Меню
Поиск



рефераты скачать Упрощенная система налогооблажения

Упрощенная система налогооблажения

                                            ОГЛАВЛЕНИЕ

1.      ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….3

2.      УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРИ УСНО …………………………4

3.      ПРЕДСТОЯЩИЕ ПОПРАВКИ К УСНО ……………………. 5

4.      СЖАТО ОБ УПРОЩЕННОМ ………………………………….7

5.      ПОРЯДОК РАСЧЕТА ЕДИНОГО НАЛОГА ………………..11

6.      НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ …………………………………………...15

7.      БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ……………………………………. 17

8.      ПЕРЕХОДНЫЕ РОЛОЖЕНИЯ ……………………………….20

9.      ДЕКЛАРАЦИЯ ПО УСНО ……………………………………..24

10.  НАЛОГИ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ ПРИ УСНО …………………27

11.  ВОЗВРАТ НА ОБЩИЙ РЕЖИМ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ..28

12.  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………….32


























                                                      ВВЕДЕНИЕ


По словам первого замминистра финансов Сергея Шаталова, в связи с введением упрощенной системы налогообложения малые предприятия в 2003 г. будут платить в 2,5–3 раза меньше налогов и взносов, чем в прошлом году. МНС России к достоинствам новой УСНО относит также значительное упрощение процедуры ведения учета доходов и расходов и сокращение объема представляемой отчетности.  По словам начальника Управления налогообложения малого бизнеса МНС России Анатолия Мельниченко, прежняя УСНО не пользовалась популярностью у налогоплательщиков – ее применяли менее 7% от общего числа малых предприятий и 3% предпринимателей. Это объясняется ранее действовавшими жесткими ограничениями по штату и выручке, высокими ставками налога, невозможностью относить «входной» НДС на затраты.

В федеральном бюджете на 2003 г. запланированы небольшие поступления от новых налоговых режимов. Так, поступления по ЕНВД оцениваются в 7 млрд руб. (по бюджету 2002 г. – 3,3 млрд руб.), по УСНО – около 1,5 млрд руб. (2002 г. – 2,4 млрд руб.). Скромный размер поступлений по УСНО объясняется опасениями, что существенная часть налогоплательщиков будет уплачивать минимальный налог. Между тем, по данным на начало 2003 г., налог 6% от доходов будут платить 57% организаций, перешедших на УСНО. Среди предпринимателей объект в виде дохода выбрали почти 80%. О В региональных бюджетах прогнозируется существенный рост в 2003 г. поступлений от УСНО. Например, в бюджет Екатеринбурга единого налога должно поступить в пять раз больше, чем в прошлом году. Это объясняется отменой ЕНВД в регионе. Наверняка увеличатся поступления в бюджет Алтайского края, в котором был зафиксирован массовый переход на УСНО – более 4,7 тыс. организаций и около 24,5 тыс. предпринимателей.  Налогоплательщики, перешедшие на УСНО, столкнулись с вопросами своих клиентов о причинах отсутствия НДС. Как правило, клиентам для обоснования расчетов без НДС было достаточно копии уведомления налогового органа о переходе поставщика на УСНО с 2003 г. или указания в документах ссылки на освобождение от НДС по гл. 26.2 НК РФ. О Несмотря на то что НДС при применении «упрощенки» не уплачивается, с этим налогом в начале года было связано большинство вопросов налогоплательщиков, перешедших на УСНО. В Правительстве РФ осознают, что многие моменты, прежде всего по переходному периоду, в законодательстве не прописаны, и сейчас заинтересованные ведомства их тщательно анализируют – возможно, вскоре последуют как их разъяснения, так и предложения по уточнению НК РФ.

 По имеющейся информации, налоговые органы будут тщательно следить за тем, чтобы перешедшие на УСНО налогоплательщики восстановили принятый ранее к вычету НДС по числящимся в учете товарно-материальным ценностям, основным средствам и нематериальным активам. Восстановленный налог должен быть отражен в отчетности за последний налоговый период перед переходом на УСНО и уплачен не позднее 20 января 2003 г.

 Многие налогоплательщики решили воспользоваться возможностью сменить объект налогообложения в связи с поправками в гл. 26.2 НК РФ. Особенно это актуально для организаций торговли – некоторые из них не указывали объект в заявлении о переходе на УСНО, поскольку ждали этих поправок. В ряде регионов налоговые органы не препятствовали этому и предлагали «дописать» старое заявление.










                                        Учетная политика при УСНО


Учет доходов и расходов при применении УСНО ведется в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ, но при этом учет основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА) ведется по правилам бухгалтерского учета.

Напомним, что нормативными актами по бухгалтерскому учету предусмотрена вариантность в учете ОС и НМА. Следовательно, любой налогоплательщик, применяющий УСНО, обязан, как минимум, закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета применяемые способы начисления амортизации по группам:

1) объектов ОС:

– линейный;

– уменьшаемого остатка;

– по сумме чисел лет срока полезного использования;

– пропорционально объему продукции (работ);

2) объектов НМА:

– линейный;

– уменьшаемого остатка;

– пропорционально объему продукции (работ).

Из предусмотренных ПБУ 6/01 вариантов списания объектов ОС стоимостью не более 10 000 руб. за единицу, а также приобретенных книг, брошюр и т. п. изданий «упрощенцы» могут выбрать только один – путем списания на затраты на производство в момент ввода в эксплуатацию указанных объектов.

Для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта, налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, следует закрепить в учетной политике, но уже для целей исчисления единого налога, способ списания сырья и материалов и стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации. Такая необходимость вызвана прямым указанием гл. 26.2 НК РФ, что названные виды расходов принимаются в порядке, установленном для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254 и 268 соответственно. Напомним, что налогоплательщик может выбрать один из следующих методов списания:

– по стоимости единицы запасов (товаров);

– по средней стоимости;

– ФИФО;

– ЛИФО.

Глава 26.2 НК РФ прямо не устанавливает обязанности налогоплательщиков, применяющих УСНО, утверждать и представлять в налоговые органы учетную политику для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. Тем не менее, этот документ следует составить в упрощенной форме и утвердить, а представлять его в налоговые органы налогоплательщик не должен. ПЦ

           Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на УСНО, сохраняется общий порядок представления статистической отчетности.

Как и раньше, организации – субъекты малого предпринимательства (в том числе перешедшие на УСНО) ежеквартально должны отчитываться по форме № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». Ежеквартального представления бухгалтерской отчетности в связи с освобождением от обязанности ведения бухгалтерского учета не требуется.

Новая форма № ПМ2 введена в действие с отчета за I квартал 2003 г. и, как и прежде, подлежит представлению организациями – субъектами малого предпринимательства по перечню, установленному органами государственной статистики. Срок представления указанного отчета также не изменился – 29-е число после отчетного периода.

Напомним, что к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ. общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней


Отрасль

Количество человек

Промышленность, строительство, транспорт

100

Сельское хозяйство, научно-техническая сфера

60

Розничная торговля и бытовое обслуживание населения

30

Оптовая торговля, остальные отрасли и виды деятельности

50


Таким образом, большинству организаций, перешедших на УСНО с 1 января 2003 г., по истечении I квартала до 29 апреля нужно представить в органы статистики отчет по новой форме № ПМ, а также копии Налоговой декларации по единому налогу.

Информация о необходимости представления копии Налоговой декларации получена редакцией в отделах государственной статистики г. Москвы. Однако инспекторы отделов предлагают по истечении I квартала – в апреле – обратиться в свой территориальный орган статистики и уточнить, какие именно формы отчетности нужно будет представлять за истекший период.

Индивидуальным предпринимателям, в том числе перешедшим на УСНО, предстоит в 2003 г. отчитываться по следующим формам. Предприниматели, осуществляющие продажу товаров населению, представляют до 25 сентября 2003 г. по состоянию на I сентября 2003 г. форму № 1-ИНД (торг) «Анкета обследования индивидуальных предпринимателей в розничной торговле». Предприниматели, занимающиеся промышленным производством (по перечню, установленному органами государственной статистики), ежеквартально – на 15-й день после отчетного периода – отчитываются по форме № 1-ИП (пром) «Сведения о промышленной деятельности индивидуального предпринимателя»



                               ПРЕДСТОЯЩИЕ  ПОПРАВКИ К УСНО

Упрощенная система налогообложения, безусловно, льготная. Налоговая нагрузка на налогоплательщика по сравнению с общеустановленной системой налогообложения серьезно снижается. Поэтому желающих перейти на упрощенную систему налогообложения много. К началу года подали заявления на применение упрощенной системы налогообложения около 200 тыс. организаций (это более 13% всех реально действующих юридических лиц), а также более 300 тыс. индивидуальных предпринимателей. Среди организаций выбрали объектом налогообложения доход более 60%, среди индивидуальных предпринимателей – около 80%.

Поступления в бюджет от применения упрощенной системы запланированы на этот год на уровне 4,9 млрд руб. (от ЕНВД – 23,4 млрд руб.), что несколько ниже аналогичных показателей предыдущего года.

Сможет ли организация, занимающаяся оптовой торговлей и перешедшая на упрощенную систему налогообложения, начавшая также осуществлять розничную торговлю, подлежащую обложению ЕНВД, продолжать применять упрощенную систему в отношении оптовой торговли?

Положениями ст. 346.12 гл. 26.2 НК РФ четко определено, в каких случаях налогоплательщики не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

в том числе, если они осуществляют виды деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход. И хотя в данной главе конкретный порядок перехода на общеустановленную систему налогообложения не прописан, добросовестный налогоплательщик обязан исчислять и уплачивать налоги по общеустановленной системе налогообложения с того квартала, в котором допущено несоблюдение требований вышеуказанной статьи. В противном случае налоговые органы имеют основания в судебном порядке взыскать с такого налогоплательщика причитающиеся к уплате налоги и привлечь его к ответственности за их неуплату.

В ситуации, когда организация применяет упрощенную систему налогообложения и часть своей деятельности осуществляет в соседнем регионе, где такая деятельность подлежит обложению

ЕНВД, вправе ли организация не уплачивать данный налог на территории соседнего региона? Вправе ли организация продолжать применять упрощенную систему налогообложения?

Система налогообложения в виде ЕНВД является обязательной. Декларации подаются налогоплательщиками по месту осуществления деятельности. Если данный вид деятельности в соответствии с региональным законодательством подлежит обложению ЕНВД, организация или индивидуальный предприниматель обязаны представить соответствующую декларацию и уплачивать ЕНВД. Как было сказано выше, в этом случае налогоплательщик теряет право на применение упрощенной системы налогообложения.

В случае если организация планирует со следующего года перейти на упрощенную систему налогообложения, расчет средней численности работников на какую из дат будет являться основанием для выполнения условия подп. 15 п. 3 ст. 346,12 НК РФ? Может ли организация перейти на упрощенную систему если в IV квартале ограничение по численности работников будет превышено? Если организация, применяющая упрощенную систему, допустила превышение численности работников, должна ли она перейти на общеустановленную систему налогообложения?

Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подается организацией в период с 1 октября по 30 ноября. В данном случае последним отчетным периодом перед подачей заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения является 9 месяцев. В связи с этим в целях применения положения, предусмотренного подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, учитывается средняя численность работников, определяемая по состоянию на 1 октября года, в котором подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Поэтому если ограничение по численности работников будет превышено в IV квартале, но не было превышено по состоянию на 1 октября года, в котором подается заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, то организация сможет перейти на упрощенную систему налогообложения.

Если же организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, допустит превышение численности работников за любой отчетный период, то она должна перейти на общеустановленную систему налогообложения с начала того квартала, в котором будет допущено это превышение.

Существует некоторое противоречие положений гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ в отношении определения доходов индивидуального предпринимателя. Порядок определения доходов организаций и индивидуальных предпринимателей установлен ст. 346.15 НК РФ. Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Исходя из изложенного, а также учитывая то обстоятельство, что одним из объектов налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (прибыль, полученная от осуществляемой предпринимательской деятельности), в доходы индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, при определении того или иного выбранного им объекта налогообложения включаются все поступления (как в денежной, так и в натуральной форме) от реализации товаров (работ, услуг), имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также стоимость такого имущества, полученная им на безвозмездной основе.

 Приказ Минфина России от 11.12.2002 № 127н установил коды бюджетной классификации (КБК) для единого налога, взимаемого в связи с применением УСНО, а также для единого минимального налога, зачисляемого в бюджеты государственных внебюджетных фондов.



                                       СЖАТО ОБ УПРОЩЕННОМ


Комментарий к главе 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ

Упрощенная система налогообложения (далее – УСНО) не является отдельным видом налога – это специальный налоговый режим. Напомним, что таковым признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, которым в том числе может быть предусмотрена и замена совокупности налогов и сборов одним налогом.

При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения определяются в порядке, предусмотренном НК РФ. Напомним, что при установлении нового налога законом должны быть определены его обязательные элементы: объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты и налога. Поэтому для лучшего понимания этого специального режима налогообложения имеет смысл представить его именно в виде указанных элементов, а также прочих показателей и особенностей, относящихся к налогоплательщикам, применяющим УСНО.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.