Вывозные
пошлины отличались еще большей умеренностью, составляя по общему правилу 5°/о с
объявленной цены товара. При этом сырьевой экспорт подлежал повышенному
пошлинному обложению в сравнении с экспортом обработанных товаров.
Принятие
тарифа 1766г. означало продвижение страны вперед по пути свободной торговли. В
то же время не следует преувеличивать его либеральную направленность. Новый
тариф скорее отвечал духу умеренного протекционизма. Отдельные же его статьи, например,
о запрещении экспорта некоторых жизненно важных товаров или о 200%-й ввозной
пошлине на товары, внутреннее производство которых достигло значительных
размеров, носили явные следы таможенной политики петровского времени.
После
отмены в 1762г. таможенной откупной системы и возвращения таможен в казенное
ведомство была учреждена Главная над таможенными сборами канцелярия во главе с
Эрнстом Минихом, которой и было поручено управление таможенным делом. Изменился
социальный состав таможенных чиновников. В результате кадровых перестановок
откупного периода на таможенную службу пришло немало разночинцев. После
реорганизации 1762г. большинство из них сохранило за собой прежние должности, в
том числе управляющих таможнями.
Несмотря
на эти и другие реорганизационные мероприятия эффективность таможенной системы
в целом оставалась невысокой. Как и прежде, она не могла положить конец
контрабандному ввозу. Стали раздаваться голоса о целесообразности закрытия
западной границы с одновременной ликвидацией по всему ее протяжению таможенных
органов. В возникшем споре верх одержали сторонники дальнейшей либерализация
внешней торговли путем понижения ставок таможенных пошлин, установленных
тарифом 1766 года. По мнению Комиссии о коммерции только это могло снять
остроту проблемы контрабандного ввоза.
С
конца 1781 г. началась работа по составлению нового тарифа. Сначала были
выработаны общие правила, т.е. намечены категории товаров. Затем товары были
распределены по категориям с установлением расценок и размеров пошлинного
обложения. При этом Комиссия о коммерции руководствовалась указанием Екатерины
II о том, чтобы российские товары (особенно высокой степени обработки),
предназначенные на экспорт, а также иностранные товары, “необходимые для
русского народа”, и те, внутреннее производство которых было незначительным
(при условии, “чтобы не было нанесено подрыва русским фабрикам и рукоделиям”),
были обложены умеренными пошлинами. 27 сентября 1782 г. проект тарифа был
утвержден императрицей и передан в Сенат для опубликования.
С
принятием нового тарифа до 2% в среднем понижался размер пошлинного обложения
ввозимого сырья; очень умеренной пошлиной облагались импортируемые
полуфабрикаты; на дорогую мебель, ткани высших сортов, которые также
выделывались в России, была определена высокая ввозная пошлина, но не более 20%,
на импортируемые предметы роскоши, которые производились в России в достаточном
количестве, была установлена пошлина до 30%; вывозные пошлины были понижены до
2-4%; в тарифе фигурировал целый ряд товаров (селитра, ядра и т.п.), ранее
запрещенных к вывозу из страны. Размер оклада с этих и других экспортных
товаров, ранее обложенных 200%, понижался до 30%. Пошлину было определено
взимать с иностранцев наполовину ефимками, наполовину “ходячими” деньгами.
Русским
и англичанам было дозволено уплачивать пошлину русскою монетой. Таможням,
затруднявшимся с определением статьи, по которой следовало взыскивать пошлину,
предписывалось направлять образцы соответствующих товаров в Главную над
таможенными сборами канцелярию.
Таким
образом, тариф 1782г. вполне соответствовал идеям физиократизма и свободной
торговли. За редким исключением в нем отсутствовали запретительные статьи.
Большинство импортных товаров было обложено 10%-й пошлиной. Множество товаров
(главным образом экспортных) было вообще освобождено от пошлин.[11]
Именным
указом Екатерины Сенату от 27 сентября 1782 г. “Об учреждении особой таможенной
пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров” в каждой
западной пограничной губернии учреждалась таможенная пограничная стража. Она
состояла из таможенных объездчиков и пограничных надзирателей в таможнях.
Таможенные объездчики принимались на службу советником казенной палаты
(губернского коллегиального органа Министерства финансов по департаменту
государственного казначейства) по делам таможенным “добровольно по контракту с
надлежащими свидетельствами от тех мест, где они службу отправляли или
жительство имели, об их добром поведении и с поручительством надежным”.
Предполагалось иметь двух объездчиков на каждые 10 и одного таможенного
пограничного надзирателя на каждые 50 верст по границе. Если объездчик не в
состоянии был сам задержать контрабандистов, он должен был преследовать их до
ближайшего селения и там обращаться за помощью к местным властям. Поиск
контрабанды стимулировался: часть конфискованных товаров передавалось в пользу
задержателей. Таможенный надзиратель наблюдал за действиями объездчиков. Под
его непосредственным началом находилась два особых таможенных объездчика. В
скором времени обнаружилась недостаточность принятых мер. В стремлении
остановить контрабандный поток правительство Екатерины II пошло на крайность,
издав в середине 1789 г. указ о запрещении привоза в Россию товаров через
сухопутные таможни по западной границе. Сильная сторона принятого решения
заключалась в том, что “всякому таможенному служителю, объездчику, надзирателю,
також всем и каждому, какого бы звания ни был” даже за содействие в поимке или
обнаружении контрабанды полагалась награда в виде конфискованного товара за
вычетом ввозной пошлины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поворот
в таможенном деле России произошел в годы царствования Елизаветы
Петровны (1741 - 1761).
Важнейшим
мероприятием в области таможенной политики при Елизавете Петровне явилась
ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство,
политическое становление которого произошло еще в XV-XVI вв., в экономическом
отношении до середины XVIII в. оставалось раздробленным. В каждой области
взимались провозные и торговые пошлины. Кроме “мытов”, “перевозов”,
“мостовщины” и др. существовало еще множество всяких “мелочных сборов”, сильно
стеснявших внутренюю торговлю.
Автором
давно назревшей реформы стал П.И.Шувалов, предложивший смелый проект
совершенной отмены внутренних таможенных пошлин. Его доклад, одобренный
Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста 20 декабря 1753 года. В 1753-1754
гг. внутренние пошлины, а также все 17 “мелочных сборов” были заменены
единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех
ввозимых и вывозимых товаров в портовых в пограничных таможнях в размере 13
копеек с 1 рубля стоимости (дополнительное обложение внешней торговли должно
было, по мнению Шувалова, компенсировать бюджетную недостачу из-за отмены внутренних
пошлин и сборов). В 1754 г. был издан табель нормальных цен, на основании
которой производился расчет нового сбора.
В
последние годы своего царствования (начиная с 1793г.) Екатерина II почти
совершенно отказалась от фритредерских устремлений предыдущих лет. 8 апреля
1793г. ею был подписан Манифест, нацеленный на разрыв экономических отношений с
Францией и ставший серьезным препятствием на пути импорта в Россию различных
товаров. Эта протекционистская тенденция проявилась также в таможенном тарифе
14 сентября 1795г., при помощи которого правительство рассчитывало достигнуть
выгодного торгового баланса и удовлетворить фискальные интересы казначейства.
Новый
таможенный тариф должен был вступить в силу с 1 января 1797 года. Этого не
случилось только потому, что Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796г.,
отменил его, разрешив ввоз некоторых французских товаров. Однако в 1800г.
запрет на ввоз в Россию целого ряда товаров все же был наложен. В марте 1801г.
Павел I запретил вывоз товаров из русских портов не иначе как с высочайшего
разрешения.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. – М.: ИНФРА-М, 2003.
2.
Драганова В.Г. Основы таможенного дела. -2-е изд. – М.: Экономика,
2003
3.
Кисловский Ю. Г.
История таможни государства Российского 907 – 1995 гг. -2 –е изд. М.,
2001.
4.
Козырин А.Н. Таможенное право России. -2-е изд. – М.: 2004.
5.
Основы
таможенного дела. Учебное пособие. Выпуск 1. «Развитие таможенного дела
в России». М., 2001.
6.
Таможенное
дело в России. X - начало XX вв. СПб., 2002.
7.
Таможенный кодекс РФ. – М.: ИНФРА-М, 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Указ
императрицы Елизаветы Петровны
«Об
уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов».
1753
год
10.
164. - Декабря 20. Именный. - Об уничтожении внутреннихъ тамоменыхъ
и мелочныхъ сборовъ. - Съ приложением Высочайше утвержденнаго доклада
Сената по сему предмету.
Объявляемъ
во всенародное извъстiе. Благополучiе и силу Государства и народа
умножать и возстановлять, Наше удовольствiе и желаше о томъ
всегдашнее попечете имъя, разными способы по многимъ матерiямъ со времени
возшествiя Нашего на Прародительски и Родителей Нашихъ Престолъ
возобновлять не оставили; отъ чего Богу, спомоществуюшему Намъ, благо дареше.
Государство въ цветущую силу и славу возрастаете народъ, темъ пользуяся,
въ лучшее состояше приходить началъ; между прочимъ Всемилостивъйше усмотръли,
катя отъ сборщиковъ внутрь Государства таможенныхъ пошлинъ происходять
отягошеюя подверженным» къ платежу оныхъ, хотя они безъ наказашя по изслъдоваши
не оставляются, но пресъвчетя не видно, а всегдашшя приметки,
грабительство и воровство, а отъ того слъдствш коммисш такъ
умножаются, что учрежденнымъ мъстамъ для расправь и судовъ настояшихъ дълъ
теченiе пресъкаютъ, купечеству жъ помешательство въ торгахъ, перебойка товаровъ
и прочiе убытки слъдуютъ; то какъ для сего, а особливо, дабы народъ
въ лучшее состояше и силу предъ нынъшнимъ привести, положенной въ подушной
окладъ, и какъ оной, такъ и всякаго звашя людей, который слъдующимъ
платежамъ подвергнуть, изъ Нашей Императорской милости къ народу и любви
отечеству, върноподданныхъ Нашихъ Всемилостивъйше жалуемъ и освобождаемъ
отъ платежа внутри Государства таможенныхъ и мелочныхъ сборовъ, то есть:
1. Таможенныхъ съ товаровъ,
съ хлъба и со всякихъ съестныхъ припасовъ, съ съна и съ дровъ
и съ прочаго, что въ Москвъ въ большую, номерную и мытенную, такожъ
и въ другихъ городахъ въ Таможни сбиралось (кромъ конскихь пошлинъ);
2. Съ найма извошиковъ
и съ плавныхъ судовъ десятой доли, и съ извозу;
3. Съ
клейменiя хомутовъ;
4. Съ
мостовъ и перевозовъ (кромъ Санктпетербурга);
5. Вмъсто
валешныхъ подымныхъ;
6. Съ подпалыхъ и палыхъ
лошадиныхъ и яловичныхъ кожъ и съ скотины;
7. Привальныхъ
и отвальныхъ;
8. Съ
Яицкой рыбы десятаго сбора;
9.
Канцелярскихъ мелочныхъ;
10. Съ
ледоколу и съ водопою;
11. Съ
четвериковъ помърныхъ;
12. Съ
продажи дегтя;
13. Съ
въсовъ въсчихъ товаровъ;
14. Съ
каменнаго жерноваго промысла я горчетаой глины;
15. Съ проъзжихь грамотъ
печатныхъ, которыя сбираются въ казанской Таможяъ съ проъзжихъ торговыхъ людей
при объявленш выписей;
16. Вычетныхъ у винныхъ
подрядчиковъ и у объявителей за домовыми расходы недонимаемыхъ по вьписямъ
Таможеншыхъ пошлинъ;
17. Съ
таможеннаго письма.
Какое же
облегчете изъ сего Всемилостивъйшаго Нашего установлеюя верноподданному Нашему
народу, следующему къ платежу вышеимеиованныхъ сборовъ, произойдетъ отъ разныхъ
при оныхъ бываемыхъ слу-чаевъ, и притомъ какъ велико число сбираемыхъ съ
нихъ до сего денегъ, которое не въ одномъ, но болъе въ милiонахъ состояло,
положеннымъ въ подушной окладъ останется; сколько жъ по онымъ сборамъ доносов»,
а по иихъ продолжительныхъ слъдствiевъ въ Государства было и есть, по
которымъ безчисленное истязанiе, гибель людей и разореше домовъ
происходило, какъ отъ правыхъ, такь и ложныхъ доносовъ, что симъ въ
пресъченiи Таможенъ конепъ свой возметъ, ибо тотъ случай, по которому оное
происходило, искореняется; чего ради Всемилостиввйше повелеваемъ: всъ Таможни,
имъющiяся внутри Государства (кромъ портовыхъ и пограничньтхъ) уничтожить,
и какъ имъ не быть, такъ и вышеписаннаго сбора не сбирать, а ту
сумму сбирать въ портовыхъ и пограничныхъ Таможняхъ, съ привознаго
и отвознаго товара внутренiя пошлины единственно по 13 копъекъ съ каждаго
рубля, болъе жъ сего съ того товара, съ которого вышеписанное возмется, внутренней
нигде не брать, которую какъ иностранные и Россiйскiе купцы съ
привоз-ныхъ, такъ подданные Наши съ отвозньгхъ товаровъ платить имеютъ, ибо
подданные Наши Россiйскiе купцы, внутри Государства Нашего всяюе товары
продавать и покупать будутъ безпошлинно, которой пошлины съ одного товара
съ продажи и съ покупки въ одинъ рядъ бываетъ въ платежи по гривн съ
рубля, а съ перепродажи одинъ другому сверхъ того пошлину жъ платили,
и тако съ одного товара тройная пошлина и болъе въ платежъ бываетъ,
а ньне тъ Наши подданные купыы отъ того всего уже будутъ свободны,
а только той внутренней пошлины, какъ выше сего явствуетъ, платить будутъ
въ однъхъ портовыхъ и пограничныхъ Таможняхъ, противъ прежняго при портахъ
внутренняго платежа, 5 копъекъ, съ прибавкою токмо по 8 копъекъ съ рубля; также
и иностранные купцы отъ платежа той внутренней пошлины излишняго убытка
пре-терпъть не могутъ, ибо они тъ свои товары продавать будутъ Россiйскимъ
купцамъ, не инако, какъ съ прiумножеюемъ той пошлины. кто жъ изъ Нашихъ Россiйскихъ
подданныхъ купцовъ о поставки къ портамъ товаровъ до ньшвшняго новаго
учреждетя съ иностранными купцами контракты заключили, темъ быть въ своей силе,
токмо по сему учрежденiю при портахъ и пограничныхъ Таможняхъ съ техъ
товаровъ прежнее положенiе внутренней пошлины платить темъ, кто контрактомъ
обязался, а къ тому вновь прибавочную 8 копъеекъ съ рубля платить Нашимъ
подданнымъ, а не иностраннымъ, въ разсужденш последующей имъ изъ того
пользы; буде же прежняго положешя пошлину кому платить въ контрактахъ
заключенныхъ не написано, то и оная остается въ платежъ со стороны
подданныхъ Нашихъ; положенныя жъ платежемъ съ привозу и отвозу товаровъ по
Тарифу портовыя ефимочныя пошлины остаются впредь до указа на прежнемъ
основами. И сей Нашего Императорскаго Величества указъ действо свое взять
имъетъ будущаго 1754 года Апреля съ 1 дня, къ которому времени стараться всъ
таможеиныя выписи платежемъ очистить, а между темъ Сенату Все-милостивъйше
поведали потребныя учрежденiя къ тому времени сделать, которыя тогда и публикуются.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Шувалов Петр Иванович
(1710-1762)
Выдающийся
государственный деятель России граф Петр Иванович Шувалов родился в 1710 году
(по другим данным - в 1711). Происходил из дворянского и графского рода,
история которого прослеживается с XVI века. Из рядных записей и актов следует,
что во второй половине XVI века в Костромском уезде жил помещик Дмитрий
Шувалов. Его внук Андрей Семенович был воеводой (1616). Один из родственников
Андрея, Данило, состоял московским стрелецким сотником (1636) и впоследствии
был пожалован в бояре (1669). Отец П.И. Шувалова - Иван Максимович, правнук
Андрея Семеновича, был вызван к службе реформами Петра I, занимал значительные,
хотя и не первостепенные должности, был обер-комендантом Выборга, определял границу
между Россией и Швецией, содействовал заключению Ништадтского мира. Умер он в
1736г. губернатором в Архангельске, генерал-лейтенантом, кавалером ордена Св.
Александра Невского.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|