Меню
Поиск



рефераты скачать Таможенные органы в Российской Федерации

Материальная и иная ответственность государства в лице таможенных органов основывается на принципе объективной ответственности, т. е. при наличии причин­ной связи между противоправным решением, действием или бездействием таможенного органа или его должност­ного лица и наступлением ущерба. При этом наличие вины в действиях (бездействии) конкретного должностного лица вовсе не обязательно. Неправомерное действие или без­действие конкретного должностного лица таможенного органа может быть совершено и невинно (например, как следствие исполнения решения или прямого указания вы­шестоящего органа или должностного лица, которое ока­залось незаконным и в результате исполнения которого был нанесен ущерб). В этом случае таможенный орган все равно несет ответственность, а вот конкретное должност­ное лицо - уже нет.

В соответствии с действующим законо­дательством ответственность таможенных органов насту­пает при наличии следующих условий:

а) неправомерности решений, действий или бездействия таможенных органов, их должностных лиц и иных работ­ников;

б) наличии вреда или убытков, причиненных лицам или их имуществу;

в) причинной связи между неправомерным решением, действием или бездействием таможенного органа, его дол­жностного лица или иного работника и наступившим вре­дом (убытками).

Как уже отмечено, непосредственно перед потерпевшим гражданско-правовую ответственность несут таможенные органы, неправомерными решениями, действиями или без­действием которых либо неправомерными решениями, действиями или бездействием должностных лиц или иных работников которых был причинен ущерб. В свою оче­редь, таможенный орган, возместивший ущерб потерпев­шему, впоследствии вправе взыскать денежную сумму, истраченную на возмещение этого ущерба, с непосредствен­но виновного в его нанесении должностного лица или иного своего работника.

Должностные лица таможенных органов, а также иные работники таможенных органов (и это подчеркнуто в ст. 456 ТК РФ) за свои неправомерные решения, действия или бездействие несут дисциплинарную, административ­ную, уголовную и иную (например, материальную) ответ­ственность в соответствии с действующим российским за­конодательством.

Так, к дисциплинарной ответственности привлекают­ся государственные таможенные служащие за нарушение служебной дисциплины, а иные работники таможенных органов — за нарушение трудовой дисциплины. За совер­шение административных правонарушений указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях. Однако, как правило, за некоторым исключением (например, совершением нарушений правил до­рожного движения), эти правонарушения не связаны с осуществлением таможенными служащими своих долж­ностных обязанностей. Уголовную ответственность госу­дарственные таможенные служащие несут за совершение должностных преступлений (злоупотребление должностны­ми полномочиями - ст. 285 УК РФ, получение взятки — ст. 290 УК РФ, служебный подлог - ст. 292 УК РФ и др.). На сотрудников таможенных органов, как должностных лиц, так и иных работников, может быть возложена мате­риальная ответственность за ущерб, причиненный физи­ческим или юридическим лицам и их имуществу вслед­ствие вынесенного незаконного решения или совершения ими противоправных действий (бездействия). Причем обя­зательным условием привлечения должностных лиц и иных работников таможенных органов к любому виду ответствен­ности является виновность этих лиц в совершении проти­воправного деяния или принятии незаконного решения.

Каждый из этих видов юридической ответственности должностных лиц и иных работников таможенных орга­нов регулируется соответствующим законодательством, в каждом из них имеются свои меры наказания (взыска­ния) и существует свой порядок их применения.

Представляется в рамках рассматриваемой темы более подробно остановиться на дисциплинарной ответственности должностных лиц таможенных органов, а точнее даже — на дисциплинарной ответственности государственных тамо­женных служащих. И вот почему. Дисциплинарная от­ветственность иных работников таможенных органов (т. е. лиц, работающих в таможенных органов и организаци­ях таможенной службы, но не являющихся при этом го­сударственными таможенными служащими) регламенти­руется нормами трудового права, административная от­ветственность как государственных таможенных служа­щих, так и иных работников таможенных органов — норма­ми административного права, уголовная ответственность - нормами уголовного и уголовно-процессуального права, материальная ответственность в большинстве своем — нор­мами гражданского и трудового права. А вот дисципли­нарная ответственность государственных таможенных слу­жащих непосредственно входит в предмет регулирования таможенного права, а ее практическая реализация входит в компетенцию таможенных органов и ее руководителей.

Под дисциплинарной ответственностью государствен­ных таможенных служащих следует понимать примене­ние мер дисциплинарного воздействия к государственным таможенным служащим в рамках служебного подчинения за виновные нарушения порядка и условий прохождения государственной таможенной службы, не преследуемые в уголовном порядке. Основанием для привлечения государ­ственного таможенного служащего к дисциплинарной от­ветственности является дисциплинарный проступок (нару­шение служебной дисциплины), т. е. виновное неисполне­ние или ненадлежащее исполнение таможенным служащим возложенных на него должностных обязанностей.

Правовую основу дисциплинарной ответственности го­сударственных таможенных служащих составляют, прежде всего, Таможенный кодекс РФ, а также федеральные за­коны «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и «О службе в таможенных органах Россий­ской Федерации». А вот порядок ее реализации закреп­лен в утвержденном Указом Президента РФ Дисципли­нарном уставе таможенной службы Российской Федера­ции. Ведомственными нормативно-правовыми актами ГТК России определены права начальников таможенных орга­нов по применению мер дисциплинарного воздействия, порядок организации и проведения служебных проверок и ряд других вопросов, касающихся практической реали­зации дисциплинарной ответственности государственных таможенных служащих.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» на таможенных служащих за нарушение служебной дис­циплины могут быть наложены следующие виды взыска­ний, именуемых дисциплинарными: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии (по результатам аттестации), увольнение из таможенных органов.

Правом наложения дисциплинарного взыскания на го­сударственного таможенного служащего обладает началь­ник таможенного органа или организации таможенной службы, в котором этот таможенный служащий проходит службу. Исключение составляют случаи увольнения из таможенных органов как мера дисциплинарного взыскания, правом наложения которого обладают лишь началь­ники таможенных органов, имеющие право назначения на эту должность. Так, например, уволить из таможен­ных органов начальника таможенного поста за наруше­ние им служебной дисциплины может только начальник регионального таможенного управления, поскольку именно его приказами назначаются на должность начальники таможенных постов. Начальник таможни, в структуру которого входит возглавляемый провинившимся началь­ником таможенный пост, таким правом не обладает.

Увольнение из таможенных органов как мера дисцип­линарного взыскания нуждается еще в некоторых ком­ментариях. Так, в соответствии с подпунктом 11 пункта 2 ст. 48 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник может быть уволен с государственной таможенной службы за одно­кратное грубое нарушение служебной дисциплины или за ее систематические нарушения.

К грубым нарушениям служебной дисциплины согласно Дисциплинарному уставу таможенной службы относятся:

1. Невыполнение сотрудником обязанностей, установлен­ных подпунктами 1, 3 и 7 пункта 1 ст. 17 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», т. е. обязанностей обеспечивать соблюдение Конституции РФ и федеральных законов, выполнять отдан­ные в пределах их должностных полномочий приказа и рас­поряжения начальников таможенных органов и хранить государственную и иную охраняемую законом тайну.

2. Утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу России, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия.

3. Прогул (в том числе отсутствие сотрудника на служ­бе более трех часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин.

4. Появление сотрудника на службе в нетрезвом состо­янии, в состоянии наркотического или токсического опья­нения.

5. Несоблюдение ограничений, установленных для госу­дарственных таможенных служащих статьей 7 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Рос­сийской Федерации» (перечень этих ограничений доволь­но велик, рассматривался нами выше и нет необходимос­ти его здесь повторять).

Систематическим нарушением служебной дисциплины является повторное совершение дисциплинарного проступ­ка в течение года государственным таможенным служа­щим, имеющим дисциплинарное взыскание.

При наложении того или иного дисциплинарного взыс­кания должны учитываться тяжесть совершенного дис­циплинарного проступка, обстоятельства, при которых совершен этот проступок, а также предшествующие служба и поведение привлекаемого к дисциплинарной ответствен­ности таможенного служащего. В этой связи привлечение таможенного служащего к дисциплинарной ответственно­сти производится, как правило, по результатам служеб­ной проверки, проводимой в целях установления обстоя­тельств, причин и условий нарушения служебной дисцип­лины либо чрезвычайного происшествия в таможенном органе или организации таможенной службы и подтвер­ждающей виновность тех или иных должностных лиц в совершении ими дисциплинарных проступков.

Если же в результате служебной проверки будет обна­ружено, что сотрудник, в отношении которого она прово­дится, совершил деяние, указывающее на признаки пре­ступления, руководитель таможенного органа (организа­ции таможенной службы) обязан незамедлительно пере­дать полученные материалы в органы дознания и предва­рительного следствия.

Для исправления возможных ошибок, допущенных при наложении дисциплинарных взысканий, и устранения у таможенных служащих сомнений в правомерности привле­чения их к дисциплинарной ответственности. Дисципли­нарным уставом таможенной службы предусмотрена воз­можность обжалования решений о привлечении к дисцип­линарной ответственности в вышестоящий таможенный орган или в суд. Судебное обжалование обоснованности привлечения таможенных служащих к дисциплинарной ответственности касается, как правило, случаев их уволь­нения из таможенных органов за нарушение служебной дисциплины и осуществляется по правила рассмотрения трудовых споров. В остальных случаях жалобы обычно по­даются начальнику вышестоящего таможенного органа.


Заключение


Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

- таможенные органы РФ являются неотъемлемой частью экономической политики государства. Особенно важна их роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной. Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, происходивших в стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ. Задача таможенной системы состоит в том, чтобы состыковать новую экономическую систему России с системой мирохозяйственных связей и за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий, для выполнения этой задачи является соответствующее постановка таможенного дела. И как следствие развитие правовой базы всего таможенного дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта. Россия, будучи великой евроазиатской страной, имеет исключительно благоприятные перспективы интеграции в международную таможенную систему.

- Таможенная политика зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Её сущность проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д.   

- реализация таможенной политики осуществ­ляется в соответствии с таможенно-правовыми нормами. Необходимость четкой правовой регламентации таможенной политики обусловлена, прежде всего, тем, что инструменты ее осуществления прямо или косвенно вторгаются в сферу ча­стного бизнеса, императивно регулируя те или иные направления предпринимательской деятельности.

- Таможенно-правовые нормы устанавливаются государством, которые определяют правила поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Совокупность таможенно-правовых норм составляет комплексную отрасль российского законодательства.

- источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот, который содержит общие правила в таможенном деле. Таким обра­зом, источник таможенного права должен носить нормативный характер. К основным элементам системы источников таможенного права России от­носятся:

а) внутреннее таможенное законодательство;

б) международно-правовые договоры и соглашения с участием России, ка­сающиеся таможенных вопросов»

Комплексный характер таможенного законодательства предполагает использование отдельных норм, содержащихся в источниках других отраслей права - Уголовном кодексе (уголовно наказуемая контрабанда, валютные преступления), Гражданском кодексе (права и обязанности сторон по договору хра­нения и перевозки при регулировании правоотношений, возникающих в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товара на таможен­ном складе и складе временного хранения и т.д.), Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах и т.д.

- Основными видами подзаконных актов, регулирующих таможенные отно­шения, являются:

1. Указы Президента РФ. Активизация нормотворческой деятельности главы государства пришлась на период, предшествовавший принятию ТК. В то время президентские указы выполняли, по существу, роль основных правовых регуляторов таможенных отношений.

2. Постановления Правительства РФ. Ими обычно регулируются наиболее важные вопросы таможенной политики и таможенного права (постановление Правительства РФ от 2 ноября 1993 года "О либерализации внешнеэкономиче­ской деятельности", постановление Правительства РФ от 14 апреля 1994 года "Вопросы таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономических связей", постановление от 23 декабря 1993 года "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предна­значенных для производственной или иной коммерческой деятельности", поста­новление от 10 марта 1994 года "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин" и др.). Предписания нормативных актов Правительства РФ по тамо­женным вопросам лежат в основе издания других нормативных актов в тамо­женной сфере (приказов ГТК, МЮС и др.). Постановлением Правительства РФ могут утверждаться различные акты (постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 года "Об утверждении Порядка определения таможенной стоимо­сти товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации").

Издаваемые Президентом РФ и Правительством РФ распоряжения по та­моженным вопросам, как правило, не содержат норм права и исчерпываются од­нократным применением.

3. Подзаконные акты, принимаемые совместно несколькими государствен­ными органами. Примером может служить Инструкция Банка России и ГТК от 12 октября 1993 года "О порядке осуществления валютного контроля за поступ­лением в РФ валютной выручки от экспорта товаров". Другой нормативный акт - "Порядок представления документов для освобождения от уплаты экспортных таможенных пошлин изделий и материалов, поставляемых для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов за рубежом, осуществляемых при тех­ническом содействии Российской Федерации" - утвердили Министерство эконо­мики, Министерство финансов, МВЭС и ГТК.

4. Нормативные акты ГТК. Согласно ст. 11 ТК в пределах своей компетен­ции ГТК издает нормативные акты по таможенному делу, обязательные для ис­полнения всеми таможенными органами и иными государственными органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собст­венности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.