Меню
Поиск



рефераты скачать Семья и брак

Впервые Гражданский брак появился в Нидерландах в XVI столетии. Реформатское правительство штатов Голландии и западной Фрисландии ввело в 1580 г. Гражданский брак в интересах многочисленных диссидентов и католиков; он был, однако, создан не исключительно для них, но и для приверженцев господствующей церкви. В 1656 г. Гражданский брак был распространен на все Нидерланды. Большинство населения разных вероисповеданий продолжало, однако, предпочитать церковный брак по правилам своей веры. Свой факультативный характер Гражданский брак сохранял до учреждения в 1795 г. Батавской республики, когда был введен обязательный Гражданский брак, усвоенный потом и действующим уложением 1833 г.

В Англии Гражданский брак был установлен как обязательное учреждение при Кромвеле, в 1653 г.; он явился результатом желания индепендентов очистить церковь от светских элементов и удалить от духовенства соблазн в виде извлечения доходов от венчаний. Гражданский брак был распространен и на Шотландию и Ирландию. Регистрация браков, которая со времени закона 1538 г. лежала на духовенстве, теперь возложена была на выборных гражданских чиновников. С восстановлением Стюартов Гражданский брак как детище революции пал сам собою, без особого законодательного акта. Тем не менее, церковный брак в течение целого столетия еще не был обязателен. В английском праве продолжал действовать принцип, что брак устанавливается путем простого обмена выражений согласия. Благодаря отвращению общественного мнения к публичности при установлении брака получили огромное распространение тайные браки, для заключения которых выросла целая организация в лице священников, сидевших в лондонской долговой тюрьме Fleet. Только в 1753 г. актом Гардвика объявлена была обязательность церковного брака. Закон этот вызвал негодование в демократических слоях английского общества, которые видели в одном из основных его пунктов — в требовании родительского согласия — меру против неравных в сословном отношении браков. Особенно печальны были последствия этого "патрицианского" закона для диссидентов и католиков, которые также поставлены были в необходимость обращаться к англиканскому духовенству; венчаться по своим обрядам разрешено было только квакерам и евреям. Соседство с Шотландией, где в самой широкой мере господствовал принцип законности брака, установленного путем бесформенного соглашения, дало англичанам возможность уклоняться от действия несимпатичного закона 1753 г. Так как по английскому праву законность брака обсуждалась по месту его совершения, то англичане массами начали устремляться на шотландскую границу, в деревню Gretna Green, где сперва местный кузнец, а потом его наследники, выслушивали обмен выражений согласия и выдавали желающим свидетельства о вступлении в законный брак. Лишь в 1856 г. в Англии объявлены были законными только такие шотландские браки, заключению которых предшествовало проживание в Шотландии в течение трех недель. После нескольких частных попыток ослабить вредные результаты закона 1753 г., в особенности после совершившейся эмансипации католиков, законодательство пришло в 1836 г. к созданию факультативного Гражданский брака. Законами 1836 г. была упорядочена регистрация, и заключение браков было объявлено законным как в церквах и молитвенных домах, так и в канцелярии окружного инспектора регистраторов, при открытых дверях, между 8 и 12 часами утра; обряд состоит в обмене выражений согласия. — В Шотландии исключительно путем обычая выработалась форма Гражданский брака пред мировым судьею: супруги являлись к судье, говорили ему, что их обвенчал священник, которого они не могут назвать, вносили небольшой штраф за вступление в брак без церковного оглашения и получали от судьи свидетельство о браке. Кроме того, в Шотландии остался в силе бесформенный способ установления брака; благодаря нравам он редко приводит к обольщениям и другим гибельным последствиям. В Ирландии в 1844 г. также введен факультативный Гражданский брак.

Во Франции королевская власть вскоре после Тридентского собора, в постановлениях которого она видела покушение на свою независимость, взяла в свои руки законодательную регламентацию брачного права. Ордонансом 1579 г. впервые установлена была обязательность церковного венчания и вместе с тем создана регистрация браков в каждом приходе. Священник сделался, таким образом, светской властью. При действии Нантского эдикта такая же роль лежала на протестантском духовенстве; с отменою же этого эдикта протестанты поставлены были в необходимость обращаться для венчания к католическому духовенству. В течение столетия, начиная с 1685 г., протестанты лишены были, таким образом, возможности создавать законные союзы, и только накануне революции, в 1787 г., установлена была регистрация протестантских браков через судебных чиновников, т. е. создан для них факультативный Гражданский брак. Конституция 1791 г. провозгласила брак простым Гражданский брак договором и установила обязанность законодательной власти создать специальные светские органы для регистрации браков. Не дожидаясь учреждения таких органов, многие, руководясь воззрением, что брак есть обыкновенный договор, стали обращаться для заключения браков к нотариусам и судебным приставам. Временно это привело к страшной путанице в регистрации; но закон 20 сентября 1792 г., создавший специальный орган для регистрации актов гражданского состояния в лице муниципалитетов, открыл возможность узаконить и браки, возникшие за этот промежуток времени. В силу закона 20 сентября обязанность регистрации была возложена на избранных членов коммунальных советов, а за отсутствием их — на мэров. Браку должно было предшествовать, по крайней мере, за неделю, оглашение. В публичном зале общинного дома стороны в сопровождении свидетелей выслушивают от чиновника содержание документов, относящихся к заключению брака, после чего каждая из сторон громко произносит формулу «je déclare prendre (имя) en mariage», и вслед за этим чиновник объявляет их соединенными в браке. В 1800 г. органами регистрации сделаны были меры, и, наконец, в 1803 г., с обнародованием главы Code Civil об актах гражданского состояния, издан был действующий закон о Гражданский браке. Все отличие от закона 1792 г. состоит в том, что оглашение должно быть сделано дважды, хотя в исключительных случаях можно ограничиться одним; брак должен быть совершен в течение года со времени оглашения. Брак регистрируется в двух книгах, из которых одна хранится в общинном архиве, другая в архиве суда.

В Германии церковный брак установился не вследствие требований протестантской церкви, которая отвергала в браке характер таинства, а вследствие постановлений государственной власти, которая смотрела на священника как на своего представителя. В XVI веке церковный брак считался подтверждением брака, уже установленного путем обручения. В XVII веке начинает пробиваться воззрение, что брак устанавливается самым актом церковного венчания, в XVIII веке появляется церковный брак в собственном смысле, и только в конце XVIII и начале XIX в. церковный брак получает во всей Германии значение обязательного учреждения. Французское владычество в прирейнских землях сопровождалось установлением обязательного Гражданский брака; в период до 1848 г. здесь обнаружилось законодательное течение против Гражданского брака, но в конце концов учреждение уцелело. В 1848 г. отделение церкви от государства, провозглашенное на франкфуртском национальном собрании, логически требовало установления обязательного Гражданского брака. И действительно, один из основных законов, вотированных собранием, гласил, что "гражданская сила брака зависит только от совершения гражданского акта; церковное венчание может следовать только за совершением гражданского акта; различие вероисповеданий не служит препятствием для Гражданского брака; книги гражданского состояния ведутся гражданскими чиновниками". Хотя этот закон и не получил действительной силы, тем не менее под его влиянием в некоторых частях Германии был введен Гражданский брак, то как обязательное учреждение (Франкфурт на Майне), то как факультативное (Ольденбург). В течение следующих двадцати пяти лет область действия Гражданского брака постепенно распространялась; наконец, закон 6 февраля 1875 г. "о засвидетельствовании гражданского состояния и о заключении брака" ввел с 1 января 1876 г. обязательный Гражданский брак брак во всей Германии. Чиновники, которым поручена регистрация, принадлежат к составу органов местного самоуправления и содержатся на общинные средства.

Католическая реакция упорно боролась против обязательного Гражданского брака в Бельгии в промежуток между 1814 и 1830 гг.; но учреждение это было окончательно утверждено законом 5 февраля 1831 г. В Италии Гражданский брак был введен вместе с французским кодексом в 1806 г., но отменен почти повсеместно после возвращения в 1814 году старых династий. Образование Итальянского королевства, сопровождавшееся изданием нового уложения в 1866 г., имело последствием восстановление обязательного Гражданского брака. В классической стране канонического права, в Испании, Гражданский брак был введен республикой как обязательное учреждение в 1870 г., но с правом предварительно венчаться в церкви; уже в 1875 г. Гражданский брак сделан был только факультативным, а затем и вовсе отменен. В Португалии кодекс 1868 г. установил две равноправные формы брака — Гражданский брак и церковный, причем первый допущен только для не-католиков. В Румынии кодекс 1864 г. заимствовал из французского кодекса Гражданского брака, но оставил наравне обязательной с ним и церковную форму. В различных кантонах Швейцарии действовали различные системы до федерального закона 24 декабря 1874 г., которым с 1 января 1876 г. введен во всей стране обязательный Гражданский брак. В Австрии, где кодекс 1811 г. регулировал церковный брак как государственное учреждение, клерикальная реакция 1856 г. сумела вернуть законодательство к постановлениям Тридентского собора; но в 1868 г. введен был гражданский брак "по нужде" для лиц, которым было отказано в церковном венчании по причинам, неизвестным гражданскому кодексу, а затем в 1870 г. — обязательный Гражданский брак перед общинными властями для диссидентов, т. е. для лиц, не принадлежащих ни к одному из признаваемых государством культов; это дало возможность обходить закон, воспрещающий смешанные браки между христианами и нехристианами, так как последние стали объявлять себя не принадлежащими ни к какой вере (confessionslos). Проект введения обязательного гражданского брака (1874 г) не имел успеха. — Такой же Гражданский брак для лиц, стоящих вне господствующей церкви и других признанных культов, введен в 1873 году в Швеции. В Норвегии еще в 1845 г. лица нелютеранского исповедания получили возможность заключать браки у нотариусов. В С.-А. С. Шт. продолжает действовать старое английское и шотландское право, признающее установление брака путем бесформенного соглашения, даже без свидетелей; этому приписываются частые случаи двоеженства и других злоупотреблений, хотя, с другой стороны, эта система делает почти невозможным конкубинат. Но затем Штаты знают и церковный брак, и формальный Гражданский брак перед мировыми судьями, перед членами высшего суда, перед магистратом. В некоторых штатах, где с самого начала обитало смешанное население, не принадлежавшее поголовно к англиканской церкви, или где сразу оказался недостаток в священниках (Кентукки, Массачусетс), сперва был введен обязательный Гражданский брак, и уже позднее явился факультативный церковный брак. — В России законом 19 апреля 1874 года введена светская регистрация раскольничьих браков. Браки раскольников приобретают силу, и последствия законного брака через записи в метрические книги, ведение которых возложено на органы полиции, а именно, с 1889 г. в столицах — на участковых приставов, в городах и уездах — на исправников, в больших городах — на полицеймейстеров. Раскольник, желающий, чтобы брак его был записан в метрическую книгу, должен уведомить об этом местное полицейское управление или волостное управление, которое обязано составить особое объявление и выставить его на семь дней на видном месте, после чего, если ниоткуда не последовало заявлений о препятствиях к записи (препятствия же эти те же, что и для православных), выдается свидетельство о том, что объявление было сделано. С этим свидетельством оба супруга в сопровождении поручителей должны явиться в полицейское управление, где от них отбирается подписка в том, что они принадлежат к расколу от рождения и не состоят в браке, совершенном по правилам или обрядам другой церкви, после чего брак записывается в книгу. Отказ в записи может быть обжалован по принадлежности губернскому правлению или градоначальнику, а затем первому департаменту правительствующего сената. В случае отмены определения полиции брак считается законным не со дня записи, а со времени первоначального заявления. Несоблюдение при записи установленных правил не делает брак недействительным.


Условия заключения брачного союза.


Большинство граждан, находящихся в брачном союзе, живут именно в «гражданском браке» (брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви). Странно, что в нашей стране под данным термином подразумевается несколько иное понятие: когда два человека сожительствуют вообще без какой-либо регистрации. Заключение брака – его формальное оформление и традиции, обряды, обычаи разнообразны в различных странах. В нашей стране обычно бракосочетание является большим праздником как для молодоженов, так для родственников и друзей!

Условиями заключения брака являются:

добровольное согласие лиц, желающих заключить брак.

достижение лицами, желающими заключить брак, брачного возраста (по общему правилу — восемнадцать лет, но может быть снижен до шестнадцати, а по закону субъекта РФ — до четырнадцати лет).

Не допускается заключение брака:

если одно из лиц уже состоит в зарегистрированном браке.

между близкими родственниками.

между усыновителями и усыновленными.

если одно из лиц признано недееспособным

Церемония регистрации брака в России проводится в органах записи актов гражданского состояния, а по желанию и при условии, что хотя бы один из пары вступает в брак впервые, — во Дворцах Бракосочетания. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, заключается в личном присутствии лиц, желающих заключить брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления (указанный срок может быть по ряду обстоятельств как увеличен, так и сокращен вплоть до регистрации в день подачи заявления).


Обязательно ли регистрировать брак, чтобы создать

полноценную семью?


Многие граждане России, а тем более стран центральной и западной Европы скажут, что регистрация брака сейчас совершенно не обязательна, а многие социологи еще несколько лет назад предоставили нам статистику по этому вопросу: не для кого не оказалось секретом, что все меньше и меньше людей желают узаконить свои отношения. «А зачем?» - спросят они вам. «Это только небольшая формальность, но она отнимает время на приготовления и само торжество, деньги и прочее. Роспись - это пережиток прошлого». Но раньше понятие брака и создание семьи отождествлялось….

Какова сущность брака? В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Именно этим объясняется запрет на близкородственные (характер этого запрета, однако, различен в разных обществах) браки, существующий практически во всём мире, — он связан с большой вероятностью получения детьми в таком браке наследственных болезней.

Как правило, брак подразумевает ведение супругами совместного хозяйства и наличие общего имущества, передаваемого по наследству, а также воспитание ими детей. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при совершении по известным формам, с соблюдением установленных в законах условий; влечет за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям (право на содержание, наследование и пр.).

В то же время в различных странах мира, помимо брака как союза мужчины и женщины, на различных исторических промежутках времени, а в некоторых странах — и в настоящее время практикуется полигамный брак. Кроме того, в ряде стран Европы с недавних пор регистрируют однополые гражданские партнёрства.

Брак, по мнению светских исследователей, изначально создан в древних догосударственных образованиях (как обычай) и государствах (как институт, зачастую имеющий религиозную форму) для регламентации вопросов, связанных с созданием и функционированием семьи, в том числе вопросов, связанных с детьми. Именно в связи с появлением парного брака, как считается, появилась возможность фиксации отцовства, что привело к распаду матриархата. Впоследствии отсутствие такой фиксации в традиционных обществах приводило к тому, что внебрачные дети были ущемлены в правах по отношению к «законным» (рождённым в браке) детям. С этим мнением светских исследователей во многом согласуется и религиозная точка зрения у адептов ряда мировых (т. н. авраамических) религий. Повеление «плодиться и размножаться» дополнено словами «будут двое одна плоть». Аналогично мыслят и некоторые другие конфессии, например, индуисты, с чем связан крах гос. политики ограничения рождаемости в Индии.

В ряде стран брачное законодательство ещё дифференцирует права детей, рождённых в браке или вне брака. В России у внебрачных детей те же права, что и у рождённых в браке, если их признают оба родителя. Однако при отказе отца признавать внебрачного ребёнка своим отцовство зачастую приходится специально доказывать в суде. Что интересно, семейное законодательство в России формально сильно ограничивает права родителей на распоряжение детскими правами, запрещая отказ законного представителя ребенка от принадлежащих ему прав и собственности. В значительном количестве стран для усыновления сироты требуется состоять в браке, одиноким усыновлять детей не разрешается.

Государства нашего времени часто поддерживают семью в качестве «ячейки общества». Это связано с тем, что именно семья выполняет основную работу по воспитанию детей. Несмотря на то, что в ряде стран (включая Россию) эта поддержка мала, она существует, невзирая на финансовые трудности, поскольку востребована обществом. Многодетные семьи получают дополнительную поддержку.


Семья и дети – статистика и факты.


Конечно, из поколения в поколение «люди встречаются, люди влюбляются, женятся», чтобы создать семью (в не зависимости от того, зарегистрированы ли их отношения или нет) и вырастить своих детей. Статистика рождаемости как в России, так и в других многочисленных странах очень и очень плачевна:

В настоящее время в России насчитывается 40 млн. семей. Примерно 69 % состоят из супругов с детьми. Ежегодно без отца остается примерно 300 тысяч детей.Численность населения России к 2030 году может сократиться до 120 миллионов человек, заявила РИА Новости председатель комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева. «Один из вызовов ХХI века - тяжелейший демографический кризис, поразивший Россию. Если ситуация не изменится, численность населения страны может уже к 2030 году упасть до 120 миллионов человек, а примерно к 2075 году до 80 миллионов», - сказала Яковлева. Она напомнила, что, по предварительной оценке Федеральной службы государственной статистики, численность населения страны на 1 января 2006 года составила 142, 7 миллионов человек. Во вторник в Госдуме проходит «круглый стол» по проблеме демографического развития России.  Как говорится в проекте резолюции, подготовленной к заседанию, к 2012 году численность населения может сократиться до 138 миллионов человек. В документе отмечается, что если в мире коэффициент превышения рождаемости над смертностью составляет 2, 6, то в России наблюдается противоположная тенденция: в минуту рождается около 3 человек, а умирает - 5. Таким образом, смертность превышает рождаемость в среднем по России в 1, 6 - 1, 8 раза, а в отдельных регионах в 2-3 раза.

Организация «Eurostat» опубликовала статистику, посвященную бракам и уровню рождаемости в ЕС. В 2004 году в среднем по ЕС заключалось 4,8 брака на 1000 жителей. Лидером являются Кипр (7,2) и Дания (7). Реже всего вступают в брак жители Словении (3,3), Бельгии (4,1) и Греции (4,2). Лидеры по количеству разводов в ЕС — Чехия и Литва, где на 1000 жителей было зафиксировано 3,3 развода. В Эстонии этот показатель составил 3,1, а в Латвии — 2,3. Реже всего разводятся ирландцы (0,7), итальянцы (0,8) и греки (1,1). В целом в 2004 году в ЕС на свет появилось 4,8 млн. детей, причем каждый третий из них родился вне брака. На каждую 1000 жителей Евросоюза родилось 10,5 детей. Наиболее высокий показатель у Ирландии (15,2), Франции (12,7), Дании, Люксембурга и Великобритании (все — 12). Самый низкий уровень рождаемости — в Германии (8,6 детей на 1000 жителей) и Латвии (8,8). Чаще всего вне брака рождаются дети в Эстонии (58%), Швеции (55%), Латвии, Дании и Франции (все — 45%), реже всего — на Кипре (3%), в Греции (5%) и Италии (15%), передает «Росбалт».

Если руководство Евросоюза и стран, входящих в ЕС, не изменят свою миграционную политику, а демографическая ситуация останется прежней, то уже в ближайшие 20 лет Европе грозит серьезный экономический спад. Об этом говорится в докладе, подготовленном Еврокомиссией, пишет в пятницу британское издание The Independent. В документе отмечается, что число работоспособных жителей в странах Евросоюза постоянно уменьшается, а рождаемость падает. Уже сейчас без рабочих-мигрантов тяжело представить экономику ведущих европейских держав, однако и это количество перестает удовлетворять имеющиеся потребности. Как сообщил «еврокомиссар» по социальным делам Владимир Шпидла (Vladimir Spidla), в ЕС к 2030 году нехватка трудоспособного населения достигнет 20,8 миллиона человек. Людей в возрасте 80 лет и старше будет насчитываться 34,7 миллиона против 18,8 миллиона человек в настоящее время. То есть, через 25 лет на каждого трудоспособного европейца будет приходиться по два иждивенца.

Согласно приведенной «еврокомиссаром» статистике, в странах ЕС на сегодняшний день уровень рождаемости составляет 1,48 ребенка на одну женщину. Для достижения демографического воспроизводства необходимо, чтобы европейская женщина рожала в среднем 2,1 ребенка. "Пришла пора действовать", - заявил Шпидла. По его словам, одним из способов решения проблемы может стать иммиграция из-за пределов ЕС. Однако только она проблемы не решит, полагают в Еврокомиссии, отмечая, что главным для Евросоюза является увеличение уровня рождаемости. Для этого, считает Шпидла, следует увеличить пособия на детей и сроки отпусков по уходу за ними, а также улучшить систему детского здравоохранения. "Одним политикам проблему решить не удастся, - подчеркнул Шпидла. - Они имеют дело с обществом, которое не должно отвергать женщин, возвращающихся к труду после рождения ребенка, не должно считать их "плохими матерями", а мужчин, которые заботятся о детях, - "мягкотелыми подкаблучниками".
Еврокомиссия намерена открыть дебаты по этому вопросу в преддверии июльской конференции в Брюсселе, на которую соберутся эксперты в области демографии и представители европейских правительств, сообщает BBC News.

Заключительная часть.


Проблема семьи и брака очень обширна и глубока. Это вопрос, касающийся всего нашего общества. Вытекающая из него проблема рождаемости остро стоит во многих странах в не зависимости от того, зарегистрированы отношения или нет.

 Ранее мужчина обеспечивал семью, а женщина растила детей. Сейчас ситуация в корне изменилась: теперь женщина также вынуждена работать – не будет работы, невозможно будет прожить. Это основная проблема, толкающая женщин на отказ от рождения детей. Поэтому лозунги и плакаты с призывами рожать детей, не исправят плачевную ситуацию. Только правительство своими законами может изменить судьбу своей страны. Рожать детей дано женщине от природы, это заложено внутри каждой, поэтому отказ от детей основан лишь на желании выжить.

Список использованной литературы:

·                   Богданова Л.П., Щукина А.С. «Гражданский брак в современной демографической ситуации,  «Социологические исследования», 2003, № 7.

·                   М. Брун, «Гражданский брак», С.-Пб

·                   Михеев В.А. «Основы социального партнерства: теория и политика», Учеб. для вузов. М., 2001.




Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.