·
утверждение и доведение до распорядителей и
получателей средств Федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;
·
принятие денежных обязательств получателями
средств Федерального бюджета;
·
подтверждение денежных обязательств федерального
бюджета.
Анализ бюджетных расходов
можно проводить в целом, по отраслевому признаку, по статьям затрат. Исходя из
функциональной классификации расходов, расходы федерального бюджета
представлены в таблице 6.3.2, а их структура – в таблице 7.3.2.
Динамика расходов Федерального бюджета за
2000-2004 гг. (в млрд. рублей)[10]
Таблица 6.3.2.
Вид расходов
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
Государственное управление
|
25
|
42
|
56
|
67
|
81
|
Национальная оборона
|
192
|
248
|
295
|
356
|
430
|
Правоохранительная деятельность
|
105
|
149
|
190
|
248
|
315
|
Фундаментальные исследования
|
17
|
24
|
31
|
42
|
47
|
Промышленность
|
35
|
44
|
105
|
69
|
81
|
Сельское хозяйство
|
13
|
24
|
28
|
32
|
35
|
Образование
|
38
|
54
|
82
|
100
|
122
|
Здравоохранение
|
17
|
23
|
32
|
39
|
49
|
Социальная политика
|
68
|
112
|
485
|
139
|
154
|
Обслуживание государственного долга
|
249
|
231
|
230
|
221
|
205
|
Финансовая помощь бюджетам других уровней
|
101
|
230
|
318
|
796
|
904
|
ВСЕГО расходов
|
1 019
|
1 322
|
2 054
|
2 359
|
2 696
|
Структура функциональных расходов
Федерального бюджета за 2000-2004 гг. (в процентах)[11]
Таблица 7.3.2.
Вид расходов
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
Государственное управление
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Национальная оборона
|
19
|
19
|
14
|
15
|
16
|
Правоохранительная деятельность
|
10
|
11
|
9
|
11
|
12
|
Фундаментальные исследования
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Промышленность
|
3
|
3
|
5
|
3
|
3
|
Сельское хозяйство
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
Образование
|
4
|
4
|
4
|
4
|
5
|
Здравоохранение
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Социальная политика
|
7
|
8
|
24
|
6
|
6
|
Обслуживание государственного долга
|
24
|
17
|
11
|
9
|
8
|
Финансовая помощь бюджетам других уровней
|
10
|
17
|
15
|
34
|
34
|
ВСЕГО расходов
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
За прошедшие пять лет расходы
на национальную оборону и обеспечение правоохранительной деятельности
государства составляли примерно 27 % от всей суммы расходов. Снижалась доля
расходов по обслуживанию государственного долга – с 24 % в 2000 г. до 8 % в
2004 г. Финансовая помощь бюджетам других уровней напротив росла – с 10 % в
2000 г. до 34 % в 2004 г.
Расходные обязательства
субъекта Российской Федерации закреплены в статье 85 Бюджетного кодекса РФ и
возникают в результате:
- принятия законов субъекта
Российской Федерации, а также заключения субъектом Федерации договоров при
осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам ведения
субъектов Федерации;
- принятия законов субъекта
Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Федерации
межбюджетных трансфертов;
- принятия нормативных правовых
актов субъекта Федерации при осуществлении органами государственной власти
субъекта Федерации полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом
"Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" подлежат
финансовому обеспечению за счет субвенций из Федерального бюджета.
Расходные обязательства
субъекта Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта
Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников
покрытия дефицита бюджета субъекта Федерации. В случаях, установленных
федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных
государственных внебюджетных фондов, расходные обязательства субъекта Федерации
могут исполняться за счет средств соответствующих территориальных государственных
внебюджетных фондов. Расходные обязательства субъекта Федерации по
предоставлению субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств
муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации исполняются путем
предоставления местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций.
Законы субъекта Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам
субвенций из регионального фонда компенсаций, должны содержать порядок расчета
нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение
соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно
вводиться в действие законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на
очередной финансовый год.
Органы государственной власти
субъекта Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда
государственных гражданских служащих субъекта Федерации и работников
государственных учреждений субъекта Федерации. Органы государственной власти
субъекта Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства,
связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов
государственной власти.
Органы государственной власти
субъекта Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства,
связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов
государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из
компетенции органов государственной власти субъекта Федерации федеральными
законами, законами субъекта Федерации, только при наличии соответствующих
средств бюджета субъекта Федерации (за исключением дотаций, субсидий и
субвенций из федерального бюджета).
Расходные обязательства
муниципального образования по осуществлению отдельных государственных
полномочий устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и
исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита
соответствующего местного бюджета.
Расходные обязательства муниципального
образования, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органов
местного самоуправления при осуществлении указанными органами отдельных
государственных полномочий в соответствии с федеральными законами (законами
субъекта Российской Федерации), исполняются за счет субвенций из регионального
фонда компенсаций.
Органы местного самоуправления
самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных
должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на
постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных
предприятий и учреждений. В муниципальном образовании, которому предоставляются
дотации из бюджета субъекта Федерации или дотации из бюджета муниципального
района, размер оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного
самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе,
муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и
учреждений устанавливается не выше предельных значений, установленных законом
субъекта Федерации.
Органы местного самоуправления
не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с
решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Федерации, за исключением
случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов
Федерации.
Органы местного самоуправления
вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением
вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других
муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из
их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,
только при наличии собственных финансовых средств (за исключением субсидий,
субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта
Федерации).
Органы местного самоуправления
обязаны вести реестры расходных обязательств. Под реестром расходных
обязательств понимается свод нормативных актов и заключенных органами местного
самоуправления договоров, предусматривающих возникновение расходных
обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Реестр расходных обязательств муниципального образования ведется в порядке,
установленном местной администрацией и представляется органом местного
самоуправления в исполнительный орган государственной власти субъекта
Федерации.
ГЛАВА
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Итоги бюджетной политики в 2004 году и в начале 2005 года, основные
проблемы, требующие решения
Проводимая бюджетная политика в целом позволила
обеспечить сохранение макроэкономической стабильности. Однако предусмотренный
федеральным законом о федеральном бюджете на 2004 год прогнозный уровень
инфляции был превышен. Недопустимо высоким остается уровень инфляции и в начале
2005 года.
В результате усилились риски замедления темпов и
снижения качества экономического роста. Высокая инфляция в значительной степени
снижает эффективность мер по повышению уровня доходов населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|