Управление обслуживание судов в порту
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ    И  НАУКИ  УКРАИНЫ 
ОДЕССКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ  МОРСКОЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
Кафедра  “Эксплуатация морских портов” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ 
 
 
 
по  дисциплине  “ВНУТРИПОРТОВОЕ ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ” 
на тему: «Управление обслуживание судов в порту» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
           Выполнила: студентка 
                                               IV
курса  4 группы 
                                                                                                              
ФТТС 
                                                                                                                       Усова
Е. И. 
                                                                                                   
Руководитель: преподаватель                                                                                                                                  Макаренко
А. Е. 
 
 
 
 
 
Одесса – 2008 
 
 
Введение 
 
     В мировой
практике торгового мореплавания под стивидорным сервисом (стивидорным
обслуживанием) подразумевают комплекс услуг, представляемых судам в период
пребывания их в порту. При этом понятие «обслуживание» используется в широком
смысле – как деятельность по оказанию судам и грузам разнообразнейших услуг, 
включая поддержание навигационной обстановки, лоцманскую и буксирную проводку,
предоставление причала, выполнение грузовых и складских операций, бункеровку
топливом и водой, материально-техническое и продовольственное снабжение,
межрейсовый ремонт, санитарно-карантинные мероприятия, культурно-бытовые и
медицинское обслуживание и др. Большинство из перечисленных операций
выполняется портами непосредственно, либо при их активном участии.  
     Основная задача
проектирования состоит в выполнении расчетно-аналитических проработок,
связанных с планированием, организацией и анализом результатов стивидорного
обслуживания судна по заданным исходным данным с использованием дополнительной
расчетно-аналитической информации, черпаемой из справочной литературы. 
 
1.    
КОНКОЕТИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ
ЗАДАНИЯ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 
 
           
Определение расчетной
загрузки судна 
  
Для решения данной задачи следует предварительно фиксировать
объемно-массовые характеристики заданного груза, в том числе массу его
«подъема», с использованием данных Приложения 3. 
По заданному судну указывается группа судна, его чистая
грузоподъемность, грузовместимость и количество грузовых люков, которое
принимается равным числу грузовых отсеков судна (Приложение 4). 
Для судна в целом и каждого его грузового люка (отсека) определяется
расчетная загрузка. 
 
Полная загрузка судна находится из соотношения 
 
 
 
       Dч ,   если u; 
              W/u    в противном случае 
 
 
где Q –
расчетная загрузка судна, т; 
Dч – чистая
грузоподъемность судна, т; 
W – грузовместимость судна 
 -
удельная грузовместимость судна, м3/т (); 
U – удельный погрузочный объем груза, м3/т. 
 
Q=Dч=11260 т 
 
Загрузка грузовых отсеков судна задается условно (в долях от расчетной
загрузки судна) и определяется по формуле 
Qi=kiQ ,  (1) 
 
где  i – шифр
(номер) грузового люка судна (i=); 
ki – коэффициент, учитывающий весовую долю люка i от
полной загрузки судна. 
 
Q1=0,12*11260=1351,2 
Q2=0,18*11260=2026,8 
Q3=0,4*11260=4504 
Q4=2026,8 
Q5=1351,2 
 
Полученные результаты
фиксируем по схеме: 
 
Q={Q5}={1351,2;2026,8;4504;2026,8;1351,2}  
 
Далее по данным 1.2 фиксируется предел концентрации технологических
линий на люках судна с учетом возможного снижения производительности ТЛ при их
совместной работе на одном люке. 
 
Таблица №1. Предел
концентрации ТЛ на люках. 
 
  | 
   Количество 
  грузовых 
  люков 
   | 
  
   Показатели 
   | 
  
   Значения 
  показателей по
  люкам 
   | 
  
 
  | 
   1 
   | 
  
   2 
   | 
  
   3 
   | 
  
   4 
   | 
  
   5 
   | 
  
 
  | 
   5 
   | 
  
   Предел концентрации
  ТЛ 
   | 
  
   1 
   | 
  
   1 
   | 
  
   2 
   | 
  
   1 
   | 
  
   1 
   | 
  
 
  | 
   Коэффициент,
  учитывающий снижение производительности ТЛ 
   | 
  
   1 
   | 
  
   1 
   | 
  
   0,9 
   | 
  
   1 
   | 
  
   1 
   | 
  
 
 
По группе судна определяем валовую норму (интенсивность)
грузоперевалочного процесса из выражения 
M=KвКр,  (2) 
где М – расчетное
значение валовой нормы; 
- базисное значение валовой нормы 
Кв –
поправочный коэффициент, учитывающий группу расчетного судна; 
Кр=1,15 –
коэффициент, учитывающий рабочий режим порта 
 
М=1,22*1,15*1350=1894,05 т/сут 
 
           
Выбор технологии
грузоперевалки: 
В курсовом проекте предполагается, что перевалка груза должна производиться
в определенном порту, который выбирается студентом самостоятельно, по трем
вариантам (d = 1,2,3): судно – вагон (d = 1),
судно – склад (d = 2) и склад – вагон (d = 3) при разгрузке
судна, а при загрузке судна – по тем же вариантам, но в обратном направлении.
Предполагается также, что в каждом грузовом отсеке груз размещается как на
просветах люков, так и в подпалубных пространствах. 
Из рабочей технологической карты (РТК) порта выбираются по две
технологические схемы (h = 1,2) для  вариантов судно – вагон (обратно)
и судно – склад (обратно), одна из которых (h = 1) обеспечивает выполнение судовой операции
на просветах грузовых люков, а другая (h = 2) – в подпалубных пространствах. Для
варианта склад – вагон (обратно) фиксируется одна технологическая схема (h = 1)/ 
Выбранные технологические схемы грузоперевалки и их показатели
фиксируются в табличной форме, в которой приняты следующие обозначения
технологических операций: 
ВГН – вагонная; 
ВПТ – внутрипортовая
транспортная; 
СКЛ – складская; 
КРД – кордонная; 
СДВ – судовая. 
Из вышеизложенного следует, что загрузка-разгрузка судна должна
производится по двум вариантам и четырем технологическим схемам,
производительность которых может быть различной. В силу этого возникает
необходимость в расчете средневзвешенной производительности ТЛ, по которой
далее определяется расчетная интенсивность грузоперевалочного процесса. 
Эту задачу удобно решать в два этапа: вначале определить
средневзвешенную по технологическим схемам производительность ТЛ в рамках как
прямого, так и складского вариантов () , а заетм – средневзвешенную по обоим
вариантам грузоперевалки (). 
 
Таблица №2.
Технологические схемы грузоперевалки. 
 
  | 
   Технологические 
  схемы 
   | 
  
   Расстановка
  докеров/машин по технологическим операциям 
   | 
  
   Произ- 
  Водитель- 
  ность ТЛ, т/смену 
   | 
  
 
  | 
   Шифры 
   | 
  
   Наимено- 
  вания 
   | 
  
   ВГН 
   | 
  
   ВПТ 
   | 
  
   СКЛ 
   | 
  
   КРД 
   | 
  
   СДВ 
   | 
  
   Всего 
   | 
  
 
  | 
   Судно-вагон 
   | 
  
 
  | 
   1 
   | 
  
   
   | 
  
   4/4 
   | 
  
   2/2 
   | 
  
   - 
   | 
  
   3/1 
   | 
  
   3/- 
   | 
  
   12/7 
   | 
  
  
   | 
  
 
  | 
   2 
   | 
  
   
   | 
  
   4/4 
   | 
  
   2/2 
   | 
  
   - 
   | 
  
   3/1 
   | 
  
   3/2 
   | 
  
   12/9 
   | 
  
  
   | 
  
 
  | 
   Судно-склад 
   | 
  
 
  | 
   1 
   | 
  
   
   | 
  
   - 
   | 
  
   2/2 
   | 
  
   - 
   | 
  
   3/1 
   | 
  
   2/- 
   | 
  
   7/3 
   | 
  
  
   | 
  
 
  | 
   2 
   | 
  
   
   | 
  
   - 
   | 
  
   2/2 
   | 
  
   - 
   | 
  
   3/1 
   | 
  
   3/2 
   | 
  
   8/5 
   | 
  
  
   | 
  
 
  | 
   Склад-вагон 
   | 
  
 
  | 
   1 
   | 
  
   
   | 
  
   6/- 
   | 
  
   2/2 
   | 
  
   - 
   | 
  
   - 
   | 
  
   - 
   | 
  
   82 
   | 
  
  
   | 
  
 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
 
 
Первый показатель для
обоих вариантов рассчитывается по формуле: 
,   d=1,2 ,  (3) 
где Pd1
и Pd2
– производительность ТЛ при работе по технологическим схемам h=1 (на
просветах люков) и h=2 (в подпалубных пространствах) прямого (складского)
вариантов грузоперевалки; 
 - доля груза, перегружаемого по
технологической схеме h=1; 
(1-) – доля груза,
перегружаемого по технологической схеме h=2. 
 
 т/ч 
С целью упрощения расчетов показатель  принимается в курсовом проекте равным
коэффициенту лючности, который задается как средняя величина по судну для всех
вариантов и технологических схем грузоперевалки. При таком условии его величина
фиксируется по группе судна: 
 
  | 
   Группа судна 
  IV 
  V-VI 
  VII-VIII 
   | 
  
   Коэффициент
  лючности 
  0,33 
  0,36 
  0,39 
   | 
  
 
 
Средневзвешенная по вариантам грузоперевалки производительность ТЛ () определяется по формуле: 
  (4) 
где КТ-коэффициент
транзитности. 
 т/ч 
 
В курсовом проекте величина коэффициента транзитности принимается
исходя из категории переваливаемого груза: 
Грузы в пакетах и
паллетах                     - 0,75 
Катно-бочковые
грузы                             - 0,35 
Киповые
грузы                                          - 0,50 
Мешковые
грузы                                       - 0,40 
Ящичные
грузы                                         - 0,45 
Найденное значение показателя   принимается в качестве производительности
кордонных ТЛ и обозначается в курсовом проекте символом Р. Производительность
ТЛ по варианту склад – вагон (обратно) и соответствующей ему технологической
схемы (Р/) фиксируется по таблице 1.1. 
В соответствии с принятой технологией грузоперевалки выбираются типы
перегрузочных машин для формирования кордонных ТЛ с указанием их
грузоподъемности, адекватной принятой массе «подъема» груза, и с учетом
экономических характеристик машин. При этом с одинаковой производительностью в
идентичных условиях.  
Выбираем технико-эксплуатационные и экономические перегрузочные машины. 
Портальные: Ганц Дч=6,
Sт=67 
Авто и Эл-и: Митсубиси
Дч=7, Sт=48 
Средства
внутрипортовые: Роллтрейлер – Дч=15, Sт=16 
 
 
    1.3 Определение
расчетного количества технологических линий 
В курсовом проекте эта задача решается из условия обязательного
обеспечения загрузки-разгрузки судна в сроки (с экономией) сталийного времени,
которое рассчитывается по формуле 
Т0=Q/M  (5) 
 
При таком условии
потребное количество ТЛ (n) находится из соотношения 
 
N=M/P   (6) 
Отметим, что при некратности показателей М и Р параметр n может
иметь дробное значение, которое следует округлять до целого числа в большую
сторону. 
T0=11260/1894,05=5,94*24=143 часа 
n=1894,05/502,5=3,76=4 
  
1.4
 Определение плановых
расходов порта по грузоперевалке. 
  
Решение данной задачи заключается в расчете удельной
себестоимости грузовых работ по технологическим схемам и вариантам
грузоперевалки с последующим определением расходов порта по обслуживанию судна.
 
Расчет удельной себестоимости грузовых работ начинается с определения
ее величины для каждой технологической схемы прямого и складского вариантов грузоперевалки
по формуле: 
Sdh=(S1+S2+S3+S4+S5)dh
, d=1,2; h=1,2  (7) 
 
Sd1=2,2+0,14+0,234+11,18+37,82=51,57 
Sd2=2,23+0,15+0,238+11,27+38,19=52,08 
 
где S1,S2,S3 – расходы по заработной плате соответственно докеров, тальманов и
стивидора; 
S4 – расходы по содержанию перегрузочных машин и средств внутрипортового
транспорта; 
S5 – накладные расходы 
 
Статьи себестоимости S1-S5
рассчитываются по следующим формулами: 
 
S1=K0Kдflд(КБ+Nд)/Pdh;   (8) 
S1=1,4*1,25*44,7(0,03+2)/(504/7)=2,2 
 
S2=fлn/Pdh;    
(9) 
S2=10,4*1/72=0,14 
 
S3=Kc(S1+S2);    
(10) 
S3=0,1(2,2+0,14)=0,234 
 
 
S4=(SkNk+SпNп+STNT)/Pdh;   
(11) 
S4=(67*1+48*4+16*2)/72=4,04 
 
S5=KH(S1+S2+S3+S4)     (12) 
S5=2,75(2,2+0,14+0,234+4,04)=18,19 
 
где Sk,
Sп,
ST – расходы на содержание соответственно кордонных
перегрузочных машин, погрузчиков и средств внутрипортового транспорта. 
 
Далее для прямого и складского вариантов определяется средневзвешенная
по технологическим схемам удельная себестоимость грузоперевалки () по формуле 
 
  ,  d=1,2   (13) 
 
При определении расходов порта только по загрузке (разгрузке) судна
удельная себестоимость грузовых работ () находится из соотношения 
 
   (14) 
 
Общие расходы порта
по грузоперевалке (Rг) рассчитываются по формуле: 
 
   (15) 
 
Rг=[0,45*37,82(1-0,45)(38,19+37,82)]11260=8010967,54 
 
 
1.5
Краткие выводы: 
    Приведем обобщающие результаты по выполненным
выше расчетам: 
 
 
 
 
 
 
Таблица №3. Выводы. 
 
  | 
   Наименование груза 
   | 
  
    Трикотаж в
  фанерных ящиках 
   | 
  
 
  | 
   Тип судна 
   | 
  
   СГ-06 ( судно
  универсального назначения) 
   | 
  
 
  | 
   Загрузка судна
  общая,т 
   | 
  
   11260 ( с учётом,
  что u < w) 
   | 
  
 
  | 
   Количество грузовых
  люков 
   | 
  
   5 
   | 
  
 
  | 
   Предел концентрации
  ТЛ на судне 
   | 
  
   6 
   | 
  
 
  | 
   Валовая норма
  обработки судна, т/сут 
   | 
  
   1894,05 
   | 
  
 
  | 
   Расчетное
  количество кордонных ТЛ 
   | 
  
   4 
   | 
  
 
  | 
   Производительность
  кордонных ТЛ, т/смену 
   | 
  
          20,89 
   | 
  
 
  | 
   Производительность
  складских ТЛ, т/смену 
   | 
  
   20,94 
   | 
  
 
  | 
   Сталийное время, ч 
   | 
  
   143 
   | 
  
 
  | 
   Плановые расходы
  порта по обслуживанию судна 
   | 
  
   8010967,54 
   | 
  
 
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |