Завоз
товаров осуществляется в соответствии со спросом населения и установленным для
магазина обязательным ассортиментным перечнем.
Помещения (площади) магазинов
разделяются на торговые и неторговые.
К торговым помещениям магазина
относятся:
1) торговые залы;
2) места для продажи соков;
3) места для игровых автоматов.
К неторговым относятся помещения,
разделенные по признаку их назначения:
1) помещения и площади для
приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
2) помещения хозяйственного
обслуживания оперативных процессов: хранения тары и упаковочных материалов,
запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские
для ремонта тары и оборудования;
3) административно-бытовые
помещения;
4) технологические помещения;
5) коридоры для перемещения
товаров и движения работников магазина.
Технологическая
планировка магазина – это совокупность всех помещений магазина в определенной
взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов.
Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.
Требования,
предъявляемые к планировке магазина:
1) торговые залы должны быть
технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже;
2) кладовые и помещения для
подготовки товаров к продаже не должны быть проходными;
3) приемочные следует
располагать вблизи помещений для хранения товаров;
4) помещения для приема,
хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути
движения товаров в торговый зал;
5) планировка магазина должна
создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в
минимально короткий срок; предусматривать оптимальное использование площадей,
создание необходимых условий работникам магазина для рациональной организации
оперативных процессов;
6) планировка должна обеспечить
легкость и простоту совершения покупок, создать максимальную видимость выложенных
товаров и обеспечить обозримость ассортимента, стимулировать совершение
импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние,
которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные товары.
Виды
технологических планировок торгового зала (в зависимости от размеров и
конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов
продажи):
1) линейная – размещение товаров
и проходов для покупателей в виде параллельных линий торгового оборудования,
перпендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в магазинах
самообслуживания. Может быть продольной, поперечной, смешанной;
2) боксовая – торговый зал
разбит на отделы, изолированные друг от друга. Используется в крупных
магазинах, при продаже через прилавок;
3) смешанная – расстановка
оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой
планировок;
4) выставочная – размещение
крупногабаритных товаров на различном оборудовании, т.е. выставка товаров.
Используется при продаже товаров по образцам;
5) свободная – расстановка
оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой
торгового зала.
В магазине «Алсу»
используется линейная планировка торгового зала.
4.2 Организация процессов приемки, хранения и подготовки товаров к
продаже
Товароснабжение
— это процесс обеспечения розничных торговых предприятий товарами в необходимом
объеме и ассортименте путем реализации организациями комплекса коммерческих,
организационно-технологических и юридических операций.
Процесс
товароснабжения является составным элементом процесса товародвижения при
поставках товаров от производителя в розничную торговлю.
Для разгрузки транспортных средств в магазине «Алсу» оборудованы
специальные места. Помещение для приемки товаров по количеству и качеству
примыкают к месту разгрузки. Зона для приемки товаров связана с помещениями для
хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки
товаров имеет кратчайшее расстояние с торговым залом. Помещение для хранения
оснащены соответствующим технологическим требованием – стеллажами,
подтоварниками.
Организация
приемки товаров в магазине «Алсу» существенно не отличается от ее организации в
других магазинах. Приемка товаров осуществляется по количеству и качеству
товаров.
Приемка товаров по количеству и качеству
осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции
производственно-технического назначения и товаров народного потребления по
количеству», «О порядке приемки продукции
производственно-технического назначения и товаров народного потребления по
качеству», если в договорах поставки,
стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров
Приемка товаров
по количеству – это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших
товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная
накладная). Проводят в определенные сроки, указанные в инструкциях. Недостачу оформляют коммерческим актом
Приемка товаров
по качеству – это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары,
упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным
документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный
сертификат). Проводят в установленные
инструкциями сроки. При
обнаружении недоброкачественных или некомплектных товаров приемку приостанавливают
и составляют коммерческий акт
Технологическая
карта – это форма документации, которая отражает пооперационную разработку
выполнения того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени
и труда на его выполнение Технологические карты приемки товаров должны
содержать графики поступления товаров в течение дня, последовательность
выполнения операций, количество работников, занятых разгрузкой и приемкой
товара.
После получения
(приемки) товаров и проверки специальных документов, их параметры заносятся
операционистом в базу данных магазина, т.е. производится информационная
обработка данных о товаре. Документооборотом магазина занимается операционист;
он несет полную ответственность за правильность учета поступающих или
выбывающих товаров, а также за сохранность всех видов документов.
Магазин «Алсу»
занимается исключительно продажей товаров, при этом на его территории не
производится переработка или изготовление полуфабрикатов или продукции
собственного производства. В магазине производится только расфасовка весового
товара.
Магазин «Алсу» не
имеет достаточной складской площади, необходимой для хранения товаров, но это
играет в пользу качества товаров. Продукция периодически завозится мелкими
партиями и тут же выставляется на стеллажи и витрины. Обязательным условием
является наличие тары или упаковки. Перед тем как передать товары в торговый
зал производится их подготовка, которая заключается в осмотре товара,
освобождения его от упаковки.
4.3 Организация размещения и
выкладки товаров в торговом зале
При размещении
товарных групп в торговом зале учитывают ряд факторов:
1) частоту приобретения
отдельных видов товаров и частоту пополнения товарных запасов на
торгово-технологическом оборудовании по товарным зонам (зонам размещения
отдельных товарных групп);
2) комплексность покупок или
количество наименований товаров, приобретаемых покупателями одновременно;
3) размер грузооборота по
товарным зонам;
4) напряженность покупательского
потока, которая зависит от затрат времени на выбор товаров и количества
покупателей, одновременно отбирающих товары;
5) форму и планировку торгового
зала, архитектурные особенности помещения, размещение расчетных узлов;
6) товарные особенности
отдельных групп товаров и возможность их товарного соседства, требования гигиены;
7) степень готовности товаров к
продаже.
Размещение
ассортимента товаров должно обеспечивать рациональную организацию продажи,
создавать благоприятные условия для закупки товаров и организации работы
магазина; отвечать требованиям психологии торговли, создавать активный показ и
предложение спроса на товары; способствовать рациональному направлению потока
покупателей. Физическая нагрузка на работников магазина должна быть сведена до
минимума.
При размещении
ассортиментных комплексов рядом размещают товары, которые относятся к одной
товарной группе, дополняют друг друга, отвечают спросу определенного круга
покупателей, а также товары, которые по соображениям организации торгового
процесса с соблюдением правил товарного соседства могут быть расположены рядом.
В комплексных покупках преобладают сочетания товаров четырех групп:
хлебобулочные изделия, молочные продукты, бакалейные товары, гастрономия.
При размещении и
выкладке товаров очень важно избежать монотонности рядов оборудования. Необходимо
учитывать различные цвета упаковки товаров, их размеры, изменять расстояние
между полками горок в одном ряду, использовать различные средства рекламы.
Покупатель обращает особое внимание на цветовые пятна в товарных рядах, на те
места, где изменена высота полок.
Монотонность в
экспозиции товаров устраняют также использованием корзин, контейнеров с
товарами, выставленных в «мертвых» зонах торгового зала (в углу, между горок),
благодаря чему покупатели обращают больше внимания на помещенные в них товары.
Из всех способов
выкладки чаще всего применяют горизонтальный и вертикальный.
В ООО «Алсу»
применяется вертикальный способ выкладки, т.е. плоскость горки делят на
три-четыре части и заполняют различными товарами. Одноименные товары, таким образом,
располагают друг под другом. Вертикальная выкладка является более эффективной.
При таком расположении товара покупатель затрачивает значительно меньше
времени на осмотр, торговый зал приобретает более привлекательный вид.
При выкладке
товаров обеспечивают максимальное использование площади и объема, полную
загруженность оборудования, с тем чтобы товары занимали все пространство между
полками. Чем мельче товар, тем меньше должно быть расстояние между полками. В
течение рабочего дня рабочие запасы систематически пополняют.
Все товары в
пакетах, коробках, бутылках и пачках выкладывают на полках этикетками в сторону
покупателей. Этикетки на товарах хорошо видны, легко читаются.
Все образцы
товаров в торговом зале снабжают ценниками с наборными цифрами. На всех ценах
обязательно указывают наименование товара. Ценники снабжают фирменными
знаками.
4.4 Анализ эффективности
торгово-технологического процесса
Розничная
торговля в основном выполняет следующие функции: закупку товаров, их
транспортирование и хранение; принятие на себя риска,
финансовую деятельность, информирование рынка и получение информации о рынке,
подсортировку, подработку, придание закупленной продукции товарного вида,
продажу товаров, послепродажное обслуживание покупателей.
Современный
магазин требует наличия определенных функциональных помещений, которые должны
обеспечить необходимые условия для торгового обслуживания покупателей, удобства
для работников и сохранность товарно-материальных ценностей. Устройство
магазина, планировка его помещений и торгово-технологический процесс
взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они зависят от товарного ассортимента,
торговой площади, методов продажи, от характера работ по подготовке к продаже.
Проанализировав
торгово-технологический процесс в ООО «Алсу», были сделаны следующие выводы:
1)
торговый зал магазина технологически связан с помещениями для
подготовки товаров к продаже;
2)
кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не
являются проходными;
3)
планировка магазина обеспечивает легкость и простоту совершения
покупок, минимизирует время поиска нужных товаров и расстояние, которое
требуется преодолеть для того, чтобы приобрести все намеченные товары;
4)
используются
наиболее эффективные приёмы выкладки товаров и способов размещения на оборудовании;
5)
магазин оснащен типовой торговой мебелью производства
Германии, технические параметры которой удовлетворяют всем необходимым
требованиям.
5 КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕРСОНАЛА, ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ, ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
5.1 Характеристика видов и методов контроля деятельности работников
Контроль - это
процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для
обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком
серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной
деятельности.
Выделяют три вида
контроля: предварительный, текущий и заключительный.
Предварительный контроль – осуществляется в области человеческих
ресурсов. Для того чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально
допустимый уровень образования или
стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, представляемые
нанимаемыми.
В магазине «Алсу»
предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после найма работников
в ходе курса обучения. Обучение позволяет установить, что же дополнительно
нужно добавить и руководящему составу, и рядовым исполнителям к уже имеющимся у
них знаниям и навыкам, прежде чем приступать к фактическому исполнению своих
обязанностей. Курс предварительного обучения повышает вероятность того, что
нанятые работники будут трудиться эффективно.
Текущий контроль
– осуществляется непосредственно
в ходе проведения работ.
Его объектом являются подчиненные сотрудники, а осуществляется он начальниками.
Задачи текущего контроля — оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений
и отклонений, возникающих в процессе выполнения хозяйственных операций и
производственных заданий.
В «Алсу»
проводится регулярная проверка работы подчинённых, обсуждение возникающих проблем
и предложений по усовершенствованию работы. Это позволяет исключить отклонения
от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться,
они могут перерасти в серьёзные трудности для всей организации.
Заключительный контроль – осуществляется путем сравнения фактически полученных результатов с требуемыми после того, как работа выполнена.
Заключительный контроль способствует мотивации. Если
руководство организации связывает мотивационные вознаграждения с достижением
определённого уровня результативности, то очевидно, что фактически достигнутую
результативность надо измерять точно и объективно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|