Буксировка рывками используется в случае, когда стягивающее усилие
недостаточно для снятия аварийного судна с мели. При рывке возникают силы
инерции, которые могут многократно превысить разрывную прочность буксирного
троса. Чтобы этого не произошло, необходимо рассчитать допустимую скорость
буксировщика к моменту начала рывка.
Во время разгона до скорости V буксировщик
водоизмещением D накапливает кинетическую энергию:
Ek = DV2/2
которая переходит в потенциальную энергию упругой деформации
буксирного троса Еп:
Еп = lтР2раз/8d2
где lт - длина буксирного троса,
Рpаз - разрывное усилие троса;
d- диаметр
троса;
- упругость
троса ( - 37 кН/мм2 ).
Приравнивая Ек и Еп находим допустимую
скорость буксировщика, при которой усилия в буксирном тросе не превышают половины
его разрывного усилия:
V = √Рраз/2 lт/Dd2
2.10. Снятие с мели устройством
каналов и размывом грунта
Устройство каналов с размывом грунта используется на мягких
грунтах, когда другие способы снятия судна с мели не дали положительных результатов.
Обычно для размыва грунта используются специалюированные
/суда-спасатели, буксиры, ледоколы. Поскольку эффективность размыва находится в
прямой зависимости от уклона гребного вала, на судне-спасателе создается
максимально возможный дифферент на корму. Далее спасатель становится на якоря
на безопасной глубине и заводит на аварийное судно стальные; швартовы. После
обтягивания якорных цепей и швартовых он/дает ход, постепенно увеличивая обороты.
Направление размыва грунта и ширина канала определяются перекладками руля и
разворотами судна-спасателя с помощью якорей и швартовых. Во время работы
промерами периодически контролируются глубины и ведется наблюдение за струей от
винтов. Отсутствие в струе частиц грунта свидетельствует о том, что размыв на
данном участке закончен.
Примечание. Необходимо отметить, что все перечисленные способы снятия
судна с мели в сложных случаях посадки используются комплексно. Например,
производят дифферентовку и частичную разгрузку судна, затем для увеличения стягивающего
усилия заводят якоря. Буксировке судна для снятия с мели другими судами или
спасателями обычно предшествуют все перечисленные ранее способы уменьшения силы
реакции грунта, и в самых неблагоприятных случаях производится образование
канала размывом грунта, если в направлении стягивания имеются недостаточные
глубины. При наличии водотечности корпуса до начала работ по снятию с мели
производится заделка пробоин и откачка воды из затопленных отсеков.
3. РАСЧЕТ КРЕПЛЕНИЯ ПАЛУБНЫХ ГРУЗОВ
Таблица 3.1
Исходные данные для расчетов крепления палубных грузов
|
Исходные данные
|
Вариант 1
|
Вариант 2
|
Вариант 3
|
Перевозится тяжеловес (ящик прямоугольной формы) весом 30 тонн,
размером 5 * 2 * 3 м (длина,высота, ширина),
установленный на палубе вдоль судна между комингсом люка и фальшбортом
|
Максимальный угол крена, °
|
30
|
35
|
35
|
Максимальный угол дифферента, °
|
8
|
9
|
10
|
Период бортовой качки, с
|
20
|
18
|
. 15
|
Период килевой качки, с
|
25
|
30
|
20
|
Высота волны, м
|
5
|
6
|
4
|
Координаты центра тяжести груза, м:
X
Y
Z
|
15
7
12
|
25
7
10
|
30
8
11
|
Допустимая нагруз-ка на палубу, кН/м2
|
45
|
45
|
45
|
Примечание. Номер варианта аналогичен номеру буксирующего судна.
Задания к разд. 3 курсовой работы:
1. Подобрать найтовы для крепления груза.
2. Проверить, является ли достаточной прочность палубы при
перевозке груза во время качки.
Расчет крепления палубного груза выполняется в соответствии с
рекомен-дациями ИМО
В приложении ИМО Кодекса безопасной практики размещения и
крепления груза - «Методы оценки эффективности устройств крепления нестандартных
грузов» - определен следующий порядок расчета сил, действующих на груз.
1. Расчет внешних сил, действующих на груз в продольном,
поперечном и вертикальном направлениях, выполняется по формуле
F(x,y,z) = ma(x,y,z) + Fw(x,y) + Fs(x,y),
где F(x,y,z) - продольные, поперечные и вертикальные
силы;
m - масса
груза;
a(x,y,z) - продольное, поперечное и вертикальное ускорение (табл. 3.2);
Fw(x,y) - продольная и поперечная сила
ветрового давления Рвет, кН,
Рвет = 1,5Sп
где Sn - площадь парусности
груза (соответственно поперечная и продольная).
Fs(x,y) - продольная и поперечная сила удара волн.
2. Расчет силы ударов волн при заливании грузов,
F(x,y) = pS(x,y)
где S(x, у) - площадь заливания поверхности,
перпендикулярная соответственно осям X, Y;
p = 7,4 кН - при высоте
заливания 0,6м;
p = 19,6 кН - при высоте
заливания 1,2м.
Если высота заливания находится в пределах от 0,6 до 1,2м, то
величина p определяется методом линейной
интерполяции.
Таблица3.2
Приведенные величины поперечных ускорений включают
составляющие сил тяжести, килевой качки и подъёма судна на волне параллельно
палубе. Приведенные величины вертикальных ускорений не включают составляющую
статического веса.
Основные данные ускорений рассматриваются применительно к
следующим условиям эксплуатации:
- неограниченный район плавания;
- любое время года;
- длина судна L = 100м;
- эксплуатационная скорость 15 уз;
- отношение B/GM > 13 (В - ширина судна, GM- метацентричес-кая высота).
Для судов, длина которых отличается от 100 м, а скорость - от
15 уз, величины ускорений корректируются коэффициентом, приведенным в табл. 3.3
Таблица 3.3 Коэффициент корректуры ускорений в зависимости от
длины и скорости судна
Скорость, УЗ
|
|
|
|
|
Длина, м
|
|
|
|
|
50
|
60
|
70
|
80
|
90
|
100
|
120
|
140
|
160
|
180
|
200
|
9
|
1,20
|
1,09
|
1,00
|
0,92
|
0,85
|
0,79
|
0,70
|
0,63
|
0,57
|
0,53
|
0,49
|
15
|
1,49
|
1,36
|
1,24
|
1,15
|
1,07
|
1,00
|
0,89
|
0,80
|
0,73
|
0,68
|
0,63
|
18
|
1,64
|
1,49
|
1,37
|
1,27
|
1,18
|
1,10
|
0,98
|
0,89
|
0,82
|
0,76
|
0,71
|
21
|
1,78
|
1,62
|
1,49
|
1,38
|
1,29
|
1,21
|
1,08
|
0,98
|
0,90
|
0,83
|
0,78
|
24
|
1,93
|
1,76
|
1,62
|
1,50
|
1,40
|
1,31
|
1,17
|
1,07
|
0,98
|
0,91
|
0,85
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительно для судов, у которых соотношение B/GM < 13, величины поперечных ускорений исправляются коэффициентом,
приведенным в табл. 3.4.
Таблица 3.4 Коэффиииент короеютюы при B/GM<13
B/GM
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13 и более
|
Верх палубы
|
1,56
|
1,40
|
1,27
|
1,19
|
1,11
|
1,05
|
1,00
|
Низ палубы
|
1,42
|
1,30
|
1,21
|
1,14
|
1,09
|
1,04
|
1,00
|
Твиндек
|
1,26
|
1,19
|
.1,14
|
1,09
|
1,06
|
1,03
|
1,00
|
Трюм
|
1,15
|
1,12
|
1,09
|
1,06
|
1,04
|
1,02
|
1,00
|
3.1. Усилия, возникающие в найтовы
при бортовой качке(Fн)
Под действием опрокидывающих моментов, приведенных на рис.
3.1, составим уравнение моментов относительно точки N
Fн cos*hк + Fн sin * b + Pzb/ 2 = Pyhg +P'yha + P"y hз,
откуда находим
Fн = (Pyhg + P'yhn + P"y hз – 0,5 Pzb)/(bsin + hkcos)
Рис. 3.1. Схема действия сил на палубный груз:
hk - расстояние по вертикали от
палубы до верхней точки крепления найтова;
b - ширина ящика;
hg - расстояние по вертикали от, палубы до середины ящика;
hn - половина высоты площади парусности;
h3 - половина высоты заливания.
Условно можно принять, что hn = h3 = hg равно половине высоты ящика.
Ру- силы инерции и тяжести по оси Y (Pу=m*а(у));
Рх - силы инерции и тяжести по оси Z (Pz=m*a(z));
Р'у - поперечная сила ветрового давления
(Fw(y));
P"у - поперечная сила удара волн (Fs(y)).
Под действием сил, смещающих груз, составляем уравнения сил:
Fy = Ру + Р'у
+ P"у (1) Рz + Fн sin = N; (3)
Fy= Fн cos + Fmp (2) Fmp = fN, (4)
где N - реакция опоры (палубы);
f - коэффициент трения-скольжения. Подставляя значения в уравнения (2) -
(4), получим:
Fy = Fн cos + fPz + fFн sin .
Принимая коэффициент f равным 0,15 (сталь - сталь); 0,5 (сталь -дерево), находим:
Fн = (Fy – fPz)/(cos + fsin)
Из полученных значений Fн выбирается большее, которое и принимается за усилие, возникающее в
найтовых при бортовой качке.
3.2. Усилия, возникающие в найтовых
при килевой качке
Учитывая небольшую по сравнению с бортовой амплитуду килевой
качки, уравнения опрокидывающих моментовй можно не составлять. Необходимо составить только уравнения
сил, смещающих груз аналогично бортовой качке, откуда определяется усилие,
возникающее в найтовых:
Fн1 = (Fx – fPz)/cos + fsin)
где - угол между продольным найтовым и
палубой.
3.3. Расчет крепления груза
Поперечные и продольные найтовы для крепления груза
выбираются в соответствии с ГОСТ 7679-69 по разрывному усилию Fpаз которое
определяется по формуле:
Fpаз = Fнk
где k - коэффициент запаса прочности (для
крепления палубного груза k = 3; для крепления груза в
трюмах k = 2,5).
Если для крепления используется несколько найтовых n, то они выбираются по формуле:
Fpаз = Fнk/n
Дополнительная нагрузка на палубу при обтяжке найтовых
принимается равной 10 -12% от суммарного разрывного усилия всех найтовых.
Страницы: 1, 2, 3
|