В чем же проблемность пирамиды продаж? Рассмотрим путь , по
которому перемещается продукт через дистрибьюторов намеревается получить
какую-то прибыль , то чем дальше по такой сети движется продукт , тем он в силу
эскалации цены становится дороже.
Стало быть в пирамиде продаж каждое звено рано или поздно
обречено на неудачу, поскольку наступает момент , в который дистрибьютор на
каком –то звене не в состоянии продать продукт следующему звену , т.е. он
остается с нереализованной партией товара и подобная система может рухнуть .
Поэтому не стоит путать многоуровневый маркетинг с торговой
пирамидой – она не приспособлена для продвижения товаров и услуг. А если товар
не движется, нельзя говорить о маркетинге, тем более о многоуровневом. Хотя для
пирамиды и характерна многоуровневость, но на каждом его уровне идет накрутка к
оптовой цене товара, которого и в наличии зачастую не бывает,
В сетевом маркетинге большинство дистрибьюторов , как было
сказано выше, приобретают продукцию непосредственно у ее поставщика, однако
некоторые фирмы поставщики исходят из того , что в начале своей деятельности ,
пока дистрибьютор не раскрутится , ему приходится приобретать продукцию не
непосредственно у поставщика , а у спонсора . Так дистрибьютор З который
получает продукцию у дистрибьютора Ж. Постепенно дистрибьютор З выходит на
определенный уровень оборачиваемости продукции, и тогда он может отказаться от
услуг дистрибьютора Ж и получать продукцию напрямую от компании поставщика.
Нельзя при этом не отметить , что в наращивании бизнеса дистрибьютора З
заинтересован и дистрибьютор Ж поскольку он продолжит получать комиссионные от
сбыта дистрибьютора З и может даже по некоторым схемам получать оптовые партии
, в которые будет включен товар , получаемый непосредственно дистрибьютором З ,
т.е. товар который вообще не проходит через дистрибьютора Ж.
Некоторые схемы пирамиды продаж связаны и с другой проблемой:
они могут быть построены так, что большую часть дохода дистрибьютор получает не
от сбыта продукции, а от привлечения в бизнес новых членов, т.е. за счет их
вступительных взносов.
Учитывая сказанное , можно заметить , что пирамида продаж
лишается двух основных преимуществ сетевого маркетинга.
Во-первых, в сетевом маркетинге отсутствует прямая
зависимость роста дистрибьютора от объема приобретаемого товара. Это означает ,
что человек , не обладающий большими средствами , имеет такой же шанс преуспеть
в сетевом маркетинге , как и тот , что уже богат. Напротив, в пирамиде продаж
чем больше продукции ее участник приобретает, тем на более высокую ступень
пирамиды он попадает, т.е. для эффективного бизнеса необходимы большие вложения
личных или заемных средств.
Во вторых в сетевом маркетинге продвижение в бизнесе
происходит автоматически , по мере роста дистрибьюторской сети ( именно это
является движущей силой продвижения участника сетевого маркетинга). Что
касается пирамиды продаж , то здесь единственный способ продвижения к вершине
пирамиды – вкладывание как можно больше денежных средств, на которые покупается
больше продукции для последующей реализации (см. таблицу №.3)
Сравнительная характеристика
пирамиды продаж и сетевого маркетинга
|
|
1.Чтобы получить большой доход, необходимы большие
вложения
|
1. Минимальный объем первоначальных инвестиций
|
2. Дистрибьюторы могут оказаться в ловушке: остаться
с большой нереализованной партией товаров
|
2. Юридическая гарантия выкупа поставщиком у
дистрибьютора нереализованной продукции
|
3. Доход в основном зависит от вложения в бизнес
новых членов
|
3. Отсутствие прямой зависимости дохода от
вовлечения новых членов
|
4. Самопродвижение практически отсутствует
|
4. Самопродвижение по иерархической лестнице
|
5. Цены устанавливаются в зависимости от положения
участника в цепи
|
5. Наличие установленных закупочных и продажных цен
|
Надо отметить , что несмотря на сравнительную новизну
сетевого маркетинга российского предпринимательства , госуправления уже
обратили внимание на необходимость государственного руководства данной
деятельностью в целях регулирования отношений между предпринимателями–
организаторами и участниками многоуровневого сетевого маркетинга , защиты
населения от проникновение на рынок некачественной продукции и услуг , а также
ограничения условий для возникновения мошеннических пирамидальных образований.
Между тем пока нормативно-правовые акты в данной сфере
принимаются только на уровне отдельных субъектов Российской Федерации , где
товарораспределение в форме сетевого маркетинга получило наибольшее
распространение. Наиболее внимательно к внедрению элементов государственного
регулирования маркетинга относится правительство Москвы, которое по новейшим
направлениям предпринимательства, в том числе по вопросам сетевого маркетинга,
издает соответствующие нормативно правовые акты и создает специализированные
органы государственного управления.
Приведем терминологический аппарат , разработанный в
правительстве Москвы для целей регулирования сетевого маркетинга. Он содержит
следующие понятия.
Многоуровневый сетевой маркетинг (МСМ)- предпринимательская
деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося
стороной дистрибьюторского договора , который на его основе создает
многоуровневые сети дистрибьюторов для реализации товаров и услуг, выплачивая
дистрибьюторам вознаграждение на разных уровнях за продажу товаров или услуг
конечному покупателю, а также за рекрутирование потенциальных дистрибьюторов.
Дистрибьюторский договор ( далее- договор) – система
договорных отношений предпринимателя с дистрибьютором о коммерческом
представительстве дистрибьюторами предпринимателя при осуществлении действий в
рамках МСМ.
Предприниматель- организатор и руководитель
многоуровневой сети , являющийся стороной договора с остальными участниками
многоуровневой сети.
Дистрибьютор- участник многоуровневой сети.
Многоуровневая сеть- структура , основанная на системе
гражданско-правовых отношений, которые определяются условиями договора. Уровни
сетей образуются по признаку зависимости вознаграждения дистрибьютора от
деятельности рекрутированного им участника и всех последующих рекрутированных
участников , вовлеченных в деятельность рекрутированным.
Рекрутирование- деятельность дистрибьютора ,
предусмотренная договором, которая заключается в привлечении потенциальных
дистрибьюторов к участию в многоуровневой сети.
Вознаграждение- предусмотренная договором оплата
деятельности дистрибьютора , которая выражается в выплате денег или ином виде ,
а так же в предоставлении преимуществ, привилегий, скидок, статуса, и т.д.
Конечный покупатель- покупатель товаров
и услуг, распространяемых при помощи многоуровневой сети, не являющийся
дистрибьютором.
Третья сторона- лицо, действующее в интересах
предпринимателя вне рамок договора (агенты, склады и т.п.)
В целях упорядочения деятельности по многоуровневому сетевому
маркетингу на территории Москвы и повышению собираемости налогов создана
Московская комиссия при Мэре Москвы от 2 октября 1998г №998-РМ.
Комиссия организует всесторонний анализ состояния и тенденций
развития в сфере многоуровневого сетевого маркетинга и прямых продаж (П П), отрабатывает
и вносит на утверждение Правительства Москвы его стратегические позиции в сфере
МСМ и ПП и обеспечивает координацию действий органов исполнительной власти
Москвы, предприятий и организаций при решении социально- экономических задач,
связанных с МСМ и ПП, подготавливая предложения о необходимости принятия мер,
обеспечивающих стимулирующий характер, эффективность налогообложения
деятельности по МСМ и ПП.
Основной функцией Комиссии является деятельность по защите
прав и интересов всех субъектов МСМ, в том числе потребителей, недопущению проникновения
на рынок структур, ведущих незаконную, неквалифицированную, и опасную для
человека деятельность.
Комиссия работает под непосредственным руководством
председателя Комиссии, назначаемого на должность Мэром Москвы. Председатель
руководит деятельностью комиссии , несет ответственность за выполнение возложенных
на нее задач, утверждает планы работ Комиссии. Решения Комиссии, принимаемые в
пределах ее компетенции, доводятся до органов исполнительной власти в виде
выписок из протоколов заседания Комиссии и рекомендуется к исполнению. В
необходимых случаях Комиссия может выступать инициатором и ставить вопросы по
выпуску распоряжений Мэра, Премьера и постановлений Правительства Москвы. В
своей работе Комиссия руководствуется принципами обеспечения прав и свобод
человека и гражданина, законности, гласности, разделения властей,
коллегиальности, ответственности за принимаемые решения.
Основными задачами Комиссии являются:
·
Обеспечение
координации деятельности органов исполнительной власти Москвы, заинтересованных
служб и ведомств , предприятий и организаций независимо от их ведомственной
принадлежности т организационно правовой формы в решении
социально-экономических вопросов , связанных с осуществлением деятельности по
МСМ на территории Москвы;
·
Подготовка
и внесение в установленном порядке предложений по усовершенствованию
законодательных и иных нормативных правовых актов, связанных с проблемами МСМ;
·
Организация
профилактических мер по предотвращению возникновения мошеннических образований
, организованных по принципу МСМ;
·
Рассмотрение
перспективных направлений развития отрасли МСМ и ПП на территории Москвы;
·
Выработка
предложений по улучшению качества работы и повышения эффективности сетевого
предпринимательства за счет использования компаниями МСМ и ПП средств
электронной торговли в сети Интернет.
Для выполнения возложенных на нее задач Комиссия вправе :
1.
Вносить в
органы исполнительной власти Москвы предложения по вопросам, входящим в ее
компетенцию;
2.
Получать
от органов исполнительной власти в Москве информацию по вопросам , относящимся
к ведению Комиссии (она обязана выполнять установленные требования по
использованию полученной информации);
3.
Привлекать
к работе Комиссии в установленном порядке представителей заинтересованных
органов исполнительной власти по Москве и других организаций;
4.
Создавать
рабочие группы, секции, возглавляемые, как правило, членами комиссии, для
разработки предложений по решению проблем, связанных с отраслью МСМ в Москве.
Указанное Положение предусматривает порядок формирования
Комиссии , согласно которому включение в ее состав и исключение из него
осуществляется распоряжением Мэра по представлению председателя Комиссии.
Организационно-техническое и информационно-аналитическое
обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Управление Мэра. В случае
необходимости для осуществления этих функций Комиссия может принять решение о
создании аппарата Комиссии. Положение об аппарате должно утверждаться Мэром.
Организация работы комиссии подробно регламентирована
вышеуказанным Положением о ней.
В соответствии с Постановлением Центра Госсанэпиднадзора г.
Москвы от 25 августа 1998 г. № 20 Комитетом здравоохранения Правительства
Москвы издан приказ от 15 октября 1998 г. № 563 предписывающий организовывать и
осуществлять на хозрасчетной основе проведение в территориальных органах здравоохранения
Москвы медицинских обследований участников МСМ, относящихся к декретированным
группам населения, как работников предприятий и организаций , характер
деятельности которых связан с производством , хранением, транспортировкой и
реализацией пищевых продуктов.
Приложением к данному приказу установлен Перечень медицинских
обследований участников многоуровневого сетевого маркетинга. Результаты
медицинских обследований вносятся участникам МСМ в личные медицинские книжки
единого образца , выданные и зарегистрированные в Центре Госсанэпиднадзора в
Москве. Здесь также проводятся гигиеническая подготовка и аттестация знаний
участников МСМ.
Рассмотрим предполагаемые плюсы и минусы сетевого маркетинга
на примере типовой сетевой фирмы. Для этого сначала ознакомится с основными
положениями этой организации.
·
Шаг №1:
вы становитесь сотрудником фирмы - категория «дилер», то есть вы начинаете
участвовать в бизнесе Компании;
·
Шаг №2:
вы привлекаете в свою группу 5 новых членов («дилеров») –становитесь
«инструктором»;
·
Шаг №3:
вы имеете группу от 15 до 25 человек – становитесь «менеджером»
·
Шаг №4:
вы становитесь «старшим менеджером», то есть набрали группу от 35 до 60 человек
и даже имеете возможность переехать в свой собственный офис.
Доход каждого дистрибьютора Компании складывается из 2-х
составляющих – дохода от личных продаж и ежемесячного вознаграждения за работу
в сети.
Доход от личных продаж – это разница между ценой по которой
консультант реализует продукцию, и ценой склада.
Ежемесячное вознаграждение вы получаете при условии, что
можете удержать свой статус в течение 5 месяцев (кроме «дилера»). Оно
представляет из себя следующее:
·
инструктор
– 100$
·
менеджер
– 300$
·
старший
менеджер – 900$
При падении на 2 ранга вознаграждение за стабильную работу не
выплачивается.
При работе с клиентами вы не должны нарушать требования,
предъявляемые Кодексом и правилами Компании.
Таблица 4
Плюсы работы в Компании
|
Минусы работы в Компании
|
Бесплатное обучение
|
Отсутствие социального пакета
|
Границы заработка не ограничены
|
Большая конкуренция
|
Расширение контактов
|
Негативное отношение к сетевому маркетингу у
покупателя
|
Возможность построить карьеру
|
При утере работоспособности (болезни…) пропадает и
зароботок
|
Реализация талантов, организаторских способностей
|
|
Получение премий за стабильность в работе
|
|
Заключение
За прошедшие 55 лет бизнес сетевого маркетинга превратился в законный
и эффективный канал распределения, идеально приемлемый для новой волны, которая
в скором времени захлестнёт мир бизнеса.
Сетевой маркетинг, основанный на неограниченном развитии способностей и
возможностей человека, широко распространился по всему миру, захватив как
развитые, так и развивающиеся страны, стал одним из важнейших
социально-экономических факторов нашего времени. Разработанный более полувека
назад, он дает любому человеку при желании стать предпринимателем и начать свой
собственный бизнес при минимальных затратах.
К сожалению, в отечественной коммерческой практике сложилось
неверное мнение, что МЛМ чуть ли не подпольный бизнес, его организационная
основа – пирамида это во многом определяет несколько скептическое отношение
клиентов.
Очевидным свидетельством того, что сетевой маркетинг
уже сформировался как бизнес служит тот факт, что в настоящее время торговые
операции с акциями более 20 сетевых компаний осуществляются в рамках системы
автоматической котировки Национальной ассоциации фондовых дилеров (США), а
также на Нью-Йоркской фондовой бирже. Есть ещё немало компаний, готовых
выпустить собственные акции, так как то обстоятельство, что финансовое
положение сетевых компаний почти в два раза лучше аналогичного показателя
традиционных корпораций, вызывает необычный интерес у инвесторов.
1. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное
дело. - М.: Внешторгиздат, 1999.
2. Жилинский С.Э. Предпринимательское право
(правовая основа предпринимательской деятельности) . – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и
право, 2004
3. Капустина Н.Е. Теория и практика маркетинга
в США. - М.: Экономика, 1981.
4. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. - М.:
«Март», 2000.
Страницы: 1, 2, 3
|