Семья и брак
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Дистанционного Обучения
Дисциплина:
«Правоведение»
Реферат
Тема:
Понятие
семьи и брака.
Регистрация
брака и условия его заключения.
Кирьянова
Анастасия Юрьевна
Курс
3, семестр 5
Форма
обучения: дистантная
Москва,
2007 г
Оглавление:
·
Введение……………………………………………..
…3 стр.
·
Основная
часть………………………………………....4 стр.
Виды брачного союза. …………………………………………...4 стр.
Гражданский брак – немного истории………………….……..6 стр.
Условия заключения брачного союза…………………….…..11стр.
Обязательно ли
регистрировать брак,
чтобы создать
семью……………………………………………11 стр.
Семья и дети –
статистика и факты……………………….....13 стр.
·
Заключительная
часть……………………………….15 стр.
·
Список
использованной литературы………………16 стр.
Понятие семьи
и брака.
Регистрация
брака и условия его заключения.
«Исторические
изменения вырабатывают общие
совершенствования
посредством блага отдельных лиц,
семей, народов и
государств».
Менделеев Д.И
Введение.
Что такое семья?
И что такое брак? Связаны ли эти понятия друг с другом? Бывает ли семья без
заключения брака или всегда ли создается семья даже, если есть свидетельство о
заключении брака. У каждого взрослого гражданина, несомненно, есть свое мнение
в отношении этого вопроса: кто-то считает, что настоящая семья обязательно
должна зарегистрировать свои отношения; а кто-то полагает, что в таком быстром
течение жизни это просто пустая трата времени.
Что представляет
собой семья? Семья являет собой сложное социальное явление, в котором
переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно
сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось
бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья
представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток
на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так
легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский
социолог Гуд «Мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно».
Есть ли
преимущества регистрации брака, только кроме того, что многие модницы могут
делать себе прекрасные подарки на годовщину - покупать новые обручальные
кольца (новая мода).
Вначале следует
разобраться, что означают эти на столько знакомые нам понятия:
Брак - семейный союз мужчины и
женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к
детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего
оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с
этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку,
заключенному по религиозным обрядам. В некоторых государствах (напр., во
Франции) при оформлении брака нередко заключается брачный контракт. В
Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных
органах записи актов гражданского состояния (загсах). До 1944 к зарегистрированному
приравнивался т. н. фактический (незарегистрированный) брак.
Брак (брачный
союз) -
постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода.
Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина -
муж, женщина – жена (согласно Брокгаузу и Ефрону).
Брак
(предположительно от глагола брать) или брачный союз — регулируемая обществом (в том числе
государством)
постоянная связь между мужчиной и женщиной, как правило, основанная на
сексуальных отношениях и преследующая цель создания семьи.
Семья - основанная на браке или
кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной
помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение
возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии -
патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и
детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним
производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта;
большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья). В
современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи
на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в
морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и
значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору
будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их
равноправием.
Основная
часть.
Виды брачного
союза.
Брак и семья –
два наиважнейших в нашей жизни понятие, определений которых очень и очень
много. В зависимости от культуры того или иного места эти понятия могут
различаться, но ясно одно – семья и брак в главном своем значении подразумевают
под собой тесные взаимоотношения, в большинстве случаев конечной целью которых
является рождение ребенка. Почему в главном своем значении? Потому что супруги
также могут и не проживать друг с другом, и, тем не менее, находиться в браке,
или же семья может существовать, даже если по работе одному из супругов надо надолго
уехать. Но при всем разнообразии взаимоотношений людей брачные союзы можно
легко классифицировать:
Церковный брак
— освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую
силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие
государства, в том числе и Россия, в настоящее
время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед
его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГС. В Православии и у католиков
бракосочетание составляет одно из Таинств — Венчание.
Морганатический
брак — брак между лицами неравного положения. В настоящее время это
понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран.
Гражданский брак
— брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без
участия церкви. В разговорной речи так часто именуют сожительство и ведение
совместного хозяйства без регистрации брака.
Временный брак
— в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу.
Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном
договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт
жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и
правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.
а также еще несколько видов других
союзов:
Фактический брак
(в российском праве - сожительство) или незарегистрированный
брак, часто неправильно называемый «гражданским» — отношения между
партнерами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке. Даже
при ведении общего хозяйства и/или наличии общих детей признаётся не всеми религиозными направлениями.
В СССР юридически признавался в 1926—1944
гг. Согласно ныне действующему Семейному
кодексу РФ, незарегистрированное
совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и
обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей,
рождённых вне брака. Законодательством некоторых зарубежных стран признаётся на
правах конкубината.
Фиктивный брак
- притворное оформление брака без намерения создать семью для получения от
государства связанных с ним преимуществ. Доказанное отсутствие намерения
создать семью в России является
основанием для признания брака недействительным.
Полигиния (1+N) -
одновременное состояние мужчины в браке с
несколькими женщинами. Конечно,
брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причем возможны
градации. В шариате есть ограничение
на количество жён — не более четырёх (N≤4). Все остальные жительницы гарема жёнами не считаются, однако у них
есть определённые гарантии (от хозяина гарема) признания ребёнка в случае его
рождения. Тем не менее их положение существенно ниже, чем у жён, и скорее
напоминает рабство.
Полиандрия (M+1) -
одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается
редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. Следы
полиандрии замечены в «Махабхарате» (5+1:
Драупади была женой
всех братьев Пандавов).
Групповой брак
(M+N) - сожительство нескольких женщин (N) с несколькими мужчинами (M). В наше
время является формой экспериментов молодежи. В русском языке называется
«шведской семьей», хотя сами шведы выступают против такого определения. Ранее многие
учёные утверждали, что групповой брак существовал в первобытном обществе
при матриархате и
предшествовал институту парного брака; в настоящее время эта теория промискуитета
считается весьма сомнительной.
Однополый брак
(2+0 или 0+2) - сожительство гомосексуальной
пары. Во многих странах Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия,
Великобритания и
Северная Ирландия,
Чехия, Швейцария с 2007
года), а также некоторых регионах стран Северной и Южной Америки однополые пары
могут заключать брак. Некоторые церкви также признают гомосексуальный брак
(например, Шведская епископальная). В соответствующих национальных языках и
законодательствах используется то же слово, которое переводится на русский язык
как «брак»; заключение такого союза порождает сходные с браком юридические
последствия. Впрочем, понятно, что из этих последствий есть ряд естественных
исключений, поскольку в таком союзе не может быть общих биологических детей (но
могут быть приемные). В большинстве стран, в том числе и в России, однополые браки
не признаются и не регистрируются.
В разное время и
в разных странах существовали и иные формы брака.
Гражданский
брак - немного истории.
Интересно
ознакомиться с истоками возникновения и развитием Гражданского брака, поскольку
в настоящее время именно он распространен больше всего во многих странах
(наравне с фактическим браком).
Гражданский брак
— форма установления супружеского союза без участия Церкви, но при содействии
светских органов государственной власти. Гражданский брак есть одно из юридических
учреждений, относительно которых в русском обществе существуют превратные
представления: многие даже образованные люди называют Гражданский брак простым
незаконным сожитием или вообще союз, не освященный Церковью
или же заключаемый на срок. На самом деле Гражданский брак является во многих
отношениях более затруднительною формой установления супружества, чем брак
церковный; так, например, для заключения Гражданский брака в западных
государствах требуется согласие родителей — требование, чуждое каноническому
праву.
С другой
стороны, только недавно явилась, например, во Франции, возможность
прекращать Гражданский брак разводом. На 3ападе Гражданский брак есть продукт
новой истории. В средние века не было ни Гражданский брака,
ни обязательного церковного; брак устанавливался путем соглашения, которым
могло следовать церковное благословение; но лишь Тридентским
собором (1563) установлена была обязательность церковного брака. В том же XVI
в. государство (в Англии — в 1538 г., во
Франции — в 1579 г.) впервые начинает принимать меры для регистрации актов
гражданского состояния (рождение, брак и смерть), столь необходимой для
устранения путаницы в личных и имущественных отношениях семейственного права и
в области наследования. Публичный церковный брак представлял все удобства для
правильной регистрации, и потому на первых порах государство всюду берет его
под свое покровительство. В XIX в. везде распространилось убеждение, что
церковный брак как единственная форма установления семьи не удовлетворяет
современным потребностям. В странах, где существует антагонизм между светскою и
духовною властью и где отделение церкви от государства составляет один из самых
жгучих вопросов, гражданский брак является необходимым выражением эмансипации
государства; в этих странах государство не может оставлять одно из важнейших
общественных учреждений — брак — в распоряжении независимой от него корпорации,
которая по-своему определяла бы условия законности брака. Гражданский брак
является здесь только одним из проявлений и тенденции гражданского права к
секуляризации. Современное государство не может, с другой стороны, не считаться
с тем фактом, что нигде более народ не представляет однообразной группы
верующих; отсюда необходимость таких законов и учреждений, которые не нарушают
ничьих верований и воззрений. Но так как церковный брак имеет, в свою очередь,
глубокие корни в обычаях и верованиях народных масс, то возникает вопрос
законодательной политики — об отношении Гражданский брак брака к церковному. История
показывает, что это отношение может быть троякое. Гражданский брак может играть
роль простого суррогата церковного брака, существовать для тех случаев, когда
церковный брак невозможен; это — Гражданский брак по нужде, из крайности
(Nothcivilehe). Гражданский брак может быть учреждением совершенно равноправным
с церковным — учреждением факультативным, так что от каждого гражданина зависит
избрать ту или другую форму брака. Наконец, государство, игнорируя церковный
брак, оставляя совершение его на совести верующих, может создать Гражданский
брак как единственную форму установления законной семьи. Гражданский брак
"по нужде" есть учреждение исключительное, вызываемое к жизни
существованием в стране иноверцев и диссидентов, не имеющих своей церковной
организации, а также потребностью в форме для узаконения смешанных браков,
недопустимых с церковной точки зрения. Факультативный Гражданский брак
представляет как бы поощрение религиозного индифферентизма со стороны государства, заявляющего, что
для него совершенно безразлично, на какой из двух форм остановятся брачующиеся.
Как установление обязательное для всех, без различия вероисповедания,
Гражданский брак не дает никаких поводов к столкновению с церковью и нисколько
не колеблет ее престижа. Статистика разных стран показывает, что с введением
обязательного Гражданский брак в самой незначительной степени падает число
случаев обращения к церкви за ее благословением. Тем не менее, нельзя отрицать,
что, отчасти благодаря боевой позиции, занятой католическою церковью в
отношении Гражданский брака, западные государства лишены пока возможности быть
последовательными и совершенно не касаться церковного брака; приходится
регулировать вопрос о взаимном отношении обеих форм во времени. Во Франции и
Германии духовенству под страхом уголовного наказания воспрещается венчать в
церкви лиц, не заключивших еще гражданского брака. Это имеет свои неудобства,
особенно во Франции, где Гражданский брак обставлен более строгими формальностями
и не может быть совершен чиновником гражданского состояния без оглашения даже
ввиду угрожающей смерти, вследствие чего священник лишен возможности успокоить
совесть умирающего, который хотел бы узаконить свое сожитие хотя бы с церковной
точки зрения. Это приводит, далее, к столкновениям неверующих мужей с верующими
женами, так как нередко, обвенчавшись у мэра, муж отказывается идти к алтарю, и
суды вынуждены признавать за оскорбленными в своих религиозных чувствах женами
право на прекращение супружества. Но зато это гарантирует от более опасных в
социальном отношении случаев, какие возможны были в Италии при действии кодекса
1866 г. Народная масса, уверенная, что формы церковного брака совершенно
достаточно, вовсе не обращается к Гражданский браку и, таким образом,
основывает в сущности незаконные семьи. Эта опасность вынуждает всюду, где
существует обязательный Гражданский брак (Голландия, Швейцария),
воспрещать церковное венчание до заключения Гражданского брака.
Страницы: 1, 2
|