- репрезентативная система (перечень) включает выборочные показатели,
которые характеризуют всю совокупность.
Методика
определения уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов
(городских округов)
Уровень расчетной
бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа)
рассчитывается по формуле:
, где (3)
БОрасчi – бюджетная обеспеченность i-го
муниципального района (городского округа);
ИНПi – индекс налогового
потенциала i-го муниципального района (городского округа);
ИБР i – индекс бюджетных расходов i-го
муниципального района (городского округа).
Индекс налогового
потенциала муниципального района (городского округа) рассчитывается по формуле:
, где (4)
НПi – налоговый потенциал i-го
муниципального района (городского округа);
Чi – численность постоянного населения
i-го муниципального района (городского округа);
Ч – численность постоянного
населения Удмуртской Республики;
n – число муниципальных районов
(городских округов) в Удмуртской Республике.
В расчетах
используется численность постоянного населения по данным статистической
отчетности, имеющаяся по состоянию на последнюю дату.
Расчет налогового
потенциала муниципального района (городского округа) производится по
репрезентативной системе налогов в разрезе отдельных видов налогов исходя из
уровня развития налоговой базы, прогноза поступлений налогов с территорий всех
муниципальных районов (городских округов) в консолидированный бюджет Удмуртской
Республики и нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских
округов).
Налоговый
потенциал i-го муниципального района (городского
округа) рассчитывается по формуле:
,где (5)
а – прогнозируемые на очередной
финансовый год налоговые доходы бюджетов муниципальных районов (городских
округов);
НПij – налоговый потенциал i-го муниципального района (городского
округа) по j-му виду налога, включенному
в репрезентативную систему для оценки налогового потенциала муниципальных
районов (городских округов);
m – количество налогов,
включенных в репрезентативную систему налогов для оценки налого количество
муниципальных районов (городских округов) в Удмуртской Республике.вого
потенциала муниципальных районов (городских округов);
n – количество муниципальных районов
(городских округов) в Удмуртской Республике.
Налоговый
потенциал муниципального района (городского округа) по отдельному виду налога,
включенному в репрезентативную систему для оценки налогового потенциала,
рассчитывается по формуле:
, где (6)
ПДj – прогноз поступлений на очередной
финансовый год в консолидированный бюджет Удмуртской Республики по j-му
виду налога;
Нормj – единый норматив отчислений в
бюджеты муниципальных районов по j-му виду налога;
БНij – налоговая база (показатель,
характеризующий налоговую базу) i-го муниципального района
(городского округа) по j-ому виду налога;
БНj – налоговая база (показатель,
характеризующий налоговую базу) по j-му виду налога в целом по
Удмуртской Республике.
Расчет индекса
бюджетных расходов муниципальных районов (городских округов) производится с
использованием нормативных расходов муниципальных районов (городских округов)
по видам бюджетных услуг, включенным в репрезентативный перечень бюджетных
услуг для расчета индекса бюджетных расходов по формуле:
, где (7)
ИБРi – индекс бюджетных расходов i-го
муниципального района (городского округа);
НР i – нормативные расходы i-го муниципального района
(городского округа);
Чi – численность постоянного
населения i-го муниципального района (городского округа);
Ч – численность постоянного населения
в Удмуртской Республике;
п – количество муниципальных
районов (городских округов) в Удмуртской Республике.
Нормативные расходы i-го муниципального района
(городского округа) определяются как сумма нормативных расходов на оказание
бюджетных услуг, включенных в репрезентативный перечень для расчета индекса
бюджетных расходов по формуле:
,где (8)
НРi – нормативные расходы i-го
муниципального района (городского округа);
НРqi – нормативные расходы i-го
муниципального района (городского округа) по q-му виду бюджетных услуг;
p – количество видов бюджетных услуг,
включенных в репрезентативный перечень для оценки индекса бюджетных расходов
муниципальных районов (городских округов).
Нормативные
расходы рассчитываются по видам бюджетных услуг, включенных в репрезентативный
перечень для оценки индекса бюджетных расходов, на основе средних нормативов
финансовых затрат и численности потребителей соответствующих бюджетных услуг с
учетом объективных факторов, влияющих на стоимость предоставления бюджетных
услуг, по формуле:
,где (9)
НРqi – нормативные расходы i-го
муниципального района (городского округа) по q-му виду бюджетных услуг;
Nq – средний норматив
финансовых затрат по муниципальным образованиям (группе муниципальных
образований) на оказание q-го вида бюджетных услуг;
П qi – численность потребителей q-го
вида бюджетных услуг в i-ом муниципальном районе (городском округе);
K1i, …, Ksi - коэффициенты, отражающие
объективные факторы, влияющие на стоимость предоставления бюджетных услуг в i-ом
муниципальном районе (городском округе).
Средние нормативы
финансовых затрат определяются при формировании бюджета Удмуртской Республики
на очередной финансовый год по видам бюджетных услуг, включенным в
репрезентативный перечень для расчета индекса бюджетных расходов, в расчете на
одного потребителя. Средние нормативы финансовых затрат могут рассчитываться по
группам муниципальных образований.
Средние нормативы
финансовых затрат по видам бюджетных услуг рассчитываются на основе фактических
расходов и численности потребителей соответствующих бюджетных услуг в целом по
консолидированным бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов.
Фактические
расходы на предоставление бюджетных услуг определяются на основе данных
годового отчета об исполнении консолидированного бюджета Удмуртской Республики.
Численность
потребителей бюджетных услуг определяется на основе данных Территориального органа
государственной статистики по Удмуртской Республике и (или) Отчета о выполнении
плана по сети, штатам и контингентам в бюджетных учреждениях.
Коэффициенты, отражающие объективные факторы, влияющие
на стоимость предоставления бюджетных услуг, рассчитываются по формулам:
1)
коэффициент
масштаба для муниципальных районов:
,где (10)
К1i (МР) – коэффициент масштаба в i-ом
муниципальном районе, учитывает снижение (увеличение) расходов на предоставление
бюджетной услуги, связанное с увеличением (снижением) количества потребителей
бюджетной услуги;
Чi – численность постоянного
населения i-го муниципального района;
Чср(МР) – средняя численность
постоянного населения в муниципальных районах Удмуртской Республики,
рассчитываемая как отношение численности постоянного населения муниципальных
районов к количеству муниципальных районов.
2)
коэффициент
дисперсности расселения для муниципальных районов:
,,где (11)
К2i – коэффициент дисперсности расселения
в i-ом муниципальном районе, учитывает дополнительные расходы на
предоставление бюджетной услуги в населенных пунктах с численностью населения
не более 500 человек.
Vi – удельный вес постоянного населения в i-ом муниципальном
районе, проживающего в населенных пунктах с численностью населения не более 500
человек.
3)
коэффициент
стоимости коммунальных услуг
,где (12)
К3i – коэффициент стоимости
коммунальных услуг для бюджетных учреждений в i-ом муниципальном районе
(городском округе); учитывает различия в стоимости видов топлива, используемых
в муниципальных образованиях, и тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг,
установленных на территориях муниципальных образований;
Ркуi –
расходы на оплату коммунальных услуг (с учетом приобретения
топливно-энергетических ресурсов) в i-ом муниципальном районе (городском
округе) в отчетном периоде;
Рку – расходы на оплату
коммунальных услуг (с учетом приобретения топливно-энергетических ресурсов) во
всех муниципальных районах (городских округах) в отчетном периоде1;
di – доля расходов на оплату коммунальных услуг (с учетом приобретения
топливно-энергетических ресурсов) во всех расходах на предоставление бюджетной
услуги в i-ом муниципальном районе (городском округе).
Порядок
распределения дотаций из Фонда финансовой поддержки муниципальных районов
(городских округов) Удмуртской Республики
Распределение
средств Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов)
Удмуртской Республики осуществляется на основе сопоставления уровня расчетной
бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)
пропорционально отставанию уровня расчетной бюджетной обеспеченности
муниципальных районов (городских округов) от уровня, установленного в качестве
критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, по формуле:
где (13)
Дi – дотация i-му
муниципальному району (городскому округу) из Фонда финансовой поддержки
муниципальных районов (городских округов);
V – объем Фонда финансовой поддержки
муниципальных районов (городских округов);
Нi – объем средств, необходимых для
доведения уровня расчетной бюджетной обеспеченности i-го муниципального
района (городского округа) до уровня, установленного в качестве критерия
выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности;
Н –суммарный объем средств,
необходимых для доведения уровня расчетной бюджетной обеспеченности
муниципальных районов (городских округов) до уровня, установленного в качестве
критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности.
Объем средств,
необходимых для доведения уровня расчетной бюджетной обеспеченности
муниципального района (городского округа) до уровня, установленного в качестве
критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, рассчитывается только
по муниципальным образованиям, уровень расчетной бюджетной обеспеченности
которых меньше критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности (БОi < KБО).
Фонд компенсаций Удмуртской
Республики
Фонд
компенсаций Удмуртской Республики образуется в составе бюджета Удмуртской
Республики в целях финансового обеспечения переданных органам местного
самоуправления отдельных государственных полномочий.
Субвенции
из Фонда компенсаций Удмуртской Республики на осуществление органами местного
самоуправления отдельных государственных полномочий распределяются между всеми
муниципальными образованиями, органы местного самоуправления которых
осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия.
Расчет
и распределение субвенций для осуществления органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий осуществляется по единым для
соответствующего вида субвенций методикам, предусмотренным настоящим Законом
или законами Удмуртской Республики о наделении органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики.
Расчет
и распределение субвенций для осуществления органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий осуществляется:
1)
на финансовое обеспечение государственных
гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а
также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях;
2)
на предоставление гражданам субсидий на оплату
жилого помещения и коммунальных;
3)
на государственную регистрацию актов
гражданского состояния;
4)
в области здравоохранения;
5)
в области архивного дела;
6)
в сфере социального обслуживания;
7)
по предоставлению мер социальной поддержки
многодетным семьям и учету (регистрации) многодетных;
8)
по созданию и организации деятельности комиссий
по делам несовершеннолетних и защите их прав;
9)
по расчету и предоставлению дотаций поселениям
за счет средств бюджета Удмуртской Республики;
10) на
финансовое обеспечение осуществления иных государственных полномочий Удмуртской
Республики;
11) на
финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Российской
Федерации, переданных органам местного самоуправления федеральными законами.
Объем
Фонда компенсаций Удмуртской Республики и распределение субвенций между
муниципальными образованиями утверждается законом Удмуртской Республики о
бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год.
Фонд софинансирования
социальных расходов Удмуртской Республики
В
целях предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий на условиях
участия в софинансировании социально значимых расходов местных бюджетов в
составе бюджета Удмуртской Республики может быть образован Фонд
софинансирования социальных расходов Удмуртской Республики.
Объем,
целевое назначение, условия и порядок предоставления субсидий из Фонда
софинансирования социальных расходов Удмуртской Республики устанавливаются
законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной
финансовый год.
Обязательным
условием предоставления субсидий из Фонда софинансирования социальных расходов
Удмуртской Республики является утверждение в бюджете муниципального образования
на очередной финансовый год расходов местного бюджета на софинансирование
указанных социально значимых расходов местных бюджетов за счет собственных
средств бюджета муниципального образования и фактическое осуществление
указанных расходов.
Иные средства финансовой помощи бюджетам муниципальных
образований из бюджета Удмуртской Республики
В
бюджете Удмуртской Республики могут быть предусмотрены дотации на поддержку мер
по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований.
Объем,
условия и порядок предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению
сбалансированности бюджетов муниципальных образований устанавливаются законом
Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый
год.
В
бюджете Удмуртской Республики предусматриваются дотации для стимулирования
развития муниципальных образований.
Объем
дотаций для стимулирования развития муниципальных образований утверждается
законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной
финансовый год.
В
случаях и порядке, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете
Удмуртской Республики на очередной финансовый год, бюджетам муниципальных
образований могут быть предоставлены иные дотации и субсидии из бюджета
Удмуртской Республики в соответствии с бюджетным законодательством.
Бюджетные кредиты из бюджета Удмуртской Республики бюджетам
муниципальных образований
Из
бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской
Республике на текущий финансовый год могут предоставляться бюджетные кредиты на
срок, не выходящий за пределы финансового года в пределах лимитов и по процентной
ставке, установленных законом Удмуртской Республики о бюджете.
Бюджетные
кредиты из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований
предоставляются при соблюдении следующих условий:
1)
отсутствия просроченной задолженности соответствующих
бюджетов муниципальных образований по бюджетным кредитам, полученным ранее из
бюджета Удмуртской Республики;
2)
утверждения представительным органом
муниципального образования решения о бюджете муниципального образования на
очередной финансовый год;
3)
наличия в решении о бюджете муниципального
образования на очередной финансовый год расходов на погашение бюджетного
кредита и оплату процентов в пределах текущего финансового года;
4)
соблюдения нормативов, установленных Бюджетным
кодексом Российской Федерации, в части предельного объема муниципального долга
и расходов на его обслуживание.
Законом
Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики могут быть установлены
дополнительные условия предоставления бюджетных кредитов бюджетам муниципальных
образований.
Порядок
предоставления бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований
устанавливается Правительством Удмуртской Республики.
Возврат
бюджетного кредита в бюджет Удмуртской Республики осуществляется в порядке и
сроки, установленные договором о предоставлении бюджетного кредита.
2.2.
Анализ
межбюджетных трансфертов предоставляемых из бюджета Удмуртской Республики
бюджетам муниципальных образований
Проведены
предварительные расчеты распределения межбюджетных трансфертов в соответствии с
проектом Закона «О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской
Республике». Результаты этих расчетов показывают, что использование нескольких
видов межбюджетных трансфертов, предусмотренных законопроектом, использование
ряда норм временного действия в переходный период, разрешенных федеральным
законодательством, позволят не допустить сокращения размеров финансовой помощи
муниципальным образованиям, обеспечить финансирование действующей бюджетной
сети и одновременно создать дополнительные стимулы для проведения эффективной
бюджетной политики и оптимизации бюджетных расходов.
Статья 47 проекта
Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» предусматривает в
составе раздела «Межбюджетные трансферты» субсидии бюджетам субъектов
Российской Федерации на переселение граждан из жилищного фонда, признанного
непригодным для проживания и жилищного фонда с высоким уровнем износа в рамках
подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной
целевой программы «Жилище на 2002-2010гг.» 1100 млн. руб., из них планируется
выделить бюджету Удмуртской Республики 150 млн. руб.
Условия
софинансирования – федеральный бюджет 35%, бюджет субъекта 65%. Вышеуказанные
условия потребуют участия бюджета Удмуртской Республики в сумме 278,5 млн.
руб. В условиях значительного дефицита бюджета Удмуртской Республики выполнить
данные условия не представляется возможным.
Министерство
финансов Удмуртской Республики ежегодно направляет в Министерство финансов
Российской Федерации предложения к проектам Методик распределения
межбюджетных трансфертов с целью учета особенностей региона. Однако в полной
мере особенности Удмуртской Республики при распределении межбюджетных
трансфертов не учитываются. При распределении дотаций на выравнивание уровня
бюджетной обеспеченности завышается налоговый потенциал республики. Уровень
фактической бюджетной обеспеченности за 2005 год по Удмуртии составил 0,7391
при плановом показателе, учитываемом при расчете дотации, -1,0416, или с
отклонением на 29 процентов. По итогам 5 месяцев 2006 года фактическая
бюджетная обеспеченность составила 0,6311 при плановом показателе 0,9641, или с
отклонением на 34,5 процента. При распределении дотаций на 2007 год расчетная
бюджетная обеспеченность Удмуртской Республики учтена в размере 0,9432.
Рис.1 Уровень
бюджетной обеспеченности Удмуртской Республики
Согласно расчетам
для доведения бюджетной обеспеченности по Удмуртской Республике до плановой
величины необходимо дополнительно 4 млрд. руб. В процессе исполнения бюджета
эти вопросы решаются частично путем предоставления дотаций на поддержку мер по
обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2005
году Удмуртии выделена указанная дотация в сумме 1357,7 млн. руб., на 2006 год
предусмотрена в сумме 595 млн. руб. По состоянию на 28 сентября 2006 года на
2007 год дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов
субъектов Российской Федерации по регионам не распределены.
В 2007 году
планируются серьезные новации в межбюджетных отношениях Удмуртской Республики и
муниципальных образований. Выстраивание отношений будет осуществляться на двух
уровнях: между бюджетом Удмуртской Республики и бюджетами муниципальных районов
(городских округов), и между бюджетами муниципальных районов и бюджетами
поселений.
Дополнительно к
нормативам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, в бюджеты
муниципальных районов и городских округов устанавливаются единые нормативы
отчислений от федеральных налогов и специальных налоговых режимов, подлежащих
зачислению в бюджет Удмуртской Республики, а именно:
-по налогу на
доходы физических лиц – 10 процентов;
-по единому
сельскохозяйственному налогу – 30 процентов;
-по налогу на
добычу общераспространенных полезных ископаемых – 100 процентов.
Вся система
межбюджетных отношений, направлена именно на выравнивание бюджетной
обеспеченности территорий. Если сегодня разрыв в уровне бюджетной
обеспеченности сельских районов 3,9 раза, то после вступления закона в силу
этот разрыв сократится до 10 процентов, а по городам Удмуртии эта разница
сократится с 1,8 раза до 1,6 раза.
Заключение
«Межбюджетные
трансферты – это средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые
другому бюджету бюджетной
системы Российской Федерации».
В ходе проведения
реформы межбюджетных отношений определена структура межбюджетных трансфертов,
предоставляемых из федерального бюджета. Были созданы пять основных фондов
финансовой поддержки регионов, через которые осуществляется предоставление
межбюджетных трансфертов.
В качестве основных проблем межбюджетных
отношений, требующих решения, в последние годы были отмечены: зависимость
финансовой системы от внешнеэкономической конъюнктуры, неполная адекватность
налоговой системы целям обеспечения долговременного экономического роста в
стране. Особо подчеркнут низкий удельный вес закрепленных на долгосрочной
основе источников доходов региональных и местных бюджетов, неразграниченность
расходных обязательств бюджетов разных уровней. К примеру, главной задачей
бюджетной политики признано повышение благосостояния населения и обеспечение
устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и
развития бюджетной системы. При этом бюджетная политика должна быть
ориентирована на перспективу, исходить из четкого понимания возможностей
федерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечивать предсказуемость
условий формирования бюджетов всех уровней.
Также возникает необходимость отказа государства
от сметного финансирования сети бюджетных учреждения, перехода к адресному
предоставлению значительной части бюджетных услуг и реализации принципа
их оплаты в соответствии с получаемыми результатами.
Для преобразования системы межбюджетных отношений
в целях реализации принципа минимального бюджетного финансирования минимальных
социальных стандартов на федеральном и региональном (местном) уровнях ключевым
является решение вопроса распределения бюджетных полномочий в социальной сфере.
В исследованиях расходов бюджетов Удмуртской
Республики в целях их оптимизации, оценки налогового потенциала муниципальных
бюджетов Удмуртской Республики, оценки эффективности субсидирования го
территориальных бюджетов была предпринята попытка оценки действующего механизма
межбюджетных отношений, определить методологию расчетов. Исследования
показывают, что для усиления воздействия межбюджетных отношений необходима перестройка
этих отношений таким образом, чтобы обеспечить сочетание выравнивающей и
стимулирующей функций, повысить заинтересованность органов власти в наращивании
налогового потенциала, наиболее полном и своевременном сборе налогов в
бюджетную систему, рациональном и эффективном расходовании бюджетных средств.
Список использованной
литературы
1.
Бюджетный
кодекс Российской Федерации: От 31.07.1998 № 145-ФЗ.-В ред. от 02.02.2006.-Ст. 6
2.
Мурылев
С., Трунин И. Проблемы моделирования воздействия межбюджетных трансфертов на
фискальное поведение субнациональных властей- 2002 г.-№5
3.
Кадочников
П., Синельников «Влияние межбюджетных трансфертов на фискальное поведение
региональных властей в Российской Федерации».
4.
Закон «О
методиках распределения межбюджетных трансфертов в Пермском крае »
5.
Крюкова
Л.П., начальник сводного бюджетного отдела Министерства финансов Пермского края
«ВОПРОСЫ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ» 14.09.2006
6.
Подробнее
о развитии бюджетного федерализма в России см.: Христенко В.Б. Межбюджетные
отношения и управление региональными финансами. М., 2002; Лавров А.М. Бюджетная
реформа в России: от управления затратами к управлению результатами. М., 2005.
7.
См.:
Силуанов А.Г. Финансовая помощь из федерального бюджета // Бюджет. 2004. № 3.
С. 11.
8.
Подробнее
о Фонде реформирования региональных финансов см., например: Программы
реформирования региональных финансов: первые результаты / Под ред. А.М.
Лаврова. М., 2001. 10 с.; Опыт и перспективы реализации программ реформирования
региональных финансов: Материалы Всероссийского совещания / Под ред. А.М.
Лаврова, Н.В. Смирнова. Чебоксары, 2003. 248 с.; Климанов В.В., Сорокина М.Н.
Конкурсные процедуры поддержки реформирования региональных и муниципальных
финансов в России // Финансы. 2006. № 6.
[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации: От 31.07.1998 № 145-ФЗ.-В ред. от 02.02.2006.-Ст.
6
[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации: От 31.07.1998 № 145-ФЗ.-В ред. от 02.02.2006.-Ст.
6
1 Производится корректировка на изменение кредиторской задолженности
Страницы: 1, 2, 3, 4
|