В доходах федерального бюджета
также учитываются прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных
обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами и
доходы от внешнеэкономической деятельности.
Структура доходов Федерального бюджета за
2000-2004 гг. (в процентах)[6]
Табл.
2.3.2
Виды доходов
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
Налоговые доходы
|
85
|
92
|
92
|
92
|
92
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
Налоги на прибыль
|
18
|
14
|
23
|
21
|
19
|
Налоги на товары и услуги
|
44
|
53
|
43
|
43
|
35
|
Таможенные пошлины
|
20
|
21
|
15
|
18
|
24
|
Платежи за природные ресурсы
|
2
|
3
|
10
|
10
|
13
|
Прочие налоги
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Неналоговые доходы
|
7
|
7
|
7
|
7
|
7
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
Доходы от государственного
имущества
|
3
|
4
|
4
|
4
|
5
|
Доходы от внешнеэкономической
деятельности
|
3
|
3
|
3
|
3
|
1
|
Прочие неналоговые доходы
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Доходы целевых бюджетных
фондов
|
8
|
1
|
1
|
1
|
1
|
ВСЕГО ДОХОДОВ
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Исходя из табл. 1.3.2 и 2.3.2,
можно сделать следующие выводы: структура доходов бюджета по группам достаточно
стабильна, основная доля платежей приходится на налоговые поступления.
Наметилась слабая тенденция снижения доли налога на прибыль и налогов на товары
и услуги.
Бюджет субъекта Российской
Федерации - форма образования и расходования
денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения
расходных обязательств соответствующего субъекта Федерации.
В бюджетах субъектов в
соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства,
направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Федерации в связи с
осуществлением органами государственной власти субъектов Федерации полномочий
по предметам ведения субъектов Федерации и полномочий по предметам совместного
ведения и расходных обязательств субъектов Федерации, осуществляемых за счет субвенций
из Федерального бюджета.
Бюджет субъекта и свод бюджетов
муниципальных образований, входящих в состав субъекта Федерации (без учета
трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта
Российской Федерации.
Собственные доходы бюджетов
субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных
за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы
местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной
доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на
срок не менее трех лет. Законодательные органы субъектов Федерации вводят
региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и
предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым
законодательством Российской Федерации.
Впервые с 2005 г. в Бюджетном
кодексе РФ (ст. 56) четко определен перечень федеральных налогов и их доля
отчислений в региональные бюджеты, например, %:
·
налога на прибыль организаций (региональная
ставка налога) - 100%;
·
налог на доходы физических лиц - 70 %;
·
налог на наследование или дарение - 100 %;
·
акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - 50
%;
·
акцизы на спиртосодержащую продукцию - 50 %;
·
акцизы на автомобильный бензин - 60 %;
·
акцизы на алкогольную продукцию - 100 %;
·
акцизы на пиво - 100 %;
·
налог на добычу полезных ископаемых - 100 %;
·
сбор за пользование объектами водных
биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 30 %;
·
сбор за пользование объектами животного мира -
100 %;
·
единый налог по упрощенной системе
налогообложения - 90 %;
·
единый сельскохозяйственный налог - 30 %;
Указанные налоговые доходы
могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти
субъектов Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке,
предусмотренном ст. 58 Бюджетного кодекса. Виды неналоговых поступлений в
региональный бюджет отражены в ст. 57 Бюджетного кодекса:
·
часть прибыли унитарных предприятий, созданных
субъектами Российской Федерации (после уплаты налогов) - в размерах,
устанавливаемых законами субъектов Федерации;
·
плата за негативное воздействие на окружающую
среду - 40 %;
·
платежи за пользование лесным фондом - 100 %.
Анализ динамики и структуры
доходов позволяет сделать следующие выводы:
- за последние пять лет доля
налоговых поступлений в среднем составляет 52%. Из них основные платежи
приходятся на налоги на прибыль, на товары и услуги, налог на имущество;
- доля
неналоговых поступлений остается примерно на уровне 5 % от доходов областного
бюджета;
- суммы безвозмездных перечислений из бюджетов
других уровней в среднем составляют 33 %;
- доходы
от предпринимательской деятельности остаются на одном уровне и составляют всего
2 % от общей суммы доходов бюджета.
Бюджет муниципального образования
- форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый
год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего
муниципального образования.
Доходы местных бюджетов
формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от
федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты
после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в
полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной
собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении органов местного самоуправления.
В местный бюджет поступают
ассигнования на финансирование отдельных государственных полномочий,
передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование
реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов
субъектов Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов,
возникших в результате решений органов государственной власти, которые привели
к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных
образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в
порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами
субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
До разграничения
государственной собственности на землю в местный бюджет в полном объеме
поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности
земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и
предназначенных для целей жилищного строительства.
Состав налоговых и неналоговых
доходов, которые зачисляются в местные бюджеты, определен в ст. 61 и 62
Бюджетного кодекса:
·
собственные налоговые доходы местных бюджетов от
местных налогов;
·
отчисления от федеральных и региональных
регулирующих налогов, передаваемые местным бюджетам (ст. 52, 58, 63 Бюджетного
кодекса).
Неналоговые доходы местных
бюджетов учитываются и формируются в соответствии со ст. 41 - 46 Бюджетного
кодекса, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий,
остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах,
устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственным долгом
Российской Федерации являются долговые
обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами,
иностранными государствами, международными организациями. Государственный долг
Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в
федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Долговые обязательства Российской Федерации не должны превышать по срокам
погашения 30 лет и могут существовать в форме:
·
кредитных соглашений и договоров;
·
государственных займов в виде ценных бумаг;
·
договоров о бюджетных кредитах от бюджетов
других уровней;
·
договоров о предоставлении Российской Федерацией
государственных гарантий;
·
договоров о пролонгации и реструктуризации
долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства
Российской Федерации по срокам погашения подразделяются:
- краткосрочные
- до одного года;
- среднесрочные
- свыше одного года до пяти лет;
- долгосрочные
- свыше пяти лет до 30 лет.
Долговые обязательства субъекта
Федерации не должны превышать 30 лет и могут существовать в таких же формах,
что и обязательства Российской Федерации.
Муниципальный долг -
совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный
долг полностью обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим
муниципальную казну. Долговые обязательства должны быть погашены в срок до 10
лет и могут существовать в следующих формах:
·
кредитные соглашения и договора;
·
займы в виде муниципальных ценных бумаг;
·
договоры о бюджетных кредитах от бюджетов других
уровней;
·
договоры о предоставлении муниципальных
гарантий.
Государственные внешние
заимствования Российской Федерации используются для покрытия дефицита
федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых
обязательств Российской Федерации.
Государственные и муниципальные
внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих
бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в
пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых
обязательств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|