Меню
Поиск



рефераты скачать Уровень и качество жизни населения

-Наличие выгодной работы для тех,  кто стремится её получить;

-Характер трудовой деятельности;

-Удовлетворенность индивидуума своей трудовой жизнью

4.                 Время и досуг

-Возможность выбора своего времяпрепровождения

5.                 Возможность приобретения товаров и пользования услугами

-Личная возможность приобретения товаров и пользования услугами;

-Количество людей, испытывающих материальные лишения;

-Степень равенства в распределении товаров и услуг;

-Качество, возможности выбора и доступность товаров и услуг, производимых в частном и общественных секторах;

-Защита индивидуумов и их семей при возникновении экономических трудностей;

6.                 Личная безопасность и правовые органы

-Насилие, преследование, и беспокойства, причиненные индивидууму;

-Справедливость и гуманность правовых органов;

-Степень доверия, оказываемого индивидуумом правовым органам;

7.                 Социальные возможности и социальная активность.

 Степень возможного участия в общественной жизни, в тех или иных общественных институтах и принятии решений Статистическая оценка уровня жизни населения предусматривает использование системы показателей, способных измерить уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах (продуктах питания, одежде, обуви, предметах культуры и быта, в жилье), бытовых услугах в широком понимании (в том числе в услугах транспорта, связи, служб быта, а так же в медицинских услугах) и культурных услугах (в том числе предоставляемых учреждениями культуры, искус.[1]

Поэтому показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой долей условности разделить на 3 вида:

1)                       Синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.)

2)                 Натуральные показатели, измеряющие объём потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.)

3)                 Показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентраций и дифференциации доходов потребления).

Всероссийский  центр уровня жизни населения Российской Федерации и её регионов относит к ним: Среднедушевые денежные доходы (в том числе и среднедушевой доход, среднемесячная зарплата, средний размер пенсий), прожиточный минимум (в том числе на продовольственные товары, непродовольственные товары, платные услуги населению, покупательную способность, среднедушевые денежные доходы населения) потребительские расходы населения за год.

Важнейшими элементами жизни являются жильё, социально – бытовое обслуживание, характеризуемые при помощи следующих основных показателей: средняя обеспеченность жильем в расчете на одного жителя, степень обеспеченности жилищного фонда современными удобствами, структура жилищного фонда по формам собственности ( государственная, муниципальная, кооперативная, частная), отпуск воды коммунальным водопроводом населению на коммунально – бытовые  нужды в расчете на одного жителя, число пассажиро – километров общественного транспорта на одного жителя. Сюда же следует отнести и основные показатели развития образования, здравоохранения, культуры, отдыха.

Довольно скоро обнаружилось, что неформальная экономическая деятельность существует отнюдь не только в странах 3-его мира. В 70-г. неформальные экономические структуры стали обнаруживаться и в высоко развитых странах Запада. Из публикации 79-г. статьи американского экономиста Э. Фейга теневая экономика охватывает 1/3 официального ВНП.

В России теневая экономика особенно актуальна, во - первых потому, что масштабы теневых операций составляют по различным оценкам  25-40% (или более %), может, они уже превысили этот порог, за которым теневая экономика начинает выступать как самостоятельный фактор, дезъинтегрирующий хозяйственную систему и берущий на себя выполнение её наиболее важнейших жизненных функций. Более того, в последние годы происходит процесс институализации теневой экономики.

Само существование теневой экономики влечет за собой ряд конкретных негативных социально – экономических последствий (снижение реальных доходов и уровня жизни населения, снижение производственного потенциала, инвестиционный спад, отсутствие внутренних источников накопления,  дезорганизация финансовой и денежной системы, кризис в сфере социально – экономического управления). В – третьих, теневая экономика негативным образом сказывается на социальной стабильности общества, влияет на будущий  экономический, социальный и политический порядок.

Раскол хозяйства на легальный и нелегальный сектор «оказывает негативное влияние на экономику в целом, выражающееся в снижении производительности, неэффективности налоговой системы, удорожанием коммунальных услуг, замедление технического прогресса и многочисленных трудностях в формулировании макроэкономической политики».

Имеет явление такой парадокс неформальных заработков, которые имеют в среднем такую же величину, как и в формальном секторе,  а то и выше. Главная причина заключается в том, что участники теневой экономики не однородны в классовом отношении. Они предлагают различать собственно на формальных рабочих, которые трудятся без договорной организации и правовой защиты, и неформальных предпринимателей, организующих работу по контрактам с формальным сектором. Заработки неформальных рабочих в среднем значительно ниже, чем в легальной экономике. Зато заработки неформальных предприятий, хотя и неустойчивы, но могут быть значительно выше.

Ключевым критерием при различении формального и неформального труда является наличие или отсутствие фиксированного вознаграждения.

Существует 3 группы доходов горожан:

А)  Формальные доходы - зарплата в государственном и частном секторах, трансфертные платежи.

Б)  Законные неформальные доходы – от занятости в первичном (с \ х), вторичном (работ по контрактам или самостоятельно – ремесленники, сапожники, портные), и третичном (строительство, транспорт, крупная и мелкая торговля).

С)  Незаконные неформальные доходы – от услуг и трансфертов.

Факторы, определившие масштабность и степень распространения теневой экономики в России в период реформ, исследователи делят на 2 группы: «фоновые», присущие Российской экономике ещё со времени существования СССР, и факторы относительно краткосрочные, действующие в течение определенного периода времени.

К числу 1 относятся традиции противостояния граждан государству, в рамках которых не законосообразное по отношению к государству поведение граждан, то есть обман ими государства в той или иной форме. В основе этих традиций лежит характерный для России экономический феномен – использование государственного имущества в целях повышения  личных доходов наемных работников.

2 фактор, возникший с разрушением партийно – государственных структур СССР, резкое снижение уровня и действенности защиты государством легальной собственности колхозов.

Всех исследователей, анализирующих социально – экономическую роль теневого сектора и следствия его функционирования в экономике можно разделить на 2 группы.[2]

Кто требует подавления теневой экономики и тех, кто считает возможный избирательный подход к «теневикам», учитывая двойственный характер их воздействия на экономику.

Позитивные функции определяются участием в нем значительной части населения, что позволило компенсировать снижение или полную утрату доходов по сравнению с уровнем дореформенного периода. Занятость в теневой экономике способствовала смягчению социальной напряженности, вызванной реформированием экономики. Кроме того, этот сектор внес существенный вклад в насыщение потребительского рынка товаров и услуг в натуральном выражении и оказал воздействие не уровень потребительских в сторону его понижения.

Негативные социально – экономические функции теневой экономики концентрируются по 2-м основным направлениям: формирование расширенной экономической базы организованной преступности и сохранении доходов государственного бюджета.

Что касается отдельных социально – экономических последствий функционирования теневой экономики, то вот наиболее важные из них:

1. Снижение реальных доходов и уровня жизни населения. Свыше 33% населения получает доходы ниже прожиточного минимума, который сильно занижен. Это делает значительную часть населения потенциальным источником трудовых ресурсов криминальной среды, следовательно, снижение уровня жизни части населения, практически исключенного из участия в реальных экономических процессах.

2. Инвестиционный спад, отсутствие внутренних источников накопления. Идет процесс снижения объема капитальных вложений, умещение их в структуре вложений в производство. Дезориентация финансовой и денежной системы. В условиях разбалансированности современной Российской экономике произошел  массовый перелив капитала из производственной сферы сферу  обращения с последующим переводом значительной его части за рубеж.

3. Кризис в сфере социально – экономического управления.  Отказавшись от методов централизованного управления, государство практически устранилось от участия в регулировании социальных и экономических процессов. Запущен механизм казнокрадства, не только скрытного, но и легального. Фактически ликвидирован механизм контроля власти со стороны общества. Ни парламент, ни общественные организации не контролируют сегодня структуры исполнительной власти и не препятствуют распределению собственности и бюджетных средств.

Предпринимателям выгодно нанимать дешевых «нелегалов», так как  не приходится делать отчисления в страховые  и социальные фонды. Нелегальным рабочим такое положение выгодно, так как они получают больший доход, чем на родине.

Государство не получает при этом налогов ни от кампаний, нанявших нелегальных рабочих, ни соответственно от самих нелегальных рабочих.

Разработать единый рецепт борьбы с теневой экономикой невозможно. Для выработки рекомендаций необходимо произвести обще – экономический  анализ её правовой и налоговой политики, учитывающий этническую специфику страны, особенности её исторического и экономического развития. При этом зачастую возможен разумный экономический компромисс с теневой экономической деятельностью, так как полностью её  учесть не возможно и  лишь соответствующие изменения в налоговом законодательстве могут стимулировать её легализацию.

2. Уровень и качество в Красноярском крае

2.1 Тенденции в социально – экономическом развитии края

Красноярский край по численности населения занимает 13-е место в Российской Федерации и первое в Сибирском федеральном округе.

Изменение численности населения Красноярского края (по данным переписей населения) показано ниже на диаграмме:


По сравнению с переписью населения 1989 г. численность населения сократилась на 72,6 тыс. человек. Число проживающих в городских поселениях увеличилось на 29,7 тыс. человек, число сельских жителей сократилось на 102,3 тыс. человек.

№ п/п

Все население

2006

2007

1

Все население

в том числе, тыс.чел.

2906,2

2893,4

2

городское

2197,3

2181,9

3

сельское

708,9

711,5


Изменение численности населения происходило из-за естественной убыли (превышения числа умерших над числом родившихся), миграционного оттока населения, за счет изменения методологии учета числа жителей, проживающих на территории ЗАТО, а также административно-территориальных преобразований.

Естественная убыль населения начинает снижаться (от -5,9 до -3,9 чел на 1000 чел. населения) за счет роста рождаемости (на 2,2 чел. на 1000 чел. населения).

Население края проживало в 71 городском поселении (городах и поселках городского типа) и 1649 сельских населенных пунктах.

Преобладающая часть населения - 52,9% -  женщины и 47,1% – мужчины.

На каждую 1000 женщин приходилось 1125 мужчин, в 1989 году – 1059.

За 1989 – 2002 гг. увеличилась доля лиц пенсионного возраста с 13,8% до 17,1%. В то же время сократилась доля детей и подростков (0 – 15 лет) с 27,0%  до 19,6%. Резкое снижение (на 45,8%) произошло в возрастной группе детей до 10 лет (поколения, родившиеся в последнее десятилетие, когда уровень рождаемости был самым низким за всю послевоенную историю края). В результате снизился коэффициент  демографической нагрузки на трудоспособное население. Причем это снижение произошло, только за счет уменьшения показателя нагрузки детьми.

Особенно неблагополучное соотношение сложилось в сельской местности, где положение усугубляется оттоком молодежи в города: каждый пятый житель села в возрасте старше трудоспособного.

Переписью населения 2002 года учтено 54 человека в возрасте 100 лет и более из них 51 женщина и лишь трое мужчин.

Численность населения – 2925,4 тыс.чел. (2004г.), из них занято в экономике – 1422 тыс.чел, плотность населения края – 1,3 чел на км². Административный центр края – город Красноярск, где проживает 917,2 тыс.чел. Другие крупные города – Ачинск, Канск, Норильск. Городское население в крае составляет 75,9%.

Национальный состав населения Красноярского края: (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г)

Русские – 88,9 %

Украинцы – 2,3 %

Татары – 1,5 %

Немцы – 1,2 %

Азербайджанцы – 0,7 %

Белорусы – 0,6 %

Чуваши – 0,6 %

Армяне – 0,4 %

Красноярский край относится к числу наименее заселенных районов страны. Хотя численность жителей возросла с 2516 тыс.чел. в 1970г. до 3105 тыс.чел. в 1996г., процесс этот идет медленно, так как наблюдается значительный выезд в западные районы страны. Это движение особенно увеличилось в период с 1993 по 1997гг, так как спад производства вызвал заметную безработицу в крае и люди вынуждены в поисках работы переезжать в районы с более благоприятными условиями занятости.

За период с 1999 по 2004г наблюдается снижение уровня безработицы на 5% при снижении числа безработных на 36,5%.

К сожалению, наблюдается увеличение численности незанятых трудовой деятельностью с 56,6 до 71,6 тыс. чел., что составляет прирост на 26,5%, из них признано действительно безработными в 2004г. 95,9%.


Отличительной особенностью современного этапа развития России является то, что помимо социальной бедности с традиционными категориями населения – многодетными семьями, неполными семьями, неполными семьями с детьми, одинокими пенсионерами, инвалидами – является высокой экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый  уровень благосостояния из – за низкого уровня доходов населения.

Наиболее распространенной формой адресной социальной поддержки населения являются пособия семьям, имеющим детей. С августа 1999 года выплата ежемесячного пособия на ребенка, предусмотренного федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», производится адресно, то есть  указанное пособие предоставляется семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.


2.2 Уровень жизни населения г. Минусинска

На 1 января  2008 года в органах государственной службы занятости  состояло на учете 804 безработных  из числа городских жителей и 518 сельских жителей, что составило 67,3% к числу безработных на 1 января 2007 г. по городу и 94,4% соответственно по району. Из них пособие по безработице получали - 764 городских и 454 сельских жителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.