Линии подразделяются на односторонние, двухсторонние и
конференциальные. Односторонние линии характеризуются тем, что на них работают
только суда одной страны или одной судоходной компании. Двухсторонней линии
поддерживаются судами компаний двух стран (по взаимному согласованию) или двух
судоходных предприятий.
Конференциальные линии - это линии, на которых работают суда двух и более
компаний из одной или из разных стран. Основное предназначение конференциальных
линий (конференциальных соглашений) - это установление одинаковых тарифов и
одинаковых условий перевозки для всех участников. В основном это делается для
устранения излишней конкуренции между судоходными предприятиями, работающими на
одних и тех же направлениях перевозок. Судоходные предприятия России участвуют
во всех видах линейных перевозок.
Работа судов последовательными рейсами в загранплаваний применяется
преимущественно для транспортировки потоков массовых (насыпных, навалочных)
грузов. Как и при линейных перевозках на том или ином направлении грузопотока
закрепляется определенный тоннаж, но в данном случае он действует только от
порта погрузки до порта назначения, без промежуточных заходов для дозагрузки.
Движение судов согласовывается с клиентурой, а перевозки осуществляются по
специальному графику. Такая работа организуется для выполнения внешнеторговых
контрактов на покупку или продажу больших партий однородного груза,
поставляемого по длительным контрактам. Вопросами установления линий и
поддержания работы судов последовательными рейсами занимаются непосредственно
пароходства на основе прямых договоров с грузовладельцами.
Нерегулярное (трамповое) судоходство - это работа грузовых судов, не
связанная с какими-либо постоянными районами плавания, портами
погрузки/выгрузки, определенными видами грузов. Трамповое судоходство
занимается, как правило, перевозками отдельных видов массовых грузов (лес,
уголь, руда, зерно, нефть и нефтепродукты, цемент, удобрения и т.д. ). Именно
трамповые суда перевозят основную (по объему) часть внешнеторговых грузов
России. Порядок работы флота, то есть конкретный состав судов, выполняющих
такие перевозки, определение портов захода, расписания движения, условий
погрузки/выгрузки/перевозки, устанавливается пароходством, как правило,
ежеквартально с последующим уточнением по месяцам.
При организации и планировании морских перевозок внешнеторговых грузов
следует опираться на положения нормативного документа, изданного Министерством
транспорта России "Временное положение об оперативном месячном
планировании перевозок экспортных грузов железнодорожном транспортом" от 4
декабря 1992 года, № 936. Данный документ регулирует отношения грузовладельцев
с экспедиторскими и транспортными организациями по планированию не только
железнодорожных (как это следует из названия), но и морских перевозок
По положению этого нормативного документа при экспорте организации и
предприятия внешнеэкономического комплекса подают заявки на перевозку
экспортных грузов на российских судах. Заявка называется "поручение
(ордер)" и подается экспедиторской организации, обслуживающей грузы
предприятия. На основание ордеров пароходства составляют график расстановки
своих судов, выписка из которого возвращается через экспедитора на предприятие
для осуществления своевременной отгрузки товаров в порт. Все заявки по
экспортным перевозкам должны быть переданы заблаговременно, желательно в
соответствии со сроками, установленными нормативом.
Если речь идет о перевозке грузов на иностранных судах, то вопрос
закрепления тоннажа под грузы предприятия решается между самим предприятием или
его экспедитором и иностранным судовладельцем напрямую.
При импорте информация о поступлении грузов передается предприятием
непосредственно в российский порт разгрузки (или порт стран СНГ, Балтии или
Финляндии, что на практике бывает достаточно часто) или в экспедиторскую
организацию, обслуживающую грузы предприятия.
Организуя морские перевозки внешнеторговых грузов, предприятия
внешнеэкономического комплекса должны работать через экспедиторов. Это во
многом облегчает им работу как по осуществлению самих перевозок, так и по
построению взаимоотношений с судовладельческими организациями.
Экспортеры-отправители отгружают товары в адрес морских портов,
которые, получив грузы на свое имя, выступают в качестве организаций,
ответственных за осуществление всех портовых операций, вплоть до окончания их
погрузки на борт. Выгрузка из вагонов, автомашин, речных барж производится
силами и средствами портов. Последние обеспечивают также складирование и
раздельное хранение грузов.
Порты выступают в качестве юридического лица и заключают договора на
транспортно-экспедиторское обслуживание грузов с организациями
внешнеэкономического комплекса, их представительствами в портах (если таковые
имеются) или с экспедиторами этих организаций, выступающих в роли полномочных
представителей и действующих на основании доверенностей, выдаваемых им
организациями.
На все принятые экспортные грузы в порту составляются приемные акты,
которые направляются организациям внешнеэкономического комплекса вместе с
накладными, коммерческими актами, спецификациями и другими необходимыми
документами. По поручениям внешнеэкономических организаций порты, в качестве
юридических лиц, или экспедиторы, в качестве их полномочных представителей,
организуют силами портов сортировку грузов по родам, размерам, маркам, а также
производят сплошную или контрольную проверку веса, проверку маркировки грузов,
осуществляют по мере необходимости за отдельную плату переупаковку или пере
маркировку. Порт ведет учет прибывших, отгруженных или сданных на месте грузов
отдельно по каждой организации внешнеэкономического комплекса.
Сами порты или совместно с экспедиторами проверяют количество и
состояние прибывшего груза, тару, маркировку, правильность оформления
документов, сопровождающих груз. В случае, недостачи, повреждения груза или
тары, несоответствия маркировки, неправильности в документации и других
дефектах, обнаруженных при вскрытии грузовых мест, составляются коммерческие
акты, экземпляры которых передаются организации - грузовладельцу. При
необходимости порт приглашает ха счет грузовладельца экспертов (сюрвейеров) или
представителей экспортера для определения экспортабельности состояния груза,
прибывшего с какими-либо дефектами.
Началом отгрузки груза на экспорт считается момент получения портом
напрямую от организации внешнеэкономического комплекса или от ее экспедитора
поручения на отгрузку - "экспортного поручения". Этот документ по
своей сути - указание порту об отправке груза на экспорт. Этот документ содержит
все основные реквизиты, обеспечивающие возможность подготовки данной партии
груза к отправке, его прием на судне, подготовку грузовых документов и
выполнение всех необходимых формальностей. Если в транспортных условиях
контрактов предусмотрены особые условия или требования к перевозке данного
товара, то они должны быть отражены в экспортном поручении.
Грузы, указанные в экспортном поручении еще до вручения порту проходят
таможенное оформление, организуемое экспедитором организации
внешнеэкономического комплекса. Два экземпляра экспортного поручения с
приложением всех документов на каждую партию груза (спецификации, сертификаты
веса и качества, свидетельства о происхождении товара и т.д. ), который должен
быть погружен на судно, порт вручает судовой администрации. Грузовой помощник
капитана должен проверить правильность заполнения экспортного поручения и
достаточность приведенных сведений о грузе, которые обеспечивали бы нормальную
его погрузку и перевозку. После этого он дает разрешение на погрузку. Если на
судно следует погрузить несколько партий груза по нескольким экспортным
поручениям, то в порту составляется грузовой список для данного судна. В списке
указываются номера экспортных поручений, наименования грузов, число мест, вес,
порты выгрузки. С правовой точки зрения вручение порту грузового списка
означает выполнение организациями внешнеэкономического комплекса своих
обязательств перед пароходствами по предъявлению грузов, в соответствии с
планом перевозок. На поручении и грузовом списке должен быть штамп таможни о
выпуске груза.
После погрузки грузовой помощник капитана расписывается в принятии
груза на обоих экземплярах экспортного поручения. С этого момента оно
называется штурманской распиской и представляет документ, удостоверяющий
принятие груза судном и переход ответственности за груз на перевозчика. Один
экземпляр штурманской расписки передается порту, другой остается на судне.
В иностранных портах имеется отдельный, специальный документ,
потверждающий прием груза судном, который также называется штурманской
распиской (mate's receipt, dock receipt). В ней должны фигурировать все
обнаруженные администрацией судна расхождения между данными, указанными в
поручении, и фактическими данными в отношении груза (число мест, объем и вес
груза, его товарное качество, состояние тары и упаковки). На основе штурманской
расписки перевозчиком выписывается наиболее важный среди документов, служащих
для оформления морской перевозки грузов, - коносамент.
В течении длительного времени
участие автомобильного транспорта в международных перевозках сводилось к
подвозу груза к железным дорогам и доставке его с железнодорожных станций
получателям. Начиная с середины 60-х годов автомобильный транспорт постепенно
начал участвовать в международных перевозках, а в девяностых годов он занял
ведущее положение в торговле с многими странами Западной Европы. Особенно это
касается завоза в Россию импортных товаров.
В хозяйстве России
автомобильный транспорт приобретает все большее значение, начиная в открытую
конкурировать с железнодорожным, особенно когда речь идет о перевозках готовой
продукции. В 1995 в России автомобильным транспортом было перевезено более 20
млн.т. грузов, а его грузооборот составил более 40 млрд. ткм. Во внешнеторговых
перевозках России автотранспортом ежегодно перевозится 2-3% грузов внешней
торговли. Столь небольшой процент объясняется тем, что данный вид транспорта
используется почти исключительно для перевозки готовой продукции, чья масса
невелика. Если же взять стоимостной показатель работы автомобильного транспорта
в международных сообщениях, то его доля окажется выше.
В России международные
перевозки грузов осуществляются в основном специализированными
автотранспортными предприятиями, крупнейшим из которых является
"Совтрансавто". Международные автомобильные перевозки осуществляются
также многими экспедиторскими компаниями, в частности Концерном "Союзвнештранс".
Возможен выезд за рубеж собственного автотранспорта предприятий, компаний и
фирм, которые зафиксировали в своих уставах подобную деятельность. В этом
случае необходимо, чтобы подвижной состав отвечал установленным европейским
стандартам, а сама перевозка была организована в соответствии с положениями
международных конвенций. В организации и осуществлении международных
автомобильных перевозок грузов внешней торговли России активно участвуют и
иностранные автотранспортные и экспедиторские предприятия, а также
автотранспорт иностранных компаний.
Международные автомобильные
перевозки грузов в Европейских странах, включая Россию и многие страны СНГ,
осуществляются на основе положений "Конвенции о договоре международной
дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенной в Женеве в 1956 г. (вступила в
силу для СССР 1 декабря 1983 г.)
Данная Конвенция применяется
ко всякому договору автомобильной перевозки грузов, когда место погрузки груза
и место доставки, указанные в контракте, находятся на территории двух различных
стран, из которых, по крайней мере одна является участником Конвенции.
Если на части маршрута
перевозки автотранспортное средство транспортируется вместе с перевозимым им
грузом по морю, железной дороге, внутреннему водному пути или по воздуху,
настоящая Конвенция применяется ко всей перевозке в целом.
Договор перевозки
устанавливается накладной. Полное ее наименование "международная
товарно-транспортная накладная", однако в оперативной терминологии она
известна под названием накладная ЦМР (CMR), по латинской аббревиатуре названия
самой Конвенции.
Накладная составляется в трех
оригинальных экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти
подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелем
отправителя и перевозчика (если это допускается законодательством страны, в
которой заполнена накладная).
Получатель указывает дату
получения груза, время прибытия автотранспортного средства под погрузку и
убытие с разгрузки. Эта информация также заверяется штампом и подписью
получателя.
Первый экземпляр накладной
передается отправителю, второй сопровождает груз и предназначен для получателя,
третий передается перевозчику. Для удобства расчетов, для таможенного
оформления, для учета или отчетности на предприятии рекомендуется составлять
лишние два-три экземпляра накладной.
В том случае, когда
подлежащий перевозке груз должен быть погружен на несколько автотранспортных
средств, или же когда дело касается различных грузов или партий грузов, то
отправитель или перевозчик имеет право требовать составления стольких
накладных, сколько транспортных средств используется для перевозки, или сколько
разных видов или партий грузов подлежит перевозке.
При принятии груза перевозчик
обязан проверить точность записей в накладной относительно числа грузовых мест,
их маркировки и номеров, а также внешнего состояния груза. Отправитель имеет
право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза. Он
может также требовать проверки содержимого грузовых мест.
Отправитель обязан приложить
к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика все необходимые
документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных
формальностей.
Правомочное по договору лицо
может считать груз потерянным, если он не был доставлен в течении тридцати дней
по прошествии установленного в накладной срока доставки. Если же срок не был
определен, то в течении шестидесяти дней со дня принятия груза перевозчиком.
Правомочное по договору лицо может при получении им возмещения за утраченный
груз просить в письменной форме о его немедленном возвращении в том случае,
если груз будет найден в течении года, следующего за уплатой возмещения.
Если перевозка, условия
которой определяются единственным договором, осуществляется несколькими
перевозчиками, каждый из них несет ответственность за всю перевозку, причем
второй перевозчик и каждый из последующих перевозчиков становятся в силу
принятия ими груза и накладной участником договора на указанных в накладной
условиях. Перевозчик, принимающий груз от своего предшественника, вручает
последнему датированную и подписанную им расписку. Он должен отметить свое имя
и адрес на втором экземпляре накладной.
Прохождение границ
автотранспортом в европейских странах регулируется "Таможенной конвенцией
о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)"
принята ООН 14 ноября 1975 г. Данная Конвенция (часто ее называют Конвенция
TIR, по латинской аббревиатуре ее названия) касается перевозки грузов,
осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных
средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной
или нескольких границ от таможни места отправления одной из договаривающихся
стран до таможни места назначения другой договаривающейся страны. Положения
данной Конвенции применяются при условии, что автотранспортные средства,
составы или контейнеры, отвечают определенным техническим требованиям,
сформулированным в данной Конвенции, и допущены к перевозке. Автотранспортные
средства должны отвечать соответствующим техническим требованиям, а контейнеры
должны быть построены в соответствии с Международной конвенцией по безопасным
контейнерам. Главное на что направлены технические требования - это на
недопущение к перевозкам автотранспортных средств и контейнеров имеющих или
способных иметь в своей конструкции места для провоза контрабандных и
запрещенных товаров. Допущенное автотранспортное средство должно иметь
прикрепленной на видном месте металлическую табличку с надписью
"TIR". Одна табличка помещается спереди, другая сзади.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|