Управление организация и планирование в менеджменте
ВВЕДЕНИЕ
1.
ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
МЫСЛИ
2.
ПЛАНИРОВАНИЕ: СМЫСЛ И
НАЗНАЧЕНИЕ
ВИДЫ
ПЛАНИРОВАНИЯ
ЭФФЕКТИВНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОНТРОЛЬ
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПЛАНА
3.
КОНТРОЛЬ
ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ.
4.
ЭКОНОМИКА И СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖЕР
5.
САМОМЕНЕДЖМЕНТ
ТЕСТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Ценен тот
руководитель, который знает своё дело, умеет хорошо управлять и добиваться
поставленных целей, независимо от его внешности и образования. Это главный
стандарт настоящего руководителя. Но даже при наличии всех выше перечисленных
навыков руководитель не будет успешным, если он не будет правильно
организовывать своё время и рабочий день. Ведь такой ресурс как время стоит на
ряду со многими другими ресурсами: людьми, финансами и сырьём. Менеджер всегда
находится в трёх измерениях в настоящем, прошлом и будущем. Время – необратимо.
Его нельзя накопить, умножить или передать. Оно проходит безвозвратно. К
сожалению, в России с давних времён сложилось представление о руководителе, как
о человеке с минимальным количеством свободного времени, и чем меньше времени
имел руководитель, тем более значительной персоной он казался. Но на самом деле
это лишь говорит о низком уровне самоменеджмента, который представляет собой
последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в
повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать своё
время.
Здесь было
бы уместно процитировать высказывания разных авторов о значении времени: Алан
Лэкейн: «Тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою
жизнь; тот, кто держит в руках своё время, держит в руках свою жизнь»; Питер
Друкер: «Время – самый ограниченный капитал, и если не можешь им распоряжаться,
не сможешь распоряжаться ничем другим»; Ульрих Зиверт: «Умение распоряжаться
временем наряду с правильным руководством и техникой влияния на людей выступает
фактором, который предопределяет Ваш успех и неудачу».
Чтобы не допускать
грубых ошибок в дальнейшем, нам необходимо критически переосмыслить опыт
внутрифирменного и отраслевого управления в мире, но главное — научиться
находить наилучшие (оптимальные) решения в условиях недостаточной стабильности
и неопределенности социально-экономической жизни, характерной для сегодняшней
России.
Таким образом, мы
можем смело сказать, что успех каждого руководителя зависит не только от
материально-экономических величин, но и от того, как он распоряжается самым
ценным достоянием – временем.
Глава 1. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
МЫСЛИ
Выполнение управленческих функций
обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления
так же стара, как и организации. На глиняных табличках, датированных третьим
тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах
древней Шумерии, которые являются четким доказательством существования там
практики управления. Управление было признано самостоятельной областью
деятельности только в ХХ веке. Формы почти всех видов проявления современного
управления можно проследить в огромных процветающих организациях древности, но
в целом характер и структура управления в те времена отличались от сегодняшних.
Например, пропорция между руководителями и не руководителями была гораздо
меньшей, было меньше руководителей среднего звена. Очень часто руководство
осуществлялось одним человеком. Если лицо на верхнем уровне управления (а это
почти всегда был мужчина) было хорошим лидером и правителем, как Юлий Цезарь,
тогда все шло более или менее гладко. Когда к власти приходил такой неумелый
руководитель, как Нерон, жизнь могла погрузится во мрак.
Развитие управления как научной дисциплины
представляло собой несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты
управления - это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления
всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких,
как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По
мере развития этих областей знаний исследователи в области управления,
теоретики и практики узнавали все больше о факторах, влияющих на успех
организации.
К настоящему
времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в
развитие теории и практики управления:
-
Подход с позиций выделения
различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода.
Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения: это школы
научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки
о поведении, а также науки управления, или количественных методов.
-
Процессный подход
рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих
функций.
-
В системном подходе
подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как
совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и
технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях
меняющейся внешней среды.
-
Ситуационный подход
концентрируется на том, что пригодность различных методов управления
определяется ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации
является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Многое зависит от того, как руководитель
распоряжается своим рабочим временем. Рисунок №1 предлагает статистическую
проекцию распоряжения своим временем для менеджера.
Рис. № 1
Глава 2. ПЛАНИРОВАНИЕ: СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ
«Планирование
- это совокупность действий, таких как исследование, аналитика и др., с целью
нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей какой-либо
личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организаций в
регионе, стране или в мире»*
Планирование
означает, прежде всего, умение думать с опережением и предполагает системность
в работе. «Планирование далеко от импровизации - оно требует аналитического
мышления»*
Для начала нужно
ответить на вопросы: Для чего мы планируем? Зачем нужно планирование?
Мы
планируем, потому что заботимся о том, что должно произойти. Потому что мы
хотим предвидеть и действовать, опережая время. Потому что мы можем избежать
ошибок и использовать возможности. Этот закон, как правило, всегда присутствует
в планировании. Итак, сформулируем основные преимущества, которые нам дает
планирование:
-
устранение
неопределенности
-
точное определение целей и
действий по их достижению
-
появление осмысленности в
деятельности
-
избежание ошибок в будущей
деятельности
-
возможность предвидеть и
действовать в будущей ситуации, опережая время
Планирование,
как мы его понимаем сейчас, является феноменом конца девятнадцатого века. Это
профессиональная деятельность (см. подробнее ниже) Плановики стали
профессионалами с опытом, который может быть полезен принимающим решения.
Планирование
возникло очень давно из различных исторических традиций:
-
Городское планирование.
-
Экономическое
планирование.
-
Здравоохранение
-
Образование
-
Корпоративное планирование
___________________________________
*Г. Бенвенисте “Овладение политикой
планирования” - М: “Прогресс” - 1990г. –
Развиваясь, эти виды исторического
применения планирования, объединились в современную единую профессиональную
деятельность.
Планирование
возникло в конце девятнадцатого столетия для конструирования или
перепроектирования пространственных построений. Было, например, много сделано
для модернизации и трансформации больших городов и проектирования новых систем
железнодорожного транспорта. Существует также более поздняя традиция
планирования, уходящая корнями в широкомасштабное экономическое планирование.
Заботы об освоении географического пространства, создании физических
конструкций и промышленной продукции имеют тенденции к ориентированию на
конечные результаты. План дает описание построения новых конфигураций,
производственных целей, которых надо достичь, или замысла очередной военной
кампании. Поэтому издавна плановики обращали внимание на конечный результат, а
не на процесс.
Однако
сейчас вполне очевидно, что для качественного планирования деятельности
плановик должен быть как-то связан с результатом своей работы: он должен либо
отвечать за произведенное им планирование либо проектировать и планировать
собственное развитие и благополучие, т.е. действовать в собственных интересах.
2.1 Виды
планирования
Некоторые
авторы выделяют самостоятельный характер теории планирования: наличие
конкретных знаний, опыта и методологии, связанных с решаемой проблемой (например,
планирование приобретения корпорацией фирмы, планирование разбивки нового сада
или же планирование собственных действий на следующий год). Другие отмечают
общий характер теории планирования: использование знаний, опыта и методологии,
основанных на общих принципах и процессах планирования, характерных для
большинства или всех ситуаций планирования.
Существуют также два
основных вида планирования:
Ø Статическое. Этот вид предполагает, что
планирующий что-либо человек и процесс планирования не имеют других методов
воздействия, кроме предоставления информации, опыта и анализа для себя или же
лиц, принимающих решения. Т.е. статистическое планирование основывается только
на чистых аналитических данных.
Ø Активное планирование подразумевает
непосредственное действие по постановке задач планирования, контролю за их
выполнением и имеет несколько расширенный список применяемых методов. Т.е.
активное планирование является в большей степени управленческой функцией,
нежели статистическое. Например, планирование в собственных интересах
(планирование собственного развития, собственной жизни) есть планирование
активное.
2.2.
Эффективное планирование деятельности
Эффективное
планирование - это планирование, которое способствует переменам, ведущим к
прогрессу. Многие действия подходят под это определение. Некоторые из них -
мелкомасштабные и тривиальные, другие - грандиозные и инноваторские. Когда цели
хорошо понятны и определены, когда каждый знает, как достигать их, когда есть
консенсус о дальнейших действиях, планирование может привести к переменам,
важным и значительным.
Любое
планирование деятельности является, как уже было сказано разработкой комплекса
действий по достижению определенной цели.
Выбор
целей, несомненно, связан с планированием, как связана с ним и их реализация. И
в том и в другом случае необходимо, однако, планировать свою деятельность так,
чтобы это в максимальной степени отвечало поставленной цели, т. е. обеспечить
целесообразность планирования.
Итак,
рассмотрим процесс планирования на примере планирования собственной жизни.
Планирование собственной жизни довольно сложная задача. Каждый человек
стремится к нормальной здоровой деятельности, и поэтому планирование своей
жизни должно было бы быть естественным делом.
Планирование
сегодня вовсе не означает принятия окончательных решений относительно нашего
будущего. Как раз, наоборот, с помощью плана мы создаем хорошую основу для
того, чтобы у нас в будущем было достаточное количество альтернатив для
самовыражения даже в условиях неожиданно изменяющихся ситуаций. При
планировании своей жизни мы определяем личные цели, которые и становятся
ориентирами нашей деятельности на будущее.
Известное
высказывание гласит: «Делайте свою жизнь сами, а не ждите, пока кто-нибудь
другой за вас это сделает». При планировании своей жизни мы пытаемся активно
повлиять на неё, стремимся управлять собой.
Целью
планирования жизни является:
-
поиск наиболее подходящих
способов ее устройства
-
приобретение рабочего
места удовлетворяющего нашим интересам, потребностям, но не выходящего за
границы наших возможностей.
-
поддержание мотивации к
работе на разных этапах жизни.
-
помощь в
самосовершенствовании.
Планируя
свою жизнь, мы стремимся обеспечить целесообразное, полезное использование
наших сил. Каждый из нас знает, что если мы не будем использовать приобретенных
знаний и умений, то они понемногу забудутся и утеряются.
Итак,
какие шаги нужно делать, когда вы планируете собственную деятельность:
Ø Четко сформулировать цели вашей будущей
деятельности, для которой вы осуществляете планирование. В частности, при
планировании жизни, объектов планирования несколько и их надо сгруппировать
Объекты планирования, естественно, накладываются друг на друга, но это в
принципе не имеет значения. Надо только помнить, что нельзя планировать
какой-либо из объектов изолированно от других.
Ø В отношении каждого из объектов планирования
можно соблюдать такую последовательность:
-
Анализ и оценка настоящего
положения.
-
Определение целей.
-
Определение средств для
достижения целей.
-
Определение и взвешивание
альтернативных возможностей.
-
Определение препятствий и
принятие мер для уменьшения их воздействия.
-
Уточнение мер, определение
порядка их важности и времени исполнения.
-
Разбитие средств на
конкретные работы со сроками
-
Контроль.
Кроме
того, существует множество правил планирования, следуя которым, вы должны
значительно повысить эффективность планирования деятельности:
-
Для начала нужно поставить
себе цель - это есть необходимое условие начала любого планирования. Цель должна
быть объективной и отвечать вашим возможностям.
-
Составьте себе обзор
возможных условий и факторов, могущих оказать на ваш план то или иное влияние.
-
Попытайтесь скомбинировать
и адаптировать их таким образом, чтобы они в максимальной степени отвечали
потребностям поставленной вами цели.
-
Попробуйте дать оценку
составленных вами комбинаций и выберите наилучший вариант.
-
При непосредственной
разработке плана не ударяйтесь в сильную детализацию - держите весь план. Во
всех частях детализация должна носить примерно одинаковый характер. Такое
особенно часто происходит из-за чрезмерного усердия или по неопытности, но тем
не менее это лучше, чем что-то упустить.
-
Никогда не внедряйте
незаконченные планы. Неполное планирование может привести к необходимости
импровизации, что в свою очередь вызовет неуверенность, что, как правило, ведет
к хаосу.
Страницы: 1, 2
|