Меню
Поиск



рефераты скачать Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества: состояние и проблемы их эффекимвного использования в...

Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества: состояние и проблемы их эффекимвного использования в...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА:

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1.         Понятие, структура и показатели трудового потенциала

1.1.         Понятие трудового потенциала

1.2.          Трудовой потенциал работника

1.3.          Трудовой потенциал предприятия        

1.4.         Трудовой потенциал общества

1.5.         Компоненты деятельности человека

Глава 2.         Трудовые ресурсы общества

2.1.          Понятие трудовых ресурсов        

2.2.          Возрастные границы трудовых ресурсов       

2.3.          Измерение трудовых ресурсов

2.4.         Показатели эффективности: продуктивность и рентабельность

   труда

Глава 3.         Проблемы эффективного использования трудовых ресурсов в России

3.1.         Качество трудовой жизни

3.2.         Проблема отношений рынка труда и системы образования. Подбор квалифицированного персонала

3.3.         Россия как перспективный рынок для поиска трудовых ресурсов (executive search)       

Заключение

Список литературы     

ВВЕДЕНИЕ

 

Трудовой потенциал и трудовые ресурсы общества в системе экономических ресурсов


Принято выделять четыре вида экономических ресурсов: земля, труд, капитал и предпринимательские способности. Эти виды ресурсов иногда называют также факторами производства. Термин земля в экономической теории означает природные ресурсы, т.е. площадь, расположение и плодородие земли, по­лезные ископаемые, климат, лес, запасы воды, гидроэнергии и т. и. Однако природные ресурсы играют не только пассивную роль источника сырья и энергии. Благодаря особым физико-химичес­ким и биологическим свойствам земля является активным ресур­сом, обеспечивающим возможность многократного возрастания стоимости продукции по сравнению с величиной издержек (на­пример, колос, вырастающий из одного зерна). Таким образом, земля — эти один из важных источников "чистого продукта", т.е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.

Труд как экономический ресурс обычно характеризуется численностью работников, их квалификацией, длительностью и интенсивностью выполнения производственных функций. За­траты труда принято оценивать количеством отработанных че­ловеко-часов и расходами на персонал, включающими зара­ботную плату и социальные выплаты.

Капитал характеризуется техническими и экономически­ми показателями оборудования, инструментов, материалов и т. п. Деньги не считаются экономическим ресурсом, так как они не участвуют в производственном процессе (в отличие от зем­ли, труда и оборудования).

Многие авторы выделяют предпринимательские способ­ности, или предприимчивость, как отдельный вид экономи­ческих ресурсов. Способности предпринимателя проявляются в рациональном использовании труда, земли и капитала, уме­нии находить и применять новые научные, технические, орга­низационные, художественные, коммерческие идеи. Предпри­нимательская деятельность осуществляется в условиях значи­тельной неопределенности, объективно обусловленной изме­нениями в потребностях людей и рыночной конъюнктурой.

При использовании экономических ресурсов их собствен­ники получают доходы в виде ренты (от земли), заработной платы (от труда), процента (от капитала) и прибыли (от пред­принимательских способностей).

Существующая классификация экономических ресурсов не учитывает ряда важных факторов, определяющих результаты производственной деятельности. Прежде всего это относится к ресурсам труда, которые не сводятся к затратам рабочего вре­мени и расходам на персонал. Кроме того, предпринимательс­кие способности — это лишь один из видов творческих способ­ностей человека. Вследствие указанных недостатков традици­онной схемы классификации экономических ресурсов при обо­сновании их структуры целесообразно исходить из компонент трудового потенциала: здоро­вье, нравственность, творческий потенциал, активность (пас­сионарность), организованность, образование, профессиона­лизм, ресурсы рабочего времени. Эти компоненты могут отно­ситься как к отдельному человеку, так и к различным эконо­мическим системам.

Во всем мире пришли к признанию, что главной производитель­ной силой является человек. Каждый работник, отдельные группы и общество в целом располагают возможностями и способностями осу­ществлять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность.

Каждая из компонент трудового потенциала является от­носительно самостоятельным видом экономических ресурсов. До последнего времени основное снимание уделялось ресур­сам рабочего времени (численности персонала). Однако раз­витие современного производства определяется в первую оче­редь такими ресурсами, как творческий потенциал, актив­ность, образование и профессионализм. Все более осознается роль нравственности как важного экономического ресурса. Эта роль обусловлена прежде всего огромными потерями от пре­ступности, которые несут практически все страны, в том числе и Россия.

Таким образом, экономические ресурсы — это компонен­ты природы, трудового потенциала и средств производства, определяющие возможности выпуска продукции. Поэтому трудовой потенциал общества и трудовые ресурсы общества очень важны для экономического развития. Именно о них в дальнейшем и пойдет речь.

Глава 1. Понятие, структура и показатели трудового потенциала

1.1 Понятие трудового потенциала


Обобщающим показателем процесса становления и развития чело­века в трудовой деятельности является трудовой потенциал общества. Словом «потенциал» обычно обозначают средства, запасы, источники, которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, группы лиц, общества в конкретной обстановке.

Во всем мире пришли к признанию, что главной производитель­ной силой является человек. Каждый работник, отдельные группы и общество в целом располагают возможностями и способностями осу­ществлять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность.

Термин «потенциал» был введен в научный оборот 10—15 лет назад. Трактовка данного термина означает наличие у кого-либо (отде­льно взятого человека, первичного трудового коллектива, общества в целом) скрытых, еще не проявивших себя возможностей или способ­ностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности. Определяя данную экономическую категорию, следует иметь в виду, что потенци­ал (экономический, производственный, трудовой) представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени.

Возможности людей по осуществлению в процессе общественно полезной деятельности широкого комплекса функций (производст­венных, организационно-управленческих, общественно-политиче­ских и др.) определяются качествами человека как:

• специфического (трудового) ресурса и основы производства (ка­чествами индивида как части населения);

• главной производительной силы и субъекта производственных отношений (качествами индивида как работника — носителя способ­ности к труду, создателя материальных и духовных благ);

• члена общества (качества индивида как социально формируемой личности, члена ассоциации трудящихся, участника управления госу­дарственными делами).

В силу этого совокупная способность к труду, определяющая меру возможного участия любого человека в общественно полезной деятель­ности, может быть охарактеризована не только со стороны психофизио­логической пригодности и профессиональной подготовленности к вы­полнению конкретных трудовых функций, но и по времени и затратам труда, а также по степени гражданской и духовной зрелости личности.

Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:

• первый уровень, отражающий прошлое, т.е. представляющий собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее ста­новления и обусловливающих ее возможность функционирования и развития;

• второй уровень, характеризующий настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей;

• третий уровень, ориентированный на развитие: в процессе тру­довой деятельности работник не только реализует свои способности,. но и приобретает новые навыки.


1.2. Трудовой потенциал работника


Трудовой потенциал личности формируется под воздействием та­ких качеств, как умение и желание трудиться, инициативность в труде и хозяйственная предприимчивость, творческая активность и др.

Таким образом, можно говорить о трудовом потенциале отдельного человека, предприятия, города, области, всего общества, поскольку он представляет собой совокупность всех способностей человека к труду.

Исходной структурообразующей единицей трудового потенциала является трудовой потенциал работника (личности), составляющий основу формирования трудовых потенциалов более высоких структур­ных уровней.

Кроме того, следует учитывать два важных обстоятельства. Во-пер­вых, до момента занятости человека трудом говорить о его рабочей силе можно лишь условно как о физической и духовной трудоспособ­ности вообще, как о возможном потенциальном трудовом вкладе. Во-вторых, результат использования индивидуальной рабочей силы — это реальный трудовой вклад работника, он выражается в конкретном продукте, а также в определенном уровне эффективности труда, до­стигнутом работником.

Трудовой потенциал работника не является величиной постоян­ной, он непрерывно изменяется. Трудоспособность человека и накап­ливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способно­сти работника возрастают по мере развития и совершенствования зна­нии и навыков, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здо­ровья работника, ужесточается режим труда и т.п.

Трудовой потенциал работника включает:

• психофизиологический потенциал — способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.;

• квалификационный потенциал — объем, глубину и разносто­ронность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определенного со­держания и сложности;

• личностный потенциал — уровень гражданского сознания и со­циальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда.

Трудовой потенциал работника зависит от степени взаимного со­гласования в развитии психофизиологического, квалификационного и личностного потенциалов.

1.3. Трудовой потенциал предприятия


Применительно к предприятию трудовой потенциал представляет собой предельную величину возможного участия работников в произ­водстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня про­фессиональных знаний, накопленного опыта при наличии необходи­мых организационно -технических условий.

Трудовой потенциал предприятия как система всегда больше сум­мы составляющих ее частей — индивидуальных трудовых потенциалов отдельных работников. Уже само объединение работников в единый и планомерно организованный процесс труда порождает эффект кол­лективного труда, который превосходит сумму сил работников, дейст­вующих индивидуально.

Таким образом, если совокупность физических и духовных способ­ностей человека является основой трудового потенциала личности, то производительная сила,  возникающая благодаря совместной деятельности различных индивидов, составляет основу трудового потен­циала коллектива предприятия. При этом необходимо учитывать, что трудовые коллективы обладают разными потенциалами в зависимости от территориального расположения предприятия, отраслевой принадлежности, размеров производства, половозрастной структуры и др. Кроме того, каждое предприятие имеет свои особенности формирования кол­лектива, трудовые традиции, взаимоотношения между работниками.

Структура трудового потенциала предприятия представляет собой соотношение различных демографических, социальных, функцио­нальных, профессиональных и других характеристик групп работни­ков и отношений между ними.

В трудовом потенциале предприятия можно выделить следующие компоненты: кадровый, профессиональный, квалификационный и организационный.

Кадровая составляющая включает: квалификационный потенциал (профессиональные знания, умения и навыки) и образовательный по­тенциал (познавательные способности).

Профессиональная структура коллектива связана с изменениями в содержании труда под влиянием НТП, который обусловливает появле­ние новых и отмирание старых профессий, усложнение трудовых опе­раций.

Квалификационная структура определяется качественными изме­нениями в трудовом потенциале (рост умений, знаний, навыков) и от­ражает прежде всего изменения в его личностной составляющей.

Организационная составляющая трудового потенциала предприятия включает высокую организацию и культуру труда, находя свое вы­ражение в четкости, ритмичности, согласованности трудовых усилий и 'высокой степени удовлетворенности работников своим трудом.

Организационная составляющая трудового потенциала во многом определяет эффективность функционирования трудового коллектива как системы в целом и каждого работника в отдельности и с этих пози­ций непосредственно связана с эффективным использованием трудо­вого потенциала.

1.4. Трудовой потенциал общества


Общественный трудовой потенциал, аккумулирующий и синтези­рующий совокупные способности к общественно полезной деятельно­сти трудоспособного населения, представляет собой конкретную фор­му материализации человеческого фактора, показатель уровня разви­тия и границы созидательной активности трудящихся масс.

В количественном отношении общественный трудовой потенциал характеризует возможности общества по привлечению к общественному, труду населения разного пола и возраста (мужчин и женщин рабочего, дорабочего и послерабочего возрастов), В качественном отношении трудо­вой потенциал общества — это его реальные возможности по реализации через участие в общественно полезном труде всего многообразия личных способностей и качеств: знаний, умений и навыков, приобретаемых людьми в процессе воспитания, подготовки к труду, непосредственно трудовой деятельности, переобучения и повышения квалификации.

Он является производным от уровня развития производительных сил и состояния здоровья населения, от содержания общего и специ­ального образования, профессиональной подготовки, нравственного воспитания, отражающих цели, конечную направленность и социаль­но-экономические условия формирования личности.

Потенциал общества зависит от качественных характеристик сово­купной рабочей силы, определяющих уровень развития способностей к труду (профессионального мастерства, интеллекта, творческой активно­сти, мобильности) и специфику важнейших социально формирующих черт членов общества (ответственности, исполнительности, дисципли­нированности, инициативности, организаторских способностей и др.).

При определении величины потенциала и его использования важ­но правильно выбрать показатель измерения. В качестве основного показателя объема применяется численность, а показателя использования — человекогод. Исследования показывают, что разница в оцен­ке затрат труда в промышленности страны по величине отработанных человекочасов и среднесписочной численности работников находится в пределах 15%. Следовательно, показатель среднесписочной числен­ности работников, являющийся переменной величиной, не может быть эталоном при оценке величины потенциала, поэтому при анализе динамики его можно применять только с поправочными коэффициен­тами. А поскольку такие коэффициенты разработать очень трудно, не­обходимо найти новый объемный показатель.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.