Опыт многих транспортных фирм, взявших на
вооружение логистическую концепцию, показывает, что политика дополнительных
услуг, не связанных непосредственно с перевозками, имеет большое значение и
дает положительные результаты. Она повышает потенциал привлечения клиентуры,
увеличивает прибыль, позволяет ускорить внедрение более прогрессивных
транспортных технологий и улучшить обслуживание потребителей, находящихся в
постоянном контакте с перевозчиком, а также укрепить положение фирмы на рынке
транспортных услуг.
В свою очередь, промышленные фирмы, доверившие
часть своих функций транспортным предприятиям, предпочитают специализироваться
на основной своей деятельности для повышения ее эффективности и готовы
оплачивать квалифицированные услуги сторонних фирм по выполнению ряда
логистических функций. Промышленные фирмы видят в этом процессе свою основную
выгоду – снижение суммарных затрат и особенно сокращение фонда заработной
платы. Кроме того, наряду с чисто экономическими факторами грузовладельцы
получают более высокую степень свободы маневра. Так, повышение коммерческой
гибкости очень ценно для отраслей, работающих на распределенных по большим
территориям рынках и несущих потери от несвоевременного переключения товарных
потоков в соответствии с колебаниями спроса.
По мнению некоторых экспертов-логистиков,
главной причиной, препятствующей расширению взаимодействия промышленных и
транспортных фирм в области логистики, является опасность потери
грузовладельцем контроля за движением сырья и готовой продукции. Вместе с тем
следует отметить, что эта причина носит, по-видимому, субъективный характер, и
можно ожидать снижения ее влияния по мере накопления опыта совместной работы и
укрепления взаимного доверия. Подтверждением этому служит тог факт, что в
настоящее время процесс передачи транспортным фирмам логистических функций со
стороны производственных фирм быстро развивается. Эта тенденция, вероятно,
сохранится и в перспективе.
Политика транспортных предприятий в области
коммуникаций имеет своей целью информировать клиентов о предлагаемых пакетах
услуг, а также постоянно оказывать необходимое влияние на клиентуру, чтобы она
могла использовать услуги в возможно большем объеме. Другая цель этой политики
– способствовать расширению и совершенствованию взаимодействия транспортных
фирм и грузоотправителей на основе использования вычислительной техники, и
главным образом с помощью электронного обмена данными.
Информирование клиентуры о предлагаемых
пакетах услуг не только означает постоянное обращение к ней и присутствие на рынках
спроса, но и требует переосмысления политики с точки зрения того, что сбыт
транспортных услуг большей частью происходит исключительно на рынке
покупателей, а не продавцов. Данное требование должно соблюдаться также и в
периоды, характеризующиеся недостатком транспортных мощностей, так как
стремление сбыть услуги характеризуется продолжительным действием. Кроме того,
для сбыта пакета услуг необходимо выполнение еще одного важного требования: в
информации должно содержаться нечто новое. Примером этого может быть реклама
нового маршрута или нового способа перевозок, способствующая повышению степени
известности предлагаемого пакета услуг. Таким образом, политика в области
коммуникаций направлена на то, чтобы убедить рынок или определенные группы
клиентуры в особой значимости предложенной услуги и, возможно, ее
незаменимости.
Предложению пакета транспортных услуг
предшествует изучение потребностей клиентуры. В последние годы на транспорте
ряда промышленно развитых стран исследованием потребностей стали заниматься
специальные логистические центры и другие структуры. Во Франции, например,
такие центры были созданы на железных дорогах в 1980-е годы. Они проводят
анализ грузопотоков и распределения их по сети. На основе данных анализа
подготавливаются предложения:
1) по организации оптимальных грузопотоков как
железнодорожным, так и другими видами транспорта;
2) по способам распределения перевозок между
различными видами транспорта;
3) по комплектованию групп товаров;
4) по порядку заключения договоров на
перевозку и др.
Цель подготавливаемых предложений заключается
в том, чтобы обеспечить: повышение уровня работы транспорта, соблюдение сроков
доставки грузов, повышение надежности и регулярности перевозок, сохранность
товаров и т. д.
Представляет интерес порядок перегруппировки
товаров в грузопотоках на железнодорожном транспорте Франции с целью повышения
рентабельности перевозок за счет укрупнения грузопотока и реорганизации
некоторых операций. Концентрация грузопотоков стимулируется тарифной политикой,
в соответствии с которой массовые перевозки грузов осуществляются по сниженным
тарифам. При этом место, где производится перегруппировка грузопотоков, может
использоваться одним или несколькими предприятиями.
На железных дорогах индустриально развитых стран
существуют и другие организации, занимающиеся логистическими услугами в
соответствии с требованиями рынка, например организации по экспедиторской
деятельности, несущие ответственность за доставку груза, включая его перевозку
от поставщика до потребителя, даже в тех случаях, когда груз перевозится в
смешанных сообщениях. Во Франции многие такие организации имеют численность
служащих 250 человек и более.
В настоящее время в целях повышения качества
обслуживания клиентуры экспедиторские организации строят новые терминалы,
которые будут располагать цехами для технического обслуживания большегрузных
автомашин. Планируется, что некоторые терминалы будут иметь собственную
железнодорожную ветку, а для сокращения времени на таможенные формальности на
них предполагается ввести в эксплуатацию электронную систему таможенного
контроля.
Экспедиторские организации предоставляют
услуги по любой логистической операции, связанной с перевозочным процессом.
Например, они берут на себя функции по выполнению таможенных формальностей,
отвечают за сохранность груза в пути, гарантируют его доставку необходимой
скоростью и т. д. При этом услуги оказываются по всей логистической цепочке,
начиная от поставщика сырья и кончая доставкой готовой продукции потребителям.
Как показывает практика, подключение услуг к информационной автоматизированной
системе управления производством позитивно сказывается на всей ее
деятельности.
Интенсификация хозяйственных связей между
транспортными фирмами и другими участниками логистического процесса объективно
привела к увеличению потока информации и одновременно усложнила обмен ею. С
целью улучшения качества обслуживания клиентуры потоки бумажной информации
стали вытесняться автоматизированными системами, основанными ни современной
компьютерной технике. Наиболее важным для транспортных фирм стала передача
данных грузовых накладных с компьютера грузоотправителя на компьютер
перевозчика и далее на компьютер грузополучателя, а также электронный перевод
ценных бумаг, сведений о местонахождении грузов и некоторой другой информации.
Использование компьютерной техники для
электронной передачи данных сокращает объем бумажной документации и конторские
расходы, помогает избежать традиционных ошибок, возникающих при ручном
заполнении документов, способствует ускорению доставки грузов, уменьшению
запасов товарно-материальных ценностей, повышению производительности труда.
Поэтому не случайно в странах с рыночной экономикой уровень применения фирмами
электронного обмена данными постоянно растет.
Распределение программ производства, снабжения
и сбыта, работающих строго по графику («канбан» и «точно в срок»), – это
результат совершенствования методов производства товаров и доставки их на
рынок. Взаимосвязь и взаимозависимость всех логистических элементов, включая
транспорт, обусловили необходимость комплексного подхода к их дальнейшему
развитию, на базе которого и происходило формирование инновационных
транспортных систем сбора и распределения материальной продукции.
Подготовка к внедрению вышеуказанных программ
заключалась в таких мерах, как: 1) налаживание высококачественного и надежного
производства; 2) перепланировка производственных помещений и настройка их на
эффективную работу (включая улучшение работы по сбору заказов потребителей);
3) внедрение современных информационных систем, обеспечивающих текущее
управление и контроль всего логистического процесса в реальном масштабе
времени; 4) обеспечение надежной транспортировки грузов.
Первые три пункта подготовительных мероприятий
обычно осуществляются производственными и реже посредническими фирмами.
Перевозки же полностью или частично выполняются транспортными предприятиями
общего пользования. Поскольку все элементы логистических каналов,
функционирующих по вышеуказанным программам, должны работать почти идеально,
чтобы избежать остановки производственного процесса или исчерпания запасов у
потребителей, постольку непосредственный контроль за движением
товарно-материальных ценностей является основным объектом пристального
внимания. Из этого следует, что транспорт представляет собой важное звено
логистической системы. Он должен обладать рядом необходимых свойств и
удовлетворять определенным требованиям в целях создания инновационных систем
сбора и распределения грузов.
Прежде всего, транспорт должен быть достаточно
гибким, чтобы обеспечивать перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной
или даже ежедневной корректировке, гарантировать частую и круглосуточную
доставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты, надежно обслуживать
клиентуру с целью избежания остановки работы предприятий или дефицита у
заказчика. Одновременно транспорт должен обладать способностью перевозить
небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с
меняющимися запросами пользователя и условиями мелкосерийного производства.
Основными организационными структурами,
отвечающими вышеуказанным требованиям, стали региональные транспортные компании
по сбору и распределению грузов, обеспечивающие перевозки на небольшие
расстояния к торговой зоне. Такие компании обычно осуществляют перевозки грузов
малыми партиями и дают экономию затрат за счет использования собственного
терминала по сбору и распределению грузов вместо распределительного центра
промышленной фирмы, обслуживающего некоторый регион и несущего большие расходы
по содержанию запасов. На пунктах сбора региональных транспортных компаний
грузы хранятся один-два дня, а затем комплектуются и поставляются заказчику на
следующие или вторые сутки. Обычно операции транспортной организации по сбору и
распределению грузов сокращают продолжительность доставки малых партий груза
от поставщика до заказчика на 25–50% и более в зависимости от конфигурации обслуживаемой
сети. Новые услуги транспортных организаций предоставляют клиентуре
возможность осуществлять контроль и проявлять гибкость для быстрой перестройки
каналов распределения. В реальном масштабе времени заказчики могут изменять
объем и сроки поставок, маршруты следования, размер партий грузов, подлежащих
сдаче, или транзитных услуг.
Появление на рынке услуг региональных
транспортных компаний по сбору и распределению грузов и перевозке их к
торговым зонам снизило конкурентоспособность промышленных фирм, владеющих
центрами распределения и традиционными транспортными организациями по доставке
грузов мелкими партиями. Последние, так же как и автотранспортные компании,
осуществляющие магистральные перевозки, были вынуждены прибегнуть к более
дифференцированным видам обслуживания. Кроме того, новые региональные
организации по сбору грузов, установив свои цены и нормативы обслуживания,
начали предлагать специализированные услуги в данной сфере деятельности,
направленные на удовлетворение конкретных потребностей грузоотправителей.
Стремление иметь логистические системы с более
высоким уровнем обслуживания и низким уровнем запасов товарно-материальных
ценностей на дальних линиях снабжения привело к возникновению различных
вариантов управления этими системами, а именно: к изменению традиционных
способов консолидации грузов, выполнению операций на расположенных вблизи
складах, осуществлению новых видов услуг по сбору и распределению грузов, а
также объединению систем поставщиков и производителей.
При традиционных способах оказания услуг
сокращение времени доставки грузов достигается путем комбинирования быстрого
обслуживания клиентуры транспортными компаниями общего пользования и
специальной ускоренной обработки грузов в пунктах их консолидации. Ответственность
за организацию работы канала снабжения обычно несет заказчик. Фирмы по сбору
грузов объединяют мелкие партии, поступающие от нескольких поставщиков.
Консолидированные грузы отправляются непосредственно заказчикам либо на его
склады или в случае необходимости в распределительные центры, где они
разукрупняются и мелкими партиями в течение одного-двух дней доставляются
заказчику. Часто отправку мелкопартионных грузов осуществляют либо служба
доставки, либо транспортные компании, специализирующиеся на перевозке небольших
упаковок грузов.
Преимущество скорректированного традиционного
способа оказания услуг состоит в том, что при изменении условий в регионе или
потребности в обслуживании клиентуры можно перезаключать контракты на любом
участке канала снабжения, так как все расходы по перевозке грузов несут пункты
по их сбору и транспортные компании общего пользования. Недостатки данного
способа – это весьма существенные затраты по привлечению транспортных компаний
общего пользования с их высокими тарифами, отсутствие гибкости в операциях на
постоянных пунктах и ограничение на качество обслуживания, связанные с большим
числом поставщиков.
Операции на складах, расположенных вблизи от
поставщиков или производителей, аналогичны традиционным услугам по укрупнению
мелких партий грузов. Поставщики, имеющие такой склад в нескольких километрах
от предприятия-продуцента, поставляют ему разнообразную продукцию,
предварительно укрупнив ее в партии требуемого размера. Фирмы-производители на
своих складах осуществляют сбор комплектующих элементов, поступающих от многих
поставщиков, объединяют их партии и отправляют потребителям.
Позитивная сторона (для поставщиков или
производителей) данного способа обслуживания заключается в простоте изменения
вида услуг и размера партий грузов, доставляемых транспортными фирмами, и
возможности приспосабливать логистические операции к потребностям предприятия в
поставках на повседневной основе. Вместе с тем выполнение операций на
расположенных вблизи складах имеет и недостатки: необходимость нести
капитальные затраты на создание склада, который не всегда может использоваться
полностью; затруднения (с точки зрения поставщика) в обслуживании одного-двух
предприятий при любом расположении склада; сложность (с точки зрения фирмы-изготовителя)
координации значительного объема транспортных операций по доставке грузов
собственным подвижным составом.
К более совершенным способам сбора и
распределения грузов относятся смешанные контейнерные железнодорожные перевозки
во внутреннем и международном сообщениях, осуществляемые на большие расстояния
по системе «точно в срок», а также межрегиональные перевозки грузов,
выполняемые автотранспортными компаниями между принадлежащими им региональными
пунктами, которые обычно отстоят один от другого на 850 км и более.
Фирма «Американ президент лайнс» совместно с
другими железными дорогами перевозит контейнеры от портов западного до портов
восточного побережья США. С помощью специально оборудованных железнодорожных
вагонов и быстрого выполнения погрузочно-разгрузочных работ грузовладельцы
могут доставлять контейнеры за 7 суток от побережья до побережья. При
транспортировке только морским путем на это уходило 15–17 суток. С учетом
расходов на перегрузку контейнеров с судна на железную дорогу и обратно и
затрат на создание специальных небольших причалов данный способ транспортировки
дает не только выигрыш во времени, но и обходится намного дешевле, что в
конечном итоге приводит к сокращению запасов товарно-материальных ценностей и
организации контрейлерных перевозок по конкурентным тарифам. К недостаткам
смешанных железнодорожно-морских перевозок контейнеров относятся проблема
двойной ответственности за груз и ограниченные возможности осуществлять
транспортировку данным способом в условиях отсутствия свободной территории в
портах.
Автотранспортные компании, выполняющие
межрегиональные перевозки грузов укрупненными партиями при полном использовании
грузоподъемности собственных автомобилей, предварительно консолидируют грузы на
пунктах сбора и разукрупняют их в местах распределения, доставляя мелкими
партиями до получателей. Основное преимущество такого способа сбора и
распределения грузов – это возможность приспосабливать каналы
материально-технического снабжения к потребностям заказчика, так как автотранспортные
компании способны контролировать работу автомобилей, эксплуатирующихся по
системе «точно в срок». Кроме того, эти компании не применяют жестких тарифов и
не заключают традиционных контрактов, обеспечивая тем самым высокую гибкость в
отношениях с заказчиками.
Недостаток данного способа сбора и
распределения грузов – сравнительно небольшие размеры автотранспортных компаний
(не более 50 автомобилей, часто менее 20 ед.), вследствие чего они попадают в
зависимость от крупных заказчиков. Негативной стороной автотранспортных
компаний является также то, что они редко предлагают свои услуги в масштабе
всей страны, а сосредоточивают деятельность, как правило, на обслуживании
одного-двух регионов, чтобы иметь сбалансированные потоки грузов на основных магистралях.
Самый современный вариант логистического
обслуживания клиентуры по программе «точно в срок» (при дальних расстояниях
перевозок грузов) – это интегрированные системы снабжения поставщика и
производителя. В таких системах имеются новейшие типы ЭВМ, связанные с
центральной «ЭВМ распределения», которая выдает данные о наличии запасов
товарно-материальных ценностей, в том числе в пунктах укрупнения партий груза и
на всем пути его следования.
Несмотря на то, что отдельные элементы
логистической системы (транспорт, пункты обработки грузов, средства связи и т.
д.) могли бы принадлежать поставщикам и производителям на индивидуальной или
совместной основе, фактически в первые годы зарождения системы современных
услуг за большинством элементов сохранялась прежняя собственность, а их
деятельность координировалась при помощи электронной техники, являющейся общей
собственностью. В дальнейшем стала проявляться тенденция к совместному
владению поставщиками и производителями некоторыми элементами логистических
систем, работающих по программе «точно в срок» (или осуществлению совместного
контроля). Особенно это стало характерным для корпораций с вертикально
интегрированными филиалами, поставляющими материалы другим дочерним фирмам, а
также партнерам совместных предприятий, участвующим в разработке новейших
технологий.
Непосредственные связи с помощью электронных
средств между поставщиками и производителями многообразны. Прямая связь между
двумя сторонами не только ускоряет процесс прохождения заказов, обеспечивая их
более быстрое выполнение при меньшем объеме бумажной документации, но и
облегчает управление запасами товарно-материальных ценностей, сокращая затраты
на выполнение заказов и хранение запасов. Кроме того, современная связь
обеспечивает поставщику получение большого объема информации, делая для него
доступными данные о сбыте продукции. Однако еще более важно то, что
обеспечивается мгновенная связь поставщика с конечным потребителем. В
результате удается быстро оценить изменения и тенденции на рынке.
Таким образом, исследование новых
логистических систем сбора и распределения грузов показали, что они получили
широкое распространение в странах с рыночной экономикой, став с точки зрения
затрат и уровня обслуживания эффективной альтернативой прежним системам
транспортного сервиса.
Список использованной литературы
1.
Гаджинский А. М. Логистика: Учебник. – М.:
Маркетинг, 1998. – 228 с.
2.
Залманова М. Е. Логистика: Учебное пособие. –
Саратов: СГТУ, 1995. – 166 с.
3.
Логистика: Учебник / Под ред. Б. А. Аникина: 3-е
изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА‑М, 2005. – 368 с.
4.
Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л. Б.
Миротина и В. И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 200 с.
Страницы: 1, 2
|