Транспортная логистика
МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Логистика. Логистические модели»
на тему «Транспортная логистика»
выполнила студентка 2 курса, группы …,
zzz84@bk.ru
Минск 2005 г.
План
1... Влияние логистики на
транспорт. 3
2... Политика транспортных
предприятий и изменения в характере их деятельности. 7
3... Новые логистические
системы сбора и распределения грузов. 10
Развитие логистики оказало существенное
влияние на транспортную политику и структурные изменения в характере деятельности
предприятий данной отрасли, которая в конце 1970-х годов превратилась в своего
рода узкое место в экономике промышленно развитых стран. Ее относительно низкая
эффективность была обусловлена тем, что органы государственного регулирования
чрезмерно жестко регламентировали тарифы, расстояния транспортировки,
номенклатуру перевозимых грузов, направления капиталовложений и некоторые
другие параметры деятельности транспортных компаний, а также проводили политику
ограничения числа фирм в комплексе. В итоге конкурентная борьба была вялой, а
действовавшие компании пользовались монопольным положением, что давало им
возможность сдерживать объем и ассортимент услуг и компенсировать высокие издержки
высокими тарифами.
Дерегулирование транспорта сняло все
вышеуказанные ограничения. Благодаря снижению уровня государственного
регулирования транспорта фирмы данной отрасли получили свободу предложений в
предоставлении услуг, высвобождающих часть оборотных средств у клиентуры
посредством определенной синхронизации работы транспорта и производственных
подразделений фирм. В связи с этим ужесточаются требования к качеству поставок
товаров, претерпевает изменение степень важности критериев при выборе видов
транспорта, внедряются прогрессивные формы поставки грузов, учащаются поставки
продукции мелкими партиями. Все это приводит к изменению связей в логистической
цепи, сдвигам в структуре перевозок и, по сути дела, к новому взгляду на транспорт
и пересмотру транспортной политики.
Переход от жесткого государственного контроля
к дерегулированию транспорта начался с конца 1970-х годов. Наиболее заметные
сдвиги в этой области произошли в США. В 1977 г. там началось дерегулирование
воздушного транспорта, а вслед за ним в 1980 г. – автомобильного и
железнодорожного и, наконец, в 1984 г. – водного. Принятые законы разрешили
создавать на всех видах транспорта новые компании и свободно устанавливать тарифы.
Кроме того, на воздушном транспорте авиационным экспедиторским агентствам
разрешалось иметь в собственном владении и эксплуатировать самолеты.
Автотранспортным агентствам позволено участвовать в деятельности транспортных
компаний общего пользования. Экспедиторским агентствам и транспортным компаниям
предоставлена возможность создавать совместные предприятия с фирмами,
специализирующимися на экспортной торговле. В Японии в целях повышения
конкуренции осуществлена приватизация железных дорог. В Великобритании
отменены лицензии, значительно сдерживающие использование автомобилей как по
поясам дальности перевозок, так и по номенклатуре грузов.
В целях достижения синхронизации работы
транспорта и производства в хозяйственной деятельности фирм широко применяются
системы «канбан» и «точно в срок» (just in time). Суть их в применении к
транспорту состоит в следующем: если в основном производстве используется
технология «строго по графику» без информации о содержании существенных объемов
запасов необходимых материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий,
то в закупочной и сбытовой логистике перевозки осуществляются соответственно
через короткие интервалы (система «канбан») и в строго определенное время (система
«точно в срок»). По указанной технологии подача грузов и тоннажа клиентуре в
необходимых случаях ведется с точностью до минут. При этом, например,
автомобиль с главного конвейера автосборочного завода поступает не на склад, а
в вагон, и одновременно специальное погрузочное устройство, управляемое ЭВМ,
обеспечивает постановку следующего вагона под погрузку очередной партии
автомашин. Такая технология позволяет обходиться без громоздкого и
дорогостоящего складского хозяйства и ускорять оборачиваемость капитала. В
результате нормативы запасов материальных ценностей резко сокращаются.
Например, в Японии они составляют 2- и 5-суточную потребность, а на
автосборочном заводе «Ниссан» запас комплектующих деталей рассчитан всего на 2
часа работы главного конвейера. При переходе на работу по системе «точно в
срок» время реализации товара сокращается до двух раз.
Своевременное удовлетворение потребностей
отраслей, требующих гарантированной доставки грузов к определенному сроку,
достигается также организацией движения грузовых поездов на сети железных дорог
по жесткому расписанию. Грузоотправитель бронирует в поезде необходимую ему
грузоподъемность и обеспечивает погрузку в технологически необходимое время.
Такие поезда не ожидают груза, так что отправитель, не успевший справиться с
грузовой работой, теряет оплаченный тариф так же, как и пассажир, опоздавший
на поезд.
Под влиянием логистических систем «канбан» и
«точно в срок» пользователи транспортных услуг стали отдавать предпочтение
таким критериям, как соблюдение временных графиков доставки грузов (в
зависимости от продолжительности планируемой поставки считаются допустимыми
следующие отклонения: для 8–12 недель – 25%; 4–8 недель – 10%, менее 4 недель –
1%), ответственность за удовлетворение текущих потребностей и возможность
отслеживания движения груза. Повышение значимости названных критериев наблюдалось
у 90% фирм, принявших на вооружение рассматриваемые логистические системы.
Одновременно половина из этих фирм повысила интерес к таким факторам, как
близость расположения терминалов, величина тарифов, протяженность маршрутов и
наличие специализированного подвижного состава.
Таким образом, в известном смысле можно
утверждать, что с рубежа 1970–80-х годов начинается органическое срастание
транспорта с обслуживаемым производством, превращение его в звено единой
системы «производство – транспорт – распределение».
Новый подход к транспорту как к составной
части более крупной системы, т. е. логистической цепи, привел к необходимости
рассматривать его в разных аспектах. С точки зрения изучения эффективности
работы отдельных видов транспорта интерес представляют перевозки грузов между
пунктами отправления и назначения на каждом из них (например, от одной
железнодорожной станции до другой, из порта в порт или с терминала на
терминал). Однако с позиции организации перевозок целесообразно анализировать весь
процесс перевозки от грузоотправителя до грузополучателя (по системе «от двери
до двери»). Если же учитывать интересы клиентуры, то здесь необходимо принимать
в расчет не только перевозку на магистральных видах транспорта, но и обработку,
хранение, упаковку и распаковку, подачу материалов к станкам в цехе и все
связанные с этим процессы информации, сопровождающие материальный поток. Такой
подход способствует оптимальному выбору транспортных услуг, ибо качество
перевозок, как правило, в большей мере отражается на общих расходах, чем себестоимость
перевозок.
С точки зрения специализации и кооперирования
производства изучение транспорта нельзя ограничивать сферой отдельных материально-технических
связей. Он должен рассматриваться во всей системе материально-технического
снабжения – от первичного поставщика до конечного потребителя, включая
промежуточные этапы. И, наконец, с целью максимального сокращения издержек
предлагается расширить понятие «концепция логистики», включив в него весь
жизненный цикл продукции – от этапа проектирования до использования вторичного
сырья и отходов.
Политика дерегулирования автомобильного
транспорта и применение системы «точно в срок» способствовали расширению сферы
его деятельности. Особенно это заметно в США с их относительно длинными
маршрутами перевозок по сравнению с западноевропейскими странами и Японией. В
США автомобили стали все больше эксплуатироваться не только на коротких и
средних расстояниях, но и на расстояниях до 1600 км – для доставки как
комплектующих изделий, так и готовой продукции. В силу этого доля
автомобильного транспорта в освоении перевозок грузов несколько возросла. В
наибольшей степени это относится к автотранспортным фирмам, работающим по
контрактам. В последних оговариваются стимулы и штрафные санкции относительно
качества перевозок, и это способствует повышению стандартов на предоставляемые
услуги.
Из общего числа компаний, использующих
контрактные перевозки автотранспортом, 51% повысили к нему интерес и 49% не
изменили своего прежнего отношения. Объем перевозок автомобильным транспортом
общего пользования остался почти неизменным. В то же время 25% промышленных
фирм, владеющих собственным парком автомобилей, повысили их использование, а
14% фирм – снизили. Повысилась доля автомобильного транспорта и в
западноевропейских странах, и не только во внутренних, но и в международных
сообщениях. Предполагается, что и в дальнейшем технико-эксплуатационные
особенности автомобильного транспорта обеспечат ему надежное положение в
условиях повышенного спроса на перевозки грузов частыми, но мелкопартионными
отправками, которые, в свою очередь, ускорят развитие автоматической обработки
грузов, контейнеризации и пакетизации, а также информатики в области грузовой
и перевозочной работы. Однако это приведет к увеличению стоимости
транспортировки; повысится и значение качественных факторов, например, таких,
как надежность и своевременность доставки.
Дерегулирование в основном коснулось
автомобильного транспорта, как наиболее приспособленного к перевозкам грузов
мелкими партиями, способствующим сокращению запасов материальных ресурсов и
повышению скорости их оборачиваемости. Что же касается железных дорог, то они
оказались во многих случаях не в состоянии удовлетворить спрос на перевозки
адекватно изменившейся системе материально-технического обеспечения. На железнодорожный
транспорт по-прежнему распространяется ряд правовых и административных
требований со стороны государства. В частности, такие требования предписывают
надлежащее функционирование линий на конкретных направлениях, освоение всего
объема перевозок пассажиров и грузов, ограничения соответствующей политики в
области цен и соблюдение ряда других требований. В силу указанных причин
железнодорожный транспорт стал менее благоприятным по сравнению с автомобильным
видом транспорта для использования системы «точно в срок». Так, в конце 1980-х
годов 49% промышленных фирм США, работающих по данной логистической системе,
снизили степень пользования услугами железных дорогу столько же фирм сохранили уровень
их услуг, и лишь 2% фирм повысили его.
Тем не менее, как считают зарубежные
специалисты, это не означает, что в новых условиях спроса на перевозки роль
железнодорожного транспорта обречена на снижение. Напротив, такие его
качественные характеристики, как регулярность и скорость движения поездов в
прямом сообщении (в европейском регионе -это международные перевозки), могут
оказаться весьма полезными. Более того, в целях ускорения доставки грузов на
железнодорожном транспорте может быть расширено применение контрейлерных
перевозок, контейнеров и маршрутных составов. Операции по составлению поездов
будет целесообразно выполнять на ограниченном числе сортировочных станций.
Первостепенное значение для повышения использования грузоподъемности вагонов приобретает
консолидация грузов.
Использование внутреннего водного транспорта в
логистической цепи в значительной степени ограничивается сезонностью его
работы в ряде стран. Однако внутренние водные пути могут быть использованы в
качестве альтернативного вида транспорта по сравнению с автодорожным, на
котором действуют такие сдерживающие факторы, как запрещение работы в выходные
дни, дорожные налоги и т.д. Благодаря применению системы «точно в срок»
расширились возможности привлечения водного транспорта по сравнению с теми
случаями, когда акцент делался на повышение скорости доставки.
Внедрение логистической концепции в практику
мирохозяйственных связей позволит в определенной степени увеличить объем
перевозок грузов морским и особенно воздушным транспортом в межконтинентальном
сообщении. Не исключен рост авиационных перевозок и во внутренних сообщениях.
Например, в США к началу 1990-х годов востребование воздушного транспорта
возросло у 29% фирм, использующих систему «точно в срок», и только 5% фирм отказались
от его услуг.
В логистических системах, работающих «строго
по графику», основной фактор, обеспечивающий эффективную работу на линиях
снабжения и сбыта товарно-материальных ценностей, – это новые услуги
автомобильных и железнодорожных компаний по сбору и распределению грузов. Такие
услуги транспортных предприятий обеспечивают ускорение перевозки на большие
расстояния от поставщиков к производителям или рынкам конечной продукции и
часто исключают звенья, существующие в традиционных системах комплектования
грузов. В результате проводимые операции обычно являются менее дорогостоящими и
обеспечивается более высокое качество обслуживания, чем при конкурирующих способах
распределения. Кроме того, компании, пользующиеся новыми услугами, извлекают
прямые выгоды, как-то: уменьшается продолжительность цикла обработки заказа, а
хранение запасов товарно-материальных ценностей заменяется транспортными
потоками. Учитывая вышеизложенное, представляет интерес более подробное
рассмотрение политики транспортных предприятий, приведшей к изменению характера
деятельности последних.
Основные положения логистики, характерные для
фирм-производителей и потребителей продукции (приоритет потребителя, высокий
уровень сервиса, сокращение времени выполнения заказа и др.), в полной мере
относятся и к предприятиям транспортной отрасли, задействованным в
логистических системах. Отличительной чертой их работы в новых условиях
конкуренции на рынке транспортных услуг становится разработка политики
комплексного решения транспортных и сопряженных с ними проблем на ином,
качественно высоком уровне. Практика показывает, что такая политика приносит
успех, если она достаточно дифференцирована и базируется на таких основных
компонентах, как: предоставление нетрадиционных новых дополнительных услуг,
политика в области коммуникаций и политика заключения контрактов.
К политике предоставляемых услуг относятся все
решения и действия, направленные на комплексное осуществление транспортного
процесса. Это означает, что организация перевозок грузов с учетом расстояния их
транспортировки, количества и сроков доставки планируется наряду с оказанием
дополнительных услуг клиентам. Анализ участия фирм-перевозчиков в логистической
деятельности грузовладельцев США показал, что транспортные предприятия весьма
охотно идут на расширенную диверсификацию своей деятельности. Это повышает
потенциал привлечения клиентуры, увеличивает прибыль, ускоряет внедрение
новейших транспортных технологий, укрепляет положение на рынке транспортных
услуг. В свою очередь, фирмы-продуценты не менее заинтересованы в том, чтобы
освободиться от многих логистических функций и сосредоточить внимание на основной
профилирующей деятельности с целью снижения затрат и повышения гибкости в
работе.
Из 350 обследованных предприятий различных
отраслей экономики США 70% передали транспортным фирмам функции по выполнению
и оформлению расчетов за перевозку грузов. Примерно 20-22% предприятий
отказались в пользу транспортников от работы, связанной с определением цены за
перевозку, складскими операциями и выбором оптимального маршрута доставки
товаров. Фирмы-перевозчики сочли выгодным переключиться на выполнение функций
контроля за грузами, находящимися в пути следования. Они стали заниматься также
организацией электронного обмена данными между всеми участниками
логистического процесса и хранением информации. В результате около 12-15%
фирм-продуцентов освободились от выполнения указанных функций. И, наконец, от
7 до 11% фирм, подвергшихся обследованию, передали перевозчикам функции по
осуществлению контроля за товарно-материальными запасами, выполнению заказов и
эксплуатации парка транспортных средств.
Страницы: 1, 2
|