо
оборудования, например, для работников, выполняющих опытные и экспериментальные
работы.
Большое значение,
наряду с выбором оптимального режима работы для ученого имеет эффективное
использование времени.
Можно выделить три
причины, усугубляющие перегруженность:
1. Малая степень
делегирования ответственности;
2. Неверно избранные
приоритеты;
3. Слишком большая
погруженность в повседневные хлопоты.
Само рабочее время
состоит из времени работы и времени перерывов. В первое включается основное,
вспомогательное, подготовительно-заключительное время и время обслуживания
рабочего места. Второе состоит из времени технологических и времени
организационных перерывов.
В течение основного
времени достигается непосредственная цель данного трудового процесса.
Вспомогательное время охватывает выполнение действий, связанных с обеспечением
основной работы, и вместе с основным составляет оперативное время. В
приведенных примерах в рамках вспомогательного времени может осуществляться
сбор необходимых материалов для подготовки доклада или документа.
Время обслуживания
рабочего места тратится на поддержание его в надлежащем состоянии. Оно, в свою
очередь, может делиться, хотя далеко не всегда, на организационное и
технологическое. В его рамках осуществляется уборка, наведение порядка,
сортировка материалов, подготовка к работе оборудования.
Перерывы также
неоднородны. Прежде всего, необходимо говорить о технологических перерывах,
когда основной процесс либо на время прекращается по причинам, связанным со
спецификой работы оборудования, либо продолжается без участия человека.
Организационные перерывы обусловлены естественными факторами (необходимость
отдыха, принятия пищи), а также различного рода сбоями, неполадками,
происходящими как по вине работников, так и независимо от них.
В физиологии и
психологии труд подразделяется на преимущественно физический и преимущественно
умственный, требующий активации внимания, процессов мышления и других
психических функций; процессов мышления и других психических функций;
сопровождающийся выражением нервно-психическим и эмоциональным напряжением.
Эффективность
умственного труда наряду с обеспечением оптимальных условий трудовой
деятельности (удобство рабочего места, необходимый уровень освещенности,
отсутствие посторонних раздражителей, соответствующая температура и чистота воздуха)
во многом связана с организацией полноценного отдыха в течение рабочего дня и
после работы.
В течении
рабочего дня научному сотруднику необходимы кратковременные перерывы для
отдыха. Рациональная частота и длительность перерывов со временем определяются
индивидуально. Следует отметить при этом, динамика работоспособности человека
между кратковременными перерывами в работе как бы в микроцикле повторяет полный
рабочий день. Правда, не всегда удается расслабиться и переключиться на отдых и
в минуты кратковременных перерывов, так как человек невольно мысленно
возвращается к нерешенной задаче или начинает обдумывать предстоящую работу.
Отдыха может и не получиться. Для уменьшения периода вырабатываемости,
полноценности кратковременного отдыха многие опытные научные работники советуют
делать перерывы только после преодоления наиболее сложного этапа работы. Тогда
перерыв проходит на положительной эмоциональной волне, человек за короткое
время восстанавливает свои силы и без «раскачки» включается в работу.
Но время нельзя
умножить, прибавить, накопить, купить, взять взаймы. Его можно только
рационально использовать, экономить. От способности это делать зависит успех
любого работника, а особенно руководителя. Чтобы справиться с такой задачей,
необходимо точно знать, на что время тратится, и делать все как можно быстрее.
Большое значение,
наряду с выбором оптимального режима работы для ученого имеет эффективное
использование времени.
Можно выделить три
причины, усугубляющие перегруженность:
1. Малая степень
делегирования ответственности;
2. Неверно избранные
приоритеты;
3. Слишком большая
погруженность в повседневные хлопоты.
Для оптимизации
использования времени большое значение имеют принципы Парето и Эйзенхауэра.
В 1897 г. итальянский экономист Парето изобрел формулу, показывающую, что все блага распределяются
неравномерно. В большинстве случаев наибольшая доля доходов или благ
принадлежит небольшому числу людей. М. С. Лоренц (американский экономист)
проиллюстрировал эту теорию диаграммой. Доктор Д. М. Джуран применил диаграмму
для классификации проблем качества на немногочисленные существенно важные и
многочисленные несущественные и назвал этот метод анализом Парето.
Применение принципа
Парето целесообразно и при планировании рабочего времени. В данном случае имеется
в виду, что концентрация внимания на жизненно важной деятельности больше всего
влияет на достижение желаемых результатов. Отсюда вытекает правило 20/80:
концентрация 20% времени на наиболее важных проблемах может привести к
получению 80% результатов. Остальные 80% времени обеспечивают лишь оставшиеся
20% результатов.
Принцип Эйзенхауэра
важен для определения значимости задач. Эйзенхауэр подразделял задачи по их
важности и срочности на задачи А, В и С.
"А задачи":
очень важные и срочные – выполнять немедленно.
"В задачи":
важные, несрочные – определять, в какие сроки их следует выполнять.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|