Наиболее важным для стабильности
общества является использование потенциала религии для достижения согласия в
сфере межнациональных отношений. Это и привлечение представителей различных
конфессий к участию в общественно-политических мероприятиях, проведении
круглых столов, дней духовного согласия, работе Ассамблеи народов Казахстана и
малых ассамблей, а также совместное проведение различных благотворительных
акций, способствующих взаимопониманию между ними.
Но, обьявив себя демократическим
государством, мы не можем пойти по пути насильственного вмешательства и
ужесточения. Значит надо искать позитивные точки соприкосновения по почве
веротерпимости. Это должно стать важной составной частью в сохранении
гражданского мира и согласия, единства и сплоченности народа.
В сегодняшнем мире ни один народ не
может существовать в самоизоляции. Поэтому нас волнуют те же глобальные
проблемы, что стоят перед современным человечеством. И главная из них -
сохранение мира. То, что творилось на Балканах, Афганистане и сегодня
продолжается в Чечне, говорит о его зыбкости. Даже ООН оказалась не в состоянии
предотвратить бомбардировки мирного населения Югославии. Силами НАТО нанесен
огромный урон стабильности мирового сообщества и вновь отодвинул чаяния
простых людей на мир и согласие в нашем общечеловеческом доме.
Вместе с тем на пороге XXI века возрастают межгосударственные
экономические и культурные связи. Благодаря средствам связи и телекоммуникациям
весь мир стал, как говорят на Западе, одной космической деревней. Однако,
обуздание ядерной энергии и мирное освоение космоса позволяют не только
расширить границы научного познания мира, но и требуют качественно нового
отношения к самому применению научных достижений. И здесь носителем и хранителем
гуманистических человеколюбивых традиций является вера в духовную чистоту и
высокое нравственное назначение человека, культивируемое мировыми религиями.
Но, как показывает жизнь, наша
хрупкая планета все еще подвержена угрозам войн, экологических катастроф,
межэтнических и межконфессиональных распрей. Как ни противно насилие природе
человека, вся история цивилизации полна кровавых драматических страниц. К
сожалению, до сих пор войны используются как инструмент решения этносоциальных
и конфессиональных проблем. За примерами далеко ходить не приходится,
достаточно прослушать сообщения с горячих точек планеты, задуматься о подоплеке
кровавых противостояний в Югославии и Афганистане, Индии и других потенциальных
очагах столкновений на национальной и религиозной почве.
Современное сообщество находится в
такой глобальной взаимозависимости, что только духовное единение может
обеспечить стабильность и создать предпосылки для мирного существования людей и
государств. Особенно актуально это для полиэтнического и многоконфессионального
Казахстана. Поэтому межнациональное и духовное согласие, стабильность и
гражданское единство возведены у нас ранг государственной политики. И опорой в
этом может стать религия, вернее, возможности религиозных объединений в укреплении
согласия меж людьми, борьбе с низменными страстями и пороками, вселении надежд
на будущее.
Духовное согласие должно сегодня
стать цементирующей частицей объединяющей общенациональной идеи, дефицит
которой так остро ощущается на всем пространстве СНГ, в условиях идеологического
вакуума, образовавшегося после развала Союза и соответствующей системы
ценностей. Эта идея способна объединить разные политические силы и слои
населения, сгладить разрыв связей между поколениями и трещину в социальном расслоении
общества.
Не случайно Президент страны уделяет
самое серьезное внимание духовному согласию в обществе, не оставляет без
внимания религиозные праздники, продчеркивая: "хотя наше государство является
светским, народ республики не только с уважением относится к религиозным
праздникам, но и пытается перенести в современное миропонимание все добрые и
положительные черты, выработанные человечеством на всем протяжении своего
развития".[36] Глава государства видит
в духовной связи между людьми прекрасную возможность сохранения лучших
человеческих качеств и традиций, которые будут работать на межнациональное
согласие и консолидацию общества. Эта задача и является руководством в нашей
непростой работе с религиозными объединениями.
«По мнению многих экспертов, в том числе и международных,
Конституция Казахстана, принятая в 1995 году, является по своей сути
демократической, соответствует потребностям развития страны.
Потенциал этого Основного Закона еще во многом не реализован.
Я поддерживаю эту позицию. Единство, межнациональное согласие и политическая
стабильность – это главное, чего хочет наш народ. Я это знаю.»[37]
Проведенные исследования показывают, что потенциальная
возможность возникновения сепаратизма всегда будет существовать в
многонациональных государствах, таких как Индия. Опасность сепаратизма для
большого государства усиливается, когда он принимает форму экстремизма и
терроризма. Поэтому нужно как можно внимательно относится к зарождению
автономистских движений, чтобы они не получили ничем не ограниченное развитие,
и ситуация не вышла из-под контроля. Нельзя игнорировать латентную, т.е.
скрытую стадию сепаратизма. Для Пенджаба таким периодом стали 1944-1966 годы,
когда его правительство требовало большей автономии и не предпринимало для
достижения этой цели никаких экстремистских действий. Но центральное
правительство не оценило угрозу, которую нес в себе этот процесс, поэтому позже
оно столкнулось с крайней формой сикхского сепаратизма - экстремизмом.
Существует несколько причин живучести сикхского сепаратизма:
1) штат Пенджаб занимает
стратегически важное положение, т.к. он находится на границе с Пакистаном -
давним противником Индии. Пакистан оказывает помощь сикхским сепаратистам. В
нестабильности в регионе могут быть заинтересованы и другие внешние силы;
2) особенности исторического
развития сикхской общины, которая в прошлом имела свое собственное государство;
3) поддержка сепаратистов со
стороны значительной части мирного населения, т.к. их лозунг имел религиозный
характер: защита сикхизма от влияния ислама и индуизма;
4) наличие харизматичного
лидера, сплачивающего сепаратистов и в тоже время привлекающего симпатии
мирного населения.
Для того, чтобы избавиться от сепаратизма индийские власти
предпринимали ряд силовых мер. Но это не решало проблему, а лишь усугубило ее, поскольку
население было склонно рассматривать действия центральной власти как операции
направленные против всего сикхского населения.
Применение силы обычно не приводит к решению проблемы
сепаратизма, поэтому мирные методы нужно рассматривать в качестве основных. В
отношении Пенджаба таковыми, на мой взгляд являются:
1)
Своевременное
удовлетворение умеренных автономистских требований, которые в дальнейшем все
равно принимаются, но позитивный эффект от этого действия правительства намного
меньше, чем это было бы раньше.
2)
Достижение
политических компромиссов, для чего необходим постоянный диалог, т.к. это дает
возможность хорошо понять требования сторон и найти взаимоприемлемое решение. К
сожалению, до 1984г. правительство Индиры Ганди по сути игнорировало требования
сикхов, заявляя, что сикхская проблема не является приоритетной для Индии,
поэтому они не видят необходимости заниматься ей.
3)
Создание
политического противовеса сепаратистам. Удачным примером здесь может служить
поддержка Д.С. Бхиндервале и его “Дал хальсы” против “Акали дал”.
4)
Силовые
методы также должны использоваться, когда обстановка требует этого. В данном
случае следует действовать энергично и последовательно.
5)
Умение
сочетать все способы борьбы с сепаратистскими движениями.
Полное урегулирование возможно только в случае конфликта по
культурно-языковому поводу (конфликты социально-экономического характера
связаны со значительными материальными затратами, что делает урегулирование
практически недостижимым). В своей работе, я пришла к выводу, что на
сегодняшний день конфликт в Пенджабе имеет как культурно-языковую природу, так
и социально-экономическую. Соответственно, это значительно усложняет разрешение
конфликта.
Как говорилось выше, Пенджаб находится на границе между
мусульманским и индуистским миром. Обе стороны заинтересованы в том, чтобы
получить поддержку сильной и воинственной общины. Поэтому сикхские лидеры имеет
возможность выбирать себе союзника. На сегодняшний день, когда наблюдается
острое противостояние Индии и Пакистана, сикхи скорее выберут в союзники
Пакистан, это позволит им с новой силой начать требовать от Индии отделения.
Консолидация же с индийскими властями не принесет сикхам того, чего они
действительно хотят - создания независимого государства.
Можно предложить и другие варианты развития событий.
Например, здравый смысл в конце концов возьмет верх, и сикхи осознают, что
создание самостоятельного государства крайне не выгодно с экономической точки
зрения. Ведь в Халистане не будет (как отмечалось выше) собственных
промышленных предприятий для переработки основного сырья. Страна будет отрезана
от моря, главных транспортных магистралей, что будет значительно усложнять
внешнюю торговлю, а без нее данное государство не сможет существовать.
Следовательно, Халистан будет экономически зависеть от своего великого соседа.
Говорить о разрешении пенджабской проблемы сегодня нельзя,
т.к. она скорей лишь нейтрализована, переведена в латентное состояние, но это
не гарантирует того, что в ближайшее время этот конфликт не может вспыхнуть с
новой силой.
Стремление разобраться в странной и
необычной для нас природе чужой культуры и стремление разобраться в логике
индийских этнических и религиозных конфликтов, похожих на конфликты в бывшем
СССР, Индии, в которой все конфликты были «наружу» и в которой в период
независимости не раз возникала проблема отделения той или иной территории,
сохраняет все же свое единство, а наше государство, где все конфликты были
всегда подавлены и «спрятаны», которое казалось «несокрушимым монолитом»,
распалось при первом же дуновении демократии, есть своя логика и
справедливость, хотя и печальные.
Но ликвидация СССР отнюдь не
разрешила наших этнических и религиозно-культурных конфликтов. Частично они
сейчас принимают форму конфликтов межгосударственных, в громадной мере
сохраняются и даже будут обостряться, ибо почти все теперешние члены содружества
являются государствами со смешанным, пестрым национальным составом. И поэтому
индийский опыт еще нам очень пригодится.
Перспектива будущего Казахстана в XXI веке может быть
выражена простой формулой – эффективная экономика, либеральное общество,
национальная безопасность.[38]
I.
Работы
общетеоретического характера
1.
Актуальные проблемы внешней политики Казахстана.
Сборник статей под редакцией К. К. Токаева. Подготовлено МИД Республики
Казахстан. М.: Русский Раритет – 1998 г., 450 с.
2.
Выступление
Президента Н. Назарбаева на расширенном заседании Коллегии МИД РК. 14 сентября
1998 г. //Дипломатия жаршысы. Спецвыпуск. 1998. - октябрь. 5-7.
3.
Ертысбаев Е.К. Демократизация в Казахстане:
1990-2000 годы.-Алматы: Атамура, 2000.-352с.
4.
Идрисов Е. МИД - не торговый дом (О новом
качестве казахстанской дипломатии) статья Министра иностранных дел РК Е.
Идрисова. // "Республика", 26 апреля 2001 г.
5.
История Казахстана в лицах: Политические
портреты / под ред В. К. Григорьева и А. К. Кусаинова. – Акмола, 1999. –128 с
6.
"Партнерство во имя мира", статья
Генерального Секретаря НАТО Дж.Робертсона (газета "Казахстанская
правда", 4 июля 2000 г.)
7. Назарбаев Н. А.. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и
улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу
Казахстана // Вечерний Алматы. - 1997. – 13 окт.
8.
Назарбаев
Н.А. На пороге XXI века. Алматы, Онер, 1996.- 250 с.
9.
Назарбаев
Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996.-624 с.
10.
Нурсултан
Назарбаев: Моя цель - построить нормальное демократическое общество
//Казахстанская правда. – 2002. - 7 февраля.
11.
Об
основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год. Послание
Президента народу Казахстана Астана, апрель, 2002 г.// Казахстанская правда. –
2002. - 2 мая.
12.
Совместное заявление Президента Соединенных Штатов Джорджа У.
Буша и Президента Казахстана Нурсултана А. Назарбаева:
новые взаимоотношения // Вашингтон пост. - 2001. - 21 декабря.
13.
Токаев К. Внешняя политика: Время размышлений, время
действий. // Казахстан и мировое сообщество. - 1995, №2
14.
Токаев
К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. – Алматы: Б1л1м, 1997.
- 610 с.
15.
Токаев К. К. Внешняя политика Казахстана в
условиях глобализации. – Алматы, 2000. – 584 с.
II.
Источники
1.
Договор между Республикой Казахстан и Республикой Индия
о взаимной правовой помощи по уголовным делам (г. Нью-Дели, 17 августа 1999
года)
2.
Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1998 года N
309-1 «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и
Правительством Республики Индия о воздушном сообщении»
3.
Закон Республики Казахстан от 8 мая 1998 г. N 226-1 «О
ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и
Правительством Республики Индия о поощрении и взаимной защите инвестиций»
4.
Закон Республики Казахстан от 3 июля 1997 года N 147-1
«О ратификации Конвенции между Правительством Республики Казахстан и
Правительством Республики Индия об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и на
капитал»
5.
Kayran. Talk to
Congress. Gov. of India. New Delhi. 1956.
6. Компас. Вестник иностранной
информации ИТАР_ТАСС, М. 2000г. №11
7.
Конвенция между Правительством Республики Казахстан и
Правительством Республики Индия об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и на капитал
(Нью-Дели, 9 декабря 1996)
8.
Конституция
Индии, М., Международные отношения, 1956.
9.
Положения
резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций № 1373 от 28
сентября 2001 года
10.
Постановление Правительства Республики Казахстан от
15 декабря 2001 года №1644 «О мерах по выполнению резолюции Совета
Безопасности Организации Объединенных Наций 1373 от 28 сентября 2001
года». – Алматы: Вестник Правительства Республики Казахстан. – 2001. - №12. –
с. 12.
11.
Постановление
Правительства Республики Казахстан от 9 февраля 2002 года № 197 «О заключении
Меморандума о военно-техническом сотрудничестве между Правительством Республики
Казахстан и Правительством Республики Индия»
12.
Постановление
Правительства Республики Казахстан от 7 января 2002 года №5 «Об утверждении
Плана мероприятий по реализации задач, поставленных Президентом Республики
Казахстан Назарбаевым Н.А. в торжественной речи 16 декабря 2001 года,
посвященной празднованию 10-й годовщины независимости Республики Казахстан»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|