Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества: состояние и проблемы их эффекимвного использования в...
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА:
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ЭФФЕКТИВНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава
1.
Понятие, структура и показатели трудового
потенциала
1.1.
Понятие трудового потенциала
1.2.
Трудовой потенциал работника
1.3.
Трудовой потенциал предприятия
1.4.
Трудовой потенциал общества
1.5.
Компоненты деятельности человека
Глава
2.
Трудовые ресурсы общества
2.1.
Понятие трудовых ресурсов
2.2.
Возрастные границы трудовых ресурсов
2.3.
Измерение трудовых ресурсов
2.4.
Показатели эффективности: продуктивность и
рентабельность
труда
Глава
3.
Проблемы эффективного использования трудовых
ресурсов в России
3.1.
Качество трудовой жизни
3.2.
Проблема отношений рынка труда и системы
образования. Подбор квалифицированного персонала
3.3.
Россия как перспективный рынок для поиска трудовых
ресурсов (executive search)
Заключение
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Трудовой потенциал
и трудовые ресурсы общества в системе экономических
ресурсов
Принято выделять четыре вида
экономических ресурсов: земля, труд, капитал и предпринимательские способности.
Эти виды ресурсов иногда называют также факторами производства. Термин земля
в экономической теории означает природные ресурсы, т.е. площадь,
расположение и плодородие земли, полезные ископаемые, климат, лес, запасы
воды, гидроэнергии и т. и. Однако природные ресурсы играют не только пассивную
роль источника сырья и энергии. Благодаря особым физико-химическим и
биологическим свойствам земля является активным ресурсом, обеспечивающим
возможность многократного возрастания стоимости продукции по сравнению с
величиной издержек (например, колос, вырастающий из одного зерна).
Таким образом, земля — эти один из важных источников "чистого
продукта", т.е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.
Труд как экономический ресурс обычно характеризуется численностью работников, их
квалификацией, длительностью и интенсивностью выполнения производственных
функций. Затраты труда принято оценивать количеством отработанных человеко-часов
и расходами на персонал, включающими заработную плату и социальные выплаты.
Капитал характеризуется техническими и экономическими показателями
оборудования, инструментов, материалов и т. п. Деньги не считаются
экономическим ресурсом, так как они не участвуют в производственном процессе (в
отличие от земли, труда и оборудования).
Многие авторы выделяют предпринимательские
способности, или предприимчивость, как отдельный вид экономических
ресурсов. Способности предпринимателя проявляются в рациональном использовании
труда, земли и капитала, умении находить и применять новые научные,
технические, организационные, художественные, коммерческие идеи. Предпринимательская
деятельность осуществляется в условиях значительной неопределенности,
объективно обусловленной изменениями в потребностях людей и рыночной
конъюнктурой.
При использовании экономических
ресурсов их собственники получают доходы в виде ренты (от земли), заработной
платы (от труда), процента (от капитала) и прибыли (от предпринимательских
способностей).
Существующая классификация
экономических ресурсов не учитывает ряда важных факторов, определяющих
результаты производственной деятельности. Прежде всего это относится к ресурсам
труда, которые не сводятся к затратам рабочего времени и расходам на персонал.
Кроме того, предпринимательские способности — это лишь один из видов творческих
способностей человека. Вследствие указанных недостатков традиционной схемы
классификации экономических ресурсов при обосновании их структуры
целесообразно исходить из компонент трудового потенциала: здоровье,
нравственность, творческий потенциал, активность (пассионарность), организованность,
образование, профессионализм, ресурсы рабочего времени. Эти компоненты могут
относиться как к отдельному человеку, так и к различным экономическим
системам.
Во всем мире пришли к признанию, что главной
производительной силой является человек. Каждый работник, отдельные группы и
общество в целом располагают возможностями и способностями осуществлять и
совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность.
Каждая из компонент трудового потенциала является относительно
самостоятельным видом экономических ресурсов. До последнего времени основное
снимание уделялось ресурсам рабочего времени (численности персонала). Однако
развитие современного производства определяется в первую очередь такими
ресурсами, как творческий потенциал, активность, образование и
профессионализм. Все более осознается роль нравственности как важного
экономического ресурса. Эта роль обусловлена прежде всего огромными потерями от
преступности, которые несут практически все страны, в том числе и Россия.
Таким образом, экономические ресурсы
— это компоненты природы, трудового потенциала и средств производства,
определяющие возможности выпуска продукции. Поэтому трудовой потенциал общества
и трудовые ресурсы общества очень важны для экономического развития. Именно о
них в дальнейшем и пойдет речь.
Глава 1. Понятие, структура
и показатели трудового потенциала
1.1
Понятие трудового потенциала
Обобщающим показателем процесса становления и
развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал
общества. Словом «потенциал» обычно обозначают средства, запасы, источники,
которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, группы
лиц, общества в конкретной обстановке.
Во всем мире пришли к признанию, что главной
производительной силой является человек. Каждый работник, отдельные группы и
общество в целом располагают возможностями и способностями осуществлять и
совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность.
Термин «потенциал» был введен в научный оборот
10—15 лет назад. Трактовка данного термина означает наличие у кого-либо (отдельно
взятого человека, первичного трудового коллектива, общества в целом) скрытых,
еще не проявивших себя возможностей или способностей в соответствующих сферах
их жизнедеятельности. Определяя данную экономическую категорию, следует иметь в
виду, что потенциал (экономический, производственный, трудовой) представляет
собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и
времени.
Возможности людей по осуществлению в процессе
общественно полезной деятельности широкого комплекса функций (производственных,
организационно-управленческих, общественно-политических и др.) определяются
качествами человека как:
• специфического (трудового) ресурса и основы
производства (качествами индивида как части населения);
• главной производительной силы и субъекта
производственных отношений (качествами индивида как работника — носителя способности
к труду, создателя материальных и духовных благ);
• члена общества (качества индивида как
социально формируемой личности, члена ассоциации трудящихся, участника
управления государственными делами).
В силу этого совокупная способность к труду,
определяющая меру возможного участия любого человека в общественно полезной
деятельности, может быть охарактеризована не только со стороны психофизиологической
пригодности и профессиональной подготовленности к выполнению конкретных
трудовых функций, но и по времени и затратам труда, а также по степени
гражданской и духовной зрелости личности.
Потенциал, выступая в единстве пространственных
и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей
и отношений:
• первый уровень, отражающий прошлое, т.е.
представляющий собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее
становления и обусловливающих ее возможность функционирования и развития;
• второй уровень, характеризующий настоящее с
точки зрения практического применения и использования наличных способностей;
• третий уровень, ориентированный на развитие: в
процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои способности,.
но и приобретает новые навыки.
1.2.
Трудовой потенциал работника
Трудовой потенциал личности формируется под
воздействием таких качеств, как умение и желание трудиться, инициативность в
труде и хозяйственная предприимчивость, творческая активность и др.
Таким образом, можно говорить о трудовом
потенциале отдельного человека, предприятия, города, области, всего общества,
поскольку он представляет собой совокупность всех способностей человека к
труду.
Исходной структурообразующей единицей трудового
потенциала является трудовой потенциал работника (личности), составляющий
основу формирования трудовых потенциалов более высоких структурных уровней.
Кроме того, следует учитывать два важных
обстоятельства. Во-первых, до момента занятости человека трудом говорить о его
рабочей силе можно лишь условно как о физической и духовной трудоспособности
вообще, как о возможном потенциальном трудовом вкладе. Во-вторых, результат
использования индивидуальной рабочей силы — это реальный трудовой вклад
работника, он выражается в конкретном продукте, а также в определенном уровне
эффективности труда, достигнутом работником.
Трудовой потенциал работника не является
величиной постоянной, он непрерывно изменяется. Трудоспособность человека и
накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способности
работника возрастают по мере развития и совершенствования знании и навыков,
улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в
частности, ухудшается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и
т.п.
Трудовой потенциал работника включает:
• психофизиологический потенциал — способности и
склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость,
тип нервной системы и т.п.;
• квалификационный потенциал — объем, глубину и
разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений,
обусловливающих способность работника к труду определенного содержания и
сложности;
• личностный потенциал — уровень гражданского
сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к
труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда.
Трудовой потенциал работника зависит от степени
взаимного согласования в развитии психофизиологического, квалификационного и
личностного потенциалов.
1.3.
Трудовой потенциал предприятия
Применительно к предприятию трудовой потенциал
представляет собой предельную величину возможного участия работников в производстве
с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний,
накопленного опыта при наличии необходимых организационно -технических
условий.
Трудовой потенциал предприятия как система
всегда больше суммы составляющих ее частей — индивидуальных трудовых
потенциалов отдельных работников. Уже само объединение работников в единый и
планомерно организованный процесс труда порождает эффект коллективного труда,
который превосходит сумму сил работников, действующих индивидуально.
Таким образом, если совокупность физических и
духовных способностей человека является основой трудового потенциала личности,
то производительная сила, возникающая благодаря совместной деятельности
различных индивидов, составляет основу трудового потенциала коллектива
предприятия. При этом необходимо учитывать, что трудовые коллективы обладают
разными потенциалами в зависимости от территориального расположения
предприятия, отраслевой принадлежности, размеров производства, половозрастной
структуры и др. Кроме того, каждое предприятие имеет свои особенности формирования
коллектива, трудовые традиции, взаимоотношения между работниками.
Структура трудового потенциала предприятия
представляет собой соотношение различных демографических, социальных, функциональных,
профессиональных и других характеристик групп работников и отношений между
ними.
В трудовом потенциале предприятия можно выделить
следующие компоненты: кадровый, профессиональный, квалификационный и
организационный.
Кадровая составляющая включает: квалификационный
потенциал (профессиональные знания, умения и навыки) и образовательный потенциал
(познавательные способности).
Профессиональная структура коллектива связана с
изменениями в содержании труда под влиянием НТП, который обусловливает появление
новых и отмирание старых профессий, усложнение трудовых операций.
Квалификационная структура определяется
качественными изменениями в трудовом потенциале (рост умений, знаний, навыков)
и отражает прежде всего изменения в его личностной составляющей.
Организационная составляющая трудового
потенциала предприятия включает высокую организацию и культуру труда, находя
свое выражение в четкости, ритмичности, согласованности трудовых усилий и
'высокой степени удовлетворенности работников своим трудом.
Организационная составляющая трудового
потенциала во многом определяет эффективность функционирования трудового
коллектива как системы в целом и каждого работника в отдельности и с этих позиций
непосредственно связана с эффективным использованием трудового потенциала.
1.4.
Трудовой потенциал общества
Общественный трудовой потенциал, аккумулирующий
и синтезирующий совокупные способности к общественно полезной деятельности
трудоспособного населения, представляет собой конкретную форму материализации
человеческого фактора, показатель уровня развития и границы созидательной
активности трудящихся масс.
В количественном отношении общественный трудовой
потенциал характеризует возможности общества по привлечению к общественному,
труду населения разного пола и возраста (мужчин и женщин рабочего, дорабочего
и послерабочего возрастов), В качественном отношении трудовой потенциал
общества — это его реальные возможности по реализации через участие в
общественно полезном труде всего многообразия личных способностей и качеств:
знаний, умений и навыков, приобретаемых людьми в процессе воспитания,
подготовки к труду, непосредственно трудовой деятельности, переобучения и повышения
квалификации.
Он является производным от уровня развития
производительных сил и состояния здоровья населения, от содержания общего и
специального образования, профессиональной подготовки, нравственного
воспитания, отражающих цели, конечную направленность и социально-экономические
условия формирования личности.
Потенциал общества зависит от качественных
характеристик совокупной рабочей силы, определяющих уровень развития
способностей к труду (профессионального мастерства, интеллекта, творческой
активности, мобильности) и специфику важнейших социально формирующих черт членов
общества (ответственности, исполнительности, дисциплинированности,
инициативности, организаторских способностей и др.).
При определении величины потенциала и его
использования важно правильно выбрать показатель измерения. В качестве
основного показателя объема применяется численность, а показателя использования
— человекогод. Исследования показывают, что разница в оценке затрат труда в
промышленности страны по величине отработанных человекочасов и среднесписочной
численности работников находится в пределах 15%. Следовательно, показатель
среднесписочной численности работников, являющийся переменной величиной, не
может быть эталоном при оценке величины потенциала, поэтому при анализе динамики
его можно применять только с поправочными коэффициентами. А поскольку такие
коэффициенты разработать очень трудно, необходимо найти новый объемный
показатель.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|