-осуществляют контроль за целевым использованием
условно выпущенных товаров и транспортных средств;
-начисляют и взимают таможенные пошлины, налоги
и иные таможенные платежи; контролируют деятельность в подведомственном регионе
таможенных брокеров, таможенных перевозчиков;
-выполняют функции агентов валютного контроля;
осуществляют борьбу с контрабандой, иными преступлениями, нарушениями таможенных
правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную
деятельность таможенных органов и др.
Вместе с тем, таможня выполняет также ряд
функций, не присущих таможенным постам. Так, таможня организует,
координирует и контролирует деятельность подчиненных таможенных постов;
-обобщает и анализирует практику применения
средств таможенного регулирования экономической деятельности, правоприменительную
практику;
-осуществляет контроль за единообразным и
точным исполнением законодательства структурными подразделениями таможни и
нижестоящими таможенными постами; осуществляет проведение проверок
финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные
средства;
-осуществляет контроль за соблюдением
законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при
осуществлении дознания по таможенным преступлениям, оперативно-розыскной
деятельности, производстве по делам о нарушениях таможенных правил и
административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность
таможенных органов;
-организует и проводит обучение специалистов в
области таможенного дела для государственных органов, коммерческих и некоммерческих
организаций;
-вносит в вышестоящий таможенный орган предложения
о создании, реорганизации и ликвидации в подведомственном регионе таможенных
постов;
-проводит аттестацию сотрудников таможни и
нижестоящих таможенных постов, приводит их к присяге и др.
Поставленные перед ними задачи и возложенные на
них функции таможня и таможенный пост решают непосредственно и во
взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, на территории которых они находятся, органами местного
самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, а также
гражданами.
Таможня является юридическим лицом со всеми
присущими юридическим лицам атрибутами, финансируется за счет средств
федерального бюджета и иных предусмотренных законодательством источников и
обладает правом оперативного управления в отношении имущества, являющегося
федеральной собственностью и закрепленного за ней.
Таможенный пост как уже отмечено (за редким
исключением) не является юридическим лицом и находится в оперативном
подчинении таможни, в состав которой он входит.
Типовая структура и штатная численность таможни
и таможенного поста утверждается ГТК России. Конкретная структура и штатная
численность таможни и таможенного поста утверждается вышестоящим таможенным
органом.
Создание, реорганизацию и ликвидацию таможни
осуществляет ГТК России по представлению либо с учетом мнения РТУ, в состав
которого входит данная таможня.
Создание, реорганизацию
и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ РФ, а таможенного поста со статусом
юридического лица или непосредственно подчиненного ГТК России, либо
подчиненного таможне, в свою очередь непосредственно подчиненной ГТК России, —
ГТК России.
Территориальный принцип организации и функционирования
таможен не исключает возможность их специализации — специализации таможенного
дела при определенных обстоятельствах. Так, например, образованная в 1984 г.
на базе отдельного поста Шереметьевской таможни Чкаловская таможня
специализируется на таможенном оформлении и таможенном контроле
военно-транспортной авиации в Московской области.
Не занимаются таможенным оформлением и контролем,
но являются также специализированными созданные в ряде таможенных регионов
(Центральном, Северо-Западном, Южном и ряде других) так называемые
«оперативные» таможни. Эти таможни созданы в целях реализации Федерального
закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. и
усиления борьбы с таможенными правонарушениями.
Глава 2. Должностные лица таможенных
органов РФ.
§1. Правовой статус должностных лиц таможенных
органов РФ.
1.1 Понятие государственного таможенного
служащего.
Законодательное определение этого понятия
отсутствует, но определять его нужно опираясь именно на федеральные законы
«Об основах государственной службы Российской Федерации» и «О службе в
таможенных органах». Государственным таможенным служащим является гражданин
Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом,
обязанности по занимаемой им должности в таможенных органах и организациях
таможенной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств
федерального бюджета, и которому в порядке, предусмотренном законом, присвоено
специальное звание. При этом в Федеральном законе РФ «О службе в таможенных
органах» понятие государственного таможенного служащего трактуется как
«сотрудник таможенного органа».
Определение позволяет выделить следующие признаки
государственного таможенного служащего:
1) принадлежность к российскому
гражданству;
2) замещение должности в
таможенных органах и организациях таможенной службы;
3) выполнение обязанностей,
определяемых занимаемой должностью;
4) получение за выполнение этих
обязанностей денежного вознаграждения за счет средств федерального бюджета;
5) наличие присвоенного в
установленном законом порядке специального звания.
Лица, занимающие
должности в таможенных органах и организациях таможенной службы, но не
характеризующиеся хотя бы одним из указанных выше признаков, государственными
таможенными служащими не являются.
1.2. Должности и специальные звания
таможенных органов.
Под должностью
следует понимать обособленную и закрепленную в официальных документах (штатных
расписаниях, схемах должностных окладов и пр.) часть организационной структуры
таможенного органа (организации таможенной службы) с соответствующей частью
компетенции этого таможенного органа (организации таможенной службы),
предоставленной лицу — государственному таможенному служащему в целях ее
практического осуществления. Должность определяет круг служебных обязанностей,
права и пределы ответственности государственного таможенного служащего,
требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает
содержание выполняемой таможенным служащим работы и определяет его правовое
положение в общей системе государственной таможенной службы.
Система
должностей в таможенной службе строится по иерархическому признаку,
подразделяясь на следующие четыре группы:
1) младший состав,
2) средний начальствующий
состав,
3) старший начальствующий
состав,
4) высший начальствующий
состав.
Перечни
должностей государственных таможенных служащих младшего состава, среднего и
старшего начальствующего состава и соответствующие этим должностям специальные
звания, а также квалификационные требования к сотрудникам, занимающим
указанные должности, утверждаются Председателем ГТК России. Перечень
должностей государственных таможенных служащих высшего начальствующего состава
и соответствующие им специальные звания утверждаются Президентом РФ.
В соответствии с
Федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»
государственным таможенным служащим могут быть присвоены следующие специальные
звания:
• младшему составу — прапорщик
таможенной службы; старший прапорщик таможенной службы;
• среднему начальствующему
составу — младший лейтенант таможенной службы; лейтенант таможенной службы;
старший лейтенант таможенной службы; капитан таможенной службы;
• старшему начальствующему составу
— майор таможенной службы; подполковник таможенной службы; полковник
таможенной службы;
• высшему начальствующему
составу — генерал-майор таможенной службы; генерал-лейтенант таможенной
службы; генерал-полковник таможенной службы; действительный государственный
советник таможенной службы.
Специальные
звания, присваиваемые государственным таможенным служащим в соответствии с
занимаемыми ими должностями подразделяются на первое и очередные.
Первое специальное звание до капитана таможенной службы включительно
присваиваются начальниками таможенных органов и организаций таможенной службы,
которым такое право предоставлено Председателем ГТК России. Первое
специальное звание государственному таможенному служащему, назначенному на
должность среднего или старшего начальствующего состава, и очередные
специальные звания от майора до полковника таможенной службы включительно
присваиваются Председателем ГТК России. Специальные звания от генерал-майора
таможенной службы и выше присваиваются Президентом РФ по представлению
Председателя ГТК России.
Важным правовым
требованием государственной таможенной службы является принятие таможенным
служащим присяги, которую он обязан принять не позднее двух месяцев со дня
присвоения ему первого специального звания. Текст присяги содержится в ст. 19
Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах». Порядок принятия
присяги определяется Председателем ГТК России.
Присвоение
специальных званий государственным таможенным служащим осуществляется в
последовательном порядке при соответствии указанного звания занимаемой
должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном
звании.
Очередное
специальное звание как поощрение за добросовестное исполнение должностных
обязанностей может быть присвоено таможенному служащему и до истечения
установленного срока выслуги в предыдущем звании, но оно не может быть выше
звания соответствующего должности. За особые заслуги очередное специальное
звание на одну ступень выше соответствующего должности может быть присвоено по
истечению срока выслуги в специальном звании. Очередное звание на одну ступень
выше соответствующего должности (до полковника таможенной службы включительно)
может быть присвоено таможенному служащему, имеющему ученую степень или ученое
звание.
Представление к
присвоению очередного звания государственного таможенного служащего, который
имеет дисциплинарное взыскание (кроме объявленного устно) либо в отношении
которого возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам
нарушения им служебной дисциплины, не производится до снятия дисциплинарного
взыскания либо прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или
окончания служебной проверки.
Начальник
таможенного органа, необоснованно задержавший представление своего сотрудника
к присвоению очередного специального звания, несет дисциплинарную
ответственность. При этом указанный сотрудник имеет право на компенсацию ему
положенных видов довольствия, которые он получил бы при своевременном присвоении
очередного специального звания.
1.3 ОБЩЕСЛУЖЕБНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ.
Права являются
мерой возможного поведения таможенных служащих при прохождении ими
государственной таможенной службы, а обязанности — мерой их должного поведения.
А общеслужебными рассмотренные ниже права и обязанности именуются потому, что
они являются общими для всех государственных таможенных служащих и не зависят
от места работы и занимаемой должности.
Для успешного осуществления своей служебной деятельности
Федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах» государственному
таможенному служащему предоставлены следующие права:
1. Право на ознакомление с
документами, определяющими права и обязанности таможенного служащего по
занимаемой должности, а также критерии оценки качества прохождения таможенной
службы, способствующие его продвижению по службе.
2. Право на получение в
установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения
должностных обязанностей.
3. Право на посещение в установленном
порядке для исполнения должностных обязанностей любых организаций независимо
от форм собственности.
4. Право на принятие решений и
участие в подготовке и принятии решений в соответствии с должностными обязанностями,
что означает возможность участия таможенного служащего в обсуждении и решении
вопросов деятельности как таможенного органа или организации таможенной
службы в целом, так и его конкретных подразделений, а также выступать с
обоснованной критикой неправильных действий других сотрудников и вносить
соответствующие предложения.
5. Право на участие по своей
инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном органе,
что обеспечивает реализацию конституционного права граждан на равный доступ к
государственной службе.
6. Право на продвижение по
службе, а также на увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги
лет, результатов службы и уровня квалификации.
7. Право на переподготовку
(переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотренных
на содержание ГТК России.
8. Право на применение
физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и
холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных главой 61 ТК РФ.
Таможенные служащие наделены также рядом прав,
сопутствующих их служебной деятельности. Это такие права как:
право на
ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей
деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также на
приобщение к личному делу своих объяснений;
право на
проведение по его требованию служебного расследования для опровержения
сведений, порочащих его честь и достоинство;
право на пенсионное обеспечение с учетом
выслуги лет; право на объединение в профессиональные союзы и право на участие
в собраниях сотрудников таможенных органов.
В ч. 2 ст. 16
Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах» также указано, что
сотрудники таможенных органов имеют также и другие права в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
К общеслужебным
обязанностям относятся:
1. Обязанность обеспечивать
соблюдение Конституции РФ, исполнение федеральных конституционных законов и
федеральных — непреклонное требование, предъявляемое ко всем государственным
служащим.
2. Обязанность обеспечивать
соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан в таможенно-правовой
сфере.
3. Обязанность выполнять
приказы и распоряжения вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные
ими в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных.
4. Обязанность в пределах своей
компетенции своевременно рассматривать обращения граждан и общественных
объединений, а также обращения государственных органов, органов местного
самоуправления и организаций.
5. Обязанность соблюдать
установленные в таможенных органах правила внутреннего распорядка, порядка
обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции.
6. Обязанность поддерживать
уровень квалификации, необходимой для исполнения своих должностных обязанностей.
7. Обязанность хранить государственную
и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными
в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе
затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Конкретные обязанности (их еще можно обозначить
как функциональные обязанности) государственных таможенных служащих зависят от
занимаемой должности и определяются должностными инструкциями.
Таможенный
служащий должен исполнять свои обязанности в строгом соответствии с
действующим законодательством, присягой и контрактом. При исполнении своих
служебных обязанностей таможенный служащий находится под защитой государства и
никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не
вправе вмешиваться в его служебную деятельность.
1.4 ПРАВООГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖАЩИХ.
Правоограничения
государственных таможенных служащих — это установленные Федеральным законом РФ
«О службе в таможенных органах» запреты на осуществление действий,
несовместимых со статусом государственного таможенного служащего:
1) запрет заниматься другой
оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой
деятельности;
2) запрет совмещать таможенную
службу с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной
власти, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, а также
органов местного самоуправления;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|