При
внутренней негерметичности расходных и магистральных вентилей в трубопроводах и
аппаратуре газовой установки автомобиля все время будет избыточное давление
газа. При этом увеличивается вероятность утечки газа в окружающее пространство
и не допускается проводить ремонт газовой аппаратуры и перевод двигателя на
работу с газа на бензин.
Утечки
газа через клапан первой ступени редуктора определяются по показанию манометра
редуктора. В этом случае при остановке двигателя повышается давление в камере
первой ступени, что может повлечь за собой открытие клапана второй ступени
редуктора. При этом газ начнет выходить в подкапотное пространство.
Нарушение
герметичности клапана второй ступени, который выполняет роль запорного вентиля
при неработающем двигателе и открытых магистральном и расходном вентилях,
вызывает утечку газа из редуктора в смеситель и далее через
воздушный фильтр в подкапотное пространство.
Причиной
нарушения герметичности соединений типа клапан — седло является попадание
механических примесей (окалина, стружка, кристаллы сернистых соединений и др.)
на их запирающие поверхности, а также повреждение уплотнителя клапана.
Внешняя негерметичность представляет собой неплотность газового оборудования,
вызывающего утечку газа в окружающее пространство. Неплотность топливной
аппаратуры, арматуры и топливопроводов ведет к утечкам газа в зонах
технического обслуживания и стоянки газобаллонных автомобилей и может создать
опасную концентрацию газа, превышающую санитарные нормы и требования пожаро- и
взрывобезопасности.
По
характеру работы все соединения газовой установки автомобиля могут быть
разделены на соединения, работающие под высоким (1,6 МПа) и низким (0,2 МПа)
давлениях. Соединения, работающие под высоким давлением, в свою очередь,
подразделяются на работающие под давлением жидкой или паровой фазы газа.
Учитывая,
что истечение газа прямо пропорционально давлению и что масса жидкого газа
приблизительно в 250 раз больше парообразного, наибольшую опасность с точки
зрения утечек представляют соединения, работающие под высоким давлением
жидкой фазы газа.
Способы
устранения утечек газа зависят от конструкции соединений и характера
неисправностей. В ниппельном соединении утечку устраняют дополнительной
затяжкой гайки. Если затяжкой гайки утечка не устраняется, то разбирают
соединение, отрезают конец трубки вместе с ниппелем и собирают соединение с
новым ниппелем. В соединениях, уплотняемых конической резьбой, степень
герметичности может повышаться покрытием резьбы свинцовым глетом или клеями
АК-20, БФ-2.
Во фланцевых и
резьбовых соединениях, где герметичность обеспечивается прокладками, при
возникновении утечек дополнительно подтягивают соединение или заменяют
прокладку. Заделки в шлангах высокого давления являются неразборным соединением
и при появлении утечки газа в них шланг полностью заменяют.
В оборудовании,
работающем под высоким давлением паровой фазы газа, насчитывается несколько
меньше соединений. Это — соединения по разъемам испарителя и фильтра, в
штуцерах и в трубопроводах. Негерметичность этих соединений вызывает утечку
газа в подкапотное пространство. Конструктивное исполнение, виды неплотностей и
способы устранения аналогичны конструкциям, неплотностям и способам устранения
для соединений, работающих под давлением жидкой фазы газа.
Затрудненный пуск
двигателя происходит при переобогащении или переобеднении горючей смеси.
Причинами переобогащения горючей смеси являются негерметичность клапанов первой
и второй ступеней редуктора и неплотность обратного клапана смесителя.
Переобеднение горючей смеси вызывается негерметичностью шланга подачи газа в
систему холостого хода и засорением или сужением проходного сечения канала
системы холостого хода.
При
негерметичности разгрузочного устройства редуктора или трубки, соединяющей
полость разгрузочного устройства с впускным трубопроводом двигателя,
прекращается подача газа из редуктора в смеситель и пуск двигателя в этом
случае становится невозможным.
Неустойчивая
работа двигателя на холостом ходу может быть вызвана неправильной регулировкой
подачи газа в систему холостого хода; поступлением газа через основную систему
вследствие неплотности обратного клапана смесителя или клапана второй ступени
редуктора; уменьшением подачи газа в систему холостого хода из-за
негерметичности шланга системы или засорения его проходного сечения. Для
устранения неустойчивой работы двигателя регулируют систему холостого хода или
устраняют неплотности.
Неудовлетворительные
переходы от холостого хода к нагрузочным режимам работы двигателя («провалы»)
появляются при резком открытии дроссельных заслонок смесителя в результате
обеднения горючей смеси ввиду запаздывания включения основной системы подачи
газа. Включение основной системы обеспечивается поднятием обратного клапана
смесителя под действием разрежения в диффузорах при частоте вращения
коленчатого вала двигателя 1300—1400 об/мин.
Запаздывание
открытия обратного клапана возникает при уменьшении общей подачи газа в систему
холостого хода, что не позволяет развить требуемой частоты вращения коленчатого
вала двигателя и создать необходимого разрежения в диффузорах. К появлению
«провалов» приводит и прилипание обратного клапана к седлу, так как в этом
случае требуется большое усилие для его открытия.
Неудовлетворительные
переходы в работе двигателя появляются при скоплении маслянистого конденсата во
второй ступени редуктора. В этих условиях для открытия клапана второй ступени
редуктора требуется большее усилие и смесь на переходном режиме переобедняется.
Не
только к «провалам», но и к остановке двигателя может привести негерметичность
разгрузочного устройства, вследствие чего уменьшается или прекращается подача
газа из редуктора смеситель.
Для
устранения «провалов» в работе двигателя на переходны: режимах регулируют
систему холостого хода, протирают обратный клапан, удаляя загрязнения, сливают
конденсат из редукторе устраняют негерметичность разгрузочного устройства.
Указанны работы выполняют при необходимости в полном объеме или от дельно
каждую.
Снижение
мощности двигателя происходит в основном вслед ствие обеднения горючей смеси. К
причинам, которые могут вы звать снижение мощности, относятся сужение проходных
каналов для газа, засорение газовых фильтров и газовых каналов испарителя,
недостаточное открытие клапанов первой и второй ступеней редуктора и
экономайзерного устройства, а также уменьшение проходного сечения газовой
магистрали, расходных и магистрального вентилей.
Величину
проходных сечений для газа в магистрали от балле на до второй ступени редуктора
проверяют по манометру редуктора при работающем двигателе. Резкое увеличение
частоты вращения коленчатого вала двигателя не должно вызывать падение давления
в первой ступени редуктора более чем на 100—200 Па
При
неработающем двигателе проверку можно провести сжатым воздухом. Для этого
систему питания заполняют сжатый воздухом и открывают клапан второй ступени,
нажимая рукой на шток редуктора. Падение давления на манометре редукторе должно
быть в указанных выше пределах.
Основные работы,
выполняемые при техническом обслуживании системы питания
Для газового
оборудования газобаллонных автомобилей предусмотрены ежедневное (ЕО), первое
(ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СО) технические обслуживания. Выполнение
работ по ТО-1 и ТО-2 газовой системы питания проводится в сроки, установленные
для ТО-1 и ТО-2 автомобиля. При этом проведение работ ТО-2 совмещают с
очередным ТО-1, а сезонное обслуживание — с ТО-2.
Ежедневное
техническое обслуживание выполняют перед выездом автомобиля на линию и после
возвращения его в гараж. Перед выездом проводят контрольные работы. Внешним осмотром
проверяют техническое состояние газового баллона, деталей крепления газового
оборудования, герметичность соединений всей газовой магистрали и показания
контрольно-измерительных приборов (манометр, показывающий давление газа в
редукторе, указатель уровня газа в баллоне).
После возвращения
автомобиля в гараж проводят уборочно-моечные работы системы питания, проверяют
техническое состояние газового редуктора и герметичность соединений газовой
магистрали высокого давления.
В газовом
редукторе на слух или с помощью прибора ПГФ-2М1-ИЗГ определяют герметичность
клапана второй ступени и сливают масляный конденсат. Ежедневный слив конденсата
необходим, так как скопление его на мембране второй ступени редуктора
нарушает нормальную работу двигателя.
Герметичность
системы проверяют в рабочем состоянии, т. е. при заполнении ее сжиженным газом.
Места утечек определяют с помощью мыльного (пенного) раствора или прибором
ПГФ-2М1-ИЗГ.
В зимнее время
при заполнении системы охлаждения водой ее сливают из полости испарителя.
Первое
техническое обслуживание газовой системы питания включает в себя
контрольно-диагностические и крепежные работы, которые выполняют при ЕО, а
также смазочно-очистительные работы, к которым относятся очистка фильтрующих
элементов газовых фильтров и смазка резьбовых штоков магистрального наполнительного
и расходных вентилей.
После выполнения
отмеченных выше работ при ТО-1 проверяют герметичность газовой системы при
давлении 1,6 МПа воздухом или инертным газом и работу двигателя на газовом
топливе. В этом случае замеряют, а при необходимости и регулируют содержание
окиси углерода в отработавших газах, определяют надежность пуска двигателя и
устойчивость его работы на холостом ходу при различной частоте вращения
коленчатого вала.
При втором
техническом обслуживании проверяют состояние и крепление газового баллона к
кронштейнам, кронштейнов к лонжеронам рамы, карбюратора к впускному патрубку и
впускного патрубка к смесителю. В объем контрольно-диагностических и регулировочных
работ входят проверка и установка угла опережения зажигания при работе
двигателя на газе, проверка и регулировка газового редуктора, смесителя газа и
испарителя.
В редукторе
проверяют регулировку первой и второй ступеней, работу
дозирующе-экономайзерного устройства и герметичность разгрузочного устройства.
В смесителе
проверяют состояние и действие приборов воздушной и дроссельной заслонок, в
испарителе — герметичность и засоренность газовой и водяной полостей.
Сезонное
обслуживание газового оборудования по периодичности разделяется на три вида. К
первому относятся работы, которые подлежат выполнению через 6 мес, ко второму —
работы, проводимые один раз в год, к третьему — работы, выполняемые один раз в
два года.
Через 6 мес
проверяют срабатывание предохранительного клапана газового баллона, продувают
газопроводы сжатым воздухом и проверяют работу ограничителя максимальной
частоты вращения коленчатого вала двигателя.
К работам,
проводимым один раз в год, относится ревизия газовой аппаратуры,
магистрального вентиля, манометра и арматуры баллона. Для этого газовый
редуктор, смеситель газа, испаритель, магистральный вентиль демонтируют с
автомобиля, разбирают, очищают, промывают, регулируют и при необходимости
заменяют негодные детали.
Перед проведением
ревизии газовой арматуры баллон полностью освобождают от газа. После этого
снимают крышки наполнительного и расходных вентилей, вентиля максимального
наполнения (не вывертывая корпусов из газового баллона) и проверяют состояние
их деталей. Предохранительный клапан также снимают с баллона, регулируют на
стенде и пломбируют.
Работы,
проводимые раз в год, выполняют при подготовке автомобиля к зимней
эксплуатации.
К специальной
операции, выполняемой один раз в два года, относится освидетельствование
газового баллона. При освидетельствовании проводятся гидравлические испытания,
во время которых определяют прочность баллона. Во время пневматических испытаний
определяют герметичность соединений баллона с арматурой. После испытаний
газовый баллон окрашивают и наносят клеймо со сроком следующего
освидетельствования.
При техническом
обслуживании системы питания газобаллонных автомобилей кроме работ по газовому
оборудованию выполняют работы и по резервной (бензиновой) системе питания.
Периодичность и характер этих работ принципиально не отличаются от работ,
выполняемых по системе питания автомобилей с карбюраторными двигателями,
которые рассмотрены ранее.
Наличие у
газобаллонных автомобилей газовой и бензиновой систем питания увеличивает
трудоемкость работ по их техническому обслуживанию и текущему ремонту.
Проверка и
регулировка газовой аппаратуры
Газовую
аппаратуру системы питания проверяют и регулируют на специальных стендах или с
помощью универсальных приборов и различных приспособлений без снятия с
автомобиля. Часть регулировок выполняют во время работы двигателя на газе,
другую часть — при неработающем двигателе с системой питания, заполненной
воздухом или инертным газом под давлением 1,6 МПа.
В редукторе газа
МКЗ-НАМИ при неработающем двигателе регулируют давление в первой ступени, ход
клапана второй ступени и проверяют герметичность разгрузочного и
экономаизерного устройства.
|
Рис. 2. Первая ступень
редуктора в сборе и ее детали в разобранном виде:1 — седло клапана,2 — фильтр,3
— регулировочный винт;4,13 — контргайки,5 —рычажок,6 — шток,7 — клапан в
сборе,8 — мембрана в сборе,9 — прокладка,10 — ось рычажка, 11 — крышка, 12 —
пружина,14 — седло пружины (регулировочный болт)
|
Рис. 3. Детали второй ступени "
редуктора:
1 — колпак, 2 —шайба, 3 —
пружина, 4, 11 — контргайки, 5 — седло пружины 6 — крышка, 7 — шплинт, 8 —
мембрана в сборе, 9 — ось рычажка, 10 — прокладка, 12 — рычажок, 13 — регулировочный
винт, 14 — клапан, 15 — вставка клапана, 16 — седло клапана
|
Давление в первой
ступени редуктора регулируют изменением положения регулировочного болта 14 (см.
рис. 2) и контролируют по манометру редуктора. При завертывании
регулировочного болта давление будет увеличиваться, при отвертывании — уменьшаться.
Регулировку прекращают при установлении в первой ступени давления 0,15 — 0,20
МПа.
Отрегулированный
редуктор проверяют на герметичность закрытия клапана первой ступени. Для этого
кратковременным нажатием на шток 11 (рис. 4) редуктора открывают клапан второй
ступени и выпускают из полости первой ступени воздух, снижая давление. При
закрытии клапана второй ступени стрелка манометра должна указать заданное
давление. Допускается медленное возрастание давления, но не более чем на 0,02
МПа и в то же время не превышающее 0,2 МПа, после чего давление в камере должно
сохраняться в интервале не менее 2 млн.
Клапан второй
ступени редуктора регулируют на максимальное открытие, при котором не
нарушается герметичность его в закрытом положении. Для регулировки снимают крышку
3 люка, ослабляют контргайку 4 и отвертывают регулировочный винт
5 до начала пропуска газа. Затем завертывают винт на ¼— ½оборота
и затягивают контргайку. Регулировку клапана выполняют отверткой и специальным
ключом (рис. 120).
После регулировки
проверяют герметичность закрытия и ход клапана. Герметичность определяют на
слух или по пузырькам воздуха, выходящим из шланга, один конец которого
соединен со штуцером системы холостого хода на редукторе, а другой опущен в
сосуд с водой на глубину не более 3 мм.
Рис. 4.
Приспособление для замера хода клапана второй ступени редуктора МКЗ-НАМИ:
1 — седло, 2 — клапан,
3 — крышка люка, 4, 8 — контргайки, 5 — регулировочный винт, 6 — рычаг.
7 — мембрана второй ступени, 9 — регулировочный стакан, /0 — пружина, 11 —
шток, 12 — стопорный винт, 13 — линейка, 14 — движок линейки
Величину хода
клапана определяют по перемещению штока редуктора. Для этой проверки выпускают
воздух из редуктора и нажатием на шток до отказа замеряют его ход
приспособлением с мерной линейкой (см. рис. 4). Нормальная величина открытия
клапана второй ступени обеспечивается при ходе штока 11 не менее 8 мм.
Рис. 5. Инструмент для-регулировки клапана
второй ступени редуктора:
1 — отвертка, 2 — специальный
торцовый ключ
Герметичность
разгрузочного и экономайзерного устройств проверяют при отсутствии давления
воздуха в системе питания. Для этого от всасывающего трубопровода снимают
шланг, соединяющий его с редуктором, и через него отсасывают воздух в устройствах
до создания разрежения не менее 266 Па. Разгрузочное и экономайзерное
устройства считаются герметичными, если величина разрежения в них сохраняется
в интервале 5 мин.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|