Вооружение
№ п/п
|
Наименование области
|
Пулеметов
|
Винтовок
|
Револьверов
|
Разного оружия
|
Гранат
|
Патронов
|
1
|
Днепропетровская
|
102
|
3967
|
8
|
1098
|
-
|
2442677
|
2
|
Харьковская
|
98
|
8628
|
-
|
-
|
-
|
2409900
|
3
|
Черниговская
|
107
|
7611
|
-
|
-
|
930
|
3214921
|
4
|
Одесская
|
80
|
6200
|
-
|
-
|
400
|
236650
|
5
|
Николаевская
|
52
|
6500
|
-
|
350
|
-
|
1800000
|
6
|
Сталинская
|
93
|
2164
|
-
|
3574
|
179
|
1820000
|
7
|
Сумская
|
73
|
255
|
-
|
-
|
100
|
2244614
|
8
|
Полтавская
|
149
|
689
|
-
|
-
|
190
|
3001020
|
9
|
Запорожская
|
102
|
6348
|
-
|
-
|
-
|
3601333
|
10
|
Ворошиловоградская
|
66
|
2179
|
216
|
392
|
-
|
1980285
|
11
|
Житомирская
|
90
|
3930
|
-
|
-
|
300
|
2400000
|
12
|
Каменец-Подольская
|
94
|
400
|
-
|
-
|
-
|
300000
|
13
|
Киевская, г. Киев
|
227
|
11173
|
-
|
-
|
4400
|
4501700
|
|
Всего:
|
1324
|
60044
|
224
|
5414
|
6499
|
29953100
|
Начальник оперативной
группы НКВД
- 8 - УССР
генерал-майор Петров ПАИИП при ЦК Компартии Украины, ф. 62, оп. 3, д.2, л. 71.
Подлинник.
№5
Указ рейхсканцлера
фашистской Германии, в котором говорилось об использовании экономики
оккупированных восточных областей. 29 июня 1941 г. Из
Нюрнбергского процесса, т.3, М.,1958г., с.489.
№6
Распоряжение фашистской
полевой комендатуры о содействии оккупационным властям в установлении “порядка”
и об ответственности за его нарушение. 10 июля 1841 г.
Из научно-справочной
библиотеки центральных государственных архивов УССР, ф. листовок, инв. № 22608.
№7
Указ рейхсканцлера
фашистской Германии о введении гражданского управления
временно оккупированными
областями СССР. 17 июля 1941 г.
Из Braune Mappe, ч. 2, Берлин, с.45-46. Перевод с
немецкого.
№8
Приказ начальника штаба
верховного главнокомандования фашистской Германии о подавлении
“Коммунистического повстанческого движения”. 16 сентября 1941 г.
Совершенно секретно!
Только для командования! Документы и материалы, М.,1967 г., с.395-397.
I. Основные черты права.
Основные
изменения в правовой системе Украинской ССР осуществлялись главным образом в
соответствии с изменениями и дополнениями в общесоюзном законодательстве,
обусловленными чрезвычайными обстоятельствами режима военного положения,
которые требовали максимальной централизации всего государственного механизма с
целью превращения всей страны в единый военный лагерь. Централизация
обуславливалась также процессом формирования еще в довоенный период административно-командной
государственной системы, за которой установление основ законодательства, а по
сути всего законодательства про судоустройство и судопроизводство, гражданского
и уголовного права находилось в распоряжении Союза ССР. Кроме норм, что были
приняты на основе всесоюзного законодательства законодательными и
исполнительно-распорядительными органами Украинской ССР, в период войны
приобрели верховенство также некоторые нормативные акты республиканского
значения, которые определенным способом влияли на законодательство, правовую
жизнь УССР.
Перестройка
правовой системы Украинской ССР осуществлялась на основе правовых доктрин,
принципов, которые составлялись в довоенное время и отвечали особенностям
правового режима сталинизма, тоталитаризма.
Наиболее существенные
изменения и дополнения, кроме законодательства в отрасли конституционного
(государственного) и административного права, произошли в отраслях
гражданского, трудового, земельного и колхозного законодательства, уголовного
права и процесса.
Административное право. В
чрезвычайных обстоятельствах военного положения и, особенно, положения осады
большое значение приобретает административное право, характерными чертами
которого были: расширение административной власти чрезвычайных (военных)
органов, расширение предмета правового регулирования, повышение санкций за
невыполнение распоряжений и др. В условиях сталинского режима нормы
административного законодательства имели репрессивный, конфискационный
характер, что в условиях войны приобрело более ясные черты.
Положение
осады, как и подобное ему состояние прифронтовой полосы, вносилось как
дополнительное к военному положению, использовалось на всей территории Украины
и отменялось в процессе передвижения фронта. В условиях осады некоторые функции
государственной власти принадлежали военным органам в лице военного коменданта.
Полномочия военных властей по сравнению с военным статусом увеличились, для
чего в распоряжении военного коменданта были войска внутренней охраны НКВД,
милиция и добровольные милитаристские формирования. При осаде позволялось
применять к нарушителям порядка крайние меры, аж до расстрела на месте
преступления.
Некоторые
меры административного порядка (в частности, выселение населения с
25-километровой прифронтовой полосы) часто имели открыто репрессивный характер
и даже окрас геноцида. Постановлениями ДКО СССР от 24 мая и 2 июня 1944 г. из
Крыма было депортировано в Среднюю Азию более 200 тыс. крымских татар. В 1944 –
1945 гг. с Западной Украины было депортировано в Сибирь более 30 тыс. граждан.
Гражданское право. Правовое
регулирование вопросов собственности накануне войны характеризовалось
установлением абсолютного господства государственной собственности на средства
и орудия производства. Условия военного времени не внесли ничего существенного
в построение института социалистической собственности.
Война
поставила на первое место также вопрос защиты права частной собственности. В
процессе боевых действий многие собственники временно не могли владеть своим
имуществом. Возвращение собственников на освобожденную территорию дало им
возможность разыскивать и возвращать свое имущество. Споры про возвращение
имущества стали одной из основных категорий гражданских дел в судах. На решение
этих проблем были направлены директивный лист Совнаркома УССР от 20 августа
1943 г. “ О возвращении собственникам скота и другого имущества в местностях,
освобожденных от немецко-фашистской оккупации” и Постановление Пленума
Верховного Суда СССР от 7 октября 1943 г.*
В
условиях войны соответственно принципу единства государственной собственности,
основные орудия производства могли переходить от одного государственного органа
к другому только в порядке передачи, которая основывалась на распоряжении
соответственных государственных и хозяйственных органов. В то же время были
несколько расширены права хозяйственных наркоматов и упрощен порядок передачи
имущества между государственными предприятиями и организациями.
Принцип
единства государственной собственности в некоторых случаях давал возможность
использовать государственное имущество не тем органам, за которыми оно было
закреплено, а тем, которые включили его на законных основаниях в свою
промышленную базу.**
Согласно с правилами Наркомата финансов СССР при инвентаризации на баланс
отстроенного предпринимательства вносились все материальные ценности, которые
находились на его территории, независимо от того, были ли они на его балансе
раньше. Это положение было рассмотрено в постановлении Совнаркома УССР от 28
сентября 1943 г. “О порядке подсчета и использования национализированного,
конфискованного, выморочного и безхозяйного имущества”.*
Неизменным
остался правовой механизм передачи продукции в собственность потребителя,
основанный на плановых актах и договорах. Система планового распределения,
созданная еще до войны, отвечала потребностям военного времени.
Если
взять во внимание тот факт, что колхозно-кооперативная собственность была
приравнена к государственной, то такая принудительная форма отчуждения
собственности, как реквизиция, играла незначительную роль. В порядке общегосударственных
мер было издано небольшое количество актов про реквизицию отдельных объектов
собственности.
Условия
военного положения внесли изменения в гражданское право, которое касалось как
имущественных, так и неимущественных прав граждан. Так, были закрыты все дела
про выселение из жилых помещений военнослужащих и их семей, этой категории
граждан были предоставлены большие льготы на государственное жилье. Война
внесла коррективы и в порядок признания безвестно отсутствующими и умершими
лиц, которые не вернулись с фронта. Наркомюст СССР в феврале 1943 г. специально
разъяснил, что сообщение военных органов о безвестную пропажу лица является
основанием для признания лица умершим. Для этих случаев устанавливался
особенный судебный порядок рассмотрения дел. Были расширены права наследования.
Согласно с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. круг
наследователей по закону был расширен: наследниками стали считаться и родители
наследодателя, независимо от того, были ли они на его содержании или нет, а
также его родные братья и сестры. Кроме этого, в случае отсутствия наследников
по закону граждане получали право завещать свое имущество в пользу посторонних
лиц.**
В
общем, институт права собственности в советском государстве, как и все
гражданское законодательство, оказался довольно приспособленным к чрезвычайным
условиям военного времени, что дало возможность быстро перестроить весь
хозяйственный механизм государства на военный лад.
Семейное право. Война забрала жизни
десятков миллионов граждан Украины.
Сиротство,
вдовство, разрушенные семьи – все это требовало внедрения серьезных мер по
охране материнства, помощи детям и укреплению семьи.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от
8 июля 1944 г. “ Об увеличении государственной помощи беременным женщинам,
многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства, про
присвоение почетного звания “Мать-героиня” и основание ордена “Материнская
слава” и медали “Медаль материнства” была радикально изменена система
государственной помощи многодетным матерям, введена государственная помощь на
содержание и воспитание детей одиноким матерям, внесены существенные изменения
в порядок вступления в брак и развода. Но следует признать, что эта помощь была
недостаточной.
Согласно
с изменениями в республиканском законодательстве, права и обязанности
брачующихся порождал только зарегистрированный брак, расторжение которого было
возможно только публично, через суд. Было упразднено право обращения матери в
суд с иском об установлении отцовства и изъятие алиментов на содержание
ребенка. Все эти меры, по мнению законодателя, должны были служить укреплению
семьи, воспитывать более серьезное отношение к заключению брака и к разводу.
В городах и
селах осталось много детей-сирот. На решение этой проблемы были направлены
несколько документов: постановление Совнаркома УССР от 15 июня 1942 г. “Об
усилении мер борьбы с детской бездомностью, беспризорностью и хулиганством”,
постановление Совнаркома УССР от 27 марта 1943 г. “Об организации помощи
детям-сиротам, родители которых погибли в боях с фашистскими оккупантами,
замучены или расстреляны фашистскими захватчиками во время оккупации районов
УССР”, постановление Совнаркома УССР от 30 июля 1944 г. “О мерах борьбы с
беспризорностью и бездомностью детей Украинской ССР”.* Согласно этим правовым
актам, органы государственной власти и управления привлекались к работе по
устройству детей-сирот, создания дополнительной системы при НКВД, детских
домов, трудово-воспитательных колоний, созданию чрезвычайных комиссий при
исполкомах и института гражданских инспекторов. Был усовершенствован порядок
усыновления Указом Президиума Верховного Совета УССР от 24 июня 1943 г. “Об
изменении ст. 44 Кодекса законов о семье, опеке, браке и акты гражданского
состояния Украинской ССР”.**
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|