Общая численность работающих в магазине «Алсу» составляет
23 человека, из них административный аппарат - 5 человек, прочий персонал – 18
человек.
2.2 Характеристика преимуществ и недостатков структуры управления и
взаимосвязей элементов системы управления
Существующая организационная
структура ООО «Алсу» является линейно – функциональной по принципу своего
построения. Такой вид организационной структуры является развитием линейной и
призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев
стратегического планирования.
Линейно - функциональная
структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не
обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими
подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении
отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и
анализа. Подобная структура является оптимальной для:
1) компаний малого и среднего
размера;
2) для предприятий с
ограниченной номенклатурой продукции.
Достоинства
линейно - функциональной структуры:
1) более глубокая, чем в
линейной структуре, проработка стратегических вопросов;
2) некоторая разгрузка
руководителя;
3) может быть обеспечено
конкурентное преимущество через повышение качества работы функциональных
подразделений;
4) возможность привлечения
внешних консультантов и экспертов;
5) внутренние организационные
связи ясно очерчены;
6) при наделении функциональных
подразделений правами функционального руководства такая структура - хороший
первый шаг к более эффективным органическим структурам управления.
Недостатки
линейно - функциональной структуры:
1) руководители специализированных
подразделений ориентированы на рутинную текущую работу;
2) ответственность за финансовые
результаты предприятия в целом несет исключительно руководитель предприятия
3) недостаточно четкое
распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в
его выполнении;
4) тенденции к чрезмерной
централизации управления;
Анализ эффективности организационной структуры ООО «Алсу»
позволяет сделать вывод о том, что структура управления построена с учетом
особенностей направлений деятельности компании. Данная схема отлажена и
поступательно работает, обеспечивая прибыль предприятия.
3 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Содержание кадровой работы в торговом предприятии
Одной из важных
функций торгового менеджмента является управление персоналом. Специфика
реализации этой функции во многом определяется отраслевыми особенностями
деятельности торговых предприятий.
Отличительной
особенностью предприятий этой отрасли является высокий объем трудовых операций,
непосредственно связанных с обслуживанием покупателей и требующих прямого
контакта с ними. А эти операции с трудом поддаются механизации и автоматизации,
что определяет высокую долю затрат живого труда на предприятиях отрасли (в
общей сумме издержек обращения розничных торговых предприятий затраты на
содержание персонала составляют 40-50%).
Главная цель
управления персоналом ООО «Алсу» состоит в формировании численности и состава
работников, отвечающих специфике деятельности данного торгового предприятия и
способных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем периоде.
Кадровыми вопросами в ООО «Алсу» занимается непосредственно директор. Кадровая
работа на предприятии включает в себя следующие направления деятельности:
1.
Планирование
ресурсов: разработка плана удовлетворения потребностей в людских ресурсах и
необходимых для этого затрат.
2.
Набор
персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.
Для осуществления набора персонала в «Алсу» используют
следующие методы:
1)
публикация
объявлений в местной газете «Исток»;
2)
с помощью
местного телевидения;
3)
по
рекомендациям.
3.
Отбор:
оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в
ходе набора.
В процессе отбора предпочтение отдается работникам, которые обладают не
только высокой квалификацией, но и способностью к индивидуальному поиску,
адаптации к конъюнктуре потребительского рынка.
4.
Определение
заработной платы и компенсации: разработка структуры заработной платы и
льгот в целях привлечения, найма и сохранения персонала.
5.
Профориентация
и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее
подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от них
организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.
6.
Обучение:
разработка программ обучения персонала в целях эффективного выполнения
работы и его продвижения.
7.
Оценка
трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и
доведения ее до работника.
8.
Повышение,
понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения
работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их
профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки
работы, а также процедур прекращения договора найма.
9.
Подготовка
руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка
программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда
руководящих кадров.
Значительным
положительным моментом на предприятии является здоровый
морально-психологический микроклимат. Формы и методы воздействия, применяемые
руководящим звеном, ориентированы на демократические принципы управления и
формирование психологии здорового восприятия каждым работником сделанных в его
адрес замечаний. Все возникающие спорные вопросы и моменты решаются
коллегиально, а окончательное решение выбирается как наиболее оптимальное из
всех предложенных.
Политика
обновления кадрового потенциала, проводимая на предприятии, преследует цель:
повышение профессионального уровня работников с ориентацией на достижение
нового качества обслуживания покупателей. Для этого старые кадры будут
постепенно заменяться молодыми работниками со средним специальным
образованием, но с учетом передачи последним опыта и навыков, приобретенных
старшим поколением.
Специалисты
предприятия ставят задачу творческого переосмысления и переработки всего
накопленного потенциала, поскольку изменение экономической ситуации в
республике требует новых подходов к организации торгово-технологического
процесса. На предприятии планируется проводить семинары по повышению
специальных знаний работников, направлять их на курсы повышения квалификации,
создавать условия для обучения сотрудников в высших и средних специальных
учебных заведениях без отрыва от работы.
Проанализировав
кадровый состав торгового предприятия ООО «Алсу» Основной задачей руководства
предприятия в настоящее время является формирование ядра управления — команды,
стремящейся к получению наибольшего эффекта в деятельности, и ориентация всего
коллектива на достижение долгосрочных целей предприятия. Уровень образования,
профессиональная грамотность специалистов и сплоченность трудового коллектива дают
основание утверждать о достаточно хороших перспективах предприятия в отношении
реализации разрабатываемого инвестиционного проекта.
3.2 Образцы
приказов о приеме на работу, об увольнении; должностных инструкций работников
3.3 Анализ
кадрового состава торгового предприятия
Понятие персонала
торгового предприятия характеризуется численностью и составом занятых на нем
работников.
Состав персонала ООО
«Алсу» неоднороден, так как люди, работающие в организации, очень сильно
отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование,
национальность, семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия
могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение
отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации.
В настоящее время
в ООО «Алсу» работает 23 человека, из них 8 имеют высшее образование и 15 —
среднее специальное. В этой связи проводимая руководством политика управления
трудовыми ресурсами направлена, прежде всего, на повышение образовательного и
профессионального уровня работников предприятия.
По категориям в составе персонала магазина «Алсу» выделяют три категории работников: а) персонал управления – 5 человек; б) торгово-оперативный персонал – 13 человек; в) вспомогательный персонал – 5 человек. Деление персонала торгового предприятия по категориям работников представляет собой наиболее общую форму функционального разделения их труда. По полу и возрасту в «Алсу» выделяют мужчин в возрасте до 30 лет; от 30 до 50 лет; а женщины соответственно до 30 лет; от 30 до 55 лет. По стажу работы в торговле предусматривается группировка работников в «Алсу» со стажем работы в торговле до 1 года; от 1 года до 4 лет. Главная цель управления персоналом состоит в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике деятельности данного торгового предприятия и способных обеспечивать основные задачи его развития в предстоящем периоде.
3.4 Оперативный план работы с
персоналом
Оперативный
план работы с персоналом — это детализированный по временному (год, квартал,
месяц, декада, рабочий день, смена), объектному (организация, функциональное
подразделение, цех, участок, рабочее место) и структурному (потребность, наем,
адаптация, использование, обучение, переподготовка и повышение квалификации,
деловая карьера, расходы на персонал, высвобождение) признакам план с подробной
проработкой оперативных действий, подкрепленных необходимыми расчетами и
обоснованиями.
В «Алсу» для разработки оперативного плана работы с персоналом
получают данные:
1) о постоянном составе сотрудников (имя, отчество, фамилия, место
жительства, возраст, время поступления на работу и т.д.);
2) о структуре персонала (квалификационная, половозрастная,
национальная структура; удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих,
квалифицированных рабочих и т.д.);
3) о текучести кадров;
4) о потере времени из-за простоев, по болезни;
5) о продолжительности рабочего дня (полностью или частично
занятые, работающие в одну, несколько смен или ночную смену, продолжительность
отпусков);
6) о зарплате рабочих и служащих (структура зарплаты, дополнительная
заработная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа);
7) об услугах социального характера, предоставляемых государством
и организациями (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с
законами, тарифными договорами, добровольно).
Информация
о персонале представляет собой совокупность всех оперативных сведений,
специально обрабатываемых для кадрового планирования.
3.5 Управление
стимулированием труда
В условиях
перехода к рыночной экономике система управления стимулированием труда подвергается
существенной трансформации. По сути, эта система призвана создать новый
мотивационный механизм трудовой активности персонала на предприятиях торговли
всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.
Основной целью
управления стимулированием труда является обеспечение роста доходов персонала и
дифференциации их выплат в соответствии с трудовым вкладом отдельных
работников в общие результаты деятельности торгового предприятия.
Управление
стимулированием труда в ООО «Алсу» охватывает ряд последовательно выполняемых
этапов работ:
1. Выбор форм и систем заработной платы
представляет собой начальный этап организации стимулирования труда персонала. В
«Алсу» применяются две формы оплаты труда: повременная и сдельная. При повременной
форме заработная плата начисляется работнику по его тарифной ставке или окладу
за фактически отработанное время. По такой форме заработная плата начисляется
продавцам, продавцам-кассирам и вахтерам. Сдельная форма представляет собой
оплату в зависимости от выполненного объема работ по заранее установленным
сдельным расценкам.
2. Построение на предприятии тарифной
системы заработной платы. Применяются так называемые «гибкие тарифные
системы», в основе которых лежит минимальный уровень заработной платы, устанавливаемый
для работников самой низкой квалификации, и система коэффициентов повышения
размера заработной платы, выплачиваемой по тарифам, по мере повышения
квалификации работника.
3. Построение
системы дополнительного стимулирования отдельных аспектов трудовой активности
работников. Эта система использует различные формы – премирование за текущие
результаты хозяйственной деятельности; доплаты и надбавки; различные
единовременные поощрения за результаты труда; премиальные выплаты по итогам
работы за год и другие.
Доплаты и
надбавки представляют собой одну из дополнительных форм стимулирования
персонала, непосредственно примыкающую к тарифной системе, т.е. рассматриваются
как временное или систематическое увеличение тарифной части заработка.
Доплаты к
заработной плате представляют собой денежные выплаты, с помощью которых
компенсируются дополнительные затраты или сложные условия труда отдельных
работников. Основными их видами являются доплаты за совмещение профессий и
увеличение объемов выполняемых работ; за выполнение наряду со своей основной
работой обязанностей временно отсутствующих работников; за работу в ночное
время, в выходные или праздничные дни и др.
Единовременные поощрения в магазине «Алсу» применяются
в случае необходимости оперативно отметить какое-либо трудовое достижение
работников; за выполнение заранее определенных разовых заданий, выходящих за
рамки обязанностей работников; в связи с юбилеями работников, выходом их «а
пенсию и в некоторых других аналогичных случаях.
На предприятии
полностью обеспечен социальный пакет, выплачиваются пособия по больничным
листам, оплачивается проезд в отпуск, другие гарантии. Это обеспечение
работников социальным пакетом, другими льготами и условиями по обеспечению
творческой работы каждого работника – получить удовлетворение от работы, а не
только за заработную плату является наравне с оплатой труда важной мотивацией
трудовой деятельности именно на этом предприятии.
Проведение
коллективных мероприятий на предприятии, организация культурного отдыха на
природе - всё это направлено на объединение коллектива и дополнительной
мотивации.
4 УПРАВЛЕНИЕ
ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
4.1 Содержание торгово-технологического процесса в магазине и
технологическая планировка его помещений
Самое современное
оформление торгового зала, идеально проведенная реконструкция, лучшее в мире
торговое оборудование, полнейшая автоматизация, красочное оформление витрин и
др. не будут иметь ровным счётом никакого значения для повышения эффективности
работы магазина, если в нём отсутствует главное — глубоко продуманная концепция
и чётко работающая схема торгово-технологических процессов.
Оперативные
(торгово-технологические) процессы в магазине – это совокупность торговых и
технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является
доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до
потребителей с наименьшими затратами труда и времени.
Торгово-технологический
процесс в магазине можно подразделить на три основные части: операции с
товарами до предложения их покупателям; операции непосредственного обслуживания
покупателей; дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
В
магазине «Алсу» практикуют доставку товара напрямую от поставщиков. Доставка
товара непосредственно от поставщиков позволяет сократить издержки за счет
сокращения звенности товародвижения, а также повысить качество продукции, что
особенно ценит покупатель. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря
чему в магазине поддерживается стабильный ассортимент, ускоряется
оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|