Тесто 90, мясо
70, картофель 80, масло топленое 15, лук репчатый 20, перец, бульон, яйцо для
смазки 1/8 шт., соль.
Вак
бэлиш с рисом и мясом.
Перебранный и
промытый рис отваривают в подсоленной воде, откидывают на сито, обдают горячей
водой и дают ей стечь. Жирную баранину или говядину мелко нарезают, добавляют к
ней отварной рис, мелко нарезанный лук, перец, соль, небольшое количество
сливочного масла и все это тщательно перемешивают. Из дрожжевого теста
раскатывают лепешки величиной с чайное блюдце. На середину лепешки кладут
начинку, края приподнимают и защипывают в сборочку, оставляя в середине бэлиша
отверстие величиной с пятикопеечную монету, которое закрывают шариком из теста.
Изделие расстаи-вают 10—15 минут, смазывают сырым яйцом и ставят в духовой
шкаф. Через 15—20 минут противень вынимают, вливают через отверстие бульон,
закрывают шариками и снова ставят в печь на 30 минут.
Тесто 90, мясо
70, рис 10, лук репчатый 30, масло топленое 15, перец, бульон, яйцо для смазки
1/8 шт., соль.
Перемячи
с мясом.
Дрожжевое тесто
делят кусочками по 40— 50 г, скатывают в шарики, которые раскатывают в лепешки.
На середину каждой кладут сырой мясной фарш. Края лепешки приподнимают, а затем
собирают над фаршем и защипывают, оставив в середине отверстие диаметром около
1,5 см. После небольшой расслойки изделия обжаривают в полуфритюре: вначале
кладут их отверстием вниз, затем когда зарумянятся, перевертывают. Подают
горячими с бульоном.
Для теста: мука
пшеничная 90, масло топленое 3, сахар 2, дрожжи 2, вода 50, СОЛЬ; для
фарша: говядина (котлетное мясо) 75, лук репчатый 20, перец, вода
10, соль, масло топленое на жарку 20.
Бармак
с грецкими орехами.
В глубокую посуду положить сметану, растопленное сливочное
масло, соль и перемешать до однородной массы. Затем добавить просеянную муку
высшего сорта и замесить тесто такой же густоты, как на пельмени. Сформовать
маленькие шарики, раскатать их, положить начинку, размазать и завернуть в виде
рулета. Каждый рулет должен быть не больше пальца.
Подготовленные пальчики положить на смазанную сковороду и на
40-45 мин поставить в духовку или жарочный шкаф. Испеченный бармак сверху
посыпать сахарной пудрой и подать к чаю. Бармак можно заворачивать не только
рулетиком, но и трубочкой.
Для начинки
грецкие орехи очистить, измельчить, подсушить в духовке и соединить с сахарным
песком. Затем добавить сливочное масло и перемешать до однородной массы.
для теста: сметана - 400г, масло сливочное - 40г,
мука - 500г, соль по вкусу; для начинки:- грецкие орехи - 1кг, сахар -
1300-1500г, масло сливочное - 50-100г.
Пехлеве
Приготовить
пресное тесто. Выпустить в посуду яйца. Тщательно перемешать. Добавить молоко,
муку, соль и замесить крутое тесто. Раскатать тесто на 6-8 кусков весом по 150
г. Сбить в виде шаров и разложить их на разделочной доске. Ядра расколотых
грецких орехов слегка подсушить на сковороде, пропустить через мясорубку,
добавить сахарный песок и тщательно перемешать. Раскатать кусок теста,
переложить на смазанную маслом сковороду, помазать сверху маслом, посыпать
измельченными орехами с сахаром. Затем раскатать следующий кусок теста, положить
его на первый, опять смазать маслом и пересыпать прокрученными орехами.
Повторить эту операцию столько раз, на сколько кусков было разделено тесто.
Приготовленное таким образом пехлеве смазать сверху яичным желтком, взбитым и
разбавленным водой. Поставить в духовку на 10- 15 минут. Затем вынуть,
разрезать на куски в виде кубиков или ромбов (последний слой не разрезать),
залить срезы растопленным маслом и снова поставить в духовку на 10- 15 минут.
Отдельно вскипятить мед, чтобы получился жидким. Перед концом выпечки вынуть
пехлеве из печи, залить его теплым жидким медом и еще раз поставить в печь на
30- 40 минут. Готовые пехлеве отделить один от другого в заранее разрезанных
местах, дать остыть и подать на стол.
350 г очищенных грецких орехов, 300 г топленого
масла, 300 г сахарного песка, 400 г меда, соль по вкусу, яичный желток (для
смазывания); для пресного теста:2 яйца, 200-250 мл молока, 600-700 г муки, 30 г
сахара щепотка соли.
Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста: чельпек,
катлама, кош теле, ляваш, паштет и т. д., которые подаются к чаю. Некоторые
сдобные изделия — по содержанию и способу приготовления типичные для многих
тюркоязычных народов — подвергались дальнейшему усовершенствованию, образуя
оригинальные национальные блюда. Одно из таких оригинальных блюд — чэк-чэк
является обязательным свадебным угощением. Чэк-чэк приносит в дом мужа молодая,
а также ее родители. Чэк-чэк, завернутый в тонкий лист сухой фруктовой пастилы,
является особо почетным угощением на свадьбах.
Чэк-чэк
(шарики из теста).
Это
сладкое десертное блюдо стало поистине визитной карточкой татар и приобрело
широкую популярность далеко за пределами республики.
Для его
приготовления нужно минимум продуктов: тесто на яйцах, масло для фритюра и мед.
Хотя сейчас чак-чак готовят в производственных масштабах и купить его можно
практически в каждом магазине, секреты и все нюансы его приготовления доступны
только истинным мастерам. Такие в старину были в каждом селе. Именно им
заказывали чак-чак к свадьбе, вернее, к никаху (помолвке) молодоженов.
Праздничный чак-чак непременно украшали цветным драже. Готовили это вкусное
блюдо и к другим знаменательным событиям, например, на обряд имя наречения.
Замешивают крутое
сдобное тесто, делят его на тонкие жгуты толщиной не более 1 см, которые
нарезают на мелкие шарики. Обжаривают во фритюре до слегка золотистого цвета,
непрерывно помешивая. Шарики заливают медом, сваренным с сахаром. Хорошо
размешивают. Чтобы определить готовность, надо чайную ложку кипящего сиропа опустить
в холодную воду. Сироп готов, если образовался мягкий комочек. Чэк-чэк кладут
горкой на вазу (или тарелку), поливают медовым сиропом, охлаждают. Подают к
чаю.
Для теста: мука
пшеничная 400, яйцо 2 шт., молоко 70, сахар 10, соль 20; масло топленое 210;
для сиропа: мед 370, сахар 90.
Для традиционной татарской кухни характерно использование большого
количества жира. Из животных жиров употребляют: масло сливочное и топленое,
сало (баранье, коровье, реже конское и гусиное), из растительных — подсолнечное,
реже оливковое, горчичное и конопляное масло.
Из сладостей наиболее широко используется мед. Из него готовят лакомства,
подают к чаю.
Из напитков наиболее старинным является айран, получаемый путем
разбавления катыка холодной водой. Татары, особенно живущие в окружении
русского населения, издавна употребляют также квас, приготовлявшийся из ржаной
муки и солода. Во время званых обедов на десерт подают компот из сушеного
урюка.
Рано вошел в быт татар чай, большими любителями которого они являются.
Чай с печеными изделиями (кабартма, оладьи) порой заменяет завтрак. Пьют его
крепким, горячим, часто разбавляя молоком. Чай у татар является одним из
атрибутов гостеприимства.
Чай по-татарски.
Прессованный чай
кладут в кипящую воду и сразу вливают молоко. Кипятят, помешивая, 5—6 минут.
Затем добавляют по вкусу соль, чай разливают в пиалы и кладут сливочное масло.
Чай 5—6, вода
100, молоко 100, масло сливочное 10, соль.
Из других характерных напитков (неалкогольных) можно отметить шербет —
сладкий напиток из меда, имевший в конце XIX — начале XX вв. лишь ритуальное
значение. Например, у казанских татар во время свадьбы в доме жениха гостям
выносили «шербет невесты». Гости, выпив этот шербет, клали на поднос деньги,
которые предназначались молодым.
Катык (простокваша из топленого
молока).
Вытопить цельное
молоко до красно-желтого цвета, охладить до температуры примерно + 40°С и
положить в него тщательно перемешанную в отдельной посуде закваску (остывший
катык). После этого хорошо перемешать молоко и обернуть посуду чем-нибудь
теплым, стараясь не трясти. Если в комнате не холодно, то через 6—8 ч катык
будет готов, и его нужно вынести на холод.Катык можно приготовить со свеклой
или вишнями. Вымытую свеклу сварить, очистить от кожицы и мелко нарезать; из вишни
удалить косточки, мякоть размять ложкой. Свеклу или вишни положить в горячее
молоко до заквашивания. Для повышения вкусовых качеств и питательности катыка в
молоко вместе с закваской можно влить стакан сметаны.
Катык бывает по
вкусу сладковатым, кисловатым или же слегка острым, поэтому сладковатый катык
употребляется самостоятельно, а острый и кисловатый используется как приправа к
супам.
Молоко – 1 л,
закваска – 100 г.
Айран
(напиток из катыка).
Айран можно подать к отварному картофелю, картофельному пюре,
к пшенной и гречневой кашам. Для приготовления айрана используют катык и
родниковую или холодную минеральную воду, по желанию в айран кладут сахар или
соль.
Налить в
деревянную, фарфоровую или глубокую глиняную посуду катык, деревянной ложкой
тщательно взбить его до однородной пышной массы, после чего по вкусу положить
сахар или соль и снова взбить. В полученную пышную массу тонкой струей влить
холодную минеральную воду, непрерывно взбивая. Айран должен быть пенистым,
однородным, шипучим.
Представленный
выше материал по истории и современном состоянии татарской кухни, его основные
рецепты знакомит с традиционной кухней татарского народа, позволяет получить
более широкое представление о жизни татар, что само по себе имеет большое
воспитательное значение для обучения детей.
ГЛАВА II. Технологический процесс на татарской кухне
При написании
этой главы курсовой работы использовали такие литературные источники как Бережный
И.Г. и д.р. «Организация предприятий общественного питания» [1], Гусейнзаде
Г.»Татарская кулинария» [2], «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для
предприятий общественного питания» Авт. – сост. Здобнов А.И, Цыганенко, В.А.,
Пересичный М.И [14], Сомов И.Н. «Кухни народов мира. 1300 рецептов» [16].
§
2.1. Полуфабрикаты татарской кухни
В последние годы
среди образованной публики стало модно с презрением относиться к техническим
достижениям в области кулинарии. Полуфабрикатам противопоставляются натуральные
продукты, консервированным — свежие, а стандартизированному глобальному фаст-фуду
— блюда национальной кухни. Но ни одна национальная кухня не может обойтись без
консервов, полуфабрикатов и собственной версии «быстрого питания».
Развивается новая
форма организации питания — доставка готовой продукции или полуфабрикатов на территорию
клиента (на дом, в офис, в учебное учреждение, для организации банкетов,
фуршетов, конференций, свадеб).
Развитие и формирование
инфраструктуры предприятий потребительского рынка и услуг является одним из приоритетных
направлений деятельности Комитета по развитию потребительского рынка, услуг и защите
прав потребителей, т.к. таким образом, создаются новые рабочие места,
развивается бюджетообразующая сфера.
Сторонники
экологического питания и противники промышленных кулинарных технологий обычно
противопоставляют «натуральные» продукты, использовавшиеся деревенскими
жителями, современным полуфабрикатам — ощипанным и потрошеным курам,
очищенному и уже нарезанному на ломтики картофелю, готовым котлетам, которые
остается лишь разогреть в духовке или микроволновой печи.
Большинству
противников полуфабрикатов никогда не доводилось самим ощипывать курицу, месить
тесто и уж тем более молоть для него муку. Все эти операции воспринимаются ими обычно сквозь
ностальгическую пелену, как воспоминания о счастливом детстве с запахами
домашнего пирога и жареного гуся. Тем же, кому до сих пор приходится самим печь
хлеб в отдаленных аулах, проводя за этим занятием по пять-восемь часов вдень,
никогда не придет в голову возмущаться полуфабрикатами. В Африке еще
сохранились районы, где отсутствуют централизованные пункты переработки зерна.
Зерна пшеницы, кукурузы и других злаков перетираются вручную в каменных или
деревянных ступках. Это отнюдь не самый эффективный способ организации
домашнего труда, поэтому человечество и изобрело свой первый полуфабрикат —
муку, которую намалывали заранее и в больших количествах. К древнейшим
полуфабрикатам относятся также высушенные, измельченные чайные листья
и все традиционные пищевые добавки и приправы, которые люди научились
добывать или изготавливать в незапамятные времена: соль, сахар, уксус, соевый
соус.
Следующий шаг в изготовлении
полуфабрикатов — это изделия из теста. Еще в XIV веке в итальянских деревнях варили
макароны. Но первыми лапшу из рисовой муки научились делать китайцы. Историки
утверждают, что тонкие трубочки из теста впервые привез в Италию Марко
Поло. В странах Ближнего Востока и Средней Азии практически повсеместно
распространены мясные блюда с лапшой: лагман, бешбармак, шима, манпар, умар.
Эти блюда имеют различные вариации у татар, узбеков, таджиков, казахов,
монголов. У северокавказских народов широкая лапша, отваренная вместе с бараниной
с разными приправами, называется хинкали.
Кочующие по Сахаре
туареги изобрели полуфабрикат, очень напоминающий современные бульонные кубики. Они вываривают мясной
бульон до загустения, и после охлаждения из него получается застывший твердый
студень. Когда караван встречал на пути очередной оазис, концентрат просто
разводили кипятком, и получали суп.
К полуфабрикатам,
используемым практически всеми народами, относятся соленые мясо и рыба, которые
после предварительного вымачивания идут на приготовление первых блюд или
начинки для пирогов. У европейских народов мясные полуфабрикаты — это, прежде
всего колбасные изделия и копчености, которые перед употреблением подвергаются
дальнейшей обработке: тушатся с овощами (например, венгерские колбаски),
отвариваются в воде (баварские колбаски) или поджариваются на гриле
(нюрнбергские колбаски). Причем даже сельские жители обычно покупают
их в магазине, а не изготавливают в домашних условиях из собственноручно
заколотой свиньи.
Всеми ругаемый
фаст-фуд – главный
упрек современным закусочным сетей «быстрого питания» состоит в том, что пища в
них — нетрадиционная, однообразная и слишком жирная, насыщенная холестерином
и прочими вредными для организма веществами. Подразумевается, что
традиционные блюда национальной кухни более разнообразны и гораздо более
полезны для здоровья. Под «традиционными» при этом обычно понимаются кухни Азии
и Средиземноморья. Потому что именно азиатская и средиземноморская кухни больше
всего соответствуют представлениям современных диетологов о здоровом питании —
в них много риса, овощей, морепродуктов и относительно мало мяса.
В любой
национальной кухне существуют свои блюда «быстрого питания». Предназначенные для
походных условий, коротких перерывов на обед или быстрого утоления голода
большого количества людей. В татарской кухне таким традиционным фаст-фудом
являются беляши, коймак, учпочмак, бэкэн и прочие мучные изделия с начинкой
или без нее.
Популярность
китайской национальной кухни в качестве фаст-фуда объясняется традиционным
способом готовки в ней горячих блюд. Для приготовления супов заранее отваренные мясо, птица,
рыба, овощи быстро смешиваются с горячим мясным, куриным, рыбным или овощным
бульоном. Когда те же самые мелко нарезанные сырые ингредиенты жарятся в раскаленном
масле в течение двух-трех минут, получается второе.
Антиглобалисты
заблуждаются не только относительно отсутствия в традиционной кухне консервов,
полуфабрикатов и блюд «быстрого питания», но и относительно ее разнообразия.
Действительно, во времена, когда крестьяне жили в основном натуральным
хозяйством, каждая деревня могла похвастаться своим уникальным способом
изготовления сыра или засолки огурцов. Но это не делало рацион ее жителей
разнообразным. Ведь ели-то они только то, что делали сами, и чаще всего их повседневная
диета состояла из щей да каши, а то и вовсе из хлеба и кваса. В доиндустриальную
эпоху на более или менее разнообразное и сбалансированное питание могли
надеяться лишь состоятельные жители городов. А все те деликатесы, которые
сторонники slow food считают традиционными блюдами национальной кухни, вроде
устриц или гусиной печени, были достижениями «высокой кухни», которая
развивалась при дворе Людовика XIV. Она не имели никакого отношения не только к
повседневной диете крестьян, но и к праздничному столу зажиточных европейских
буржуа. Питаться более или менее сносно представители среднего класса начали
только к середине XIX века — именно с расцветом индустриальной эпохи,
проклинаемой антиглобалистами. Как раз тогда появилась возможность в массовых
масштабах экспортировать продукты (мясо, рыбу, овощи, фрукты, чай, кофе) туда,
где они не производились. А понятие «свежий» вообще приобрело свой современный
смысл только с появлением холодильников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|