Условия прохождения государственной службы в органах внутренних дел
Министерство внутренних дел
Российской Федерации
Белгородский юридический
институт
Кафедра
Управления, административного права и АД ОВД
Дисциплина: Государственная
служба в ОВД РФ
Реферат
На тему: «Условия
прохождения государственной службы в органах внутренних дел»
Подготовил:
Курсант 144 взвода
Рядовой милиции
Красный А.Н.
Проверил:
Преподаватель кафедры
капитан милиции
Хряков В.А.
Белгород 2008
Примерное
распределение времени:
План Реферата
|
Страницы
|
Вступительная часть
|
5
|
Учебные вопросы:
|
1. Условия поступления и порядок прохождения государственной
службы в органах внутренних дел
|
7
|
2.
Внутренний распорядок и общие положения по нормированию продолжительности
рабочего времени.
Работа по совместительству.
|
19
|
3. Временное освобождение от
исполнения
служебных обязанностей. Виды
отпусков и общий
порядок их предоставления.
|
22
|
4. Льготы, гарантии, компенсации
общего и специального характера, установленные для сотрудников
|
27
|
Заключительная часть (подведение итогов)
|
31
|
Введение
Условия и порядок прохождения государственной службы в органах
внутренних дел Российской Федерации существенным образом отличаются от условий
службы в иных государственных органах.
Во-первых, органы внутренних дел - это система государственных
органов, которым присущи элементы военизации (специальные звания, форменная
одежда, обращение по уставу, субординация, жесткая дисциплина, специальная,
строевая, боевая и физическая подготовка).
Во-вторых, ненормированный рабочий день (служба в ночное время,
выходные и праздничные дни).
В-третьих, несение службы в особых условиях, с риском для здоровья
и жизни, с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного
оружия.
Вышеперечисленные особенности прохождения государственной службы
в органах внутренних дел обусловлены сложными государственными задачами,
которые поставлены перед ними. А именно: обеспечить безопасность личности,
общества и государства в целом от преступных и иных противоправных
посягательств; охранять общественный порядок и обеспечивать общественную
безопасность; оказывать помощь всем кто в ней нуждается в связи с совершением в
отношении них правонарушений либо иными происшествиями; защитить собственность
во всех ее формах.
1. Условия
поступления и порядок прохождения государственной службы в органах
внутренних дел
Для реализации этих непростых задач государство наделило сотрудников
органов внутренних дел целым комплексом государственно-властных полномочий,
закрепленных в Законе РФ «О милиции», Положении о службе в органах внутренних
дел, иных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность отдельных
структурных служб и подразделений органов внутренних дел.
Возлагая на сотрудников органов внутренних дел огромную
ответственность и наделяя их соответствующими полномочиями, государство и
общество, каждый человек обосновано надеются на помощь и защиту с их стороны.
В этой связи, задача государства состоит в том, чтобы создать
максимально благоприятную социальную и правовую базу для деятельности органов
внутренних дел. Выполнение этой задачи обеспечивает привлечение в ряды
сотрудников здорового, грамотного и надежного пополнения, а для тех, кто уже
служит - поднятие престижа профессии.
Служба в органах внутренних дел должна хорошо оплачиваться, так
как эта деятельность на благо государства и его граждан, сопряжена с риском
для здоровья и жизни. Об этом также обязано заботиться государство.
Несмотря на объективные трудности, связанные с необходимостью
повышения заработной платы, обеспечения современной техникой, вооружением, специальными
средствами и т.д., поднятие престижа службы в органах внутренних дел во многом
зависит и от самих сотрудников органов внутренних дел. От их профессионализма,
компетентности, умения находить контакт с людьми, вести себя уважительно по
отношению к окружающим.
Правовую основу службы в органах внутренних дел в соответствии со
ст. 3 Положения о службе в органах внутренних дел составляют Конституция
Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации,
конституции, законы и иные правовые акты республик в составе Российской
Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативные акты Министерства внутренних
дел Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, принятые в
пределах их полномочий, а также индивидуальный контракт о службе в органах
внутренних дел. Так в статье 37 Конституции Российской Федерации закреплено:
«Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и профессию». Поэтому порядок приема граждан
на службу в органы внутренних дел в своих основных положениях совпадает с общим
порядком приема на работу.
Тем не менее, особый характер службы в ОВД предопределяет
повышенные, по сравнению с другими сферами общественно полезной деятельности,
требования к личным качествам кандидата.
Закрепляя право поступления на службу в органы внутренних дел,
законодательство устанавливает ряд условий, необходимых для реализации
этого права:
1. На службу в органы внутренних дел могут быть приняты в
добровольном порядке граждане Российской Федерации, возраст которых
соответствует минимальному и предельному значениям.
При определении наличия у кандидата российского гражданства
кадровые аппараты руководствуются Законом Российской Федерации от 31 мая 2002
года «О гражданстве Российской Федерации»; Указом Президента Российской
Федерации от 14 ноября 2002 г. «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам
гражданства при Президенте Российской Федерации и ее составе» и другими
нормативными актами.
В соответствии со ст. 8 Положения о службе в органах внутренних
дел Российской Федерации и ст. 19 Закона Российской Федерации «О милиции» на
службу в органы внутренних дел принимаются граждане не моложе 18 и не старше
40 лет (на службу в милицию - не старше 35 лет). Кроме того, в образовательные
учреждения Министерства внутренних дел могут приниматься лица, не достигшие
18-летнего возраста и имеющие среднее образование. Однако таким правом обладают
только лица, поступающие для обучения в указанных учебных заведениях.
2. Владение государственным языком - обязательное условие для
поступления на службу в органы внутренних дел.
В соответствии со ст. 68 Конституции Российской Федерации
государственным языком на всей территории России является русский.
Следовательно, знание русского языка является непременным условием поступления
на службу в органы внутренних дел.
3. Общеобразовательная и специальная подготовка лиц, по
ступающих на службу в органы внутренних дел, должна соответствовать той
должности, на которую их принимают.
Данное требование вытекает из характера функций, возлагаемых на
сотрудников органов внутренних дел. Так, на должности рядового и младшего
начальствующего состава принимают граждан, имеющих образование не ниже
среднего, а на должности среднего и старшего начальствующего состава - среднее
специальное или высшее. В порядке исключения на должности среднего начальствующего
состава могут быть приняты граждане, окончившие специальные курсы по программе,
утвержденной министром внутренних дел Российской Федерации.
4. Специфика службы в органах внутренних дел требует от
сотрудников высокой физической выносливости, в связи с чем
должности рядового и начальствующего состава должны комплектоваться лицами,
способными по состоянию здоровья переносить нагрузки, связанные с характером
службы.
Наличие у кандидата различного рода заболеваний, препятствующих
прохождению службы в органах внутренних дел, является основанием для отказа в
приеме. Годность к службе по состоянию здоровья определяется военно-врачебными
комиссиями.
Кроме того, учитываются интеллектуальные, личностные и другие
качества кандидатов, выявляемые психофизиологическими диагностическими
подразделениями медицинской службы органов внутренних дел.
Руководители органов внутренних дел совместно с кадровыми
аппаратами проводят предварительное изучение личности, в процессе которого
уясняется семейное положение кандидата, его окружение, основные черты
характера, а также производится проверка по специальным учетам.
Вместе с тем существуют обстоятельства, при наличии которых
гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел.
Одним из условий, по которому гражданин не может быть принят
на службу в органы внутренних дел, является вступившее в силу решение суда о
признании его недееспособным или ограниченно дееспособным.
Понятие недееспособности или ограниченной дееспособности
устанавливается гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. ст.
29 и 30 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, который вследствие
психического расстройства не может понимать значения своих действий или
руководить ими, может быть признан судом недееспособным, а гражданин, который
вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами
ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом
в дееспособности.
Другое основание для отказа в приеме на службу в органы
внутренних дел - судимость гражданина.
Причем здесь учитываются как вступившее в законную силу решение
суда, так и прежняя судимость гражданина, которая по истечении определенного
срока была снята или погашена.
Ограничением в приеме на службу в органы внутренних дел является
не соответствие любому требованию ст. 8 Положения о службе в органах внутренних
дел Российской Федерации.
При приеме граждан на службу в органы внутренних дел принимается
во внимание правило, запрещающее лицам, состоящим в близком родстве или
свойстве, проходить службу в одном и том же органе, если она связана с
непосредственной подчиненностью или подконтрольностью, хотя в исключительных
случаях по согласованию с руководителями соответствующих главных управлений,
управлений Министерства внутренних дел разрешается назначать близких
родственников на должности рядового и начальствующего состава (кроме
должностей, связанных с материальной и финансовой деятельностью) в органах
внутренних дел, находящихся в отдаленных районах, где отсутствуют другие
органы внутренних дел.
Препятствием для приема на службу в органы внутренних дел
могут быть:
а) отказ гражданина пройти процедуру оформления допуска к
сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если
исполнение его должностных обязанностей будет связано с использованием таких
сведений;
б) наличие гражданства иностранного государства, если право
поступать на государственную службу лиц, имеющих двойное гражданство, прямо не
урегулировано на взаимной основе межгосударственным соглашением;
в) отказ кандидата от предоставления в органы государственной
налоговой службы сведений о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве
собственности, и являющихся объектами налогообложения.
При отсутствии сведений, препятствующих приему кандидата на
службу, и признании его военно-врачебной комиссией годным к службе руководитель
органа внутренних дел принимает решение в форме письменного приказа о приеме
кандидата на службу в органы внутренних дел, который объявляется сотруднику
под расписку.
Должности рядового и начальствующего состава органов внутренних
дел замещаются:
1)путем заключения на добровольной основе
индивидуальных
контрактов;
2)по конкурсу;
3)посредством назначения на должность.
Контракт о службе[1] - относительно
новая форма в процессе комплектования должностей рядового и начальствующего
состава органов внутренних дел. Контракт, с одной стороны, способствует
демократизации процесса приема на службу в органы внутренних дел и тем самым
создает определенные гарантии правовой защищенности сотрудников, а с другой —
повышает взаимную ответственность участников за выполнение принятых на себя
обязательств и договоренностей. Гражданин, поступающий на службу, заключая
контракт, принимает обязательство прослужить определенный срок, выполняя
возложенные на него обязанности. Министерство внутренних дел Российской
Федерации в лице начальника органа
внутренних дел обязуется назначить гражданина на должность, соблюдать
его права, предоставляет ему социальные гарантии.
В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской
Федерации» определено, что на государственную службу по контракту вправе
поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и
достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной
службы для прохождения государственной службы данного вида.
Контракт, как правовой акт, призван обеспечивать
строгое выполнение сторонами принятых на себя обязательств и служит основанием
возникновения государственно-служебных правоотношений.
По содержанию контракт представляет собой совокупность
определенных условий, которые либо устанавливаются законодательством, либо
вырабатываются сторонами по их усмотрению. Контракт служит основанием: 1)
возникновения государственно-служебных правоотношений; 2) применения правовых
норм к конкретным сторонам правоотношения; 3) выработки правил службы по
усмотрению сторон.
Условия, включенные в содержание контракта, могут иметь обязательный
(о месте службы выполнении обязанностей по определенной должности, об
условиях оплаты, сроке заключения и порядке перезаключения контракта и т.п.,
без наличия которых контракт считается незаключенным) либо дополнительный
(предоставление служебной квартиры, установка телефона, дополнительное денежное
вознаграждение и др.) характер. Наличие или отсутствие последних на
юридическую природу контракта влияния не оказывает. Важно отметить, что
дополнительные условия контракта не могут ухудшать служебное или социальное
положение сотрудника, предусмотренное действующим законодательством.
Проведение конкурса на замещение должностей в органах
внутренних дел призвано способствовать реализации права каждого гражданина на
равный доступ к службе в органах внутренних Дел, а также подбору на службу
таких граждан, которые способны по своим нравственным, профессиональным,
деловым качествам выполнять возложенные на них обязанности. Перечень
должностей, замещаемых на конкурсной основе, порядок и условия назначения на
должность по конкурсу определяет министр внутренних дел Российской Федерации в
соответствии с законодательством.
Назначение является самым распространенным способом замещения
должностей в органах внутренних дел. Оно осуществляется путем издания
письменного приказа начальника органа внутренних дел. Приказ о назначении
на должность служит официальным закреплением правоотношений между сотрудником и
органом внутренних дел и объявляется сотруднику под расписку не позднее трех
дней с момента его поступления в подразделение.
Назначение производится соответствующими начальниками согласно
требованиям российского законодательства. Так, по Положению о Министерстве
внутренних дел Российской Федерации, министр внутренних дел, его первый
заместитель и заместители назначаются на должность Президентом Российской
Федерации по предложению председателя Правительства Российской Федерации. Ранее
министры внутренних дел, начальники главных управлений и управлений внутренних
дел субъектов Российской Федерации назначались на должность в установленном
порядке министром внутренних дел Российской Федерации. Однако в связи с Указом
Президента России «О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти»[2]
эта функция выведена из компетенции Министра. Назначение на иные должности,
кроме указанных выше, производится в порядке, определяемом Министром внутренних
дел Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3
|