Сепаратистко-сигхское движение в штате Пенджап в Индии
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................................... 3
Глава
1. Зарождение сикхского сепаратистского движения в Пенджабе. 10
1.1.
Сикхизм – движение религиозного протеста................................... 10
1.2.
Политический аспект движения сикхов в колониальной Индии...... 11
Глава
2. Динамика развития сикхского сепаратистского движения в Пенджабе в 1966-2001
годы.................................................................................................. 19
2.1.
Развития сикхского сепаратистского движения в Пенджабе в 1966-1983 годы. 19
2.2.
Сикхская проблема в период правления Раджива Ганди................. 25
Глава
III. Развитие религии, как важный фактор демократизации общества и пути
укрепления духовного согласия............................................................... 30
Заключение............................................................................................... 34
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................... 38
Введение
В обращении к народу с традиционным ежегодным посланием, где
подводятся итоги первых пяти лет независимости. Президент Республики Казахстан
Нурсултан Назарбаев подчеркнул: "Без международного признания, гарантий
границ со стороны мирового сообщества любые рассуждения о становлении
государственности, суверенитете, экономических реформах, развитии социальной
сферы оставались бы пустым звуком".[1]
Показателем укрепления государственности и его международного
авторитета является то, что Республику Казахстан признали 117 государств
мира, со 105 из них установлены дипломатические отношения. В Казахстане
открыты более 40 посольств зарубежных стран и 16 представительств международных
организаций. Более чем в 40 странах мира Казахстан открыл свои дипломатические
представительства, стал полноправным членом ООН, ОБСЕ и многих других
международных организаций, участником важнейших международных конвенций,
договоров[2].
Процесс вхождения Казахстана как нового государства в мировое
сообщество зависит, прежде всего, от выбранного страной курса во внешней и
внутренней политике. Установление равноправных дипломатических отношений с
другими государствами, двустороннее и многостороннее сотрудничество, проводимые
в стране, реформы представляют огромный интерес для исследования.
Методологическим ориентиром при написании курсовой работы по
теме: «Сепаратистское сикхское движение в штате Пенджаб», стало обращение к
трудам и идеям Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Глава нашего
государства всегда подчёркивал, что внешняя политика нашего государства должна
иметь многовекторный характер. Одно из направлений внешней политики Казахстана
– развитие отношений со странами Азиатского региона, в частности с такими
странами, как Индия и Пакистан.
Многовекторность внешней политики Казахстана направлена на
развитие равноправных и диверсифицированных отношений с внешним миром и служит
достижению национальных приоритетов страны в условиях глобализации
современного мирового сообщества. Это, прежде всего, идея евразийства
Президента Н.Назарбаева, которая в октябре 2000 года нашла свое претворение в
жизнь – образование Евразийского Экономического Сообщества на основе
Таможенного Союза на постсоветском пространстве. Это и поступательный ход
процесса подготовки Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, также
инициированного Н.Назарбаевым на 47-й Сессии ГА ООН.[3]
Выступая на Саммите тысячелетия ООН в рамках 55-й сессии
Генеральной Ассамблеи ООН, казахстанский Президент Н.А.Назарбаев выдвинул ряд
конструктивных предложений:
- ООН и национальные правительства должны четко определить
свои позиции в процессах, вызываемых дальнейшей глобализацией;
- Совет Безопасности должен предусмотреть меры по налаживанию
взаимодействия и использованию возможностей региональных систем безопасности;
- ООН, Совету Безопасности и мировому сообществу необходимо
разработать практические меры по стабилизации ситуации в Афганистане и в
Центрально-Азиатском регионе в целом;
- Ядерным державам необходимо перейти к конкретным шагам по
ликвидации ядерного оружия.
Приоритетными направлениями казахстанской внешней политики
являются поддержание сотрудничества в рамках СНГ и ЦАЭС, развитие отношений со
странами Европы в рамках ЕС, обеспечение необходимой динамики сотрудничества с
США и другими странами Запада, углубление связей с КНР, Индией, Пакистаном,
странами АТР, сотрудничество со странами Ближнего и Среднего Востока. В целом
условия для казахстанско-индийского сотрудничества во всех областях можно
расценить как весьма благоприятные. Существующая взаимная заинтересованность в
его дальнейшем развитии, а также стремление Индии к большей вовлеченности в
дела Центрально-азиатского региона позволяют говорить об этой стране как об
одном из основных партнеров Казахстана в XXI веке.[4]
При написании курсовой работы были применены такие методы,
как метод синтеза и анализа, сравнительный метод, хронологический и
проблемно-методический методы. Данные методы позволили объективно и научно
проанализировать развитие внешней политики Индии и современную внешнюю политику
Казахстана.
Предметом данного исследования является сикхское сепаратистское
движение в индийском штате Пенджаб.
Актуальность этой темы, обусловлена тем, что на данном этапе развития
цивилизации, сепаратизм представляет большую угрозу существующему миропорядку.
Так как сепаратизм - это обособление какой-либо группы “населения, главным
образом на этнической и религиозной основе, выход этой группы и ее территории
из-под юрисдикции более крупного государства, частью которого она является, с
последующим образованием нового государства”[5].
Необходимо отметить, что последствиями сепаратизма являются
три негативных явления.
Во-первых, происходит дробление
государств, что осложняет систему мироустройства. С 1945 г. по настоящее время
число государств в мире увеличилось в 3,5 раза (с 51 до 189). Причем особенно
интенсивно этот процесс происходил в 90-е гг. И причиной его стали внутренние
конфликты, тогда как раньше новые государства появлялись в результате
межгосударственных вооруженных конфликтов[6].
Во-вторых, отношения между вновь
образовавшимися и “старыми, материнскими” государствами становятся, как
правило, очень напряженными, что обостряет общую обстановку в мире (вспомним
Карабах, Приднестровье, Абхазию, Чечню, Таджикистан, Косово, Афганистан,
Пенджаб и т.д.).
И, в-третьих, сепаратизм сопровождается
экстремизмом и терроризмом, кровопролитием, огромными жертвами, неисчислимыми
экономическими потерями, массовыми перемещениями населения, ростом
милитаризации.
Если нынешний процесс дробления государств будет
продолжаться, то по оценкам экспертов, в обозримом будущем в мире будет 400
государств[7]. А поскольку на земном
шаре существует около 10 тыс. этнических групп, то можно представить опасность,
которую таит в себе не сдерживаемый и не ограниченный ничем сепаратизм. Мировое
сообщество в настоящее время уделяет этой проблеме огромное внимание.
Сепаратизм представляет большую угрозу такому крупному
современному государству как Индия (население свыше 1млрд. человек). Индия
является одним из самых многонациональных государств в мире - там проживает
около 700 этнических групп[8]. Практически на всем
протяжении существования Индии в ней происходили этнорелигиозные конфликты
разной интенсивности и продолжительности. При этом Индийское государство
довольно успешно противостоит сепаратизму. В основе этого лежат быстрый рост
экономического потенциала страны, усиление интеграционных процессов,
преодоление политической нестабильности. Немалую роль играет политика
правительства по отношению к сепаратизму, умелое сочетание политических методов
борьбы с силовыми. Важным событием на этом пути является принятие 16-ой
поправки к Конституции в 1963 году, запретившей незаконные формы борьбы за
независимость[9].
Серьезным фактором политической жизни Индии является
сепаратистское движение в штате Пенджаб, где воинственные сикхи довольно быстро
прошли путь от мирных до экстремистско-террористских форм борьбы, от скромных
претензий на расширение автономных прав до радикалистского требования создания
самостоятельного государства “Халистан”.
Степень разработанности темы. Проблема сепаратизма в иностранной
научной литературе изучена достаточно хорошо, а именно, можно назвать следующих
английских специалистов: A. Chad,G. Robbin, K. Jones, J. Gordon[10],
а также индийских: B. Nayar, B. Singh, G. Singh, R. Kapur[11].
Книга R. Jeffrey[12] интересна тем, что автор
приводит для подкрепления своих выводов некоторые официальные документы
Индийского правительства по сикхскому вопросу.
В литературе же стран СНГ и Казахстана эта проблема в силу
идеологических причин практически не рассматривалась (ярким примером тому может
служить отсутствие определения термина “сепаратизм” в “Советском
энциклопедическом словаре” 1973 года). Лишь в последние десятилетие
отечественные исследователи стали уделять этому вопросу достаточное внимание;
при этом большинство работ по сепаратизму в Индии освещают в основном конфликты
в Кашмире и Северо-восточной Индии, проблема же сикхского сепаратизма изучена
лишь в контексте общих сепаратистских движений.
Источниковая база исследования представлена официальными документами[13]
и материалами государственных органов[14], выступлениями
политических лидеров страны и штата, справочными изданиями и прессой.[15]
Представляют интерес работы В.Я. Белокреницкого, Б.И. Клюева,
В.Н. Москаленко, А.Л. Сафроновой, Н.И. Семеновой.[16]
В связи с этим, при подготовке к работе, проанализированы
научные труды отечественных и зарубежных авторов. Следует назвать таких
специалистов как: К.З. Ашрафян[17], чья статья в журнале
“Народы Азии и Африки” представляет большой интерес для изучения
внутрипартийных конфликтов в “Акали дал”; книга , А. Г. Бельского и Д. Е.
Фурмана “Сикхи и индусы. Религия, политика и терроризм”[18]
содержит наиболее полный анализ событий в Пенджабе с 40-х гг. до начала 90-х,
однако, увлекшись политическими перепетиями, авторы совсем проигнорировали
социальный аспект.
Статьи А. А. Празаускаса дают полную картину структуры
индийского федерализма, однако, автор не дает анализа взаимоотношений
центральной индийской и местной сикхской власти, хотя во вступлении об этом
анонсирует[19].
В написании данной работы, мы использовали также такие
общенаучные и историко-философские методы, такие как:
Во-первых, хронологический метод (т.е.
описание событий во временной последовательности),
Во-вторых, историко-генетический
(установление казуальных связей между происходящими событиями и явлениями),
В-третьих, историко-типологический
метод (анализ причин возникновения и общих закономерностей проявления
сепаратистских тенденций).
Научная новизна темы, определяется самой постановкой данной проблемы,
в связи с усилением в различных частях планеты сепаратистских устремлений. Это
очень важно, для нашей независимой Республики, которая вступает в мировое
сообщество, в тот период, когда разрешение проблем сепаратизма ещё полностью не
раскрыто.
Цели и задачи исследования: изучить истоки и причины возникновения сепаратизма в
Пенджабе.
В соответствии с этой целью, были
сформулированы следующие задачи:
Во-первых, проследить эволюцию
сепаратизма в Пенджабе; постараться определить факторы, влияющие на проявление
сепаратистских тенденций.
Во-вторых, проанализировать
эффективность предпринимаемых мирных политических и силовых мер для подавления
сикхского сепаратизма.
В-третьих, оценить современное
состояние проблемы.
В-четвёртых, выявить тенденции
дальнейшего развития и перспективы сикхского сепаратистского движения.
Практическая значимость работы видится в том, что на
основании выявленных тенденции, применить способы разрешения проблем
сепаратизма в политической жизни страны и для упрочения национального единства
Республики Казахстан.
Исходя из вышеизложенного, структура работы состоит
из введения трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1.
Зарождение сикхского сепаратистского движения в Пенджабе.
Сикхизм - одна из религий Индии. Сикхизм сложился в XV в.,
когда страна стала местом встречи двух религиозных традиций, исламской и
индуистской. Основателем сикхизма был Гуру Нанак (1469-1539).
Нанак, когда ему было предсказана слава великого духовного
вождя, отправился в паломничество по индийским святыням, а затем совершил хадж
в Мекку. После этого он заявил, что “нет на земле индусов и нет мусульман”. Сам
он жил по определенным правилам, которые он выработал, изучая индуизм и ислам. Поэтому
можно предположить, что сикхизм вобрал в себя как индуистские, так и
мусульманские традиции.
Нанак отрицал деление людей на касты. Он считал, что жить
нужно лишь своим собственным трудом, признавал лишь одного бога, но осуждал
какое-либо поклонение его материальному воплощению, например, идолам (в
сикхизме понятию “Бог” соответствует эпитет “бестелесный”). Впрочем, в сикхизме
сохранились и черты, присущие именно индуизму: понятие перевоплощения душ.
Последователи учения Нанака стали называть себя сикхами, т.е. учениками.
Сикхизм принимали те, кто был недоволен своим социальным положением, т.е.
принадлежал к какой-нибудь низкой касте, в основном это были мелкие
ремесленники и земледельцы. Своими духовными предводителями после смерти Нанака
они выбирали самых достойных, в историю они вошли под названием Гуру, т.е.
учитель.
С 1469 по 1539 гг. было всего десять Гуру. При втором из них,
Гуру Ангаде (1539-1552) , был введен шрифт гурмукхи (буквально: “из уст Гуру”),
предназначенный для записи сикхского священного писания. Четвертый Гуру Рам Дас
основал столицу сикхов - город Амритсар. При пятом гуру Арджуне (1581-1606) был
составлен священный сикхский канон - “Ади Грантх”. Эта книга считается
символичным представителем всех Гуру, сосредоточением их учения и всей
божественной мудрости. В “Ади Грантх” содержатся сочинения сикхских Гуру, а
также около 6 тысяч стихов религиозного характера. Чтение “Ади Грантх” является
главным содержательным элементом сикхского ритуала.
Десятый Гуру Гобинд Сингх (1675-1708) произвел серьезную
реорганизацию: упразднил пост гуру и создал новое сообщество сикхов - хальсу, а
также армию хальсы. Тогда же были введены атрибуты сикхизма, именуемые “5к”
(длинные нестриженые волосы и борода, кинжал, гребень, стальной браслет,
кожаные штаны особого кроя).
В конце XVIII в. правитель одного из сикхских княжеств
Ранджит Сингх (1780-1839) создал военное государство сикхов, которое дольше
других индийских княжеств сопротивлялось английским колонизаторам. В
колониальный период сикхи входили в состав Колониальной Британии, а после
объявления независимости Индии остались в составе этого государства.
В современной религиозной и общественно-политической жизни
Индии сикхи играют заметную роль. Сикхское сепаратистское движение возникло в
середине 40-х гг. ХХ века. Так, в 1944 году сикхская партия “Акали дал” впервые
выдвигает требование о создании на территории штата Пенджаб независимого
государства Сикхистан.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|