Численность
вспомогательных рабочих составляет 30% от планового числа ремонтных рабочих
Nвсп.р.=40*0,3=12
Определяем количество технических воздействий за сутки
N=Nто-1 = 4105,5=16,23
Дрто-1 253
Определяем ритм производства представляющий собой долю
времени
рабочей зоны ТО-1
Rпр=Тоб*60 = 8 * 60=98
Nc 4,9
Тоб = продолжительность работы по данному виду ТО в течений
суток/час
Расчет количества универсальных постов
обслуживания
Тп= Тто*60 +тп =5,9*60 +5=93,5
.
Рп 4
Где Тто- время затрат на передвижения
автомобилей при установке его на пост и съезд с поста 1-3 мин в зависимости от
габаритной длины.
Рп- количество рабочих одновременно
работающих на посту
Определяем количество универсальных постов
ТО
Хп= Тп =93,5 = 9,5, округляем
=9 постов
Rпр 9,8
Расчет площади участка по ремонту подвески
автомобиля ГАЗ-3110
По площади занимаемой оборудованием
Fц =fоб
*Кп = 10,75 *1,6= 17,2 м2
fоб
- площадь занимаемая оборудованием
Кп - коэффициент плотности Кп=1,6
3.
Организационная
часть
3.1.
Участок
Технологическая
планировка производственного участка представляет собой план расстановки
технологического оборудования, производственного инвентаря,
подъёмно-транспортного и прочего оборудования и является технической
документацией проекта, по которой расставляется и монтируется оборудование.
К
технологическому оборудованию относятся стационарные и переносные станки,
стенды, приборы, приспособления и производственный инвентарь (верстаки,
стеллажи, столы, шкафы).
В
соответствии с заданием осуществляем технологическую планировку
слесарно-механического участка.
Принимаем
согласно [1] технологическое оборудование для слесарно-механических работ и
производим оценку механизации –уровня механизации и степени механизации. Базой
для определения этих показателей является совместный анализ операций
технологических процессов и оборудования, применяемого при выполнении этих
операций.
Уровень
механизации (У) определяется процентом механизированного труда в общих
трудозатратах:
У=100Тм/То,
(3.1)
где Тм
–трудоёмкость механизированных операций процесса из применяемой технологической
документации, чел∙мин;
То
–общая трудоёмкость всех операций.
Уровень
механизации равен:
У=100∙5,851/9,917=59%.
Степень
механизации (С) определяется процентом замещения рабочих функций человека
применяемым оборудованием в сравнении с полностью автоматизированным
технологическим процессом согласно [4, c.65]:
С=100∙М/(Ч∙Н),
(3.2)
М=Z1∙M1+ Z2∙M2+ Z3∙M3+ Z3,5∙M3,5+ Z4∙M4, (3.3)
где Ч
–максимальная звенность для АТП;
Н
–общее число операций;
Z1…Z4 –звенность применяемого оборудования, равная соответственно
1…4;
М1…М4
–число механизированных операций с применением оборудования со звенностью Z1…Z4.
Степень
механизации С равна:
С=100∙8/(4∙10)=20%.
Согласно
рекомендациям [3] принимаем наименование механизированных операций и
трудоёмкости ремонта. Для удобства результаты вычислений заносим в таблицу 3.
Согласно рекомендациям [4] принимаем следующее оборудование для
слесарно-механического участка:
-верстак
850´1350,
S=1,15 м2 – 1 шт.;
-стеллаж
для деталей 2000´500 мм, S=1 м2
- 1 шт;
-ванна
моечная 600´800 мм , S=0,48 м2;
-станок
настольно-сверлильный 600´830 мм, S=0,5 м2;
-станок
1К62 2812´1181 мм, S=3,32 м2;
-шкаф
для инструментальщиков 455´555 мм, S=0,25 м2 –1 шт.;
Суммарная
площадь оборудования равна:
fоб=1,15+1+0,25+0,48+0,5+3,32=6,7 м2.
Площадь
слесарно-механического участка согласно формуле (2.18) равна:
Fсл-мех=6,7∙3=20,1 м2;
(F’сл-мех=18 м2,
п. 2.2.2.).
3.2.
Неисправности
3.3.
ТО
подвесок
Ступица 1 переднего колеса вращается на двух радиально-упорных
конических роликовых подшипниках 24 и 25, установленных на цапфе
кронштейна 23 поворотного кулака 4. Наружные кольца подшипников
запрессованы в ступицу, а внутренние ставятся на цапфу с
небольшим зазором. Сделано это для того, чтобы кольца постепенно
проворачивались и не работали одной стороной, а также для
того, чтобы можно было обеспечить нормальную затяжку подшипников
при регулировке. Туго посаженные кольца работают одной
стороной и быстрее выходят из строя, поэтому не допускается стопорить кольца на
цапфе.
Рис. 339. Поворотный кулак со стойкой, кронштейном и
ступицей: 1 - ступица; 2 - дискыпормоза; 3 - скоба
тормоза; 4 - поворотный кулак; 5 - болт; 6 - стопорный штифт; 7 - стойка; 8 - заглуш
9 - игольчатый подшипник; 10 - резиновые уплотпительные
кольца; 11 - уплотнитель упорного подшипника; 12 - упорный шариком подшипник;
13 - лыска под штифт; 14 - лыска под ключ; 15 - шкворень;
16 - регулировочные прокладки; 17 - прессмасленка; 18 ■ ограш чител ь
поворота; 19 - поворотный рычаг; 20 - щит тормоза; 21 - манжета;
22 - упорная шайба; 23 - кронштейн с цапфой; 24 - внутри иий
роликовый подшипник; 25 - наружный роликовый подшипник; 26 -
упорная шайба; 27 - гайка; 28 - колпак ступицы
Амортизаторы установлены внутри пружин подвески.
В нижний конец амортизатора запрессован резиновый шарнир, ось
которого прикреплена двумя болтами к опорной чашке пружины. Верхний
конец штока амортизатора крепится через резиновые подушки
к верхней штампованной головке поперечины № 2, на которой закреплена
ось верхних рычагов. Амортизаторы снимаются с автомобиля без
нарушения углов установки передних колес.
Верхний конец пружины подвески опирается на штампованную
головку поперечины № 2 через резиновую шайбу с отбортовкой,
предназначенную для уменьшения передачи на кузов шума и вибраций.
Для уменьшения крена автомобиля на поворотах
установлен стабилизатор поперечной устойчивости (рис.
340). Штанга 5 стабилизатора изготов на из пружинной стали и
выполнена в виде стержш с загнутыми концами. Средняя часть
штанги стаби лизатора прикреплена к лонжеронам рамы с помо! Шью резиновых втулок 2 и обойм 1. Концы штанп стабилизатора соединены с опорными чашками щ жины через стойки
10 и резиновые подушки б и II Для повышения жесткости крепления
передне! подвески служит растяжка 18, установленная меж ду
поперечиной рамы и балкой передней подвеса
Рис. 340. Стабилизатор и растяжка к передней подвеса
1 - обойма; 2 - резиновая втулка; 3 - болт
с гайкой; 4 ■ щ штейн; 5 - штанга; 6 - верхняя
резиновая подушка; 7- чаштМ 16 - гайка; 9 -
поперечина подвески; 10 - стойка; 11 - иижпщ зиновая
подушка; 12 - растяжка; 13 - контргайка; 14 ■ тщ нормировочная скоба; 15 -
шайба
3.4.
Схема
разборки
Передняя подвеска автомобиля ГАЗ-3102 (рис.
336) - независимая, шкворневая, пружинная, рычажная (с поперечным расположением рычагов), с двумя телескопическими амортизаторами двухстороннего действия; смонтирована на съемной поперечине и представляет собой самостоятельный узел.
Для поглощения и уменьшения дорожных вибраций
рычаги подвески соединены с осями, закрепленными на поперечине рамы, через
резиновые втулки б и 9, не требующие смазки.
В резиновые втулки запрессованы
распорные втулки, которые зажимаются
на верхних осях гайками 3, а в нижних-пальцами
8 с самотормозящей резьбой. Качание рычагов
происходит только за счет деформации резиновых втулок без проскальзывания
между резиной и металлом, а также
без поворота металлических распорных
втулок на оси, для чего гайки 3 и пальцы 8 должны быть затянуты моментом 12-20 даН#м (12-20
кгсм). При слабой затяжке и проворачивании
распорных втулок или при проскальзывании
резиновых втулок шарнирное соединение работает неправильно и быстро изнашивается.
с-с
G-G
D-D
В-В
Рис. 336. Передняя подвеска: 1 - гайка;
2 -регулировочные прокладки; 3 - гайка оси верхних рычагов; 4 - болт крепления
оси верхних рычагов, 5 - болт кретения под вески к
лонжерону; 6и9- резиновые втулки; 7 - стопорная
пластина; 8 - палец оси нижних рычагов; 10 - гайка пальца резьбового шар
нира; 11
- гайка цапфы поворотного кулака; a-3 ± 1 мм.
Наружные концы рычагов соединены с голо-ками
стойки через резьбовые шарниры. Наружная резьбовая втулка 2 (рис. 337)
запрессована в оловку 4 стойки, а внутренняя распорная 3 зажа-а между
головками рычагов, стянутых пальцем 7 гайкой 6. Между торцами резьбовой втулки
и орцами верхних и нижних рычагов имеются зазо-1Ы А и В,
которые необходимы для вращения резь-ювой втулки по распорной при
качании подвески. !азоры А и В должны быть одинаковыми, разница (размерах
А и В не более 0,8 мм. От попадания •рязи через этот зазор втулки защищены
резино-зыми
кольцами 5 круглого сечения.
Резьбовая распорная втулка 4 имеет мелкую торцовую
насечку (60 зубьев). Такая же насечка имеется на одной из
головок рычагов. При затяжке гаек пальцев шлицы насечки входят друг в
друга и втулку нельзя провернуть даже с очень большим усилием. На
втором рычаге шлиц нет и в процессе затяжки-шлицы втулки
частично внедряются в гладкий торец головки рычага, увеличивая тем самым
надежность стопорения резьбовой втулки от проворачивания.
Следует обратить внимание на подтяжку гаек 6 шльцев,
особенно во время обкатки при первых 5000
км пробега. Головки рычагов стягиваются гайкой до упора
в резьбовую распорную втулку.
Рис. 338. Шарнирное соединение в верхней бобышке
стойки подвески:
• защитный колпачок пресс-масленки; 2 -
пресс-масленка; опойка; 4 - подшипник;
5 - шкворень. А - капал для прохожде-шазки в упорный шарикоподшипник
he. 337. Шарнирное соединение нижнего
конца стойки: I головки рычагов передней подвески; 2 - наружная резьбовая щлт, 3 -
распорная резьбовая втулка; 4 - головка стойки пещей подвески; 5 -
защитное кольцо; б - гайка, 7 - палец; '■игольчатый
подшипник; 9 - шкворень; 10 - масленка; С - масти
канал, D - рабочее положение втулки 2; Е - сдвинутое
ие-щалъпое
положение втулки 2'.
При этом распорная резьбовая втулка, по отношению к
пальцу, остается неподвижной. Однако, в процессе эксплуатации автомобиля
затяжка пальцев может ослабнуть по разным причинам.
В результате ослабления затяжки внутренняя
резьбовая втулка вывертывается из наружной до тех пор, пока наружная резьбовая
втулка не упрется своим торцом в головку рычага (см. рис. 337 справа). Подвеску может
заклинить и она становится жесткой.
Начинается износ торцов головок рычагов,
втулок и резьбовых пальцев. Этот износ может сопровождаться скрипом.
На противоположном конце открывается пространство
и мимо защитного кольца, а также между втулкой и пальцем, в резьбовое
соединение начинают проникать грязь и вода. Вода быстро вымывает смазку,
детали коррозируют, резко увеличивается момент трения в резьбовом
соединении (вплоть до заклинивания) и резьбовая втулка начинает проворачиваться
и работать по пальцу. Такая ненормальная работа приводит не только к
быстрому износу рычагов, пальцев и втулок, но и к поломкам головок стоек
и рычагов. В том случае, когда произошло все же ослабление крепления, а
резьбовые втулки "перегнало" к торцам головок, необходимо
восстановить зазоры, как указано ниже.
В колесно-ступичный узел (рис. 339) входит дисковый
тормоз с вентилируемым диском 2, тормозная скоба 3 плавающего типа,
основание которой привернуто к кронштейну 23 с запрессованной в него
цапфой, выполненный раздельно от цапфы кулак 4, ступица 1 с резьбовыми
отверстиями для крепления тормозного диска 2 и диска колеса болтами.
Поворотный рычаг 19 съемный и крепится через гладкие отверстия в рычаге и
кулаке к кронштейну 23 болтом (передняя точка крепления) и специальным
болтом 18 с удлиненной головкой, являющимся также ограничителем поворота
колес автомобиля. Между кулаком и кронштейном зажат щит
тормоза 20. Подшипники ступицы 24 и 25 имеют плавную бесступенчатую
регулировку.
Для уменьшения усилия, необходимого для поворота
передних колес, поворотный кулак и стойка соединяются друг
с другом с помощью шкворня 15 через игольчатые подшипники 9,
установленные в ушках стойки и защищенные от попадания грязи кольцевыми уплотнителями 10.
Шкворень в поворотном кулаке закреплен и ограничен
от осевых перемещений штифтом б, входящим в полукруглую
лыску 13 на верхнем конце шкворня. Между верхними ушками стойки и кулака
установлен упорный шариковый подшипник 12, защищенный от
попадания грязи специальным уплотнителем 11.
Особенности эксплуатации и техническое обслуживание передней
подвески
Через первые 1000 км проверить сходимость
передних колес (см. раздел: "Техническое обслуживание через 20000 км"
Через 5000 км пробега:
проверить сходимость передних колес и отрегулировать
при необходимости (см. раздел "Техническое обслуживание через 20000 км");
перед проверкой сходимости колес проверить состояние
резиновых втулок верхних и нижних рычагов подвески. Заметное смещение
головок рычагов на втулках и сквозной износ втулок не допускается.
Изношенные втулки заменить;
смазать резьбовые шарниры передней подвески и
подшипники шкворней поворотных кулаков смазкой ТАП-15в или ТАД-17и или
Омскойл Супер Т
через:
Нижнюю пресс-масленку (поз. 10, рис. 337), расположенную
в нижней бобышке стойки, игольчатый подшипник и нижнюю резьбовую
втулку;
Среднюю пресс-масленку (поз. 2, рис. 338), расположенную
в верхней бобышке стойки, игольчатый подшипник и упорный
шарикоподшипник;
Верхнюю пресс-масленку (поз. 10, рис. 336) в
верхней головке стойки только верхнюю резьбовую втулку.
При эксплуатации автомобиля в гористой местности,
на грунтовых дорогах или на дорогах с гравийным или щебенчатым
покрытием периодичность смазки сокращается до 4000 км пробега.
Смазка производится до выхода ее из-под уплотнителя
шарикоподшипника и из-под защитных колец с обеих сторон резьбовых втулок.
Запрещается применять консистентную или не рекомендованную
смазку, так как смазки могут быть несовместимы с применяемой и в
результате закок-совываться в смазочном канале С. Смазка перестает поступать
к резьбовым втулкам, которые в результате этого быстро выходят из строя. При
попытках "пробить" канал давлением смазки из шприца
выдавливается нижняя заглушка шкворня, а при эксплуатации
автомобиля с выдавленной заглушкой выходит из строя нижний шарнир
шкворня, что приведет к необходимости замены и шкворня и подшипников.
3.5.
Деталь с чертежа
В случае непрохождения смазки следует:
поднять автомобиль домкратом и подвести опору
под чашку пружины подвески;
снять колесо и очистить головки рычагов и стойки от грязи;
отвернуть гайку 6 (см. рис. 337) и вынуть палец 7. Эту и
последующие операции удобнее всего производить последовательно для
верхней и нижней головок стойки с левой и правой стороны подвески;
вывести головку стойки с резьбовыми втулками из
головок рычагов и снять защитные кольца;
вывернуть резьбовую втулку 3 и тщательно промыть
в керосине или неэтилированном бензине;
очистить масляные каналы;
смазать резьбовые втулки вышеуказанными маслами
и ввернуть их в наружную резьбовую втулку головки стойки таким образом,
чтобы внутренние резьбовые втулки выходили из внутренних на одинаковые
расстояния для обеспечения одинаковых зазоров между торцами наружных
резьбовых втулок и торцами головок рычагов. Разность в этих
размерах не должна превышать 0,8 мм;
надеть защитные кольца на резьбовые втулки;
произвести сборку стойки с рычагами в порядке,
обратном разборке. Гайки 6 пальцев 7 затянуть моментом
12,0-20,0 даН • м (12,0-20,0 кгс • м);
Страницы: 1, 2, 3, 4
|