Таможенная реформа Шувалова
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.
Предыстория таможенной реформы Шувалова
2.
Таможенный проект графа Шувалова
3.
Реализация
таможенной реформы Шувалова
4.
Новый
таможенный тариф
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие
рыночных отношений в экономике России, либерализация внешнеэкономической
деятельности способствовали значительному повышению интереса к таможенному
делу, законодательству по таможенным вопросам, а также проблемам развития
таможенного права со стороны широкого круга предпринимателей и хозяйственников,
студентов, аспирантов и преподавателей.
Термин
«таможня» имеет двоякое значение. Если взглянуть на него с точки зрения
происхождения, то он образован от слова «тамга», означавшее у тюркских народов
знак, клеймо, тавро, которое проставлялось на товаре, имуществе. Получение
ханских ярлыков сопровождалось сбором, который стал впоследствии называться у
русских тангой и являлся в сущности пошлиной, налогом, взимавшимися при
торговле на рынках и ярмарках. От слова «тамга», т.е. облагать товар пошлиной,
а место, где товар тамжили, стало называться таможней. С тех пор, конечно,
содержание данного понятия существенно видоизменилось. В настоящее время
таможня – это правоохранительный по своему характеру орган исполнительной
власти, входящий в единую систему таможенных органов Российской Федерации.
Возникновение
таможенного дела и правовых институтов и норм, его закрепляющих, восходит к
древнейшим временам российской истории. Изначально, если исследовать вопрос о
возникновении таможенной службы в России, речь может идти преимущественно об
организации таможенно-пошлинного обложения. Оно было известно еще в Древней
Руси. О собственно таможенной службе можно говорить условно, поскольку лишь с
течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства,
расширения внешнеэкономического общения шло становление и развитие структур и
институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы.
В
реферате мы рассмотрим таможенную реформу Т.И. Шувалова.
1.
Предыстория таможенной реформы Шувалова
История
не сохранила для нас документальных свидетельств о времени возникновения
таможенного обложения на территории России. В договоре Олега с Византией
таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления.
В 5-6
веках до нашей эры в городах Причерноморья существовали таможенные порядки;
знали о них и в Скифском государстве, торговавшем и воевавшем с Оливией,
Херсоном и другими городами. Издавна у русских как норма обычного права
существовало правило взимать мыт, или мыто, - сбор за провоз товаров через
заставы. Было мыто «сухое» – при провозе товаров по суше и мыто «водяное» - при
провозе по воде.
В
XI-XII веках быстро растут торгово-ремесленные центры – города, богатеет
городская знать – бояре, растет авторитет купцов и сборщиков пошлин. Постепенно
единство Киевской Руси в XI веке начали разрушать местные князья, которые рассматривали
свои владения как наследственные вотчины и отказывались подчиняться Киевскому
князю. В XII – начале XIII века государство фактически распалось на отдельные
земли, а их владельцы – феодалы на свих территориях стали изобретать
собственные системы таможенных пошлин, подчиненных целям личного обогащения. В
это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими или
торговыми.
К
проезжим пошлинам относится в первую очередь уже упомянутый мыт. С людей,
сопровождавших товар, иногда собирались костки – по 1 деньге с души. Мостовщина
и перевоз взимались при проезде по мосту или за пользование перевозом, но уже
не мытинками, а мостовщиками и перевозчиками, под предлогом улучшения мостов и
перевозов.
Торговые
пошлины были более разнообразны. Замыт взыскивался не с воза, а с цены товара –
с рубля стоимости товара по 1 деньге – и давал право торговать этим товаром.
Явка – сбор с торговца по 1-3 деньге за предъявление товара на заставе.
Амбарное – за наем амбара под товар на гостином дворе. Взимались также другие
пошлины и сборы.
Внутренние
таможенные пошлины взыскивались со всех привозимых на продажу товаров. Это
правило не распространялось на необходимые владельцу предметы потребления. В
некоторых случаях особыми жалованными грамотами освобождались от уплаты пошлин
лица духовного звания, монастыри, жители новых городов и отдельных местностей,
а также люди, оказавшие услуги государству или княжеству. Такое положение
закреплялось в некоторых правовых актах того времени.
К
концу 15 века усиливается объединение вокруг Москвы близлежащих княжеств, что
укрепляло Русское государство. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пытались
в фискальных целях упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев. Однако
таможенное обложение оставалось чрезвычайно высоким[1].
Так,
по Новгородской таможенной грамоте 1571 года с местных горожан брали пошлину в
размере 0,75% от стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода – 2%, с
торговцев из других областей – 4%, с иноземцев – 7%. В Судебнике 1550 года
предусматривались таможенные сборы за клеймение лошадей, поскольку коневодство
в условиях феодального государства было важнейшей отраслью хозяйства.
В
период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались,
особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а
также некоторые другие товары правительство объявило заповедными и запретило
торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от продажи
этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака. Потребление которого строго
преследовалось, а также хлебных вин, бывших предметом государственной
монополии.
В
XVII в. заметно усилилось государственное вмешательство в сферу
внешнеэкономических отношений. Многие товары были запрещены к вывозу. Немало их
находилось в монопольном распоряжении государства. При этом нередко экспорт
монополизированных («казенных)») товаров отдавался на откуп отдельным купцам
или компаниям за определенную цену. Помимо таможенных сборов и поступлений от
заповедных статей у государственной казны был еще один источник доходов от
внешней торговли. Дело в том, что Россия в это время стабильно имела активный
внешнеторговый баланс. Это вело к накоплению в стране золотой и серебряной
монеты, которая затем отбиралась в казну и перечеканивалась с выгодой для
правительства.
В
середине XVII в. таможенная политика России претерпела серьезные изменения,
обусловленные, прежде всего, нараставшей самодержавно-бюрократической
тенденцией. Во-первых. Торговым уставом 1653 г. вместо многочисленных и
разнообразных таможенных сборов была введена единая «рублевая пошлина».
Отменялись некоторые проезжие пошлины. Уставной грамотой 1654г., составленной
на основе торгового устава, запрещалось взимание проезжих пошлин во владениях
светских и духовных феодалов. Во-вторых, в апреле 1654г. был отменен откупной
порядок эксплуатации таможенных сборов. В-третьих, началось решительное
наступление на привилегии иностранных купцов. Соответствующий акт 1649г.
уравнял в правах иностранных торговцев с русскими. Соборным уложением 1649г.
иностранцам запрещалось торговать внутри Московского государства где бы то ни
было, кроме Архангельска.
Поворотным
моментом в истории таможенного дела стал Новоторговый устав 1667г., в который
вошли статьи относительно видов и размеров как внешних, так и внутренних
таможенных сборов, устройства таможен, таможенных формальностей и др. Акт 1667г.
придал определенную стройность прежней системе таможенных сборов. С его
принятием завершилось разграничение внешних и внутренних пошлин: внешние
таможенные пошлины оказались разделены на ввозные и отпускные, внутренние - на
«рублевую» (она же доезжая и торговая), перекупную и сборы частноправового
характера. Неудивительно, что еще в дореволюционной литературе Новоторговый
устав получил оценку первого таможенного тарифа иди первого таможенного устава
России.
«Рублевой
пошлине» подлежали товары, которые, во-первых, предназначались для продажи и,
во-вторых, привозились в город или селение, где существовала таможня. При этом
русские товары облагались пошлиной только один раз: когда их впервые являли на
таможне. В этом случае таможней выдавалась «выпись» (своего рода ярлык),
которая гарантировала свободное и беспошлинное перемещение товаров по всей
территории России. По общему правилу рублевая пошлина взималась с продавца в
момент совершения сделки купли-продажи ( по 10 денег с рубля или 5% с продажной
цены товара). Внешние пошлины (отпускные и привозные) взимались в следующем
размере: товары «весчие» (продаваемые на вес) оплачивались 4%-й пошлиной,
прочие - 5%-й.[2]
В
интересах русских торговцев-оптовиков, а также с целью противодействия «обидной
торговле подкрадными товарами» (т.е. контрабандой) в Новоторговом уставе были
детально зафиксированы положения относительно торговли иностранцев в России. В
частности, для них были открыты только пограничные города, под угрозой
конфискации товаров запрещалась розничная торговля и обмен друг с другом в
обход таможни. Во внутренних же городах иностранцам разрешалось торговать лишь
при наличии особых государевых грамот, выдававшихся в ограниченном количестве.
Говоря
о таможенной политике допетровской России, нельзя также не сказать об
усеченности, ограниченности ее экономической составляющей. Дело в том, что до
Петра 1 в хозяйственной жизни страны безраздельно господствовало мелкое
производство. Создание крупной промышленности еще только начиналось.
Неудивительно поэтому, что протекционистский мотив в первом отечественном
таможенном тарифе (Новоторговом уставе 1667 г.) совершенно отсутствовал. В
таможенном покровительстве тогда не было нужды. Иностранные товары еще не
создавали конкуренции отечественному производству.
Таможни
во второй половине XVII в. по-прежнему управлялись таможенными головами из
гостей (представителей купеческой верхушки), купцов, посадских людей и
государственных крестьян. Лишь в двух главных таможнях, Архангельской и
Макарьевской, они назначались исключительно из гостей. В Архангельске
таможенный голова назначался только на время навигации, в других городах -
сроком на 1 год. При голове состояло несколько помощников - целовальников. Ему
также помогали местные дьяки и подьячие, заносившие в специальные таможенные
книги данные о торговцах, перемещаемых товарах, суммах сборов... Как голове,
так и его подчиненным строго запрещалось производить какие-либо операции за
собственный счет. Их служба была безвозмездной и считалась почетной. За
увеличение таможенных сборов голов и целовальников награждали и поощряли. В
случае же уменьшения суммы сборов против прежних лет (по причине неискусного
или недобросовестного управления) с них взыскивали неустойку, а то и наказывали
кнутом[3].
Первые
мероприятия Петра 1 в области таможенного дела не отличались принципиальной
новизной и последовательностью. Продолжалось расширение системы государственных
торговых монополий, начало которым было положено предшественниками императора.
Было разрешено ввозить табак и некоторые другие, ранее запрещенные к ввозу
товары. Таможенные пошлины продолжали взиматься согласно статьям Новоторгового
устава 1667 года. Произошло временное увеличение числа внутренних платежей:
были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов, сборы за
пользование торговыми площадями, пристанями и ряд других. При этом таможенная
политика в целом сохраняла прежнюю фискальную направленность.
Поощряя
балтийскую торговлю, Петр 1 искусственно отвлекал товары от архангельского
порта к петербургскому. С этой целью, к примеру, в 1713г. через Архангельск
было запрещено вывозить юфть и пеньку. В 1714г. было велено половину всех
российских товаров отправлять за границу через Петербург.
В 1712г.
по сухопутной границе России была восстановлена откупная система при взимании
таможенных платежей. В соответствующем указе прямо говорилось, что она
вводилась «для пополнения Его Великого Государя денежной казны в нынешнее
Свойское время».
Односторонняя
фискальная направленность российской таможенной политики по мере становления
отечественной крупной промышленности постепенно выравнивалась. В содержании
новых таможенных правил все отчетливее проявлялись
меркантильно-покровительственные тенденции. При этом не следует забывать, что
побудительной причиной всех экономических нововведений Петра 1 выступала не
отвлеченная меркантилистская идея о возможно большем привлечении в страну
золота и серебра извне путем поощрения экспорта изделий обрабатывающей промышленности.
Для
Петра 1 экономические цели служили только фундаментом, на котором ему не
терпелось воздвигнуть храм собственного политического могущества. Главным
предметом его забот было создание постоянного войска и флота по
западноевропейскому образцу. Вероятно поэтому и протекционистские меры до конца
первой четверти XVIII в. применялись довольно редко и лишь в отношении тех
иностранных товаров, которых в самой России производилось достаточно.
Только
в 1723г. Петр 1 пришел к убеждению, что главной причиной отставания
мануфактурного производства в стране была конкуренция иностранных изделий.
Именно в это время был принят ряд правительственных решений резко
протекционистской направленности. В частности, распоряжением о взимании пошлин
с привозных товаров вводился оригинальный прием для определения окладов ввозных
пошлин: если в стоимостном отношении внутреннее производство какого-либо товара
достигало 25% соответствующего импортируемого аналога, то пошлина составляла
четвертую часть цены последнего; если трети - третью часть; если половины -
50%; если превышало привоз - 75%.
Таким
образом, размер пошлинного обложения стал варьироваться в зависимости от
степени развития внутреннего производства. Затем Коммерц - коллегией, ведавшей
с 1718 г. таможенными сборами, был выработан проект общего таможенного тарифа.
Основанием для определения пошлин по тарифу 1724г. явился указанный
«арифметический» масштаб для обложения товаров пошлинами. Новизна тарифа 1724
г. проявилась и в том, что перечень привозных и отпускных товаров был составлен
в алфавитной последовательности. Около половины товаров были обложены ценовыми
пошлинами. Остальные - с массы или меры.
Изменения
произошли и в самой организации таможенной службы. С конца XVII в. заведование
таможнями осуществлялось таможенными бурмистрами. В 1720г. их должностные
обязанности перешли к оберцольнерам, поставленным на фиксированное денежное
довольствие. В отличие от тамож-бурмистров, выполнявших свои обязанности на
началах гражданской служебной повинности, оберцольнеры уже являлись
представителями чиновничества. При них состояли целовальники, которые вместе с
ними отвечали своими личными средствами за поступления в казну таможенных
доходов в неменьшем размере, чем в предыдущие годы.
Для
успеха таможенных мероприятий правительство стремилось укрепить государственные
границы. На западе их охрана возлагалась на регулярные войска. К концу
царствования Петра I здесь существовало 15 крепостей, в том числе 11 морских
(Петербург, Крондштадт, Шлиссельбург и др.) и 4 сухопутных (Псков, Великие
Луки, Смоленск и Брянск). Между крепостями в перед ними была создана цепь
форпостов. Согласно указу 1723 г. на важных дорогах учреждались “крепкие”
заставы; второстепенные дороги заваливались лесом или перекапывались рвами; у
лиц, стремившихся миновать заставы стороной, изымались товары.
Регламент
1724г. и примечания к таможенному тарифу 1724 г. внесли существенные изменения
в “таможенные обрядности”. Если раньше всякое действие или бездействие купца,
направленное к ущербу казенного интереса (например, заниженные цены товара при
декларировании, указание неверной массы и т.п.) наказывалось конфискацией
товара, то теперь вводилась целая система взысканий; за открытую контрабанду, а
также сокрытие товара от таможенного контроля следовала его конфискация; за
частичное сокрытие изъятию подлежали только необъявленные излишки; в случае
занижения стоимости товар очищался пошлиной по максимальной ставке. Отменялась
прежняя система правильности таможенной оценки товара, когда сам голова или его
помощники должны были присутствовать при заключении торговой сделки и т.д.[4]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|