В данной классификации российские гостиницы подразделяются на следующие:
1)
муниципальные;
2)
частные;
3)
ведомственные;
4)
смешанной
собственности;
5)
общественных
организаций;
6)
с
участием иностранного капитала.
2.3. Номерной фонд и классификация
гостиничных номеров
Номерной фонд - совокупность, общее количество номеров (мест) разной
категории в гостиницах, которыми распоряжаются дирекция гостиницы,
менеджмент гостиничной цепи, дирекция по управлению гостиницами, глобальные
системы бронирования и резервирования мест. Номерным фондом управляет
специальная дирекция, которая состоит из службы портье, службы
горничных, службы текущего ремонта, объединенной сервисной группы, службы
безопасности. Руководитель дирекции несет ответственность за оказание основных
гостиничных услуг и поддержание номерного фонда в соответствии с принятыми
стандартами.
Номер -
это помещение, состоящее из одного или нескольких мест проживания,
оборудованных в соответствии с требованиям, предъявляемыми к гостинице данной
категории.
Койко-место - площадь со спальным местом, предназначенная для пользования одним
человеком.
Классификация гостиничных номеров
Гостиничные номера классифицируют по различным основаниям:
·
по
числу мест. Различают
номера одноместные, двухместные, трехместные и т.д. Одноместный номер в
гостинице, мотеле - более дорогая категория размещения одного посетителя.
Двухместный номер предназначен для одновременного проживания двух посетителей.
Здесь могут быть две кровати, стоящие раздельно или рядом, или одна
двуспальная кровать; в последнем случае двухместный номер используется для
размещения супружеских пар;
·
по
количеству комнат. Имеются однокомнатные номера, двухкомнатные, трехкомнатные и т.д.;
·
по
назначению. Различают
номера бизнес-класса, экономкласса, ночера-апартаменты и др.
Номера бизнес-класса предназначены для размещения лиц, пребывающих в деловых
поездках и командировках. В этом случае помимо стандартной обстановки в номерах
должны быть созданы условия для работы (рабочий стол, телефон, факс,
компьютер).
Номера экономического класса - номера для размещения широкого контингента
клиентов. Отличаются скромной, недорогой обстановкой и оборудованием -
минимальным набором необходимых удобств (в номере - кровати, тумбочки, стол,
стулья, шкаф, за пределами номера - душ или ванная, туалет, холодильник, телевизор..
что прежде всего отражается на цене размещения.
Номера-апарmаменmы - двух-, трех-, четырехкомнатные номера, предназначенные, как
правило, для долгосрочного размещения семей. В составе комнат
номера-апартамента обязательно должна быть кухня с необходимым набором бытовой
техники (кофеварка, микроволновая печь, миксер), что позволяет обеспечить
практически домашние условия пребывания.
Люкс-апартаменты - трех-, четырехкомнатные номера жилой площадью не менее 45 кв.
м, в составе которых кухня может отсутствовать. Это наиболее дорогая категория
номеров.
Положением о государственной системе классификации гостиниц и других
средств размещения в РФ установлены следующие категории номеров:
·
сюит - номер в средстве размещения
площадью не менее 75 кв. м, состоящий из трех и более жилых комнат (гостиной
или столовой, кабинета и спальни) с нестандартной широкой двуспальной кроватью
(200х200 см) и дополнительным гостевым туалетом;
·
апартамент
- номер в
средстве размещения площадью не менее 40 кв. м, состоящий из двух и более жилых
комнат (гостиной или столовой, спальни), имеющий кухонное оборудование;
·
люкс - номер в средстве размещения
площадью не менее 35 кв. м, состоящий из двух жилых комнат (гостиной и
спальни); рассчитан на проживание одного-двух человек;
·
студия
-
однокомнатный номер площадью не менее 25 кв. м, с планировкой, позволяющей
использовать часть помещения в качестве гостиной, столовой или кабинета; рассчитан
на проживание одного-двух человек;
·
номер
первой категории - номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с
одной-двумя кроватями, с полным санузлом (ванна или душ, умывальник, унитаз);
рассчитан на проживание одного-двух человек;
·
номер
второй категории - номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с
одной-двумя кроватями, с неполным санузлом (умывальник, унитаз) либо одним
полным санузлом в блоке из двух номеров; рассчитан на проживание одного-двух
человек;
·
номер
третьей категории - номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с
количеством кроватей по числу проживающих, с неполным санузлом (умывальник,
унитаз) либо одним полным санузлом в блоке из двух номеров; рассчитан на
проживание нескольких человек, с площадью из расчета на одного проживающего:
а) 6 кв. м в здании круглогодичного функционирования; б) 4,5 кв. м в зданиях
сезонного Функционирования;
·
номера
четвертой категории - номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой
комнаты с количеством кроватей по числу проживающих, с умывальником; рассчитан
на проживание нескольких человек, с площадью из расчета на одного проживающего:
а) 6 кв. м в здании круглогодичного функционирования; б) 4,5 кв. м в зданиях
сезонного функционирования;
·
номера
пятой категории - номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с
количеством кроватей по числу проживающих, без умывальника (умывальник в
коридоре); рассчитан на проживание нескольких человек, с площадью из расчета на
одного проживающего: а) 6 кв. м в здании круглогодичного функционирования; б)
4,5 кв. м в зданиях сезонного функционирования.
Европейский стандарт классификации номеров
В европейских отелях номера классифицируются следующим образом:
·
double twin - номер с двумя кроватями;
·
extra bed
(или king size) - номер с одной большой кроватью для семейной пары;
·
triple -
номер с двумя кроватями и диваном, на котором может спать ребенок;
·
single -
номер таких же размеров, как и double twin, но с одной кроватью. Иногда одного
клиента вселяют в двухместный номер, в этом случае его плата возрастает на 25
%. Этот вариант называется double for single use;
·
unior suite - двухместный однокомнатный номер
улучшенной планировки;
·
de luхе - такой же номер, но с более дорогой
обстановкой;
·
suite -
номер с гостиной и спальней с мебелью и оборудованием высокого качества;
·
business
- большой номер с компьютером, факсом, пригодный для работы;
·
family
studio - номер для семьи с двумя смежными комнатами;
·
president
- самые роскошные номера гостиницы, имеющие несколько спален, кабинет, два-три
туалета.
Отели обычно предоставляют целый спектр дополнительных услуг (с
прейскурантом - цены на напитки в мини-баре, просмотр телепрограмм и др. -
клиент может ознакомиться предварительно). Чем выше категория отеля, тем
дороже дополнительные услуги.
Заказы выполняет служба «room-service»;
в высококлассных отелях она работает круглосуточно. Наиболее распространены такие
дополнительные услуги:
·
стирка,
надо на специальном бланке отметить, какие операции с бельем будут оплачены
клиентом, взять в шкафу специальный пакет, положить в него белье и заполненный
бланк. Срочная стирка увеличивает тариф в полтора раза;
·
заказ в
номер еды и напитков;
·
просмотр
программ кабельного телевидения. За просмотр телепрограмм в номере
дополнительная плата не взимается, за исключением программ кабельных
каналов. При этом в течение нескольких минут просмотр бесплатный. Затем
трансляция отключается, а на экране телевизора появляется номер, который необходимо
набрать для продолжения трансляции. Последующий просмотр программы платный. Эти
расходы будут добавлены к счету за номер. Иногда паузы между бесплатной и
платной трансляцией нет, и время просмотра всей программы автоматически
включается в счет;
·
пользование
сейфом. В некоторых номерах есть сейф; об условиях пользования сейфом можно
узнать у дежурной.
Номер отеля открывается ключом или с помощью кода. Если клиент их
потерял, он немедленно ставит об этом в известность администрацию отеля.
Международная
классификация.
Кроме
перечисленных выше классификаций гостиниц используют и другие системы их
классификаций, которых на сегодняшний день существует более тридцати.
Самыми
распространенными классификациями являются: система звезд, применяемая во
Франции, в Австрии, Венгрии, Египте, Китае и ряде других стран; система букв,
используемая в Греции; система «корон», характерная для Великобритании; система
разрядов и другие.
В настоящее время
в мире наиболее распространенной системой классификации является Французская
национальная система. Она устанавливает для туристских отелей шесть категорий,
среди которых пять с присвоением определенного количества звезд (1*, 2*, 3*,
4*, 5*).
Минимальные
требования на присвоение одной из категории:
- количество
комнат;
- общие
помещения;
- оборудование
отеля;
- комфортность
жилья;
- обслуживания;
- доступность
инвалидам и лицам с ограниченной подвижностью.
По типу
французской классификации в Европейских странах выделяется немецкая
классификация, согласно которой, гостиничные предприятия делятся на 5 классов.
Туристский класс – 1*; стандартный класс- 2**; комфортный класс - 3***; первый
класс – 4****; люкс – 5*****.
Кроме
традиционных звезд существуют системы «букв» и «корон». В Греции пользуется
популярностью буквенная система классификации, хотя на фасадах гостиниц можно
увидеть и привычные звезды. Все греческие гостиницы делятся на четыре
категории: A, B, C, D. Гостиницы категории A соответствуют четырехзвездочному
уровню, B – трехзвездному, C – двухзвездному. Гостиницам высшей категории в
Греции нередко присуждается категория «de Luxe».
На наш взгляд,
классификация английских гостиниц достаточно сложна. Как правило, на фасаде
гостиниц изображены не звезды, а короны. Чтобы перевести категорию гостиницы с
«языка корон» на «звездный», необходимо от общего числа корон отнять одну.
Но наиболее
правильной считается классификация, предложенная Ассоциацией британских
турагентств:
- бюджетные
гостиницы (1 звезда) расположены в центральной части города и имеют минимум
удобств;
- гостиницы
туристского класса (2 звезды) располагают баром и рестораном;
- гостиницы
среднего класса (3 звезды) имеют достаточно высокий уровень обслуживания;
- гостиницы
первого класса (4 звезды) предлагают очень высокое качество проживания и
отличный уровень обслуживания;
- гостиницы
высшей категории (5 звезд) имеют уровень обслуживания и проживания
экстракласса.
Классификация
итальянских гостиниц достаточно запутанная, официальной «звездной» шкалы в
стране нет. Согласно принятым в Италии нормам, гостиницы классифицируются на
три категории: первую категорию условно можно отнести к четырехзвездной; вторую
категорию – к трехзвездной, третью категорию – к двухзвездной.
В Испании также
существует градация средств размещения по категориям:
- гостиницы – пяти
категорий от 1 до 5 звезд;
- дома
гостиничного типа, бунгало, апартаменты и др. – от 1 до 4 звезд;
- постоялые дворы
– от 1 до 3 звезд;
- пансионы – трех
категорий.
Кроме того, в
Испании существуют государственные предприятия приема туристов, находящиеся в
подчинении у Государственного министерства по туризму. К ним относятся старые
крепости, замки, дворцы, которые оборудованы как отели «люкс».
Таким образом,
для каждой страны характерна своя классификация гостиниц и гостиницы,
относящиеся к одной категории, но расположенные в разных странах, имеют
существенные различия.
В связи с тем,
что практическая часть нашего исследования посвящена российской гостинице, то
мы посчитали нужным более подробно рассмотреть особенности классификации
гостиниц в РФ.
2.4. Требования
к гостиницам и другим средствам размещения различных категорий
Т а б л и ц а
1.
Требования
|
Категории
|
|
★★
|
★★★
|
★★★★
|
1. Здание и прилегающая к нему территория
|
Вывеска:
·
освещаемая
или светящаяся
|
+
|
+
|
+
|
Вход для гостей:
|
|
|
|
·
отдельный
от служебного входа
|
|
+
|
+
|
·
с
козырьком для защиты от атмосферных осадков на пути от автомобиля
|
|
|
+
|
·
воздушно-тепловая
завеса
|
|
|
+
|
·
в
ресторан (кафе, бар и т.п.) из средства размещения
|
+
|
+
|
+
|
2. Техническое оборудование
|
Аварийное
освещение и энергоснабжение:
|
|
|
|
·
аварийное освещение (аккумуляторы, фонари)
|
+
|
+
|
+
|
·
стационарный генератор, обеспечивающий основное
освещение и работу основного оборудования (в том числе лифтов) в течение не
менее 24 часов
|
|
+
|
+
|
Водоснабжение:
|
|
|
|
·
горячее,
холодное
|
+
|
+
|
+
|
·
горячее от резервной системы ГВС на время аварии,
профилактических работ
|
|
+
|
+
|
·
установка по обработке воды с целью обеспечения ее
пригодности для питья
|
|
|
+
|
·
наличие
бутилированной питьевой воды в номере (бесплатно)
|
+
|
+
|
|
Кондиционирование воздуха во всех помещениях круглогодично
|
|
|
+
|
Внутреннее радиовещание с возможностью радиотрансляции во всех
помещениях, включая лифты
|
|
|
+
|
Лифт в
здании:
|
|
|
|
·
более 5 этажей
|
+
|
|
|
·
более трех этажей
|
|
+
|
|
·
более двух этажей
|
|
|
+
|
·
служебный, грузовой (или грузоподъемник)
|
|
|
+
|
Время
ожидания лифта (при наличии):
|
|
|
|
·
не более 45 сек.
|
|
+
|
|
·
не более 30 сек.
|
|
|
+
|
Круглосуточная
работа лифта (при наличии)
|
+
|
+
|
+
|
Телефонная
связь из номера:
|
|
|
|
·
внутренняя в 100% номеров
|
+
|
|
|
·
внутренняя и городская в 100% номеров
|
|
+
|
|
·
внутренняя, городская, междугородная и международная в
100% номеров
|
|
+
|
|
·
Телефоны коллективного пользования в общественных
помещениях (вестибюле) в кабине или под акустическим колпаком:
|
·
|
·
|
·
|
·
городской, междугородный
|
+
|
|
|
·
городской, междугородный,
международный
|
|
+
|
+
|
3. Номерной фонд
|
Мест в одно/двухместных номерах не менее:
|
80%
|
+
|
|
|
·
100%
|
|
+
|
+
|
Многокомнатные
номера или номера, которые могут быть соединены
|
|
+
|
|
Многокомнатные
номера
|
|
|
+
|
Площадь номера должна позволять гостю свободно, удобно и безопасно
передвигаться и использовать все оборудование и мебель
|
+
|
+
|
+
|
Площадь номера (не учитывая площадь санузла, лоджии, балкона), м2
не менее
|
|
|
|
однокомнатного одноместного
|
однокомнатного двухместного
|
|
|
|
9
|
12
|
+
|
+
|
|
12
|
15
|
|
|
+
|
Номера,
предназначенные для приема большего числа гостей, должны иметь площадь,
определяемую из расчета на каждого проживающего, м2 не менее:
|
|
|
|
- 6 ‑
для средств размещения круглогодичного функционирования;
|
+
|
|
|
- 4,5 ‑
для средств размещения сезонного функционирования
|
+
|
|
|
Санузел в
номере (умывальник, унитаз, ванна или душ):
|
|
|
|
·
не менее 50% номеров
|
+
|
|
|
·
100% номеров
|
|
+
|
+
|
Площадь
санузла , м2 не менее:
|
|
|
|
·
2,5
|
+
|
+
|
|
·
3,8
|
|
|
+
|
4. Техническое оснащение
|
Охранная сигнализация, электронные замки или видеокамеры в коридорах
|
|
|
+
|
Звукоизоляция:
повышенная, обеспечивающая уровень
шума менее 35 ДБ
|
|
|
+
|
Отопление
|
+
|
+
|
+
|
Вентилятор (в
районах с жарким климатом)
|
+
|
+
|
|
Термостат для
индивидуальной регулировки температуры
|
|
+
|
+
|
5. Санитарные объекты общего пользования
|
Туалеты:
·
общий
туалет из расчета один на 20 человек, проживающих в номерах без туалета, но
не менее двух на этаж
|
+
|
|
|
·
вблизи
общественных помещений
|
+
|
+
|
+
|
Оборудование
туалетов: туалетные кабины, умывальник с зеркалом, электророзетка, туалетная
бумага, мыло, махровые или бумажные полотенца (или электрополотенце), крючки
для одежды, корзина для мусора
|
+
|
+
|
+
|
Ванная или
душевая общего пользования из расчета одна на 20 человек, проживающих в
номерах без ванны или душа
|
+
|
|
|
Оборудование
ванных комнат/душевых: ванны, душевые кабины, туалетная кабина, умывальник с
зеркалом и полкой для туалетных принадлежностей, крючки для одежды, корзина
для мусора
|
+
|
|
|
6. Общественные помещения
|
Общественные помещения должны иметь
мебель и другое оборудование,
соответствующее
функциональному назначению помещения
|
+
|
+
|
+
|
Площадь холла не менее :
|
|
|
|
·
20 м2
плюс по 1 м2 из расчета на каждый номер, начиная с 21-го,
максимальная площадь может не превышать 40 м2
|
+
|
|
|
·
30 м2
плюс по 1 м2 из расчета на каждый номер, начиная с 21-го,
максимальная площадь может не превышать 80 м2
|
|
+
|
|
·
30 м2
плюс по 1 м2 из расчета на каждый номер, начиная с 21-го,
максимальная площадь может не превышать 120 м2
|
|
|
+
|
Служба приема и
размещения с зоной для отдыха и ожидания
|
+
|
|
|
Служба приема и
размещения с зоной для отдыха и ожидания с соответствующей мебелью (кресла,
диваны, стулья, журнальные столики), с газетами, журналами
|
|
+
|
+
|
·
с
подачей напитков и музыкальным вещанием
|
|
|
+
|
Ковры, ковровое
или иное напольное покрытие в зоне отдыха
|
|
+
|
+
|
Декоративное
озеленение, художественные композиции, музыкальное вещание
|
|
+
|
+
|
Индивидуальные
сейфовые ячейки для хранения ценностей гостей
|
|
+
|
+
|
Гардероб вблизи
общественных помещений
|
|
|
+
|
Вешалки в холле
и в общественных помещениях
|
+
|
+
|
+
|
Помещение
(часть помещения) для просмотра телепередач
|
+
|
|
|
Бизнес-центр
(электронные средства связи, копировальная техника, помещения для
переговоров, компьютеры)
|
|
|
+
|
Спортивно-оздоровительный
центр с тренажерным залом
|
|
|
+
|
Плавательный
бассейн или сауна с мини-бассейном
|
|
|
+
|
Ковровое
покрытие (ковры) в коридорах
|
|
+
|
+
|
Магазины и
торговые киоски
|
|
|
+
|
7. Помещение для предоставление услуг питания
|
Ресторан или
другие типы предприятий питания
|
+
|
+
|
|
Ресторан
|
|
|
|
·
несколько
залов
|
|
|
+
|
·
банкетный
зал (залы), возможен трансформируемый в конференц-зал
|
|
|
+
|
·
ночной
клуб (бар)
|
|
|
+
|
Кафе/бар
|
|
|
+
|
8. Услуги
|
Служба приема - круглосуточный
прием
(В домах отдыха, пансионатах
и аналогичных средствах размещения допускается наличие службы приема, с
которой можно связаться круглосуточно.
Для средств размещения с оказанием
оздоровительных услуг допускается замена ночных дежурных медработниками,
оказывающими неотложную медицинскую помощь)
|
+
|
+
|
+
|
Вручение
корреспонденции гостям
|
+
|
+
|
+
|
Служба поиска
проживающих
|
|
|
+
|
Швейцар
|
|
|
+
|
Поднос багажа (из машины в номер и
из номера в машину) круглосуточно:
|
|
|
|
·
обязательно
|
|
|
+
|
·
по
просьбе
|
+
|
+
|
|
Утренняя
побудка (по просьбе)
|
+
|
+
|
+
|
Ежедневная
уборка номера горничной, включая заправку постелей
|
+
|
+
|
+
|
Вечерняя
подготовка номера
|
|
|
+
|
Смена постельного белья:
|
|
|
|
·
один
раз в три дня
|
+
|
+
|
|
·
ежедневно
|
|
|
+
|
Смена полотенец:
|
|
|
|
·
один
раз в три дня
|
+
|
|
|
·
ежедневно
|
|
+
|
+
|
Стирка и
глажение:
|
|
|
|
·
исполнение
в течение суток
|
|
+
|
+
|
·
экспресс-обслуживание
|
|
|
+
|
Глажение:
|
|
|
|
·
исполнение
в течение 1 часа
|
|
|
+
|
·
предоставление
утюга, гладильной доски
|
+
|
+
|
|
Химчистка:
|
|
|
|
·
исполнение
в течение суток
|
|
+
|
|
·
экспресс-обслуживание
|
|
|
+
|
Мелкий
ремонт одежды
|
|
+
|
+
|
Автомат для чистки обуви
|
|
+
|
+
|
Почтовые
и телеграфные услуги
|
|
+
|
+
|
Отправление и доставка
корреспонденции, телексов/телефаксов
|
|
|
+
|
Хранение ценностей в сейфе
администрации
|
+
|
+
|
+
|
Хранение
багажа
|
+
|
+
|
+
|
Обмен
валюты или прием платежей по кредитным картам
|
|
+
|
+
|
Организация встреч и проводов (в аэропорту,
на вокзале и т.д.)
|
|
|
+
|
Вызов
такси
|
|
+
|
+
|
Аренда
(прокат) автомашины
|
|
|
+
|
Бронирование и/или продажа билетов
на различные виды транспорта
|
|
+
|
+
|
Бронирование и/или продажа билетов
в театры, на спортивные, зрелищные мероприятия
|
|
|
+
|
Туристские услуги:
|
|
|
|
·
туристская
информация
|
+
|
+
|
+
|
·
экскурсии,
гиды-переводчики
|
|
|
+
|
Медицинские услуги:
вызов скорой помощи,
пользование аптечкой
|
+
|
+
|
+
|
9. Услуги питания
|
Обслуживание:
|
|
|
|
·
возможность
выбора любого из вариантов предоставляемого питания (завтрак, двухразовое,
трехразовое питание)
|
|
+
|
+
|
·
предоставление
завтрака (7.00-10.00)
|
+
|
+
|
+
|
·
круглосуточное
предоставление услуг питания
|
|
|
+
|
Обслуживание в номере:
|
|
|
|
·
в часы
завтрака
|
|
+
|
|
·
круглосуточно
|
|
|
+
|
·
меню
завтрака в номере
|
|
+
|
+
|
10. Требования к персоналу и его подготовке
|
Письменные стандарты для персонала,
фиксирующие функциональные обязанности и установленные правила работы
|
+
|
+
|
+
|
Квалификация: руководители и
персонал должны соответствовать квалификационным требованиям (профессиональным
стандартам) к основным должностям работников туристской индустрии – сектор
«Гостиницы»
|
+
|
+
|
+
|
Внешний вид персонала:
Форменная одежда, служебные значки
|
+
|
+
|
+
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|