Практическая
часть
Вводный
инструктаж:
·
по охране
труда и технике безопасности;
·
о порядке
работы;
·
критерии
оценки творческих работ учащихся
·
Санитарно-гигиеническая
подготовка к уроку.
3.
Организация учащимися рабочего места.
4.
Работа в группах по приготовлению блюд по разработанной технологической карте.
5.
Текущий инструктаж
Во
время работы учитель наблюдает за соблюдением техники безопасности, личной
гигиены, технологии приготовления, корректирует ошибки.
Подведение
итогов
Устная
презентация выполненной практической работы по алгоритму:
·
название
работы;
·
историческая
справка о супах в татарской кухне;
·
пищевая
ценность блюда;
·
технология
приготовления;
·
калорийность
1 порции;
·
органолептическая
оценка качества блюда;
·
оценка
работы (что получилось, что не получилось, что изменили бы и почему).
Ответы
на вопросы присутствующих.
9.
Заключительный инструктаж.
Органолептическая
оценка учителем качества приготовленных блюд: замечания по допущенным
нарушениям в ходе практической работы. Подведение итогов урока: оценить работу
учащихся согласно критериям, прокомментировать оценки.
10.
Постановка домашнего задания: разработать рекламу блюда, оформить мини-проект.
Уборка
рабочих мест.
Технологическая карта
Тема: Татарская национальная
кухня. Первые блюда. Салма в бульоне.
Таблица 1.
Технологическая
карта супа «Салма в бульоне»
№
|
Продукты
|
Нетто, грамм
|
1.
|
Бульон
|
400
|
2.
|
Салма:
|
60
|
|
Мука
Бульон
Яйца
Соль
|
700
250
4 шт.
по вкусу
|
3.
|
Лук репчатый
|
25
|
4.
|
Перец
|
По вкусу
|
5.
|
Соль
|
По вкусу
|
|
Выход:
|
1000
|
Ход
работы:
1.
Салма
делается из
пшеничной, гречневой, чечевичной и гороховой муки, яиц, остуженного бульона и
соли замешивают тесто, разрезают его на куски и раскатывают жгутики толщиной 1—1,5
см. Жгутики разрезают на кусочки величиной с кедровый орешек. Затем в каждом
кусочке вминают ямку, придавая ему коническую форму.
2.
В
процеженный кипящий бульон кладут соль, перец и салму.
3.
Когда
салма всплывет на поверхность, проваривают суп еще 2—3 минуты и снимают с огня.
4.
При
подаче посыпают мелко нарезанным луком.
В
работе соблюдай технику безопасности и личную гигиену.
Технологическая карта
Тема:
Татарская национальная кухня. Первые блюда. Суп-лапша домашняя с мясом.
Таблица 2.
Технологическая
карта супа «Суп-лапша домашняя с мясом»
№
|
Продукты
|
Нетто, грамм
|
1.
|
Лапша:
Мука
яйца
|
100
700
4 шт.
|
2.
|
Кости
|
150
|
3.
|
мясо с костью
|
100
|
4.
|
лук репчатый
|
20
|
5.
|
морковь
|
20
|
6.
|
масло топленое
|
10
|
7.
|
картофель
|
100
|
8.
|
перец
|
По вкусу
|
9.
|
соль
|
По вкусу
|
|
Выход:
|
1000
|
Ход
работы:
1.
Из пшеничной муки и яиц и
замешивают тесто, раскатывают и нарезают соломкой толщиной 1—1,5 см.
2.
В
процеженный кипящий бульон кладут нарезанный кольцами
сырой лук и морковь.
3.
Через
15—20 минут, предварительно подсушенную домашнюю лапшу.
4.
Когда
лапша всплывет наверх, снимают кастрюлю с огня.
5.
Отварное
мясо, нарезанное поперек волокон,
кладут в тарелку и заливают горячим супом.
В
работе соблюдай технику безопасности и личную гигиену.
Урок-соревнование
"Блюда татарской кухни"
Цель: ознакомить учащихся с разнообразными блюдами татарской
кулинарии, формировать устойчивый интерес к народным традициям, истории и
культуре татарского народа, научить приготовлению некоторых блюд татарской
кухни, воспитывать бережное отношение к продуктам питания, привить навыки
работы в коллективе.
Ход
урока:
Ведущий: Известный французский
исследователь, автор книги “Философия вкуса” Брилья-Саварен однажды заметил,
что “судьба наций зависит от того, как они питаются”. Возможно, этот афоризм и
страдает некоторым преувеличением роли пищи, но одно бесспорно – питание всегда
было, есть и будет важнейшей стороной бытия человека. Не случайно еще древние
греки десятой музой, без которой они не мыслили своего существования, выбрали
богиню, покровительствующую искусству приготовления пищи, - Кулину.
В
том, что и как мы едим, ярко проявляются характерные черты бытового уклада
жизни многих поколений наших предков. Еда и все, что с ней связано, -
неотъемлемая часть материальной культуры любого народа. Татарский народ также
вписал в мировую кулинарную книгу сотни рецептов прекрасных кушаний, оставил
нам в наследство замечательные традиции стола, в основе которых лежит бережное,
уважительное отношение к продуктам питания.
Проходят
годы, десятилетия, века, унося с собой многое. Меняются продукты питания,
совершенствуется кухонная техника. А в бездонных кладовых татарской
национальной кухни хранятся настоящие сокровища, и отказаться от них было бы
огромной ошибкой. Многие, очень многие блюда прошлого могут стать украшением
нашего стола, сделать современное меню более разнообразным и здоровым.
Итак,
мы начинаем наш урок – соревнование “Блюда татарской кухни”.
Для
наблюдения и оценивания соревнования предлагаю выбрать жюри. Конкурсы
оцениваются по 5-и бальной системе.
1
конкурс. Приветствие.
Капитаны
представляют свои команды. Жюри учитывает название команды, девиз, эмблемы,
оформление приветствий.
2
конкурс. Практическая работа.
Обеим
командам было дано задание – приготовить татарские блюда по выбору.
8 “А”
- кыстыбый, 8”Б” – чак-чак. Для выполнения практического задания провожаем юных
кулинаров на кухню. Время у них – 25 – 30 минут. По окончании работы они
представят членам жюри свои блюда и расскажут об их приготовлении.
3
конкурс. Разминка.
Каждой
команде будут заданы по 5 вопросов. Жюри при выставлении баллов учитывает
правильный ответ, полноту и четкость формулирования ответа, дополнительные
сведения по данному вопросу.
Вопросы
1 команде:
1. Из
всего многообразия блюд наиболее характерными для традиционной татарской кухни
являются, во-первых, супы и бульоны (аш, шулпа) - мясные, постные (вегетарианские),
молочные, названия которых определялись по названию заправленных в них
продуктов - круп, овощей, мучных изделий. Назовите разнообразие последних,
которые являются приметной чертой татарской кухни.? (токмач, умач, чумар,
салма и др.)
2.
Что такое “умач”? (Умач представлял собой небольшой величины тестяные катышки
округлой или продолговатой формы, которые получались при растирании круто
замешанного теста.
3.
Назовите виды начинок для пельменей? (с мясом, творогом, картофелем, а в летнее
время татары любят варить их с вишнями!)
4.
Перечислите татарские национальные напитки. (Айраны, меды, шербет, лесные чаи).
5.
Что в садах больше всего растет у татар? (яблони, вишня, малина, смородина).
Вопросы
2 команде:
1.
Перечислите изделия из сладкого теста татарской кухни? (чельпек, катлама, кош
теле, ляваш, чак-чак).
2.
Что такое “салма”? Салма обрывалась от куска пальцами, смазанными маслом, и
представляла собой кружки диаметром до сантиметра из маслянистого, как бы
раздавленного пальцами теста.
3.
Какие из овощей больше всего культивируют татары? (лук, морковь, редьку, репу,
тыкву, свеклу).
4. В
каком веке в России появился чай? (Чай появился в России в 17 веке, во времена
правления государя Михаила Федоровича)
5.
Назовите переработанные виды молока? (творог, сметана, катык, айран, эремчек,
каймак, и др.).
4 конкурс. Домашнее задание: рассказ о традиционном татарском блюде.
1
команда – о кыстыбый,
2
команда - о чак-чак.
5
конкурс. Вопросы команд друг другу.
При
выставлении оценок жюри учитывает правильность формулирования вопроса, его
актуальность, полноту ответа, добавление исторических сведений.
6
конкурс. Домашнее задание: рассказ о традиционных татарских напитках.
1
команда - об айране,
2
команда - о шербете.
7
конкурс. Конкурс капитанов команд.
Вопрос
для капитанов команд:
-
Перечислите названия татарских горячих печёных изделий.
(перемяч, эчпочмак, буккен, вак бэлеш, сумса.)
Конкурс
проводится в письменном виде.
Жюри
выставляет за каждый правильный ответ по 1 баллу.
Подведение
итогов конкурса – практического задания.
В
течение всей игры жюри регулярно подводит итоги конкурсов (объявляет результаты
за конкурс и общий итог игры).
Спроектированный
и изложенный выше уроки по татарской кухне нами опробован в Бакалинской средней
общеобразовательной школе №2 Бакалинского района, Республики Башкортостан.
Первые
результаты апробации урока показывает, что вовлечение учащихся в практическую
деятельность по подготовке и приготовлению блюд Татарской кухни помогает
разнообразить учебный процесс и учебную деятельность.
Уроки
кулинарии по татарской кухне помогают лучше узнать и понять учеников, оценить
их индивидуальность, решить внеклассные проблемы общения, возможность
самореализации и осуществлению собственных идей.
и в
освоении технологий национальной кухни, которое способствует развитию
познавательных интересов школьников к изучению трудовой деятельности народа.
Апробация
проектированного урока технологии в реальных школьных условиях показывает то,
что разработанный урок по татарской кухне может быть использован в каждой
общеобразовательной школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Национальная
кухня в настоящее время пользуется определенным спросом у населения, а татарская
кухня, впитавшая в себя кулинарные традиции булгар, русских, влияние Востока и
Европы, богата самыми разнообразными блюдами повседневного и праздничного
стола. И по сей день сохранились не только замечательные рецепты национальной
кулинарии, но и существовавшее в веках радушное гостеприимство народа.
Таким образом,
несмотря на все изменения, привнесения и иностранные влияния основные
характерные черты татарской кухни сохранились и остались ей присущими до
настоящего времени, так как они стойко удерживались в народной кухне. Эти
главные черты татарской кухни и татарского национального стола можно определить
следующим образом: обилие яств, разнообразие стола, любовь к употреблению
хлеба, блинов, пирогов, каш, своеобразие первых жидких блюд с мучными
изделиями, разнообразие мучных изделий, изобилие праздничного и сладкого стола
с его вареньями, печеньями, пряниками, тортами и т. д.
На основе
выполненной курсовой работы на тему технология татарской кухни можно
сформулировать следующие выводы:
1.
Современная
татарская кухня имеет достаточное количество рецептов, удовлетворение широких спектров
в потреблении пищевых продуктов.
2.
Школьный
урок по татарской кухне способствует развитию у учащихся знаний, умений и
навыков по технологическим дисциплинам.
3.
Стенд по
татарской кухне повышает уровень наглядности и доступности школьников
технологическим дисциплинам.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Бережный
И.Г. и д.р. Организация предприятий общественного питания: М., Экономика, 1975.
2.
Гусейнзаде
Г.Татарская кулинария. 2006 . – Ульяновск: Дом печати, 250 с.
3.
Долникова
В., Хечуашвили А. Татарская кухня. Будни и праздники. М.: Изд. Эксмо-Пресс,
2002. – 320 с.
4.
Кухни
народов мира. М.: У-Фактория, 2005. – 672 с.
5.
Калаурова
М. Кухни разных народов, Харвест, 2006. – 640 с.
6.
Минигалиева
А. Татарская кухня. Коротко о вкусном. Донецк: БАО, 2002, 64 с.
7.
Минигалиевым
А. Лучшие рецепты татарской кухни» "БАО-Пресс", 2001
8.
Поливанова
Л.А. 500 блюд татарской кухни. М.: Вече, 2001. – 400 с.
9.
Панфилова
О. 1000 лучших рецептов мусульманской кухни. Рипол-Классик, 2007. – 480 с.
10.
Ридерз
Дайджест Еда наш друг, еда наш враг. Санкт – Петербург, 2000. – 500 с.
11.
Радченко
Л. А. Организация производства предприятий общественного
питания: Ростов-на-Дону, Феникс, 2004
12.
Ройтер
И.М. Сырье хлебопекарного производства: Киев, Техника, 1972
13.
Сборник
рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятий общественного питания/ Авт.
– сост. Здобнов А.И, Цыганенко В.А., Пересичный М.И. – К.: А.С.К., 2001. –
656с.
14.
Силаева
К. Татарская кухня. М.: Изд. Эксмо-Пресс, 2002.- 63 с.
15.
Сомов
И.Н. Кухни народов мира. 1300 рецептов. 2005. – 448 с.
16.
Татарская
кулинария.- Казань: Таткнигоиздат, 1981.
17.
Татарская
кухня. Рецепты для вас. М.: Цитадель-трейд, 2005. – 64 с.
18.
Хэгана
А. Лучшие рецепты татарской кухни. М.: Изд. Эксмо-Пресс, 2004.- 320 с.
19.
Шабаева
Л. Татарская кухня. М.:изд. Лабиринт, 2005. – 512 с.
20.
1000
рецептов татарской кухни. М.: Диамант, 2001. – 511 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|