I.
По
месту размещения на земном шаре (на каком материке располагается штаб-квартира ТНК)
1.
Западно-Европейские:
Нидерланды
«Филипс», Великобритания «Бритиш Петролеум», Германия «Хехст», Швейцария
«Нестле», Италия «Эни», Франция «Эльф-Акитэн», Швеция «Вольво» и т.д.
2.
Азиатские:
Япония «Тойота»,
Израиль
3.
Северо-Американские
Канада «Сиграм»,
США «Боинг»
4.
Австралийские:
Австралия «Ньюс
Корпорейшн»
5.
Африканские
ЮАР
II.
По
занятой нише в сфере своей деятельности
A) Производственные ТНК
Ø
машиностроение
является отраслью специализации:
США «Дженерал Электрик», «Форд Мотор», Италия «Фиат», Япония «Хонда»;
Ø
производство
военной техники является отраслью специализации:
Германия «Рейнметал груп», Франция «Дассо авиасьон», США «Рейтеон»,
Великобритания «Бритиш аэроспейс», «Дженерал электрик», Россия «Вооружение»;
Ø
химическая
промышленность является отраслью специализации:
Германия «Хехст», Швейчария «Рош Холдинг», Франция «Рон Пуленк»;
Ø
пищевая
промышленность – отрасль специализации:
Канада «Сиграм», «Юнилевер» Нидерланды/Великобритания, Швейцария «Нестле»;
Ø
топливно-энергетический
комплекс является отраслью специализации:
США «Эксон», Франция «Эльф-Акитэн», Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч-Шелл»,
Италия «Эни»;
Ø
табачная
промышленность – отрасль специализации:
США «Филип Морис»;
Ø
легкая
промышленность является отраслью специализации:
Канада «МТВ Грауп», «Джей ти Интернешенал».
B) Непроизводственные ТНК
Ø
телекоммуникационные:
Канада «Белл Кэнэда Энтерпрайзиз», Великобритания «Кэбл энд Вайерлес»;
Ø
средства
массовой информации:
Австралия «Ньюс Корпорейшн»; «Интернет»
Ø
туристические
(рекреационные)
Ø
торговые
ТНК:
Япония «Иточу»; Япония «Ниссе Иваи»;
Ø
финансовые
ТНК:
США «Ситибанк»
III.
По
охвату территории
A) Многонациональные (расширенные):
США «Дженерал Моторс», Германия «Сименс», Нидерланды «Филипс», США «Кока-Кола»
и другие; филиалы в десятка стран и более;
B) Узконационализированные
(ограниченные):
Россия «Лукойл», «Микрохирургия глаза».
IV.
По
количеству «стран-хозяев»
1)
разделенные:
Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч-Шелл»,
Нидерланды/Великобритания «Юнилевер»,
Украина/Великобритания «Интэл ДНЗ»
2) собственные:
Япония «Сони», Франция «Рон-Пуленк», США «Ай-Би-Эм» и другие.
V.
По
количеству отраслей специализации
1)
односпециализированные:
США «Дженерал Моторс» - автомобильная промышленность;
США «Ай-Би-Эм» - производство компьютеров;
Германия «Сименс» – электроника;
Швейцария «Рош Холдинг» – фармацевтика.
2) ТНК смежной специализации
(комплексные):
Швейцария «Нестле» – пищевая промышленность и производство напитков;
США «Мобил» - нефть (добыча, переработка, продажа);
Франция «Рон Пуленк» - химическая промышленность и фармацевтика
3) универсальные ТНК
США «Филип Морис» – пищевая и табачная промышленность;
Швейцария «Новартис» – торговля и машиностроение;
Германия «Фиат», Япония «Мицуи» – разные отрасли
VI.
По
процентному соотношению занятых за рубежом
1)
от 10 до
25% от общего количества занятых сосредоточено за рубежом (червертичные ТНК):
США «Шеврон» (22%), «Дженерал Моторс» (11%),
2) от 26 до 50% (пограничные
ТНК): США «Дженерал Электрик» (40%), США «Форд Мотор» (48%), Швейцария «Нестле»
(50%, Италия «Фиат» (39%),
3) от 51 до 75% (кординальные
ТНК)
Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч-Шелл» (61%), Германия «Хёхст» (68%,
Германия «Симменс» (52%), Великобритания «Кэбл энд Вайрлес» (73%)
4) от 76 до 95% (заграничные ТНК
или управленческие)
Нидерланды/Великобритания «Юнилевер» (88%), Великобритания «Диагео» (82%),
Швейцария «Новартис» (82%), Швейцария «Асеа Браун Бовери» (94%)
VII.
По
месту продажи выпускаемой продукции
1)
Внешнеориентированные:
США «Ксерокс» – 50% продается за рубежом,
США «Доу Кемикэл» – 52% продается за рубежом,
Швейцария «Новартис» – 98% продается за рубежом,
Великобритания «Диагео» – 79% продается за рубежом,
Канада «Сиграм» – 97% продается за рубежом,
Австралия «Ньюс Корпорейшин» - 88% продается за рубежом
ориентированные на внутренние
потребности:
Япония «Иточу» – 59% продажи в стране базирования,
Япония «Мицуи» – 61% продажи в стране базирования,
Япония «Мицубиси» – 66,5% продажи в стране базирования,
США «Дженерал Моторс» – 80% продажи в стране базирования,
США «Форд Мотор» – 69% продажи в стране базирования,
США «Дженерал Электрик» – 73% продажи в стране базирования.
2. Виды рисков
Транснациональных Корпораций
Современное развитие товарного
производства и сферы различных услуг характеризуется созданием как
многоотраслевых, так и специализированных на конкретном виде деятельности
транснациональных корпораций, сетевых компаний с высоким уровнем концентрации
материальных, финансовых, трудовых, коммуникационных и интеллектуальных
ресурсов. Крупные зарубежные компании тратят значительные средства на анализ и
компьютерное моделирование потенциальных угроз и сопутствующих им рисков, в
результате чего возникло понятие «корпоративные риски», которые подразделяются
на «страховые» и «нестраховые».
Управление рисками компании
охватывает все виды современных рисков, сопутствующих ее деятельности, включая:
- неблагоприятные колебания
товарных цен;
- выход из строя электронных
систем управления и обработки данных;
- перебои и проблемы в отношениях
с поставщиками материалов и комплектующих и потребителями готовой
продукции;
- нарушение условий
функционирования вследствие политических изменений в обществе
(политические риски);
- препятствия в проведении
стратегического планирования и развитии производства вследствие
вынужденных технологических изменений (ограничение энергоснабжения,
изменение состава сырья, истощение разрабатываемых месторождений и т.п.);
- изменения в регулирующей
политике государства, подрывающие условия ведения бизнеса;
- надежность финансовых партнеров
- снижение уровня корпоративного
управления, влияющего на устойчивость бизнеса и вызванного слияниями,
поглощениями и другими изменениями организационной структуры корпорации
(например, слияние ЮКОС + Сибнефть привело к дисбалансу в оценке и
распределении акционерного капитала и, как следствие, к столкновению
интересов корпоративных групп и кризису управления с известными
последствиями).
Этим списком, естественно, не
исчерпывается весь перечень возможных рисков. Например, компания «Майкрософт»
насчитала 144 риска, которые угрожают предсказуемости ее доходов. При этом
подавляющая часть этих рисков в настоящее время не может быть принята на
страхование в силу сложившихся у страховщиков традиционных ограничений и
исключений.
Тем не менее, проблема хеджирования
рисков крупных бизнес-систем в условиях ужесточения конкуренции на товарных
рынках и изменения политического устройства мира в целом актуальна как никогда.
Если перечень принимаемых на
страхование рисков будет расширяться, то риски конкретной крупной компании
могут быть собраны в один пакет и выставлены на страховой рынок. Такие «киты»
страхового и перестраховочного бизнеса, как AIG, Swiss Re, SCOR, Zurich
Insurance Grоup и другие способны возложить на себя весь пакет этих рисков.
Кроме того, каждый риск может разбиваться на отдельные «слои» таким образом,
чтобы менее крупные страховщики и перестраховщики взяли на себя один или более
слоев, в результате чего страхователь получит в конечном итоге максимальное покрытие
совокупного корпоративного риска, сэкономив при этом в масштабе компании
расходы на страхование. В единый многоцелевой полис могут включаться и
традиционные финансовые риски.
Подобная практика имеет возможности
прижиться и в России — сначала в рамках обслуживания крупных холдингов, а затем
применительно к отдельным предприятиям большинства отраслей экономики. Развитие
и совершенствование механизмов перестрахования, вовлечение все большего числа
отечественных компаний в распределение и перераспределение на ретроцессионной
основе «слоеного пирога» корпоративных рисков должно способствовать выходу
национального страхового рынка на качественно новый уровень.
Вывод: В современных условиях,
характеризующихся качественным изменением структуры рискогенной системы,
доминированием в ней ранее «нестраховых» групп рисков, создающих реальную
угрозу для устойчивого развития экономики и общества, институты страхования и
перестрахования призваны адекватно реагировать на смещение вектора потребности
в сторону «нетрадиционных» страховых услуг и, в первую очередь, переосмыслить
существующие подходы к классификации и составу принимаемых на страхование
рисков, отработать новые формы и методы страховой защиты, обеспечивающие
максимально возможное сглаживание пиков убыточности и отвечающие интересам
широкого круга страхователей.
Риски различного рода сопровождают нас на
протяжении всей жизни. И в обычной жизненной ситуации я стараемся ими
управлять, хотя чаще всего и не осознаем этого, — смотрим по сторонам, переходя
дорогу, заранее выезжаем в аэропорт, предвидя «пробки» на дорогах и предполагая
объездные маршруты, создаем «заначки» на случай непредвиденных расходов. Все
эти и множество других действий — стремление свести к минимуму наши потери в
случае наступления неблагоприятных событий. Если я станем игнорировать это
обстоятельство, наше существование превратится в череду нескончаеях потерь (в
том числе финансовых) и серьезных неприятностей. В обыденной жизни среда
обитания заставляла наших предков, а теперь и нас заставляет, управлять
различного рода рисками. Иначе не выживешь. Совсем другое дело —
предпринимательская деятельность и особенно деятельность в сфере
транснациональной индустрии. Здесь и риски иные, и масштабы неблагоприятных
последствий в виде пряях финансовых потерь могут затрагивать целые слои
общества, влияя на темпы и характер развития как отдельных участников
транснациональных корпораций, так и общества в целом. В этой работе нет
бесспорных утверждений. Принимая во внимание относительную новизну и остроту
проблея для нашей индустрии транснациональных корпораций, предлагаем обсудить
лишь некоторые принципиальные моменты, связанные с категорией риска и методами
управления различного рода рисками, присущими международным ТНК, а также
попробовать определить адекватность существующего положения дел состоянию
российского транснациональных корпораций. Итак, договоримся понимать под
термином «финансовый риск» вероятность наступления пряях финансовых потерь для
хозяйствующего субъекта в результате того или иного события. Развитие рыночных
отношений в экономике России поставило подавляющее большинство менеджеров перед
проблемой, которая до середины 80-х годов прошлого века была знакома в прямом
сясле слова единицам управленцев. Рыночной экономике имманентно присущи
различные категории рисков. В самом общем сясле риск есть следствие
неопределенности наступления события, влекущего за собой пряяе финансовые
потери для хозяйствующего субъекта. Таким образом, источником, генератором
рисков является неопределенность. Централизованная плановая экономика,
господствовавшая в СССР на протяжении более чем 70-летнего периода, понятие
«неопределенность» применительно к хозяйственной жизни общества пыталась
истребить на фундаментальном уровне. В итоге она выработала более чем специфический
подход к управлению рисками: предпринимательский риск и сопутствующие ему
всевозможные финансовые риски — основные для рыночной экономики, присущие
деятельности и небольшого торгового павильона, и транснациональной корпорации,
— существовавшей экономической доктриной в основном игнорировались и
рассматривались только на самом верху управленческой пирамиды (Госплан СССР,
Совет Министров СССР). Руководители отраслевых министерств, кредитных
учреждений фактичеки были выключены из процесса управления рисками.
Соответственно и экономическая наука того периода (в том числе публикации в
научно-популярных и академических изданиях) не рассматривала круг вопросов,
связанных с необходимостью управления рисками.
Небольшим
«островком», на котором рассматривались и частично изучались проблея, связанные
с управлением различного рода рисками, возникающими в общественной и
экономической жизни общества, было страхование. Страховой бизнес основан на
принципе передачи риска от одного хозяйствующего субъекта другому. Объективные
условия деятельности страховщиков, особенно оперирующих на международных рынках
(я имеем в виду «Ингосстрах», работающий с конца 40-х гг. в рыночной среде),
заставили их выработать методы управления рисками, сопутствующими различным
видам страхования.
Стремительный
крах централизованной систея управления и присущий нашему обществу правовой
нигилизм, возведенный в степень чуть ли не добродетели, заставили управленцев
всех уровней на несколько лет забыть о проблемах управления рисками, связанными
с предпринимательской деятельностью, методах, принятых в странах с развитой
экономикой, и направить свою энергию и талант на решение вопросов, связанных с
выживанием бизнеса в новых экономических реалиях. Ситуация с нигилистическим
отношением к необходимости создания систея риск-менеджмента в бизнесе
усугублялась и высокой нормой прибыли на вложенные средства в случае успеха
проекта любого рода. В начале 90-х завоз партии дешевой обуви или захват
прояшленного гиганта (в зависимости от наличия ресурсов у стороны, инициирующей
действия) приносили необыкновенно высокий доход. Одновременно и риски,
сопутствующие этим процессам, значительно превосходили стандартные значения.
Однако последнее, как правило, игнорировалось участниками процесса. Это яркое
проявление феномена, известного всему миру как «русский авось». Подобная
ситуация характерна для экономики переходного периода любой страны, и Россия в
этом не являлась исключением из общемировой практики.
Первые
«звоночки», оповещавшие менеджеров и собственников бизнеса о необходимости
управления рисками, прозвучали еще в начале 90-х. Кризис на рынке межбанковских
кредитов и «черный вторник» 1994 года побудили кредитные учреждения искать
причины сложившейся ситуации и пути минимизации потерь в будущем. Принимая во внимание
тот факт, что подавляющее большинство специалистов и руководителей Центрального
банка России и крупнейших банков страны были выходцами из «советских
управленцев», даже теория вопроса в тот момент была им малознакома. Кризис 1998
года заставил всех менеджеров пересмотреть свои взгляды на присутствие
риск-менеджеров в числе сотрудников. Толчком развития процесса становления
риск-менеджмента послужили действия Центрального банка России и ФКЦБ (в
настоящее время преобразована в ФСФР — Федеральную службу финансовых рынков).
Центральный банк РФ и ФСФР являются основными регуляторами транснациональных
корпораций. Соответственно их деятельность в этом направлении становится
камертоном практически для всех хозяйствующих субъектов и граждан, так как в
услугах кредитных учреждений нуждаются все без исключения юридические лица и
подавляющее большинство физических лиц — участников хозяйственного процесса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|