выполняется по
формуле:
AB = XAM – XDM + XDE + XBE
Расчет каждого участка выполняется дважды: для Тo = Fг и Тo = Рраз
Если при расчетах получилась величина DE меньше нуля, то это
означает, что вершина цепной линии лежит на участке более
тяжелого троса
(рис. 1.4).
Расчеты такие же, как и в предыдущем случае, но с учетом
того, что
DE - фиктивный участок цепной линии BE.
Рис. 1.4. Неоднородная буксирная линия с вершиной на цепном
участке
2. СНЯТИЕ СУДНА С МЕЛИ
Исходные данные к расчетам по снятию судна с мели
|
|
Исходные данные
|
Судно № 1
|
Судно
№2
|
Судно
№3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Осадка носом до посадки на мель, м
|
7,75
|
7,05
|
6,00
|
Осадка кормой до посадки на мель, м
|
7,85
|
- 7,25
|
6,00
|
Осадка носом после, посадки на мель, м
|
7,10
|
6,50
|
5,25
|
|
Осадка кормой после посадки на мель, м
|
8,20
|
7,30
|
6,40
|
|
Число тонн на 1 сантиметр осадки
|
20
|
16
|
11
|
|
Судно село на мель носовой оконечно-
|
44
|
40
|
36
|
|
стью. Координата X
равнодействующей
|
|
силы реакции грунт, м
|
|
Продольная метацентрическая высота
|
136
|
120
|
100
|
|
Имеется возможность перекачать балласт
|
|
|
|
|
из форпика в ахтергшк, если:
|
|
|
|
|
вес балласта, ф
|
40
|
35
|
30
|
|
координата X форпика, м
|
60
|
50
|
40
|
|
координата X ахтерпиха, м
|
-60
|
-50
|
-40
|
|
Имеется возможность перекачать топли-
|
|
|
|
|
во из носовой цистерны в кормовую,
|
|
|
|
|
если:
|
|
|
|
|
вес топлива, ф
|
30
|
25
|
20
|
|
координата X носовой цистерны, м
|
30
|
30
|
25
|
|
координата X кормовой цистерны, м
|
-30
|
-30
|
-25
|
|
Имеется возможность перенести груз из
|
|
|
|
|
носового трюма в корму, если:
|
|
|
|
|
вес груза, ф
|
40
|
35
|
30
|
|
координата X носового трюма, м
|
50
|
45
|
3-5
|
|
координата X кормового трюма, м
|
-40
|
-35
|
-25
|
|
Примечания: 1. Судно,аналогичное буксируемому судну из разд. 1
«Буксировка судов морем». 2. Пробоин и крена нет.
Задание к разд. 2 курсовой работы:
Оценить возможности снятия судна с мели.
2.1.
Силы, действующие на судно, сидящее на мели
Реакция грунта (сила давления судна на грунт). При посадке на мель
уменьшается осадка судна, т.е. происходит как бы потеря его водоизмещения,
которая приводит к нарушению равновесия между весом судна и силами поддержания
воды.
Величина потерянного водоизмещения D определяется по формуле :
D = q(Tcp – Tcp)= 200(-0,05-(-0,55) =
200*0,6 = 120
где q - число тонн на 1 м осадки
(определяется по грузовой шкале с учетом плотности воды), по условию задания =
20т на 1см = 200т на 1метр осадки.
q = 200т ???
Средняя осадка до посадки на мель рассчитывается по формуле
Тср = (Тн + Тк)/2 = (7,75 –
7,85)/2 = -0,05
где Тн, Тк - соответственно осадки
носом и кормой до посадки на мель.
Средняя осадка после посадки на мель рассчитывается по
формуле.
Т'ср = (Т'н + Т'к)/2 = (7,10
– 8,20)/2 = -0,55
где Т'н, Т'к - осадки носом и кормой,
снятые после посадки на мель.
Реакция грунта R, кН,
рассчитывается по формуле
R=g*D R = ???*120 =
где g - ускорение
свободного падения.
При повреждении корпуса и поступлении воды внутрь судна сила
реакции грунта увеличивается на величину веса влившейся воды.
Сила присасывания грунта - прилипание к корпусу частиц грунта,
создающих тем больший эффект присасывания, чем большей вязкостью обладает
грунт. Наибольшее присасывание наблюдается у вязкой глины.
Сила ударов волн при длительном воздействии приводит к разрушению корпуса. При
снятии с мели, как правило, оказывает положительное влияние, раскачивая корпус
и тем самым уменьшая силу присасывания и силу трения корпуса о грунт.
Сила давления ветра в зависимости от направления ветра увеличивает или
уменьшает тяговое усилие, необходимое для снятия судна с мели.
2.2. Снятие с мели работой машины на
задний ход
Прежде всего необходимо определить:
• стягивающее усилие F, необходимое
для снятия с мели,
F = fR, F = 0.5*???
где f - коэффициент трения
корпуса о грунт (зависит от характера грунта и выбирается из специальной
литературы). Если характер грунта неизвестен, то f принимается равным 0,5;
• силу тяги винта на задний ход Рзх (из паспортной диаграммы тяги или
расчетными методами).
Если стягивающее усилие соизмеримо с силой тяги винта, то
снятие с мели возможно при работе машины на задний ход. В противном случае
необходимо использовать один из методов уменьшения силы реакции грунта:
дифферентование, кренование, частичную разгрузку.
2.3. Снятие с мели дифферентованием
Дифферентование используется при посадке судна на отдельную банку небольших
размеров, когда место касания грунта расположено в оконечностях судна, а под
остальной частью киля имеется достаточный запас глубин. Наиболее простым
способом изменения дифферента является перекачка балласта или топлива из
района посадки в противоположную оконечность.
Первоначально определяется величина потери осадки АБ в месте
соприкосновения с грунтом (рис. 2.1):
Рис. 2.1. Схема
посадки судна на мель
АБ = Тк+(Тн - Тк)(1/2 +xa/L)
где Тн = Тн
-Тн1;
Тк = ТК -Tк1;
ха - абсцисса внешней кромки банки; = ???
L — длина судна между
перпендикулярами;
Тн,Тн1 — осадка носом до и после посадки на
мель;
Тк,Т к1 — осадка кормой до и после посадки на мель.
У судна, находящегося на плаву с осадкой Тн и Тк
в результате продольного перемещения груза массой Р, центр тяжести которого расположен
в точке с абсциссой x1, в точку с абсциссой x2 изменения осадок носом Т'н и кормой Т'к составят:
Т'н = P(x2 – x1)L/2DH; Т'к = P(x2 – x1)L/2DH
где D - водоизмещение при средней осадке,
которую судно имело до посадки на мель;
Н -
продольная метацентрическая высота;
L - длина судна между
перпендикулярами.
Далее с учетом полученных значений Т'н и Т'к определяется величина уменьшения осадки в месте касания грунта аб (рис.
2.2),
аб = Т'к + (Т'н - Т'к)(1/2 + xa/L)
Рис. 2.2, Схема изменения
посадки судна при дифферентовке
Если аб > АБ, то судно после дифферентовки оказывается на
плаву. В противном случае уменьшается значение силы реакции грунта. Новое
значение силы реакции грунта после дифферентовки Rt можно примерно оценить по следующей формуле:
Rд - R (АБ - аб)/АБ
При приемке или снятии груза на судне, находящемся на плаву,
для расчета изменения осадок носом и кормой используются следующие формулы:
Тн =+P(xL/DH+1/q); Тк
=-P(xL/DH-1/q),
где х -
абсцисса центра тяжести груза.
При снятии груза его масса Р вводится со знаком (+), а
водоизмещение судна уменьшается на величину снятого груза и, наоборот, при
приеме груза его масса вводится со знаком (-), а водоизмещение судна
увеличивается на величину принятого груза.
2.4. Снятие с мели кренованнем
Кренование применяется, когда судно село на мель одним бортом, а со
стороны другого борта имеются достаточные глубины. Креновать судно можно
перекачкой топлива, балласта или перемещением груза с борта, находящегося, на
мели, на другой борт до тех пор, пока главная палуба не войдет в воду.
В результате
поперечного перемещения груза массой Р, центр тяжести которого располагается в
точке с ординатой Y1, в точку с ординатой Y2 изменения осадок бортов при
креновании Т'кp составят:
Т'кp = +/- (P(y2 – y1)B)/2Dh
где D - водоюмещениа при средней осадке,
которую судно имело до посадки на мель;
h - поперечная метацентрическая
высота;
В - ширина судна.
ВеличинаТ'кp
будет отрицательной для борта,
находящегося на мели, и положительной - для борта, находящегося на плаву.
Дальнейшие действия аналогичны дифферентовке судна.
2.5. Снятие с мели с использованием
частичной разгрузки
Частичная разгрузка судна применяется при посадке на мель всем
корпусом, а также в случае, когда дифферентовка и кренование судна не дают
положительных результатов. Разгрузка является наиболее эффективной, а иногда и
единственной мерой самостоятельного снятия судна с мели и чаще всего связана с
потерей части груза. Поэтому, принимая решение о частичной разгрузке,
необходимо учитывать, насколько велика опасность гибели судна, если на
получение помощи в ближайшее время нельзя рассчитывать.
При частичной разгрузке определяется масса груза Р, подлежащего
выгрузке, с тем чтобы судно могло самостоятельно сняться с мели работой машины
на задний ход:
P = (F – Pзх)/fg; Рзх = 0,5Рпх
Порядок расчета Рпх = Рео дан в разд.
1 "Буксировка судов морем".
Рис. 2.3.
Каргоплан судна
Абсцисса и ордината центра тяжести снимаемого груза должны
совпадать или находиться близко к абсциссе ХR и ординате YR равнодействующей
силы реакции грунта:
XR = DH/DL(Tн
– Tk); yR = Dh/D * sinкр.
При снятии грузов, расположенных в различных местах (рис.
2.3), координаты их общего центра тяжести определяются из выражений:
X = (p1x1+ p2х2+... + pпхп)/(р1+ p2+... + рп);
Y = (p1y1+ p2y2+... + pпyп)/(р1+ p2+... + рп)
где р1,р2,…рn —массы отдельных грузов;
xn,yn —их координаты.
Примечание. При проведении перечисленных операций необходимо осуществлять
контроль за изменением метацентрической высоты.
При снятии с судна водоизмещением D и осадкой Тср груза массой Рсн с точки (Хсн,
Zсн) величина поперечной
метацентрической высоты h1 определится следующим образом:
h1 = h – Рсн/(D – Рсн)(Тср
– Tср/2 – h – Zсн)
где h - начальная метацентрическая высота, м.
Изменение средней осадки вычисляется по формуле
Тср = Рсн/q
2.6. Использование якорного
устройства при снятии с мели
Для создания дополнительного стягивающего усилия и уменьшения
давления корпуса на грунт при посадке на мель носовой оконечностью судна можно
использовать якорное устройство. Становые якоря при помощи грузовых стрел или
кранов заводятся как можно дальше в корму. Во время снятия с мели сила тяги
брашпиля дополняет силу тяги винта на задний ход. Завозка на шлюпках
стоп-анкеров и верпов, особенно на современных крупнотоннажных судах, обычно не
дает положительных результатов.
2.7. Снятие с мели с помощью других
судов
Буксировка наиболее часто используется для снятия судна с мели с
посторонней помощью. Рассчитывается необходимое стягивающее усилие и если оно
соизмеримо с суммарной силой тяги винтов судов-спасателей, то снятие с мели
возможно буксировкой. По возможности машина аварийного судна должна работать на
задний ход: при этом кроме создания дополнительного стягивающего усилия, из-за
вибрации уменьшается присасывание корпуса к грунту и уменьшается коэффициент
трения корпуса о грунт.
Типичная схема буксировки при стягивании судна с мели
приведена на рис. 2.4.
Рис. 2.4. Схема
расположения спасателей при снятии судна с мели
При такой расстановке (см. рис. 2.4) стягивающее усилие F определяется по формуле:
F = (P1 + Pя1) + (Р2 + Ря2)cos2 + (Р3 + Ря3)cos3 + Рзх
где Р1, Р2, Р3, Рзх - силы тяги винтов судов;
Ря1, Ря2, Ря3 - силы тяги, создаваемые якорными устройствами
судов-спасателей.
2.8. Якорное снабжение морских судов
Масса каждого станового якоря Q, кг, должна быть не менее
Q = kNc,
где к - коэффициент, равный 3,0; 2,75; 2,50 и
2,00,соответственно для судов неограниченного района плавания и ограниченных
районов плавания I, II и ІІІ.
Суммарная длина обеих цепей l2, м, для становых якорей определяется
в виде
l2 =√ 87r 4 Nc
где r - коэффициент, равный 1,00;
0,88; 0,76 и 0,64,соответственно для судов неограниченного района плавания и
ограниченных районов плавания I, II и III.
Полученное по формуле значение длины цепи должно быть
округлено до ближайшего целого числа смычек и равно не менее 200 м для судов
неограниченного района плавания.
Калибр цепей, мм,
d =√ st Nc
где s - коэффициент, равный 1,00; 0,94; 0,88
и 0,82, соответственно для судов неограниченного района плавания и ограниченных
районов плавания I, II и III;
t - коэффициент, равный 1,75; 1,55; 1,35,соответственно для цепей
обыкновенной, повышенной и особой прочности.
2.9. Снятие с мели буксировкой
рывками
Страницы: 1, 2, 3
|